Выстроить собственный самолёт — это у меня мечта с детства. Но осуществить её я смог не так уж и в далеком прошлом, не смотря на то, что путь в небо проложил ещё в военной авиации, а дальше — на дельталёте. После этого выстроил и самолёт. Но недочёт знаний и опыта в этом деле дал и соответствующий итог — самолёт так и не взлетел. Неудача не то дабы отбила желание строить летательные аппараты, но остудила пыл основательно — уж довольно много было израсходовано времени и сил.
А реанимировать это желание помог, в неспециализированном-то, случай, в то время, когда стало возмможно недорого купить кое-какие части от списанного самолёта Ан-2, известного больше в народе называющиеся «Кукурузник».
И приобрёл-то всего лишь элероны с триммерами и закрылки. Но из них уже было возможно изготовить крылья для лёгкого самолёта-биплана. Ну а крыло — это практически полсамолёта! Из-за чего решил строить биплан?
Да вследствие того что площади элеронов для моноплана было не хватает. А вот для биплана — в полной мере хватило, и крылья из элеронов Ан-2 кроме того мало укоротил. Элероны стоят лишь на нижнем крыле. Изготовлены они из спаренных триммеров элеронов всё того же самолёта Ан-2 и подвешены на крыле на простых рояльных петлях.
Чтобы повысить эффективность управления самолётом на протяжении задней кромки элеронов сверху приклеены древесные (сосновые) треугольные рейки высотой 10 мм и закрыты полосами обшивочной ткани.
Самолёт вспоминал как учебнотренировочный, а по классификации относится к сверхлёгким аппаратам (ультралайтам).
По конструкции самолёт представляет собой одноместный одностоечный биплан с трёхопорным шасси с хвостовым управляемым колесом. Подобрать какой-то прототип не смог, а потому решил проектировать и строить по классической схеме и, как говорят автолюбители, — без дополнительных опций, другими словами в несложном варианте с открытой кабиной.
Верхнее крыло «Кузнечика» немного поднято над фюзеляжем (как парасоль) и закреплено чуть впереди кабины пилота на опоре, выполненной из дюралюминиевых труб (от тяг элеронов Ан-2) в форме наклонной пирамиды. Крыло — разъёмное, складывается из двух консолей, стык между которыми прикрывается накладкой. Комплект крыла — железный (дюралюминиевый), обшивка — полотняная с пропиткой эмалитом. Законцовки и корневые части консолей крыла также обшиты узким дюралюминиевым страницей.
Консоли верхнего крыла дополнительно подкреплены подкосами, идущими от узлов крепления межкрыльевых стоек к нижним лонжеронам фюзеляжа. Приёмник воздушного давления закреплён на расстоянии 650 мм от финиша левой консоли верхнего крыла. Консоли нижнего крыла — также отъёмные, крепятся к нижним лонжеронам фюзеляжа (по бокам кабины).
Зазоры между корневой частью и фюзеляжем прикрываются полотняными (пропитанными эмалитом) зализами, каковые крепятся к консолям на липучих лентах — репейниках.
Угол установки верхнего крыла — 2 градуса , нижнего — 0. Поперечное V у верхнего крыла — 0, а у нижнего — 2 градуса. Угол стреловидности у верхнего крыла — 4 градуса, а у нижнего — 5 градусов.
Нижние и верхние консоли каждого крыла соединены между собой стойками, выполненными, как и подкосы, из дюралюминиевых труб от тяг управления самолёта Ан-2.
Каркас фюзеляжа — ферменный, сварен из металлических тонкостенных (1,2 мм) труб наружным диаметром 18 мм. Его база — четыре лонжерона: два верхних и два нижних.
По бортам пары лонжеронов (один верхний и один нижний) соединены равным числом и одинаково расположенными подкосами и стойками и образуют две симметричные фермы. Пары верхних и нижних лонжеронов соединены укосинами и поперечинами, но их местоположение и количество вверху и внизу обычно не совпадают. В том месте же,где расположение поперечин и стоек сходится, они образуют рамы.
Сверху над передними прямоугольными рамами приварены формообразующие дуги. Остальные же (задние) фюзеляжные рамы — треугольные, равнобедренные.
