Гусеница вокруг лыжи: эксперимент продолжается

С изданием «Моделист-конструктор» я знаком со школьных лет, частенько подбирал из издания занимательные идеи, реализовал их. Со временем накопился и личный опыт, показались и собственные разработки. Одну из них я и желаю предложить вниманию читателей «М-К».
Мало о себе: мне 28 лет, в первой половине 80-ых годов XX века окончил Курганский машиностроительный университет, а на данный момент тружусь директором Заводоугловской станции юных техников.

Сейчас весьма популярными стали колесные снегоходы.

На нескольких всесоюзных слетах (последний раз в Тюмени) демонстрировалось множество пневмоходов: и огромные, и мельче. Да, они не портят тундру, но проходимость их по глубокому и рыхлому снегу не через чур высока: для для того чтобы снега у них великовата удельная нагрузка и, как следствие, повышенное встречное сопротивление перемещению. У нас, на юге Тюменской области, в березовых и сосновых лесах снег как раз таковой — через чур рыхлый.

Исходя из этого меня увлекла мысль саней Неждановского, о которых как-то рассказывалось в «М-К».

В прошедшем сезоне я совместно со своим братом Алексеем выстроил снегоход по схеме «гусеница около лыжи», похожий на тот, о котором рассказывалось в январском номере «М-К» за 1989 год. А после этого на опыте эксплуатации данной автомобили мы создали и сделали усовершенствованную, названную нами «Идея-2», которую и воображаем на суд читателей.

Снегоход «Идея-2» — трехопорный, двухместный, с гусеничным движителем и несимметрично расположенным двигателем.

Кратко необходимо отметить следующие изюминки конструкции. Проходимость красивая: фактически любой снег — не преграда. И это не страно: удельная нагрузка на снег образовывает около 0,02 кгс/см2. «Идея-2» владеет к тому же повышенными управляемостью и устойчивостью за счет двух поворотных лыж с направляющими уголками-подрезами.

Отмечу кроме этого простоту привода (благодаря несимметричной установке двигателя), переключения передач и удобство запуска, большой клиренс. Несимметричное (справа от водителя) размещение двигателя разрешает осуществить цепной привод на ведущий вал гусеницы и легко и с удобством руководить мотором удлиненными рычагами переключения передач и кик-стартера.

Охлаждение двигателя — воздушное.

Центробежный вентилятор с воздуховодом и кожухом установлен на крышке генератора и крепится к цилиндру пружинами. Привод вентилятора — через резиновую муфту.

Гусеница — самый важный узел снегохода.

Тут употребляется эффект скольжения лыжи по заснеженным либо обледенелым «тракам»(древесным брускам) гусеничной ленты. Последняя представляет собой две полосы резинотканевого транспортерного ремня сечением 50X5 мм, к каким через равные промежутки прикреплены поперечные березовые «траки» и направляющие уголки. Соединение финишей гусеницы — внахлест, с фиксацией двумя крайними «траками».

Сама гусеничная лента делает сходу пара функций: движителя с грунтозацепами, поверхности скольжения для своеобразной цепи и опорной лыжи, передающей перемещение от капроновых звездочек ведущего вала.

У опорной лыжи роль кроме этого неоднозначна: плоскостное распределение нагрузки на снег, необычная направляющая для гусеницы и опорная поверхность скольжения.

В связи с последним лыжу нужно облицевать капроном: это снизит трение и увеличит срок работы древесных «траков».

Опорная лыжа крепится к раме через резиновые втулки, что сохраняет гибкость конструкции, гасит вибрации, дает лыже некую подвижность при изгибах местности.

Передние лыжи оклепаны узким дюралюминиевым страницей, но предпочтительнее все же и тут применить листовой полиэтилен.

Наклонное размещение поворотных кулаков и направляющие из уголка разрешают вольно маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге.

Регулировка параллельности передних лыж выполняется посредством резьбовых муфт на рулевых тягах. Подробности облицовки, пола и кузова изготовлены из дюралюминия и фанеры. Крепежные петли привариваются по месту.

Для облегчения конструкции ведущий и ведомый вал изготовлены из труб.

Перемещение последнего регулирует натяжение гусеницы.

Для улучшения черт двигателя механическое зажигание заменено на электронное; уменьшена камера сгорания.

Снегоход «Идея-2» оборудован задним фонарём и фарой, подсветкой багажника под сиденьем. Ветрового стекла на нем нет, но установка его очень желательна.

Гусеница вокруг лыжи: эксперимент продолжается
Рис.

