Буер для путешествий

Идея о том, дабы применять силу ветра для путешествий по ледяным пространствам зимнего Байкала, я вынашивал весьма в далеком прошлом. Пробовал кроме того создать для этого особый буер, контролировал его конструкцию на моделях. Но решение принял, в то время, когда услышал о том, что подобное путешествие совершила в первой половине 80-ых годов XX века несколько столичных буеристов. Мы поставили перед собой задачу: пройти замерзшее озеро полностью — с южной его оконечности до северной.

Предварительный анализ условий будущего путешествия продемонстрировал, что наровне с открытыми ледяными пространствами на Байкале видятся и заснеженные места. К тому же поверхность льда далеко не везде идеально ровная, не смотря на то, что и видятся практически зеркальные участки. И еще: часто лед порван становыми трещинами, оконтуренными высокими нагромождениями льда — торосами.

Ширина таких трещин в сильные морозы достигает нескольких метров. Наконец, и самые неприятные для путешествий под парусом по зимнему «славному морю» погодные условия — это полный штиль, что не редкость иногда на Байкале в марте, и его полная противоположность — ураганный ветер в любое время года, при котором перемещение под парусом на буере воображает громадную сложность.

Другими словами, перед конструктором буера Валерием Язовым была поставлена задача: сделать легкие и прочные парусники, удобные для перевозки на любом транспорте, каковые возможно скоро разобрать и снова собрать, простые в эксплуатации и изготовлении, талантливые перевозить спортсмена вместе с 50 кг груза по льду при скорости ветра 3…20 м/с и по плотному снегу при ветре 8…20 м/с.

Нужно заявить, что Валерий блестяще справился с данной задачей.

За базу конструкции он забрал буер «Тетра», о котором в свое время рассказывалось в издании «Моделист-конструктор» (№ 1 2 за 1980 год). Очевидно, «Тетра» была значительно переработана, и в следствии у нас оказалась достаточно увлекательная конструкция.

Если сравнивать с прототипом рама была усилена, увеличен клиренс до 300 мм. Мачта сделана телескопической, из титанового сплава и, следовательно, очень прочной.

Палуба — из особо прочного брезента. Стойки крепления коньков — сварные, крепежные отверстия стоек разрешают настроить параллельность боковых коньков. Хомут, венчающий боковые балки, имеет возможность перемещаться по мачте, и это разрешает в определенных пределах изменять ее наклон. Высота мачты кроме этого может легко изменяться благодаря несложной до примитивности, но достаточно системефиксаторов и отверстий.

К тому же мачта может вольно откидываться вперед либо назад.

Рис. 1. Буер «Байкал-3»:
I — мачта (трубы 45×3, 38×2,5, 32×2), 2 — фиксатор, 3 — хомут крепления гика, 4 — хомут крепления мачты, 5 — силовые стержни рамы (квадратные трубы 50x50x6), 6 — подкосы крепления мачты (труба 32×2), 7 — боковой узел рамы, 8 — носовой узел рамы, 9 — конек (титановый сплав 8x100x600), 10 — болт М10,

II — косынка для стыковки стержней рамы, 12 — парус, 13 — капроновый трос для натяжения полика, 14 — полик (брезент), 15 — мачтовый стакан, 16 — румпель, 17 — блок проводки гика-шкота, 18 — гика-шкот, 19 — гик (дюралюминиевая труба 32×2, L=2450), 20 — ось конька (болт М12 с шайбой и гайкой). На виде А и плановой проекции гик и парус условно не продемонстрированы.

Буер для путешествий

Рис.

2. Рулевой узел буера:
I — гайка Ml 6, 2 — шайба (латунь), 3 — шарнир узла (дюралюминий), 4 — шайба (латунь), 5 — рулевая стойка, 6 — ось конька (болт Ml2),7 — гайка Ml2, 8 — шайба, 9 — конек (титановый сплав).

