На гусеничном ходу

Данный гусеничный снегоход мало знаком отечественным читателям. Его фотография была размещена в № 3’99 отечественного издания под рубрикой Фотопанорама из писем читателей. Сделал его Валерий Александрович Богдановский из села Таборы Свердловской области — старший тренер детско-юношеского клуба физической подготовки, человек азартный и увлеченный.

Работу собственную обожает — для нее отказался кроме того от оформления инвалидности. К тому же охотник и заядлый рыбак. Еще одна его страсть — снегоходные автомобили, причем сделанные собственными руками.

Он выстроил пара аэросаней с хорошими ходовыми качествами, фотография одной из этих автомобилей была размещена в «Моделисте-конструкторе» № 1’89. После этого были пневмоходы — колесные, колесно-лыжные (на данный момент. № 10’92 отечественного издания), как открытого, так и полузакрытого типа, и вот сейчас — снегоход на гусеничном ходу.

Выстроенные мною пневмоходы и аэросани не всегда устраивали меня при передвижении по заснеженному лесу либо кустарнику, замерзшим болотам, поросшими кочками. Тогда я решил сделать гусеничный снегоход по чертежам и рисункам в издании «Моделист-конструктор» № 11’91 в публикации о снегоходной машине “Идея-2», сконструированной братьями Матвейчук из г.Заводоугловска Тюменской области.

приводные узлы и Рама снегохода:

1 — рама; 2 — звездочка № 2 промежуточного вала (z = 17, от мотоцикла «Иж»); 3 — промежуточный вал; 4 — звездочка № 1 промежуточного вала (z=21, от мотоколяски СЗД), 5 — ведомая звездочка вала гусеницы (z=37); 6 приводная звездочка гусеницы с фланцами (z=8, фанера s20, 2 шт.); 7 — ведущий вал гусеницы; 8 — дуга — стойка
опорной лыжи (металлическая неотёсанна 25×3,2. 2 шт.); 9 — натяжной каток гусеницы (d290, фанера ,s20.На гусеничном ходу

2 шт.): 10 — ось натяжных катков (сталь, труба 32×4); 11 — фаркоп; 12 — натяжное устройство: 13 —фланец барабана (сталь, лист s1,5, 4 шт.), 14 — фланец приводной звездочки гусеницы (сталь, лист s1,5, 4 шт.), 15 — рулевая стойка

Машину выстроил в течение лета водворе дома посредством самых простых инструментов: электродрели, лобзика по металлу, наждака, напильника, молотка да зубила, поскольку, не считая электросварки,второй станочной базы у меня нет.

В мастерской заказывал лишь корпуса подшипников и наконечники валов.

Материалы применял подручные. Раму сварил из штампованных швеллеров от ветхого магазинного прилавка иквадратных труб от кухонного стола. Все валы — из круглых водогазопроводных труб. Двигатель применил от мотоцикла «Восход», расположив его в первых рядах справой стороны, как и на машине «Идея-2».

Снегоход оказался грубоватым на вид, но опробования зимний период продемонстрировали его хорошие ходовые качества: проходимость, скорость; он был компактен и легок, экономичен по расходу горючего. Асимметричное размещение двигателя, само собой разумеется, имеет собственные преимущества: простоту доступа к нему при обслуживании, переключения передач и удобство запуска, возможность направить цепной привод конкретно на ведущий вал гусеницы. Но на рыхлом снегу при поворотах машина довольно часто заваливалась.

Это событие выяснило мое ответ переместить двигатель к середине передней части снегохода. Было нужно доработать конструкцию, и в первую очередь передок рамы, и установку промежуточного вала в привод автомобили для передачи вращательного момента от двигателя на гусеницу.

Были и другие переделки, каковые я совершил на протяжении модернизации снегохода, улучшившие его ходовые качества, комфортабельность и надёжность (в случае если так возможно сообщить об данной утилитарной машине), и о них—по ходу рассказа.