1. Снегоход «Идея-2»:
1 — топливный бак, 2 — рычаг переключения передач, 3 — рычаг пускового устройства двигателя, 4 — днище-крыло, 5 — кузов, 6 — опорная лыжа, 7 — гусеница, 8 — передняя звездочка, 9 — задняя звездочка, 10 — передняя лыжа, 11 — поворотный кулак, 12 — кронштейн крепления опорной лыжи, 13 — амортизатор, 14 — двигатель мотоцикла «Минск» М-103, 15 — глушитель, 16 — подушка сиденья, 17 — рама, 18 — руль, 19 — поперечные тяги рулевого устройства, 20 — фара, 21 — кронштейны крепления руля, 22 — переходник, 23 — шарнир рулевой колонки, 24 — медная втулка, 25 — рулевая колонка, 26 — рулевая сошка, 27 — медная втулка-подпятник, 28 — кронштейн крепления передней лыжи, 29 — втулка поворотного кулака, 30 — шарнир поперечных тяг рулевого устройства, 31 — рычаг поворотного кулака, 32 — цилиндрический штифт, 33 — медные втулки.

Рамасварная, она планирует из «водопроводных» труб и уголков, посредством промышленного аппарата постоянного тока АДЗ-150 и электродов O 3 мм.

Эластична труб — вручную, с предварительным разогревом паяльной лампой. Т-образные соединения усилены косынками.

Пластины крепления опорной лыжи направляться приваривать по окончании установки ведущего и ведомого валов и монтажа между ними опорной лыжи.

Рис. 2. Рама:
1 — опоры крепления двигателя, 2 — поперечина (металлической уголок 30X30 мм),3 — передняя поперечина (металлической уголок30Х30 мм),4 — опора рулевой колонки (металлическая труба O 20 мм),5, 6 — опора сиденья (металлическая труба O 20 мм), 7 — поперечины — опоры для установки опорной лыжи,8 — лонжероны рамы (металлические уголки 35X35 мм, толщина полки 4 мм),9 — задняяпоперечина (металлическая трубаO22 мм),10 — втулка поворотногокулака, 11 — кронштейн поворотного кулака.

Рис. 3. Ведущая ось снегохода:
1 — цепная звездочка (от мотоцикла «Минск»), 2 — подшипниковый корпус, 3 — болт, шайба и гайка (для крепления гусеничной звездочки), 4 — гусеничная звездочка (передняя) 5 — трубчатый вал ведущего «моста», 6 — фланец крепления гусеничной звездочки, 7 — подшипник № 203, 8 — втулка цепной звездочки, 9 — вставка.

Лыжи изготовлены из водостойкой фанеры; изгиб «носков» достигается методом предварительного распаривания в кипящей воде и закрепления заготовки на древесном шаблоне. В случае если передние лыжи обшиваются дюралюминиевым страницей посредством алюминиевых заклепок, требуется последующее опиливание их выступающих «бугорков». Отверстия в лыжах и направляющих уголках направляться сверлить по месту при установке опорных креплений, выполняя параллельность двух направляющих уголков.

После этого сверлятся отверстия и устанавливается трубчатый упор носка лыжи. Опорная лыжа изготавливается подобно.

Двигатель в сборе с опорными пластинами совершенно верно выставляется по ведомой звездочке по окончании установки на раму ведущего вала.

После этого сваркой прихватываются опорные пластины к раме. Полная приварка пластин производится при снятом двигателе.

Рычаги кикстартера и переключения передач отпиливаются до размера 60 мм, и к ним привариваются рукоятки,изготовленные из трубыO14 мм.

Гусеничный движитель складывается из переднего ведущего и заднего ведомого валов в сборе со подшипниками и звёздочками, гусеничной ленты и опорной лыжи.

Рис. 4. Гусеница снегохода:
1 — болты, шайбы и гайки, 2 — транспортерная резинотканевая лента, 3 — грунтозацеп (березовый брусок), 4 — направляющий уголок.

На раме в соответствии с межосевым расстоянием размечаются отверстия под крепление корпусов подшипников ведущего вала.

После этого по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления ведомого вала. Сверлятся отверстия, пропиливаются пазы для натяжного устройства заднего вала.

Так как при сварочных работах вероятны деформации рамы, то при изготовлении направляться осуществлять контроль длину трубки до приварки к выточенным под опорные подшипники финишам.

Кроме этого установив в подшипниках изготавливаемый вал, нужноотрихтовать и проверить соосность. После этого привариваются пластины крепления капроновых звездочек в соответствии с чертежу.

