«Буран» не боится морозов

Чем отличается снегоход (мотонарты) от мотоцикла — известно всем, кто знаком с этими транспортными средствами. По большей части тем, что первый — гусеничный и приспособлен для езды по снежному покрову, а второй — колесный, передвигаться по грунту. А вот по комфортабельности они однообразны: открытые, не смотря на то, что мотоциклы эксплуатируются по большей части в теплое время года, а снегоходы — в холодное а также в зимнюю стужу.

Как видно из приведенной в статье таблицы, забранной из управления по эксплуатации снегохода «Буран», кроме того низкая скорость перемещения транспортного средства, к тому же против ветра, существенно додаёт охлаждения водителю.

А потому мысль дополнительного оборудования снегохода «Буран» ветрозащищенной, а по возможности и отапливаемой кабиной была не только естественной, но и, как говорится, напрашивалась сама.

Первоначально рассматривалось пара вариантов переоборудования «Бурана». Один из них — накрыть целый снегоход цельной кабиной. Но для такой необходимы были легкие и прочные материалы — в противном случае существенно возрастала бы масса автомобили, увеличивалось размещение ее центра тяжести и ухудшалась и без того незавидная устойчивость.

Второй вариант — дополнить снегоход двухместной переднерасположенной кабиной, с размещением пассажира сбоку от водителя. Но и данный вариант был отклонен по обстоятельству большой массы кабины — мощности снегохода в некоторых дорожных (а правильнее бездорожных) обстановках имело возможность и не хватить.

Решено было остановиться на одноместной кабине, поставив ее на «дутики» и сочленив кабину шарнирно с «Бураном».

Но данный вариант был не окончательным. В будущем от «дутиков» было нужно отказаться: так как высокой скорости с ними не разовьешь. Отпал и вариант шарнирного соединения модулей — выполнить данный узел в условиях домашней мастерской не представлялось вероятным, а вторых дорог его изготовления просто не пребывало. К тому же такое сочленение сулило утрату послушности автомобили при поворотах на скользком снегу.

«Буран» не боится морозов

Снегоход «Компромисс» — тандем из горячей кабины и мотонарт «Буран»:

1 — усилитель (2 шт.); 2 — амортизатор (2 шт.); 3 — маятник (2 шт.); 4 — траверса; 5 — крышка технологического люка; 6 — дверь; 7 — лобовое стекло (оргстекло, лист s4); 8 — стеклоочиститель; 9 — рулевое полуколесо; 10 — ручка управления фарой; 11 — фара; 12 — кабина; 13 — боковое стекло (оргстекло, лист я4, 2 шт.); 14 — заднее обзорное стекло (оргстекло, лист s4, 2 шт.); 15 — тросы управления; 16 — электрокабель с разъемом; 17 — топливный бак отопителя; 18 — подножка (2 шт.); 19 — стяжка (2 шт.); 20 — консоль полурамы (2 шт.); 21—подкос (2 шт.); 22 — бампер снегохода; 23 — мотонарты «Буран»; 24 — кронштейн спинки сиденья мотонарт; 25 — сиденье кабины; 26 — резиновый чехол; 27 — шарнир двери (2 шт.); 28—рулевая тяга (2 шт.)

Геометрическая схема кабины снегохода:

1 — внешняя обшивка кабины (фанера, s3); 2,9— наполнитель (пенопласт); 3,8 — внутренняя обшивка (фанера, s3); 4 — проволочные скобки; 5 — труба каркаса кабины; 6 — уплотнитель (пенорезина); 7 — саморез; 10 — внешняя обшивка двери (фанера, s5); 11 —труба рамы двери

Каркас кабины с полурамой:

1—приварная шкворневая втулка (труба, O45x6, L80, 2 шт.); 2 — траверса (труба, O60x3); 3 — кронштейн крепления рычага переключения реверс-редуктора снегохода; 4 — полка-ложемент под отопитель; 5 — стакан подшипника рулевого вала; 6 — патрубок выхлопной трубы отопителя; 7,8 — рамки ветрового и обзорного стекол; 9 — косынка со сферой под шаровую опору фары; 10 — задняя стена кабины (сталь, лист s1,8) 11—выколотки; 12 — верхняя вилка; 13 — подкос (труба 22×1); 14 — нижняя вилка; 15 — палец (болт М8); 16 — консоль полурамы (труба, O20x40x3 мм); 17 — задняя косынка полурамы; 18 — вилка (сталь, лист s3); 19 — приварная гайка (М8, 2 шт.); 20 — поперечина полурамы (труба O20x40x3 мм); 21 — днище кабины (сталь, лист s1,8 мм); 22 — полупетля шарнира двери (2 шт.); 23 — кронштейн педали «тормоз»; 24 — отверстие O100 для прохождения рулевой тяги, 2 шт.; 25 — кронштейн педали «газ»; 26 — кронштейн рулевого механизма; 27 — отверстие под разъем («отец»); 28 — проушина (сталь, лист s4); 29 — шплинт, O3; 30 — передняя косынка полурамы (сталь, лист s3); 31 — кронштейн (сталь, s8); 32 — вентиляционные отверстия; 33—труба стяжки (O27x3); 34 — контргайка, М 16×1,5; 35 — верхняя вилка стяжки; 36 — особый болт М 12×1; 37 — трубы каркаса (O27x1,5); 38 — тяга сиденья; 39 — болт М 16×1,5