Рулевая стойка:

1 — передняя траверса рамы; 2 — стойка (сталь, труба 28×28): 3 — опора руля (уголок 25×25);4 — рулевой вал (сталь, труба 20); 5 — перекладина (сталь, труба 28×28); 6 — сошка; 7 — шайба (латунь); 8 — опорная втулка с уголком;9 — гайка М10

Узел промежуточного вала:

1 — опора сиденья (сталь, неотёсанна 28×28); 2 — поперечина рамы (сталь, труба 28×28);3 — стойка (сталь, труба 18×18); 4 — траверса (уголок 45×25); 5 — укосина (сталь, пластина 40×5. 2 шт.); 6 — подшипник 204 в корпусе (2 шт.); 7 — промежуточный вал (сталь, труба 27×3); 8 — звездочка № 1 (z=21); 9 — лонжерон рамы; 10 звездочка № 2 (z = 17); 11 — кожух (резина)

Гусеничный блок:

1 — стяжка с гайкой М8 (сталь, пруток d8, 2 шт.); 2 — ведущая звездочка гусеничного блока, 3 — приводной вал гусеницы; 4 — натяжное устройство; 5 — натяжной каток; 6 — трак (рейка 500x38x18); 7 —лонжерон рамы; 8 — ведомая звездочка вала гусеницы; 9 — опорная лыжа; 10 — кронштейн подвески опорной лыжи (швеллер 45x32x3); 11 — болтМ8; 12,13 — болты М6; 14 — направляющая (бронза); 15 — шуруп; 16 — подошва опорной лыжи (полиэтилен): 17 — крепление корпуса подшипника; 18— ось натяжных катков

Рулевая лыжа:

1 —лыжа (фанера s8), 2 — рукоятка (сталь, труба 10×2), 3— передняя пружина (от сиденья автомобиля УАЗ); 4 — лонжерон (доска s25): 5 — опорный кронштейн (уголок 25×25, 2 шг.); 6 — вилка (сталь, полоса s5, 7 — рулевая колонка (сталь, труба 33×3). 8 — стойка (сталь, труба 27×3); 9 — задняя пружина (от амортизатора мотоцикла «Минск»); 10 — подрез (уголок 25×25, L450, 2 шт.); 11 —подошва (полиэтилен s4), 12 — заклепка (алюминий, 40 шт.)

Опорная лыжа:

1 — стяжки (сталь, пруток d8); 2 — втулка подвески; 3 — лыжа; 4 — подошва (полиэтилен s4); 5 — направляющая (бронза);

Ведущий вал гусеницы:

1 — ведомая звездочка (z=37, самодельная), 2— подшипниковый корпус; 3 — болт М6 (4 шт.); 4 — гусеничная звездочка (фанера s20. 2 шт.); 5 — вал ведущего моста (сталь, труба 32×4): 6 — фланец гусеничной звездочки; 7 — подшипник 204; 8 втулка полезной звездочки; 9 — вставка (металлической круг)

Гусеница:

1 — болты, шайбы и гайки; 2 — транспортерная резинотканевая лента; 3 — трак (березовый брусок); 4 — направляющий уголок

Ведущая звездочка, Натяжной каток

Стапель для сборки гусеницы (дерево)

Чтобы установить двигатель с подрамником в середине автомобили, к передней траверсе рамы приварил площадку, сделав в ней соответствующие отверстия под «лапки» подрамника.

Такие же отверстия сделал и в следующей траверсе. Отверстия в «лапках» подрамника переделал в продольные прорези для натяжения приводной цепи перемещением двигателя вперед. Подседельную раму также было нужно переделать, сместив ее мало назад.

Двигатель сейчас запускается посредством самодельной рукоятки, а не кикстартером, переключение передач — как у простого мотоцикла.

До модернизации при боковом размещении двигатель не имел принудительного охлаждения. По окончании перемещения его в середину было нужно под передний щиток установить вентилятор с турбин-кой и «улиткой» от обогревателя ЗиЛ-157. Воздуховод спаял из луженой жести. Часть
отработанного (подогретого на охлаждении двигателя) воздуха направил на карбюратор.

Бензобак перенес в кузов и установил его в том месте в углу на стойках, дабы бензин к карбюратору по долгому шлангу подавался так же, как и прежде самотеком.

