Две «вятки» — и автомобиль!

Читателям «М-К» уже давно известна лаборатория конструирования клуба и опытного моделирования юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР. Многие разработки данной лаборатории нашли отражение на страницах отечественного издания. Предлагаем очередную, очень, как нам думается, увлекательную конструкцию, которая экспонировалась летом на выставке VI Общероссийского слета юных конструкторов и рационализаторов.

Это трехместный автомобиль «Марш-77». О его устройстве говорит начальник лаборатории М. Л. Ларкин.

в один раз — это было в осеннюю пору позапрошлого года — отечественная лаборатория взяла два ветхих мотороллера «Вятка» ВП-150.

Как мы знаем, «разламывать — не делать»: вооружившись ключами, выколотками и отвёртками, парни дружно разобрали «старух», подробности и агрегаты промыли в солярке, протерли до блеска и разложили по стеллажам.

Как же применять нежданно упавшее на нас «достаток»? По окончании жарких споров было решено: отправится оно на автомобиль.

Договорились, что любой из юных конструкторов дома продумает собственный вариант и к следующему занятию принесет личный проект автомобили для того, чтобы позже способом совместного дискуссии выбрать самая приемлемую для отечественных условий компоновку.

Ничего необычного не было в том, что ни одна из предложенных ребятами конструкций не смогла всецело удовлетворить нас.

Решили пойти По другому пути: из каждой разработки отбирали лучшее и общими усилиями скомпоновали неспециализированный автомобиль. Основное, на что обращали самое внимание, — это самоё полное применение узлов и агрегатов «Вяток». В частности, удалось без особенных трудов «привязать» к будущей машине заднюю подвески и переднюю мотороллера, двигатель, бензобак, фары.

Пошли в движение кроме того тормозные педали — одна из них так и осталась тормозной, а другую приспособили под управление сцеплением. Педаль «газа» было нужно сконструировать самим. Оставалось объединить все перечисленное прочной хребтовой рамой.

Две «вятки» — и автомобиль!

Рис. 1. Неспециализированный вид автомобиля «Марш-77».

Рис. 2. Рама:

1 —- шарнир передней поворотной цапфы, 2 — задняя поперечина, 3 — маятник задней подвески, 4 — втулка крепленая правого колеса, 5 — опора амортизаторов задней подвески, 6 — втулка крепления ведущего колеса, 7 — проушины крепления маятников, 8 — главная труба хребтовой рамы, 9 — узел крепления рукоятки заводки двигателя, 10 — передняя поперечина.

В итоге оказался автомобиль «Марш-77» — малогабаритная трехместная машина открытого типа. Все ее четыре колеса от мотороллера «Вятка».

Двухтактный карбюраторный двигатель установлен на левом колесе автомобили равно как и на мотороллере, без цепной передачи. Кузов железный, панельный, из листовой холоднокатаной стали.

«Марш-77» рекомендован для начального обучения школьников вождению.

Выстроить такую машину возможно фактически в любом кружке технического творчества. У нас в КЮТе с этим заданием удачно совладали школьники седьмых-девятых классов.

Сейчас о конструкции отечественного автомобиля.

Его базой, с чего мы, фактически, и начали работу, есть рама.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Для нее мы подобрали трубу O 40 мм и длиной 1600 мм. Приварили к ееконцам две поперечины из трубы того же диаметра и усилили их четырьмя металлическими косынками.

К финишам передней поперечины прикрепили сваркой поворотные кулаки — два отрезка трубы O 40 мм с запрессованными в них медными втулками. На заднюю поперечину таким же методом установили металлические пластины толщиной 6 мм и проушины шарнирного крепления маятников задних колес. Оставалось закрепить два амортизатора с гидрогасителями — для этого в задней части рамы приварили вертикальную трубу O 40 мм и длиной 350 мм с установленным в верхней ее части металлическим уголком 40X40 мм и длиной 750 мм.

В уголке просверлили отверстия O 8 мм и четырьмя болтами закрепили два «вяткинских» амортизатора.

Передний мост. Для подвески каждого из колес мы применяли нижние подрессорные элементы от передней вилки мотороллера, действительно, одну из вилок было нужно перевернуть и переварить. Для рычагов рулевой трапеции в полной мере подошли велосипедные шатуны.

Оставалось соединить их поперечной тягой, установить оси с колесами, и, так, передний мост был совсем собран. Рулевое управление на отечественном автомобиле рычажного типа.

Задний мост. Его сборка по большей части заключалась в том, что на проушины задней поперечной балки были навешены шарнирно два маятника задней подвески «Вятки», Наряду с этим левый вместе с колесом и двигателем — безо всяких переделок, а правый — без двигателя — перевернули.

Верхние финиши пружинных амортизаторов закрепили на предназначенном для этого металлическом уголке, и, так, сборка тележки шасси была законченной.

Кузов собран из 14 плоских панелей из холоднокатаного металлического страницы толщиной 0,6 мм. Все они соединены между собой винтами М4, но в полной мере подошли бы для данной цели заклепки, в случае если пренебречь разборностью кузова.

Сначала раскроили две бортовые панели — нарисовали на металлическом странице их контур и припустили по 30 мм с каждой стороны на отбортовку. По окончании зачистки и обрезки отбортовки отогнули под углом 90°.

Третья панель — это капот, связывающий в первых рядах бортовые панели. Изготавливается он по той же технологии.

При соединении панелей оптимальнеепоследовательно скреплять отбортовки ручными тисочками, потом сверлится отверстие и ставится четырехмиллиметровый винт; после этого тисками поджимается следующий участок, засверливается отверстие и без того потом.

Рис. 3. Узел передней подвески.

Четвертая панель—это кормовая стена.

С бортами она соединяется совершенно верно равно как и капот. По большому счету при стыковке панелей направляться обращать внимание на. тщательность соединения, не допуская накладных швов: они портят внешний вид автомобили. Единственная панель, которая крепится к кузову внакладку, — это передняя, с подфарниками и фарами, она прижимается к капоту и бортам винтами-саморезами.

Размещение внутренних подробностей багажника, опор панели и заднего сиденья, на которой установлены педали «газа», сцепления и тормоза не должно встретить затруднений — все это крепится по месту на соответствующие внутренние отбортовки. Так же пристыковываются днище, приборный щиток и передний поддон. Крылья передних колес навешиваются в последнюю очередь.

Опоры заднего сиденья и кузов соединяются четырьмя болтами М6. Они же являются основными крепежными элементами кузова к раме.

Переднее сиденье ставится конкретно на днище.

Нам думается, что, применяя фундаментальный принцип построения автомобиля на базе мотороллера, возможно создать большое количество увлекательных автомобилей всевозможных форм и различного назначения. А простота для того чтобы автомобиля сделает его необычным автоконструктором для начинающих.

Рандомные статьи:

МОТОРОЛЛЕР ВЯТКА 3 ЭЛЕКТРОН Ретро Тест-драйв & МотоОбзор | Советские Мотоциклы | Pro Автомобили СССР


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Багги-350 — спортивный автомобиль шестнадцатилетних

    Клуб «Романтик» из города Красноярска отечественные читатели знают по недавней публикации («М-К», 1979 г., №4). Редакция взяла большое количество писем с…

  • Автомобиль-мечта

    В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…

  • Автомобиль для города

    Горожан Тольятти непросто поразить новым автомобилем. На собственных улицах они первыми встречают перспективные модели Волжского автомобильного завода,…

  • Автомобиль «для души»

    Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…