«Болотный» мотоцикл

«Болотный» мотоцикл («МБ») рекомендован для перевозки двух человек с грузом до 50 кг и 100 кг в прицепе в условиях полного распутья: болота, зимники, напрямую по мелколесью. Масса мотоцикла — 155 кг, прицепа -30 кг. Скорость — от 1,5 до тридцати километров.

Ведущее колесо — заднее, при необходимости подключается колесо бокового прицепа, конкретно на ходу (на управляемость «МБ» подключение воздействует мало). Боковой прицеп не есть хорошим.

Правильнее было бы назвать его кузовом мотоцикла, поскольку они изготовлены как одно целое (сопрягающиеся подробности рам сварены между собой).

Болотный мотоцикл — непотопляем, не смотря на то, что он — не амфибия (перед постройкой такая задача не ставилась, не появлялась и в ходе эксплуатации). Достаточно большая масса автомобили обусловлена обеспечением прочности конструкции.

Двигатель «МБ» — от мотоцикла ИЖ-П-5, охлаждение самодельное с электровентилятором и кожухом.

Для повышения теплоотдачи цилиндра его ребра (и на головке) профрезерованы.

Мотоцикл с плоским боковым кузовом и ветровым стеклом

Рама «МБ» — трубчатая сварная, использована от передней части мотоцикла ИЖ вместе с рулевой колонкой, и разные трубы: круглые диаметром от 10 мм либо профильные сечением 25×25 мм.

Подвески всех колес — твёрдые.

Все диски колес — сварные, из алюминиевых сплавов, покрышка переднего колеса — от тракторного прицепа малоизвестной марки. Посадочный размер шины — 15, большой диаметр -850 мм, ширина профиля — 300 мм. Заднее колесо — от тракторного прицепа ПТС-6, покрышка бокового кузова — от финского тракторного прицепа размерами 60×15,5.

В связи с различными диаметрами ведущих колес, предусмотрена нужная отличие в редукции вторых ступеней трансмиссии.

Трансмиссия — двухступенчатый цепной редуктор: первая ступень — цепь «ижевская», с шагом 15,75 мм, уширенная; цепь второй ступени — с шагом 19,05 мм. На валу первой ступени предусмотрена шлицевая муфта подключения одноступенчатого цепного редуктора бокового колеса (цепь «ижевская», уширенная).

Электрооборудование штатное -«ижевское», двигатель вентилятора от стеклоочистителя автомобиля «Опель». Для надёжного запуска двигателя предусмотрено изменение момента опережения зажигания.

«Болотный» мотоцикл

Часть трансмиссии от промежуточного вала до полезной передачи бокового колеса:

А — шлицевая муфта подключения привода бокового колеса (левая часть соединена со звездочкой промежуточного вала, а правая — с карданным валом);

Б — подшипниковый узел ведущей звездочки полезного привода бокового колеса

С ведущей звездочки двигателя, уширенной «ижевской» цепью, момент подается на промежуточный вал, он же есть раздаточным валом понижающего редуктора.

Количество зубьев звездочек: ведущая — 16, ведомая — 42 (от заднего колеса «ижа»).

Вал редуктора установлен на 208-х подшипниках, ступицы подшипников приварены к раме болотного мотоцикла. На выходном финише вала приварена звездочка ведущего колеса, а к торцевой поверхности звездочки — часть кулачковой муфты от коробки передач «ижа». Звездочка вала — от сельхозтехники, с шагом 19,05 мм и 13-ю зубьями.

Схема трансмиссии:

1 — шлицевая муфта подключения привода бокового колеса; 2 — подшипниковый узел (2 шт.): 3 — заднее ведущее колесо мотоцикла; 4 — боковое ведущее (подключаемое) колесо

Соосно с ведущим валом установлен шлицевой вал, на одном финише которого перемещается вторая добрая половина кулачковой муфты. Муфта перемещается по шлицам вторичного вала от коробки передач «ижа».

Вал установлен в подшипнике 80105, ступица крепится на болтах к соответствующим укосинам рамы. Другимконцом вал входит в медную втулку половинки кулачковой муфты, приваренной к ведущей звездочке заднего колеса. К концу вала приварена крестовина от карданного вала мотоцикла «Днепр», в другую половину крестовины входит указанный карданный вал. Вторым финишем вал входит в шлицевую муфту, приваренную к ведущему валу бокового кузова.

На обратном финише этого вала, на шпонке установлена отрезанная часть выходного вала коробки передач мотоцикла ИЖ. Отрезанная часть имеет шлицы для установки звездочки, тем самым давая возможность легко подбирать нужную редукцию для обеспечения однообразной линейной скорости колеса заднего колеса и бокового кузова «болотного» мотоцикла.

Звездочка — «ижевская» — 18-зубчатая цепь, соответственно, также с таким шагом, но уширенная (они имеют больший ресурс), ведомая звездочка бокового прицепа также от «ижа», от заднего колеса. Сама звездочка привернута болтами к диску колеса бокового кузова, диск вращается на двух подшипниках — 80206 и 80203. Читателю, думаю, ясно, что все подшипники защищены крышками и уплотнителями.

Болотный мотоцикл: справа — боковой прицеп

Переднее крыло и передняя фара

Колесо боковою кузова — ведущее

Кок-пик бокового кузова: передний стена частично вырезана дли доступа к двигателю. Прекрасно видны кожух принудительного воздушного охлаждении, его привод и вентилятор

Задний прицеп

Прицеп (вид снизу)

шины и Диски изготовлены по методу, изложенному в «М-К» № 9 за 2008 год. Звездочка заднего колеса имеет 30 зубьев, ход — 19,05 мм. Она также привернута болтами М10 к диску заднего колеса. Колесо возможно перемещать назад для натяжения цепи. Цепь бокового прицепа натягивается также за счет перемещения вала колеса.

Добавлю, что само колесо бокового кузова возможно развернуть в сторону мотоцикла приблизительно на 2 — 3° для облегчения упрочнений на руле при отключенном приводе бокового кузова.

А. КОКШАРОВ, п. Лоухи, Карелия

Рандомные статьи:

Мой новый Крысочёп, будущий \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Гусеничный… мотоцикл

    Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для…

  • Лодка? мотоцикл? — автомобиль!

    Доктора технических наук доктора наук А. Г. Игнатова энтузиасты технического творчества знают как автора многих уникальных конструкций микроавтомобилей,…

  • Летом — мотоцикл, зимой — снегоход

    Все более широкое использование находит сейчас снегоходная техника. самодеятельные умельцы и Промышленность создают различные конструкции автомобилей,…

  • Мотоцикл о четырёх колёсах

    Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.