Биплан «Кузнечик»:
1 —воздушный винт (двухлопастный, моноблочный, O1400, t= 800); 2 — глушитель; 3 —обтекатель кабины лётчика; 4—капот; 5 — подкос консоли верхнего крыла (2 шт.); 6 — стойка (2 шт.); 7—пилон верхнего крыла; 8 — прозрачный козырёк; 9 — фюзеляж; 10—киль; 11 —руль поворота; 12—хвостовая опора; 13 — хвостовое рулевое колесо; 14—главная стойка шасси (2 шт.); 15—главное колесо (2 шт.); 16 — правая консоль верхнего крыла; 17—левая консоль верхнего крыла; 18 — правая консоль нижнего крыла; 19—левая консоль нижнего крыла; 20—приёмник воздушного давления; 21 —накладка стыка консолей верхнего крыла; 22 — расчалка киля и стабилизатора (2 шт.); 23 — капот двигателя с воздухозаборником; 24 — газоотбойный щиток; 25 —стабилизатор (2 шт.); 26—руль высоты (2 шт.); 27—элерон (2 шт.)
Стальной сварной каркас фюзеляжа:
1—верхний лонжерон (труба O18x1, 2 шт.); 2 — нижние лонжероны (труба O18x1, 2 шт.); 3—опора ручки управления самолётом; 4 — хребтовая балка (2 шт.); 5 — четырёхугольная рама (труба O18, 3 шт.); 6- формообразующая дуга первой и третьей рам (труба O18x1, 2 шт.); 7 — раскосы и подкосы (труба O18x1, по чертежу); 8 — проушины и подвески и ушки крепления конструктивных элементов (по потребности); 9 — трапеция крепления резинового шнурового амортизатора главной стойки шасси (труба O18x1); 10—треугольные рамы хвостовой части (труба O18х 1, 4 шт.)
Углы установки консолей крыльев (а — верхнее крыло; б — нижнее крыло):
1—поперечное V; 2 — стреловидность крыльев; 3—угол установки
Каркас обтянут неотбеленной бязью, которая после этого пропитывалась «эмалитом» домашнего изготовление — целлулоидом, растворённым в ацетоне. Это покрытие прекрасно зарекомендовало себя среди самодеятельных авиаконструкторов.
Передняя часть фюзеляжа (до кабины) с левой по полёту стороны обшита панелями из узкого пластика. Панели — съёмные — для удобства доступа на земле к органам управления в кабине и под двигателем. Днище фюзеляжа — из дюралюминиевого страницы толщиной 1 мм.
Хвостовое оперение самолёта — хорошее. Все его элементы — плоские. Каркасы киля, стабилизатора, высоты и рулей направления сварены из тонкостенных металлических труб диаметром 16 мм.
Полотняная обшивка к подробностям рам пришита, а швы проклеены дополнительно полосами из такой же бязевой пропитанной эмалитом ткани. Стабилизатор складывается из двух половинок, каковые крепятся к килю. Для этого над фюзеляжем через киль недалеко от передней кромки пропущена шпилька М10, а у задней кромки — трубчатая ось диаметром 14 мм.
К корневым же стержням половин стабилизатора приварены ушки с секторными пазами, служащими для установки горизонтального оперения под требуемым углом, зависящим от массы пилота.
Любая добрая половина надевается ушком на шпильку и закрепляется гайкой, а трубка задней кромки — на ось и притягивается к килю расчалкой из металлической проволоки диаметром 4 мм.
От редакции.
Для исключения самопроизвольного поворота стабилизатора в полёте целесообразно вместо секторного паза в ушках выполнить пара отверстий под шпильку.
на данный момент на самолёте стоит винтомоторная установка с двигателем Уфимского моторного завода УМЗ 440-02 (такими моторами завод комплектует снегоходы «Рысь») с планетарным редуктором и двухлопастным винтом.
Двигатель количеством 431 см3 мощностью 40 л.с. с числом оборотов до 6000 в 60 секунд воздушного охлаждения, двухцилиндровый, двухтактный, с раздельной смазкой, трудится на бензине, начиная с Аи-76. Карбюратор — К68Р. Совокупность воздушного охлаждения — не смотря на то, что и самодельная, но действенная. Выполнена по такой же схеме, как у авиационных двигателей «Вальтер-Минор»: с воздухозаборником в форме усечённого конуса и дефлекторами на цилиндрах.
Моторама:
1 —лонжерон (металлическая труба 30x30x2,2 шт.); 2—удлинитель лонжерона (труба O22,2 шт.); 3 — поперечина (металлической лист s4); 4 сайлентблок (4 шт.); 5—ушко крепления подкоса (металлической лист s4,2 шт.); 6—опорная дужка капота (металлическая проволока O8); 7 подкос (труба O22, 2 шт.)