Компоновка кабины (а — передняя часть; б — задняя часть):

1 — лыжа; 2 — поворотный кулак; 3,5 — подшипник 746905; 4 — приварная втулка; 6 — сферическая шайба (2); 7 — гайка особая M26xl/M30xl; 8 — контргайка М30х1; 9 — траверса; 10 — кронштейн рулевого механизма; 11—рулевой механизм (от С3Д); 12 — крышка технологического люка (дюралюминий); 13 — лобовое стекло; 14 — кронштейн стакана подшипника рулевого вала; 15 — рулевое полуколесо, O400; 16 — кнопка «стоп» двигателя; 17,32 — рулевые тяги (от С3Д); 18 — рулевой вал; 19 — педаль «газ»; 20 — педаль «тормоз»; 21 — хомут; 22 — левая консоль полурамы кабины; 23 — узел крепления топливного бака (гайка М6); 24 — резиновая прокладка; 25 — топливный бак отопителя; 26 — дуга сиденья; 27 — крепление дуги (болт М10); 28 — сиденье (от С3Д); 29 — эластичная подножка (трос, O10); 30 — полупетля шарнира двери (2 шт.); 31 — чехол; 33 — гайка М12х1 с пружинной и плоской шайбами (2 набора); 34 — ось маятника (шпилька М12х1); 35—заднее обзорное стекло (2 шт.); 36 — особый болт М10х1; 37 — верхняя вилка; 38 — подкос; 39 — трос педали «газ» (O2); 40 — трос педали «тормоз» (O3); 41—талреп; 42 — трос переключения реверса; 43 — правая консоль полурамы; 44 — выколотка (2 шт.); 45 — задняя стена кабины; 46 — соединительный кабель с верхним электропультом; 47 — подголовник; 48 — утеплитель (войлок, лист s5); 49 — огнетушитель: 50 — держатель огнетушителя; 51 — лобовое стекло; 52 — поперечина рамы; 53 — пружинный фиксатор; 54 — крышка технологического люка; 55 — «карман» под НЗ; 56 — шарнир люка (2 шт.); 57 — бурт с резиновым уплотнителем; 58 — резиновый уплотнитель лобового стекла; 59 — сиденье; 60 — рычаг переключения реверс-редуктора снегохода; 61 — вилка; 62 — шкив O125; 63 — ложемент отопителя; 64 — электрический провод к кнопке «Стоп» двигателя

Поворотный кулак:

1 — маятник лыжи; 2 — косынка (металлической лист s3, 4 шт.); 3 — кронштейн (металлической лист s5); 4 — ось; 5 — гайкаМ12х1(2 шт.); 6 — сайлент-блок; 7 — распорная втулка; 8 — стойка; 9 — поворотный рычаг

Дверь и замок (а — дверь; б — замок в открытом положении; в — замок в закрытом положении):

1 — полупетля шарнира (2 шт.); 2,8 — наполнитель (пенопласт); 3,7 — элементы рамы двери (сталь, труба 20x20x1,5); 4 — уплотнитель ветрового стекла (резина); 5 — ветровое стекло (s4); 6 — внешняя обшивка (фанера s5); 9 — внутренняя обшивка (фанера s3); 10 — П-образная косынка (металлической лист s1,5, 3 шт.); 11 — дверной уплотнитель (пенорезина); 12,20 — крепление замка (болт М6); 13 — внутренняя ручка; 14 — пружина нормально разжатая; 15 — кронштейн захвата; 16 — приварная гайка М6 (2 шт.); 17 — кронштейн; 18 — труба каркаса кабины; 19 — собачка; 21 — наружная ручка; 22 — чашка ручки; 23 — захват

Окончательный же выбор (во многом компромиссный) выпал на одноместный двухопорный лыжный вариант кабины с тандемным ее размещением — спереди снегохода-толкача, — и твёрдым соединением модулей между собой.

