Начиная рассказ о самодельной машине, отмечу, что до этого у меня было пара заводских серийных машин: и «Запорожец», и «Москвич», и «Жигули», и «Нива» — любой в своё время. Но вот по случаю, недорого, приобрёл автомобиль УАЗ-469. Согласиться, к «уазику» присматривался в далеком прошлом: машина вездеходная, как «Нива», неприхотливая, как «Запорожец», а основное вместительная, как микроавтобус, — такая мне, заядлому любителю «негромкой охоты» (ягоднику-грибнику), и была нужна.
Ну а «прожорливость» в расходе горючего компенсировалась низкими и недорогими применяемыми сортами бензина.
Действительно, состояние УАЗа было такое, что кроме того удовлетворительным его возможно было вычислять лишь условно. Металлический кузов, а особенно пол, проржавел безнадёжно, и его нужно было поменять полностью. Но средств на это не было. Исходя из этого, прикинув собственные возможности, решил сделать кузов самостоятельно, применяя шасси УАЗа как базу.
Вопрос о том, какой делать кузов: стеклопластиковый либо металлический, практически не стоял. Само собой разумеется, для долговечности самоё подходящим был бы стеклопластиковый — он ржавчине легко, образно говоря, не по зубам. Но для того чтобы опыта у меня не имелось, а на учёбу не было времени. А вот навыками и ремеслом сварщика я обладал достаточно с уверенностью. Исходя из этого выбрал второй вариант — делать кузов железный.
Над дизайном автомобиля очень мудрствовать не стал — машина нужна была не для парадных выездов, а для поездок по холмам и долинам, по ягоды-грибы. Решил остановиться на форме, близкой если не к серийной, то к той, что делают на заказ — заменяя брезентовый тент на древесную кабину.
Базой кузова стал каркас из металлического проката разного сортамента, как имевшегося у меня в запасе, так и купленного снова.
Но старался не через чур его (сортамент) расширять. Так, все стойки и верхние перемычки выполнены из квадратной 25-мм трубы, нижние поперечины — из швеллера № 5, проёмов и окантовки дверей — из уголка 25×25 мм, а колёсных ниш и окантовки крыльев — из уголка 35×35 мм. Для дверей и обшивки бортов, и для устройства крыши применял металлической лист толщиной 1,2 мм, а вот пол настелил аж из 2-мм оцинкованного страницы. Само собой разумеется, всё это увеличило массу автомобили, но и долговечность — также.
Создатель Н.Н.Гордеев со своей машиной
Кузов — четырёхдверный. Но размещение дверей — как в современных микроавтобусах (на данный момент их именуют — минивенами): слева — лишь дверь водителя, две пассажирские двери — справа (так лучше для безопасности). Ещё одна дверь — грузопассажирская — позади. Она также сделана распашной (у УАЗа была откидная крышка люка).
Сварка трубчатого каркаса каких-то особенных трудностей не воображала — лишь требовалась тщательная выверка обоюдного положения подробностей каркаса, по большей части параллельности и перпендикулярности. Гибку труб создавал в ручном приспособлении. Все радиусы загиба были однообразными — 200 мм. При нехватке длины труб для отдельных подробностей сваривал их встык, предварительно сточив 45-градусные фаски на их торцах.
Страницы обшивки кузова кроил так, дабы стыки в обязательном порядке попадали на трубы каркаса (на середину их толщины). Сварку создавал точечно, узким электродом диаметром 3 мм — но и таковой был толстоват либо через чур довольно часто ставил точки — местами страницы металла однако «повело» (покоробило) и было нужно их сглаживать дополнительно шпатлёвкой.
Внутреннюю отделку кузова осуществил страницами ламинированного «под дерево» с одной стороны оргалита (древесно-волокнистой плиты).
Изгибать оргалит в местах перехода бортов в крышу выяснилось делом непростым — материал лопался, а потому эти места закрыл плоской полосой, установленной под углом 45°. полосы и Панели крепил к перемычкам и стойкам крыши шурупами-саморезами.
Автомобиль «Козлик» с кузовом любительской постройки, имеющим одну водительскую дверь с левой стороны, две пассажирские — с правой стороны и дополнительную — позади
Рукоятки переключения передач, ручного тормоза и раздаточной коробки, и блокировки межосевого дифференциала — на привычном месте, как на внедорожнике УАЗ-469
Передняя панель—самодельная, но все устройства на ней—штатные, от УАЗ-469. Рулевое колесо—от «Волги» ГАЗ-24
Стыковка обшивочных металлических страниц на подробностях каркаса кузова:
1 —стойка каркаса; 2,3 — стыкуемые страницы обшивки
Оборудование по большей части применял от ветхого УАЗа.