Перенос двигателя в середину существенно повысил устойчивость автомобили, что разрешило уменьшить колею управляющих лыж с 1100 до 950 мм, а это, со своей стороны, улучшило маневренность снегохода, что особенно принципиально важно при езде по лесу.

Промежуточный вал не только передает вращение от двигателя на ведущий вал гусеницы, но и сокращает угловую скорость, увеличивая крутящий момент, поскольку первая его звездочка (г = 21) — от редуктора основной передачи мотоколяски СЗД, а вторая (г = 17) — от мотоцикла «Иж», от него же и приводные цепи Ведомая звездочка на валу гусеницы имеет 37 зубьев. Скорость снегохода мало уменьшилась, но тяговые характеристики существенно увеличились.

Сейчас машина может перевозить двух седоков,груз в багажнике и еще тащить за собой легкие самодельные нарты с поклажей. Ширина полозьев нарт вписывается в колею гусеницы. Реже начал переключать скорости — двигатель стал лучше тащить и на высших передачах. Этому содействовала и замена приводных звездочек гусеничного движителя на звездочки из многослойной фанеры с тем же числом зубьев (восемь), но меньшим диаметром.

Такое маленькое усовершенствование улучшило и проходимость автомобили — звездочка еще мало приподнялась над плоскостью опорной лыжи, что не только исключило ее контакт с дорогой, но и разрешило гусенице легче выходить на верхние слои снега и увереннее преодолевать препятствия — заструги, кочки и т.п.

Эксплуатация снегохода до модернизации продемонстрировала, что на натяжном валу гусеницы зубья звездочек частенько наскакивали на древесный трак.

И я сделал из них катки, срезав все зубья У опорной лыжи, обшитой твёрдым полиэтиленом, загнул и задний финиш. Сейчас гусеница сходит с лыжи на катки медлено, без треска и практически очень тихо. Усовершенствовал и натяжной механизм, сделав его винтовым.

Гусеницу также переделал. Уменьшив расстояние между траками с 45 до 38 мм, увеличил их количество до 33 штук. Траки размерами 500x38x18 мм изготовил из березовых дощечек без сучков и других пороков, два раза пропитав их тёплой натуральной олифой.

Для сборки гусеницы сделал шаблон-стапель, что обеспечил не только удобство в работе, но и точность монтажа траков на ленте без мельчайших перекосов.

Модернизировал и передние рулевые фанерные лыжи. Во-первых, усилил их сверху лонжеронами из еловой доски.

Во-вторых, поменял дюралюминиевую «подошву» на полиэтиленовую, сделав ее такой же, как и у опорной лыжи. В-третьих, в подвеску лыж ввел пружины и сейчас машина идет мягко кроме того по снежному насту. Именно поэтому увеличилась «живучесть» не только самих лыж, но и рамы. В-чегвертых, к загнутым носам пыж прикрепил рукоятки из металлических трубок — за них эргономичнее извлекать застрявшую машину (случается и такое где-нибудь в занесенных снегом оврагах).

С данной же целью подобную рукоятку закрепил и на стойке кузова.

Для защиты рулевых тяг от повреждений при наездах на пни и другие занесенные снегом препятствия в первых рядах под тягами установил бампер из многослойной фанеры.

Не считая этих усовершенствований выполнил и последовательность более небольших: прикрепил фару и задние габаритные огни, смонтировал обтекатель с ветровым стеклом и оборудовал сиденье от мотороллера «Вятка» со съемной спинкой — сейчас не так устает поясницы и не мерзнет поясница.

В. БОГДАНОВСКИЙ, с. Таборы, Свердловская обл.

Рандомные статьи:

Легендарные Русские грузовики на гусеничном ходу. Большая подборка!!!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Гусеничный… мотоцикл

    Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для…

  • Гусеничный микровездеход

    Манёвренные, компактные транспортные средства жизненно нужны, в особенности в заснеженных и лесистых районах. В некоторых государствах, к примеру, в…

  • Снегоход первый, но — удачный

    Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…

  • Последняя «мысль»

    Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3. Итак, от автора популярной среди конструкторов-любителей серии самодельных снегоходов типа «Идея» —…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.