Мотоцикл о четырёх колёсах

Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с грузом потаскать, на рыбалку по лёгкому распутью съездить, да и просто покататься участникам семьи. Ну и, само собой разумеется, — взять удовлетворение от созидания. Идей в голове было большое количество, а вот финансов — не близко, а потому решил ограничиться постройкой заднепривод-ного квадроцикла, а не полноприводного.

Продумал и главные технические требования к будущей конструкции: среди них — наличие заднего хода, отсутствие цепной передачи — всё-таки предполагал применять квадроцикл не на асфальте, а большей частью на просёлочных дорогах, и — ремонтопригодность и приличная мощность. И, конечно, низкая цена.

Более подходящего «донора», чем мотоцикл «Урал», с пробегом и задней передачей 12 000 км, не отыскал, приобрел за приемлемую сумму, а от него и начал «плясать».

Сначала сказывалось отсутствие опыта работы с мотоциклетной техникой и дело шло не так споро, как бы хотелось. Но опыт — дело наживное.

Ясно, что двигатель, а правильнее силовой агрегат (в блоке с сцеплением перемены и коробкой передач), вместе с рамой применял ураловские.

Рама в задней части изменилась незначительно — только перемещены на 40 мм назад трубы подседельных (вертикальных) стоек, к каким крепится всё тот же ураловский маятник, лишь сейчас с приваренным жигулёвским мостом. Нижняя вилка (лучи дуплексной части рамы) сразу же за трубами подседельной стойки вместе с задними стойками отрезаны.

Из труб стоек изготовил несколько подкосов, каковые приварил к подседельным стойкам рядом с втулками маятниковой подвески и перьям верхней подседельной вилки (перед кронштейнами крепления амортизаторов). В дополнение позднее оказавшиеся треугольники закрыл с обеих сторон рамы косынками из 2-мм металлических пластин. В местах стыков лучей и стоек приварил ещё консоли (из водопроводной трубы диаметром 20 мм) — подножки для пассажира.

А вот спереди к раме приварена ещё целая конструкция из металлических тонкостенных труб диаметром 30 мм — дополнительный подрамник для крепления передней подвески. Забегая вперёд, отмечу, что из таких же труб сварил и лобовой задний багажник и фигурный бампер (передний — из трубы диаметром 20 мм).

Укороченный задний мост от автомобиля «Жигули» пришёлся квадроциклу в самый раз, а ведущие колёса с развитыми грунтозацепами протектора шин снабжают ему хорошую проходимость

Задний мост — от ветхой хорошей «копейки» (ВАЗ-2101), лишь укороченный. Это потребовалось сделать для сужения колеи и обеспечения компактности, чтобы уменьшить радиус поворота и как следствие — повысить манёвренность. Для укорочения моста отрезал, отделил от него кронштейн и опорную чашку пружины и выдернул из «чулка» концевой фланец (гнездо подшипника). После этого укоротил «чулок», снова засунул в него фланец и скрепил подробности, приварив к ним пластинчатые накладки.

На соответствующую длину (около 185 мм) укоротил и полуось. От неё также отрезал колёсный фланец (сходу за запорным кольцом) и просверлил в нём сквозное осевое отверстие. Под это отверстие проточил и финиш стержня полуоси.

Засунув стержень во фланец, на их стыковочной окружности высверлил глухое отверстие так, что в каждой из подробностей выяснилось по полотверстия, и «забил» в него проволочную шпонку. Затем ещё проварил стык «по кругу».

Родной ураловский карданный вал не доходил к основной передаче ведущего моста, а жигулёвский — к мотоциклетной трансмиссии. К тому же, и углы между этими узлами трансмиссии были достаточно большими. Исходя из этого вал сделал собственноручно из полуосей автомобиля «Ока» с применением ШРУСа.

Передняя подвеска — самодельная, на двойных поперечных А-образных рычагах из квадратных труб сечением 25×25 мм и толщиной стены 2 мм. Поворотные кулаки — от «хороших» (заднеприводных) «Жигулей». Верхние финиши рычагов закрепляются в проушинах на подрамнике, а нижние — к соответствующим шаровым шарнирам поворотных кулаков.