При сверлении отверстий под крепежные болты в капроновых звездочках направляться совершенно верно выровнять последние по впадинам и вершинам зубьев.

По окончании установки и сварки звездочек ведущий и ведомый валы направляться еще раз отрихтовать. Капроновые звездочки выпиливаются по шаблону вручную; наряду с этим возможно применять как пилки для металла, так и пилки для дерева. заглаживание поверхности и Точная подгонка — сапожным ножом.

Заготовки для звездочек я сделал из капроновой трубы O 150X20 мм. Отпилив кусок нужной длины, разрезал трубу на протяжении и нагрел ее паяльной лампой до пластичного состояния.

Расправив заготовку, я положил ее между двух ровных досок и прижал сверху грузом.

Рис. 5. Гусеничный блок:

1 — упор (металлической стержень O 10 мм), 2 — ведущая звездочка гусеничного блока (капрон толщиной 20 мм, Z=8), 3 — фланец (металлической лист толщиной 3 мм), 4 — натяжное устройство гусеничного блока, 5 — ведомая звездочка (капрон толщиной 20 мм, Z=10), 6 — грунтозацеп (рейка 16X45 мм), 7 — рама снегохода, 8 — приводная звездочка гусеничного блока (Z=43 от мотоцикла «Минск»), 9 — опорная лыжа, 10 — кронштейн подвески опорной лыжи, 11 — болт М8Х50 с гайкой, 12 — винт М6Х20 с гайкой, 13 — болт М6Х35 с шайбой и гайкой, 14 — направляющая (бронза), 15 — шуруп, 16 — подошва опорной лыжи (капрон).

Рис.

6. Опорная лыжа:
1 — упор (металлической стержень O 10 мм), 2 — кронштейн подвески, 3 — лыжа, 4 — подошва (капрон толщиной 4 мм), 5 — направляющая (бронза), 6 — заклепка (алюминий O 5 мм).

Облицовка складывается из переднего щитка, пола, кузова-крыла и багажника под сиденьем.

Сиденье включает фанерное основание, водонепроницаемый чехол и поролоновую подушку. Крепится оно к раме небольшим болтом и специальными крючками.

Бензобак (канистра) устанавливается на переднем щитке. Полик выпиливается из водостойкой фанеры (по месту) и крепится на болтах к раме.

Напоследок — еще пара рекомендаций тем, кто возьмется повторить отечественную машину.

Поломка нескольких полок — траков не отражается на проходимости и не требует немедленного ремонта. Условия скольжения «гусеницы около лыжи» сохраняются и на укатанной дороге. Снегоход в полной мере вероятно заводить «с толкача», легко буксировать. По укатанному следу машина везет двух пассажиров с грузом 40 кг и буксирует лыжника со скоростью 30 км/ч.

Нужно иметь траки с поперечными грунтозацепами для улучшения перемещения по косогорам.

Краткая характеристика снегохода «Идея-2»

Тип двигателя, мощность, л. с.: М-103, 9 л. с.

Тип движителя: гусеница

Масса, кг: 90

Площадь опоры, м2: 1

Удельное давление на грунт (с водителем массой 80 кг и грузом массой 30 кг), кгс/см2: 0,02

Большая скорость, км/ч: 45

Скорость по целине, км/ч: 35

Скорость по рыхлому снегу, км/ч: 20

Расход горючего, л/100 км: 8—10

Габаритные размеры, мм:

протяженность: 2450

ширина: 1100

высота: 950

Радиус поворота по наружной лыже, м: 3

Большой угол подъема, град.: 30

А. МАТВЕЙЧУК, г. Заводоугловск, Тюменская обл.

Рандомные статьи:

самодельный снегоход: гусеница


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Лыжи и гусеница

    Мало истории. Мне 48 лет. Двадцать лет назад вместе с младшим братом выстроили снегоход «Идея-2» — материал о нём был размещён в «Моделисте-конструкторе»…

  • Сноуборд на гусенице и с мотором

    В далеком прошлом являюсь подписчиком журнала и постоянным читателем «Моделист-конструктор». Желаю поделиться одним занимательным результатом…

  • «Победа» становится на лыжи

    Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Министерство связи СССР заказало конструкторскому бюро известного строителя вертолетов Н. И. Камова…

  • Транспорт сибирской глубинки

    «Живу я в далеком сибирском селении, которому в прошедшем сезоне исполнилось 370 лет. Рядом протекает река Ангара. Это центральный район Красноярского…