Причем упор делался на минимальные трансформации в конструкции снегохода с сохранением возможности его эксплуатации без кабины. При совместной работе снегохода и кабины (КС) с «Бурана» демонтируются руль с его валом и направляющая лыжа. Снятые элементы помещаются в кузов.

Так что в необходимый момент возможно достаточно скоро отсоединить кабину, вернуть механизмы управления и пользоваться снегоходом раздельно в штатном режиме.

Тандем «Компромисс» предоставляет возможность эксплуатировать его в следующих вариантах: 1 — шофер + груз в кузове (главной); 2 — шофер + два пассажира на сиденье мотонарт; 3 — шофер + груз и пассажир в кузове (экстремальный). Нужный вариант выбирается при конкретных условиях эксплуатации.

Кабина закрытая, одноместная, с одной дверью, расположенной с левой стороны. Каркас по большей части сварен из тонкостенных металлических труб наружным диаметром 27 мм, а в очень важных местах их стыки дополнительно усилены косынками. И лишь траверса, которая помогает одновременно и передней нижней поперечиной каркаса, и балкой моста, выполнена из двухдюймовой трубы с толщиной стены 3 мм.

задняя стенка и Днище кабины — из металлического страницы толщиной 1,8 мм. Жесткость дну придают проходящий на всей протяженности особый желоб, маленькая килеватость и «зиги» (ребра), и загнутые в трубки боковины. По желобу проходят тросы управления тормозом и карбюратором.

Дополнительно желоб является сборником талой воды, которая самотеком удаляется по нему за пределы кабины через отверстие в задней части днища. На всю дешёвую внутреннюю площадь дна (не считая желоба) наклеен слой плотного войлока. Такую же теплоизоляцию имеет и задняя стена кабины.

Для соединения кабины со снегоходом из труб прямоугольного сечения сварена несложная полурама, складывающаяся из двух консолей, соединенных в первых рядах поперечиной.

Консоли проходят через заднюю стенку кабины и соединяются с ней сваркой посредством косынок, а вместе с поперечиной привариваются еще и к дну. Косынки являются площадками опор сиденья. На задних финишах консолей полурамы, легко выгнутых по обводам бампера «Бурана», приварены вилки-проушины с отверстиями под крепежные болты.

Последние проходят через бампер снегохода в отверстиях, просверленных по месту. Дополнительно консоли полурамы крепятся к кабине подкосами, а сам снегоход — еще и стяжкой.

Поперечина полурамы несет на себе вилки под установку сиденья, кронштейн рычага управления реверс-редуктором снегохода и дугообразную площадку — ложемент для отопителя. Снизу в центре поперечины приварена проушина, которая соединяется регулируемой стяжкой со шкворнем лыжи снегохода.

Обшивка бортов, двери, верха и крыши носа кабины — трехслойная, складывается из внешних и внутренних фанерных панелей и слоя пенопласта между ними. К трубам каркаса кабины обшивка крепится небольшими саморезами с потайной головкой, а внутренняя и внешняя панели соединены между собой дополнительно проволочными скобками. Связующее звено — эпоксидный клей: шпаклевкой на его базе по окончании монтажа обшивки шепетильно заделываются все неровности и изъяны.

После этого вся поверхность зачищается наждачной бумагой и оклеивается одним слоем узкой стеклоткани. Еще раз зачищается, и лишь после этого аэрографом наносится нитроэмалевая краска. В этом случае главной цвет — красный.

В передней части кабины находится крышка технологического люка, которая на шарнирах раскрывается вперед. В закрытом положении она удерживается пружинным фиксатором. С внутренней стороны на крышке имеется «карман» под неприкосновенный запас (НЗ).

Для удобства эксплуатации кабина оснащена широкой дверью. Для данной же цели рулевое колесо выполнено в виде сектора (полукольца), а его ступица перемещена вперед на 200 мм.

Поднято и сиденье (не смотря на то, что и в ущерб центру тяжести), оно — от мотоколяски С3Д, радикально переделанное, но с сохраненными регулировками. От травм головы предохраняет подушка подголовника, установленная в проеме задних обзорных сферических стекол.