Мотоцикл о четырёх колёсах

Квадроцикл на базе тяжёлого мотоцикла «Урал-2» (ИМЗ 67-36):

1 — переднее управляемое колесо (от автомобиля «Жигули», 2 шт.);

2 — нижний рычаг передней подвески (труба 25×25,2 шт.);

3 — верхний рычаг передней подвески (труба 25×25,2 шт.);

4 — передний амортизатор (от автомобиля «Жигули» усилен пружиной от амортизатора мотоцикла «Урал», 2 шт.);

5 — передний буфер (труба O30);

6 — стойка переднего багажника (труба O20);

7 — передний багажник (труба O20);

8 — электровентилятор (от автомобиля ВАЗ-2108);

9 — воздуховод (резиновый гофрированный шланг 0100, 2 шт.);

10 — обтекатель (дюралюминий, лист s2);

11 — руль с рулевым валом (от мотоцикла «Урал»);

12 — топливный бак (от мотоцикла «Урал»);

13 — силовой агрегат (от мотоцикла «Урал»);

14 — кик-стартёр;

15 — аккумулятор;

16 — фонарь стоп-сигнала;

17 — задний амортизатор (от мотоцикла «Урал», 2 шт.);

18 — глушитель (от мотоцикла «Урал», 2 шт.);

19 — заднее ведущее колесо (от автомобиля «Жигули», 2 шт.);

20 — задний ведущий мост (от автомобиля «Жигули»);

21 — полуось (от автомобиля «Жигули», 2 шт.);

22 — маятниковая подвеска (от мотоцикла «Урал»);

23 — карданный вал (полуось от автомобиля «Ока»);

24 — шарнир (ШРУС от автомобиля «Ока»);

25 — рулевая сошка (от автомобиля «Жигули»);

26 — рулевая тяга с наконечником (от автомобиля «Жигули»);

27 — педаль тормоза;

28 — рукоятка управления дросселем карбюратора;

29 — рычаг тормоза;

30 — подкос заднего багажника (труба O20);

31 — рычаг выключения сцепления;

32 — педаль переключения передач;

33 — седло (от мотоцикла «Урал»);

34 — задний багажник (труба O30);

35 — переднее крыло (дюралюминий, лист s1, 5,2 шт.);

36 — заднее крыло (дюралюминий, лист 2 шт.);

37 — фара (2 шт.).

Рычаги передней подвески (а—верхний рычаг; б — нижний рычаг; количество подробностей указано применительно к одному рычагу):

1 — луч (труба 25×25, 2 шт.);

2 — промежуточная поперечина (труба 25×25);

3 — концевая поперечина (труба 25×25);

4 — втулка сайлен-блока (2 шт.);

5 — ушко крепления амортизатора (сталь, лист s5, 2 шт.)

Амортизаторы спереди — от ВАЗ-2101 скомпонованы с пружиной от «Урала». Позади остались родные ураловские, дабы потом распознать, какие конкретно лучше: мотоциклетные либо автомобильные. Тормозная совокупность использована от «Жигулей», лишь без стояночного тормоза и вакуумного усилителя.

Привод на основной тормозной цилиндр осуществляется от привычной мотоциклетной педали.

Цилиндры двигателя оборудованы принудительным воздушным охлажде-

нием от вентилятора печки автомобиля ВАЗ-2108. Включается он тумблером по мере необходимости в условиях пониженной теплоотдачи мотора.

Колёса и шины у квадроцикла — также жигулёвские, лишь передние шины имеют дорожный рисунок протектора, а у задних ведущих колёс — он вездеходный (более «зубастый»).

Рулевое управление — смешанного типа: автомобильно-мотоцикпетное. Сам руль — от мотоцикла «Урал», рычаговый. А вот потом — всё автомобильное (от ВАЗ-2105): колонка, сошка, тяги к рычагам колёсных кулаков и сами кулаки.