Рис.3. Парус буера «Байкал-3»:
1 — полотнища, 2 — мачтовый карман, 3, 6, 10 — боуты, 4, 7, 11 — люверсы, 5 — гик-карман, 8 — усиление задней шкаторины, 9 — лат-карман.

Платформа буера (мачта снята).

Узел крепления бокового конька буера.

Узел крепления носового конька буера.

узел крепления фиксации и Хомут подкосов гика.

Для перемещения по заснеженным участкам использовались быстросъем-ные лыжи — загнутые к носку полиэтиленовые трубы диаметром 50 мм, каковые надевались на коньки.

На заснеженном льду рядом от прибрежного поселка Листвянка отечественные буера практически летели на этих лыжах со скоростью около тридцати километров/ч.

Парусники типа «Байкал-3» легко стыкуются между собой. Время от времени приходилось на заснеженном льду южного Байкала соединять все четыре буера в единое четырехмачтовое и девятилыжное чудовище, наряду с этим передний буер собственными лыжами уплотнял снег, и все остальные шли уже по уплотненной колее.

Примечательно, что при таком состоянии и таком ветре снежного покрова буер-одиночка был имеется и отличия. Так, в конструкции отечественного парусного оружия отсутствует уишбон (для удобства транспортировки) и имеется гик, для которого на парусе предусмотрен гик-карман.

На четырех буерах типа «Байкал-3» мы прошли около 700 км по снегам и льдам Байкала. в течении всего путешествия не было ни одной какое количество-нибудь важной поломки, не смотря на то, что досталось и нам, и отечественным буерам изрядно.

Конструкция отечественного буера, как видно из чертежей, так несложна, что сделать его сможет любой, кто знаком со слесарными инструментами. Действительно, мы применяли для его изготовления достаточно дорогие и дефицитные материалы, но их в полной мере возможно заменить на более недорогие и менее дефицитные.

Перемещение на таком буере динамично и увлекательно.

Так как буер — это самый быстроходный из безмоторных аппаратов, созданных человеком. Не воображает сложности применять буер типа «Байкал-3» круглогодично — для этого необходимо только заменить коньки колесами.

Управление этим мелким парусником требует определенных хорошей реакции и навыков — особенно при перемещении с громадными скоростями.

Из-за малой базы буера мельчайшее неверное перемещение румпелем угрожает вхождением в «штопор» — неуправляемое вращение около вертикальной оси. Наряду с этим парусник, в большинстве случаев, не опрокидывается и не сбрасывает находящегося на нем спортсмена.

Тем, кто захочет повторить конструкцию отечественного «Байкала», хотелось бы дать совет для понижения упрочнения на шкотах применить сдвоенный блок либо добавить в проводку еще несколько одиночных блоков.

И еще: при перемещении в сильный ветер гик очень сильно задирается, парус наряду с этим теряет скорость и форму соответственно падает. Исходя из этого нужно применять оттяжку для гика, снабжающую стабильность угла наклона гика относительно мачты при любом ветре.

Для обеспечения безопасности перемещения по льду на каждом паруснике нужно иметь резиновый надувной матрац в накачанном состоянии.

Ко всему, на нем спортсмену кроме того более комфортно размешаться в долгом походе.

Александр МИХАЙЛОВ, Валерий ЯЗОВ, Свердловская обл.

Рандомные статьи:

БУЕР РАКОМ!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Буер в рюкзаке

    Прелесть этого буера, носящего наименование «Тетра» (из-за формы его рамы), пребывает в том, что он разборный и к месту тренировок его возможно возить в…

  • Буер «снежинка»

    Буерный спорт в СССР имеет собственные давешние и славные традиции. Он зародился еще в дореволюционное время, но был в то время доступен лишь весьма…

  • Построил — и в путешествие

    Мое техническое творчество началось с того времени, как я себя не забываю. Само собой разумеется, все пошло с моделей и разных нужных мелочей. Рождались…

  • Веломобиль для рекордов

    Термин веломобиль, обобщающий все колёсные транспортные средства на мускульной тяге, употребляется у нас с середины 1970-х гг. О веломобиле «Вита»…