Лыжа:

1 — подрез (нержавеющая сталь, лист s5); 2 — левая внешняя часть лыжи, правая — зеркально отображенная (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт.); 3 — маятник (металлической лист s3); 4 — амортизатор (от мотоцикла ММВЗ, 2 шт.); 5 — левая внутренняя часть лыжи, правая — зеркально отображенная (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт.); 6 — усилитель (труба O14x2); 7 — ось маятника (шпилька М12х1, 2 шт.); 8 — косынка П-образная (металлический лист s 1,5, 4 шт.); 9 — приварная втулка (O20хO13x108,2 шт.); 10 — верхний сайлент-блок амортизатора; 11 — гайка М12х1 с шайбами (6 компл.); 12 — задний кронштейн (металлической лист s3, 2 шт.); 13 — нижний сайлент-блок маятника (2 шт.); 14 — заклепка (сталь, O4, 12 шт.); 15 — распорная втулка; 16 — крепление усилителя к лыже (болт М6, 3 шт.); 17 — передний левый наружный кронштейн (металлической лист s3, 2 шт., правый наружный —- зеркально отображенный, 2 шт.); 18 — передний внутренний кронштейн (металлической лист s3, 2 шт.); 19 — нижнее крепление амортизатора к лыже (болт М10, 2 шт.)

Педали управления (а — тормозом, б — газом):

1 — задняя стена кабины; 2 — отверстие под трос «газа»; 3 — упор; 4 — «зига»; 5 — троса тормоза (с эластичной оболочкой); 6 — выколотка; 7 — демпфер; 8 — днище кабины; 9 — кронштейн; 10 — педаль (труба O10x2); 11 —резиновое кольцо (3 шт.); 12 — шатун; 13 — кронштейн (металлической лист s3); 14,16 — шайба тарельчатая; 15 — пружина нормально разжатая; 17 — хомут; 18 — тяга (сталь, круг 5); 19 — трос (O3); 20 — кронштейн; 21 — упор оболочки троса; 22 — сварочный шов; 23 — латунная втулка

Пульты управления (а — зажиганием и печкой: б — внутренним освещением и наружным):

1 — колодка предохранителей; 2 — изоляционная проходная втулка (резина, 5 шт.); 3 — контрольная лампа отопителя; 4 — включатель отопителя; 5 — контрольная лампа работы генератора; 6 — контрольная спираль отопителя; 7— винт М5 крепления панели, 2 шт.; 8 — защитная скоба; 9— замок зажигания; 10 — штепсельная розетка 12 V для подключения переносной электролампы; 11 — корпус пульта (сталь, лист s 1,5); 12 — защитная скоба; 13 — тумблер включения фары; 14 — тумблерный тумблер фары «дальний — ближний свет»; 15 — винт М5 крепления панели электропульта (2 шт.); 16 — тумблер включения плафона; 17 — резервный тумблер; 18 — пружинный держатель радиоприемника (4 шт.); 19 — двухдиапазонный AM/FM радиоприемник с часами

Схема механизма переключения реверс-редуктора мотонарт «Буран» (і шкив/сектор = 0,8):

1 — рычаг; 2 — шкив; 3 — талреп; 4 — упор; 5 — задняя стена кабины; 6 — эластичная оболочка троса; 7 шаровой упор; 8 — кронштейн; 9 — трос; 10 — сектор; 11 — стержень рычага реверс-редуктора; 12 — стопорный болт; 13 — поперечина полурамы; 14 — кронштейн крепления рычага переключения реверс-редуктора

Съемный кузов для мотонарт «Буран»:

1 — передняя стена борта (фанера s12); 2 — передний фиксатор (металлическая полоса 30×4); 3 — заклепка (алюминий, O3, по потребности); 4 — гайка М8 с пружинной шайбой, 4 компл.); 5 — задний правый фиксатор (металлической лист s3, левый — зеркально отображенный); 6 — задняя стена борта (фанера s12); 7 — планка (металлической лист s3); 8 — болт М8 (4 шт.); 9 — отверстия для стропольного шнура (14 шт.); 10 — боковина (металлической лист s1,5, 2 шт.), 11 — шайба (по потребности)

В качестве ветрового стекла использован плексиглас.

Все стекла установлены в рамки через уплотнители. Для очистки лобового стекла смонтирован стеклоочиститель с ручным приводом. Для возможности перемещения ночью на крыше кабины установлена фара: особое стопор и шаровое устройство разрешают применять ее как в качестве путевой, так и фары-искателя.

Рама двери сварена из квадратных труб.

Дверь в нижней части имеет трехслойную конструкцию. А в верхней, в уплотнителе, установлено ветровое стекло. Навешана дверь на двух регулируемых шарнирах. С внутренней и внешней сторон для открывания предусмотрены дверные ручки; имеется защелка-замок. Для удобства посадки в кабину предназначена тросовая скоба-под-ножка.

Обогрев салона осуществляется отопительной установкой, расположенной с правой стороны сиденья, где она закреплена особой скобой.