Квадроцикл оборудован двумя багажниками: передним и задним. Их конфигурация — это плод фантазии автора, изготовление затруднений не вызывает — это как разминка для спортсмена.

Бортовая электросеть квадроцикла, как и у базисного мотоцикла, — напряжением 12 вольт. Из электрооборудования до тех пор пока установил передние фары и задний стоп-сигнал. Собираюсь смонтировать и указатели поворотов.

По окончании первых же ходовых опробований квадроцикла стало ясно, что ему нужны громадные крылья с брызговиками. Крылья изготовил из листового дюралюминия толщиной 1,5 мм, а брызговики — из 5-мм резины. Консоли для крепления крыльев, выполненные из отрезков металлической тонкостенной трубы диаметром 16 мм, приваривал к раме «по месту».

Крылья к ним крепил само-резами.

Рама квадроцикла (сварная конструкция):

1 — поперечина дополнительного подрамника (труба O20);

2 — дуга подрамника правая, левая — зеркально отображённая (труба O30, 2 шт.);

3 — кронштейн крепления верхнего финиша амортизатора передней подвески (штампованный швеллер №3);

4 — ушко проушины крепления верхнего финиша рычага подвески (сталь, лист s5, 16 шт.);

5 — подножка пассажира (металлическая труба O20, 2 шт.);

6 — подседельная стойка (от рамы мотоцикла «Урал», перемещена назад);

7 — подкос (от задней стойки рамы мотоцикла «Урал», 2 шт.);

8 — кронштейн крепления верхнего финиша заднего амортизатора (сталь, лист s5, 2 шт.);

9 — кронштейн крепления сиденья (сталь, лист s5, 2 шт.);

10 — горизонтальная сообщение подрамника (труба O30);

11 — рама мотоцикла;

12 — силовой агрегат.

Укорочение полуоси заднего ведущего моста:

1—фланец; 2—стержень; 3—подшипник; 4—запорное кольцо

L — протяженность сквозного оверстия во фланцевой части полуоси и протяженность проточки на стержне

D — диаметр сквозного оверстия во фланцевой части полуоси и диаметр проточки на стержне

l — глубина глухого отверстия под шпонку

d — диаметр глухого отверстия под шпонку

Передний багажник

Задний багажник

Характеристики квадроцикла приблизительно такие же, как и у базисного мотоцикла «Урал». Скорость за счёт меньшего диаметра колёс мало снизилась, но тяговитость заметно повысилась. Улучшилась и устойчивость, в особенности это чувствуется на косогорах и поворотах.

Собственное назначение квадроцикп делает всецело. Но справедливости для нужно подчернуть, что задняя зависимая маятниковая подвеска имеет последовательность недочётов: таких, как жёсткость хода, громадные нагрузки кручения на узел. Но несложна в изготовлении, а на склоне лучше удерживает от сваливания на бок, что важно при небольшой колее. А её неэластичность компенсируется мягкой передней подвеской. Автомобильные амортизаторы, без сомнений, лучше, чем мотоциклетные.

И ещё — для управления машиной однако требуется мужская сила.

А в общем, при относительно скромных вложениях в данный проект результатом я доволен.

С. ПЛЕТНЁВ, г. Очёр, Пермский край

Рандомные статьи:

Два колеса — Spider


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мотоцикл + автомобиль = мотомобиль

    Их дороги разошлись еще на заре автомобилестроения, и с того времени линии развития идут не пересекаясь до этого времени… Речь заходит о мотоцикле и…

  • Два цилиндра для четырех колес

    Выстроить простой, неприхотливый и надежный автомобиль меня, возможно сообщить, заставили события. Еще в приснопамятные времена общего недостатка я купил…

  • Лодка? мотоцикл? — автомобиль!

    Доктора технических наук доктора наук А. Г. Игнатова энтузиасты технического творчества знают как автора многих уникальных конструкций микроавтомобилей,…

  • Гусеничный… мотоцикл

    Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.