Главная опора шасси:
1 —колесо (O360, от мини-мокика); 2 — ступица колеса; 3—главная стойка (металлическая труба O30); 4—главный подкос (металлическая труба O22); 5 — амортизатор (резиновый жгут O12); 6 —ограничитель хода главной стойки (трос O3); 7 —трапеция крепления амортизатора (элемент фермы фюзеляжа); 8—ферма фюзеляжа; 9—дополнительная стойка шасси (металлическая труба O22); 10—захват амортизатора (труба O22); 11-—дополнительный подкос (металлическая труба O22); 12- сообщение стоек (металлическая труба O22)
С правой стороны капота — окно для воздушного фильтра карбюратора двигателя и пусковое устройство двигателя
Ручка управления самолётом
Приборная доска (внизу прекрасно видны педали управления хвостовым колесом и рулём направления на трапеции и резиновый шнуровой амортизатор главных стоек шасси):
1 — ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора; 2—указатель горизонтальной скорости; 3 — вариометр; 4—винт крепления приборной доски (3 шт.); 5—скольжения и указатель поворота; 6—лампочка сигнализации отказа двигателя; 7—тумблер включения зажигания; 8—датчик температуры головок блоков цилиндров; 9 — педали управления рулём направления
Раньше на самолёте стоял модернизированный двигатель от подвесного лодочного мотора «Вихрь» мощностью лишь 30 л.с. и клиноремённой передачей (передаточное отношение 2,5).
Но и с ними самолёт летал с уверенностью. А вот тянущий двухлопастный моноблочный (изсоснового переклея) самодельный винт диаметром 1400 мм и шагом 800 мм так до тех пор пока и не поменял, не смотря на то, что и планирую его заменить более подходящим. Планетарный редуктор с передаточным отношением 2,22… новому двигателю достался от какой-то иномарки. Глушитель для двигателя изготовлен из десятилитрового баллона пенного огнетушителя.
Топливный же бак вместимостью 17 литров — из бака ветхой стиральной машины — он из нержавеющей стали. Установлен за приборной доской. Капот — из тонколистового дюралюминия.
Он имеет по бокам решётки для выхода нагретого воздуха и справа ещё лючок с крышкой для вывода шнура с рукояткой — ими осуществляется запуск двигателя.
Винтомоторная установка подвешена на простой мотораме в виде двух консолей с подкосами, задние финиши которых закреплены на стойках передней рамки-шпангоута каркаса фюзеляжа.
Двигатель УМЗ 440-02 от снегохода «Рысь» прекрасно вписался в контуры фюзеляжа и обеспечил самолёту хорошие лётные эти
Электрооборудование самолёта — 12-вольтовое.
Главные стойки шасси сварены из отрезков металлической трубы диаметром 30 мм, а их подкосы — из трубы диаметром 22 мм. Амортизатор — резиновый шнур, намотанный на передние трубы стоек и трапецию каркаса фюзеляжа. Колёса главных стоек шасси — нетормозные диаметром 360 мм — от мини-мокика, у них усилены ступицы.
Задняя опора имеет амортизатор рессорного типа и управляемое колесо диаметром 80 мм (от авиационной стремянки).
Управление рулём и элеронами высоты — твёрдое, от ручки управления самолётом через тяги из дюралюминиевых трубок; хвостовым колесом и рулём направления — тросовое, от педалей.
Постройка самолёта была закончена в 2004 году, и его испытал лётчик Е.В. Яковлев. Самолёт прошёл техкомиссию. Совершал достаточно продолжительные полёты по кругу около аэропорта.
Запаса горючего в 17 литров в полной мере хватает приблизительно на полтора часа полёта с учётом аэронавигационного запаса.
Очень консультации и полезные советы при постройке самолёта мне давали два Евгения: Шерстнёв и Яковлев, за что я им весьма благодарен.
Лётно-технические характеристики
Масса безлюдного, кг……………………………..110
Скорость, км\ч:
большая…………………………………110
крейсерская……………………………..80-90
взлётная…………………………………………..50
посадочная………………………………………55
сваливания………………………………………45
Площадь крыльев. м:……………………………9
Мощность двигателя, л.с…………………….40
Запас горючего, л………………………………….17
Длительность полёта, ч…………….1,5
Эксплуатационные перегрузки………+3/-3
С. ЗАНЮКОВ, г. Иваново
Рандомные статьи:
Биплан Шершень
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Летом прошлого года начальник авиакружка Внуковского дома культуры (г.Москвы) пилот-любитель Андрей Черников демонстрировал на сконструированном и…
-
Трицикл «Кузнечик» спроектировали и изготовили в лаборатории конструирования малогабаритной техники КЮТ Новосибирского академгородке семиклассники…
-
Все чаще и чаще в редакционной почте видятся объемистые пакеты с описаниями и чертежами самодельных микромотоциклов. Принципиальное их отличие от…
-
Вы решили выстроить самолёт. И сходу перед вами первая неприятность — каким ему быть? Одноместным либо двухместным? Значительно чаще это зависит от…