Лишь в фарах заменил отражатели — они хоть и не проржавели, но стали практически матовыми. Стёкла, не считая лобового водительского, использованы от пассажирских окон автобуса и подогнаны по месту. Они неоткрывающиеся, а потому в крыше для вентиляции сделал люк.
Пол покрыл линолеумом.
Компоновку сидений поменять не стал, как и сами сиденья. В задней (грузовой) части кузова так же, как в «уазике», смонтировал по бортам откидные сиденья. Заднее же сиденье, как мы знаем, у УАЗ-469 — складное.
Было нужно ещё заменить рулевое колесо (штатное) — поставил от «Волги» ГАЗ-24.
Остальные агрегаты и узлы: двигатель, трансмиссию, систему управления и тормозную систему — легко проревизировал и подремонтировал то, что было нужно.
Общеизвестно, что автомобиль УАЗ-469 сначала его выпуска прозвали «козлом»* —за через чур «твёрдые» подвески — кроме того при наличии двух-трёх человек в кабине пассажиры и водитель «ощущали» каждую выбоину на дорогах, не говоря уж об ухабах на просёлках.
Дабы хоть как-то «смягчить» подвеску, водители возили в багажнике зимний период мешок с речным песком (имел возможность понадобиться в гололёд), а летом — флягу с водой (и самому умыться, и машину будет чем помыть).
Каркас кузова автомобиля
Багажник:
1 —главная балка (труба 40×40. 3 шт.); 2 — ножка ( неотёсанна 40×20, 6 шт.); 3—зажим (лист s3. 6 шт.); 4 — низкое продольное ограждение (труба 20×20,2 шт.); 5—запасной балка (труба 40×20.2 шт.); 6 — высокое ограждение (труба 20×20. 2 шт.); 7— заднее ограждение (труба 20×20); 8—стойка (труба 20×20, 3 шт.); 9—срединная проставка ( труба 20×20.
4 шт.); 10— крепеж (винт М10 с разрезной и плоской шайбами, 6 компл.); 11 —резьбовая втулка М 10 (6 шт.); 12 — уплотнитель (кабель); 13 — водоотводной желобок кузова (ситуация)
Осталось приварить продольные багажник и — срединные проставки готов
Размещение сидений в салоне «Козлика»
«Козлик» — так прозвали мою машину обладатели гаражей в отечественном кооперативе — прибавил в весе килограммов сто, если сравнивать с серийной машиной, и его движение сам по себе стал значительно мягче.
Потом же в задние рессоры добавил ещё по одному странице. Дело в том, что вместимость автомобили — практически как у микроавтобуса — семь человек, и на грибную «охоту», в большинстве случаев, выезжали полным набором, а возвращались ещё и с «трофеями». Наряду с этим главная прибавка массы приходилась однако на задний мост, и тогда дополнительный лист становился совсем не лишним.
Переделку автомобили начал в 1995 году и рассчитывал завершить её через год (максимум, через полтора).
Но процесс данный растянулся в два раза, и автомобиль зарегистрировал лишь во второй половине 90-ых годов двадцатого века. В документах в особенных отметках значится, что машина изготовлена в порядке личного технического творчества.
Часто грибная охота бывала успешной, но её приходилось заканчивать из-за недостатка места для трофеев в автомобили. И вот в один раз в гаражном кооперативе, в контейнере для металлолома, заметил выкинутый развалившийся крышкой универсальный багажник для автомобиля .
Собрал всё, что от него осталось, и в выходной сутки сварил багажник для собственного «Козлика».
Н. ГОРДЕЕВ, г. Саранск
Рандомные статьи:
КОЗЕЛ ты ХЛЕБУШЕК!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Самоделка, удивляющая профессионалов
Перед тем как начать разговор о машине, представим ее автора и создателя статьи — Юрия Ивановича Алгебраистова. Вся его сознательная судьба связана с…
-
Мысль постройки этого автомобиля показалась вследствие того что я и мои домочадцы весьма любим путешествия и активный отдых по родным местам. И не только…
-
Задумка сделать автомобиль самому у меня появилась в те времена, в то время, когда «жигули»,«москвичи» а также «запорожцы» возможно было приобрести, лишь…
-
Мечта-идея сделать автомобиль, кроме того простой, типа багги, показалась ещё в юношеские годытогда, в то время, когда автомобили были в громадном…