Нагретый воздушное пространство направляется в ноги водителю. Топливный бак отопителя установлен вне кабины на левой консоли рамы и зафиксирован хомутом с прокладкой из резины. В бензопровод врезаны электробензонасос и фильтр-отстойник.

Вся эта магистраль проходит в салона.

Использование бензинового отопителя потребовало строгого соблюдения правил пожарной безопасности, бережного и внимательного обращения с установкой, необходимости держать ее неизменно в исправном состоянии, а в салоне постоянно иметь огнетушитель. Для вентиляции кабины предусмотрены отверстия с задвижкой, расположенные справа в верхней части задней стены.

Дополнительное охлаждение в зависимости от скорости снегохода

Пример: температура окружающего воздуха — 10°С, скорость снегохода (без ветра) — 40 км/ч. Температура °С с учетом добавочного охлаждения — 30°С.

Управление электроприборами осуществляется с нижнего и верхнего пультов.

На панели последнего установлен легкосъемный AM/FM радиоприемник с часами, при установке которого в гнездо пульта к нему машинально подключается внешняя телескопическая антенна. Рядом расположены тумблеры управления электрическими цепями плафона и фары, и резервный тумблер на случай подключения дополнительного электроприбора.

На нижнем электропульте расположены: штепсельная розетка для подключения переносной лампы 12 V, замок зажигания, контрольная спираль отопителя, контрольная лампа работы генератора, включатель отопителя, колодка предохранителей и контрольная лампа отопителя.

Главные соединительные провода проложены в трубах каркаса кабины. Отверстия в местах прохождения проводников дополнительно изолируются резиновыми втулками.

Питание (12 вольт) и аккуратные электрические цепи от снегохода подводятся эластичным многожильным кабелем с разъемами «папа» и «мама», установленными на задней стенке кабины.

Рулевой поперечные тяги и механизм — от мотоколяски С3Д, но частично поменяны. Рулевое колесо диаметром 400 мм — самодельное. В ступице рулевого колеса установлена кнопка экстренной остановки двигателя снегохода.

Лыжи — из нержавеющей стали. Конструктивно выполнены в виде предварительно согнутых панелей, сваренных между собой точечной сваркой.

При эксплуатации тандема направляться иметь в виду, что достаточно широкая колея лыж, их довольно малый угол поворота в сумме со большой длиной автомобили требуют для маневра больших площадей.

К тому же громадные нагрузки в соединении кабины со снегоходом ограничивают скорость перемещения. Особенно необходимо быть внимательным при прохождении незнакомых маршрутов, содержит занесенные снегом разнообразные препятствия.

И напоследок.

К сожалению, недочёт материалов не разрешил полностью реализовать то, что намечалось. Обычно приходилось идти на компромисс (из этого и наименование тандема), выбирая между реальной возможностью и работоспособностью.

Но сохраняю надежду и буду рад за читателей издания, каковые не только повторят мою конструкцию, а сделают ее намного лучше.

Краткая характеристика

Число мест (включая водителя)…………….

3
Большая нужная масса груза,
транспортируемая в кузове, кг……………………200
Габаритные размеры, мм:
протяженность……………………………………………. 4500
ширина…………………………………………. 1710
высота………………………………………….. 1720
Клиренс кабины, мм………………………….300
Колея лыж, мм…………………………………

1500
Громаднейшая допустимая скорость с номинальной нагрузкой, км/ч …………..45
Подвеска кабины…………………свободная пружинно-гидравлическая
Отопительная установка кабины
(модель)……………………………..015В —0010
Теплопроизводительность
(номинальная)……………………….

1750 ккал/ч
Расход горючего (номинальный) …..0,35 л/ч

В. ПЕТРОВ, с. Рыбное, Красноярский край

Рандомные статьи:

Буран больше не перегревается. Подогрев ручек итд.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Последняя «мысль»

    Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3. Итак, от автора популярной среди конструкторов-любителей серии самодельных снегоходов типа «Идея» —…

  • Лыжи и гусеница

    Мало истории. Мне 48 лет. Двадцать лет назад вместе с младшим братом выстроили снегоход «Идея-2» — материал о нём был размещён в «Моделисте-конструкторе»…

  • «Буран» плюс

    В отечественном домашнем гараже имеется видавший виды снегоход «Буран». Не буду высказывать собственный отношение к нему в целом, потому, что мнения…

  • «Полярный волк» на снежной трассе

    Сейчас самодеятельные конструкторы снегоходов как-то позабыли о лыжно-гусеничных автомобилях, конструкция которых досконально отработана десятками…