Из «волги» — микроавтобус

Знакомство с данной машиной произошло на прошлогоднем смотре «Автоэкзотика» (фоторепортаж в № 11’2006 г.) — празднике самодельной и раритетной автомототранспортной техники, ставшем сейчас уже классическим и проходящем каждый год в Москве на поле Тушинского аэропорта. Воображал машину Алексей Старилов — ее новый обладатель. Он же говорит о ней читателям отечественного издания.

Спроектировал и выстроил эту машину-микроавтобус во второй половине семидесятых годов прошлого века Алексей Никитович Арсеньев, сейчас покойный. Трудился он жестянщиком в гараже МВД и, как говорится, дело собственный знал. При восстановлении и ремонте побитых машин мастерство показать, само собой разумеется возможно, а вот творческий подход вряд ли отыщет тут использование. Видно, потому и показался данный микроавтобус — как выход творческой энергии его создателя.

Не смотря на то, что с виду автомобиль напоминает микроавтобус (так он именуется и по ПТСу — паспорту технического средства), но по внутренней компоновке его направляться отнести по сегодняшней классификации к универсалам повышенной вместимости (УПВ) либо мини-вэнам (так именуют машины аналогичного типа на Западе).

Базой для автомобили послужило шасси микроавтобуса РАФ-977Д.

Правильнее, не шасси (у микроавтобуса не было рамы — несущим являлся кузов), а платформа: дне с поперечными и продольными силовыми элементами с подвешенными к нему (и к ним) узлами ходовой части. Как мы знаем, РАФ-977 был спроектирован на базе «Волги» ГАЗ-21, имел унифицированные с ней узлы и агрегаты, не считая кузова — с данной задачей конструкторы двух фабрик, в неспециализированном-то, совладали удачно.

Сейчас же Алексей Никитович решал в одиночку обратную задачу — приспосабливал, а вернее, практически конструировал заново: перекраивал и переделывал кузов ГАЗ-21 под платформу РАФа. И с данной задачей мастер снова справился блестяще: кузов новой автомобили при виде сбоку, если сравнивать с ГАЗ-21, не смотря на то, что и изменился существенно, но остался узнаваемым, а при виде спереди и позади — фактически сохранил собственный внешний вид, разве стал мало выше.

В данной связи хочется подметить: жаль, что мысль для того чтобы дизайна микроавтобуса не посетила в свое время конструкторов РАФа — их машина не смотрелась бы как коробка из-под обуви, каковой она осталась в памяти потомков.

Из «волги» — микроавтобус

Таковой микроавтобус промышленность не производила, а жаль…

Платформа (несущее основание) РАФа — фактически без трансформаций.

Вот лишь запасное колесо поменялось местами с бензобаком и перекочевало со средней части платформы, с ее левой стороны, под пол за задним мостом: закреплено в том месте на откидывающемся ложементе. Бензобак же установлен на месте «запаски», а рядом с другого бока — еще один. У каждого — собственная горловина: одна выведена на правый борт за входную дверь в салон, вторая — на противоположную сторону.

Волговский кузов от ГАЗ-22 «Универсал» подвергся достаточно большой переделке, в особенности его передняя и задняя части. Передок был укорочен, а задок, напротив, — удлинен дополнительной вставкой, вырезанной также из другого кузова ГАЗ-22. Наряду с этим средняя часть была передвинута вперед до того положения, в то время, когда водительская дверь, как и у РАФа, пребывала бы над передним колесом автомобиля.

Микроавтобус-универсал (заштрихованы дополнительные засунутые элементы; на виде сверху крыша условно не продемонстрирована):

1 — передний багажник; 2 — рулевое колесо; 3 — дверь водителя; 4 — сиденье водителя; 5 — моторный отсек; 6 — одноместное пассажирское сиденье в салоне (от автомобиля «Волга» ГАЗ-21); 7 — левый бензобак (V = 40 л); 8 — трехместное пассажирское сиденье; 9 — запасное колесо; 10 — грузовое отделение; 11 — ниша заднего колеса (2 шт.); 12 — правый бензобак (V = 40 л); 13 — ступень; 14 — салонная дверь; 15 — перегородка; 16 — передняя пассажирская дверь; 17 — сиденье переднего пассажира; 18 — кузов

Освободившееся место между средней и задней частью заняла вставка от другого кузова. Стыки между частями кузова и вставкой весьма бережно сварены изнутри (в этом А.Н.Арсеньев был вправду виртуоз) и шепетильно заделаны снаружи. Стык же между передней и средней частями пришелся на переднюю дверную стойку и снаружи не заметен. Количество дверей уменьшилось — слева осталась одна водительская, а пассажирская — заварена и шепетильно заделана.

Волговский кузов был установлен на платформу РАФа, а поперечины элементы (и силовые лонжероны) той и второй конструкции были стянуты в нескольких местах болтами и стремянками. Дабы прикрыть эти соединения, снизу к бортам кузова приварены юбки. Но эти элементы выполнены как обвесы и в маскировке шва не нуждались.

Так кузов автомобиля взял необычную форму: он никак не был похожим рафовский вагонного типа, но уже существенно отличался от капот-ного «Универсала» ГАЗ-22.

Лонжероны волговского кузова (верхние продольные силовые элементы) лежат на передней поперечине платформы РАФа (в середине — проставка из трубы прямоугольного сечения)

Под капотом лишь печка, расширительный бачок и… вольный количество, что возможно применять для багажа

Ниша моторного отсека расположилась между передними сиденьями; в ней компактно размешен силовой агрегат ГАЗ-21А

Кабина отделена от салона низкой перегородкой; компоновка кабины, как в «рафике», а оборудование — волговское

Рулевое управление (поз. 1,2 — от автомобиля «Волга» ГАЗ-21, остальные — от микроавтобуса РАФ-977Д):

1 — рулевое колесо с колонкой; 2 — вал рулевого привода; 3 — продольная тяга; 4 — поперечная тяга; 5 — корпус маятникового рычага; 6— маятниковый рычаг; 7 — тяга колеса (2 шт.); 8 — редуктор; 9 — сошка; 10 — наконечники тяг (3 шт.)

В просторном салоне — всего два сиденья: трех местное и одноместное

Громадное грузовое отделение отделено от салона только спинкой заднего трехместного сиденья

Запасное колесо находится под полом заднего свеса кузова и закреплено тут на опускающемся ложементе

Необычной была и внутренняя компоновка автомобиля.

в первых рядах (назову эту часть салона кабиной), как и в РАФе, размещались два сиденья по сторонам (водительское и переднего пассажира), а между ними моторный отсек с силовым агрегатом ГАЗ-21 А мощностью 75 л.с., прикрытым звукоизолирующей крышкой. Кабина от салона отделена перегородкой, но она низкая и не формирует впечатления разделения внутреннего пространства и помогает скорее стяжкой между бортами — все-таки салон автомобили весьма долгий.

Но и в таком долгом салоне установлено всего два стационарных сиденья — одноместное, за сиденьем водителя, и трехместное, посередине салона от борта до борта. Спинка последнего отделяет от салона громадное грузовое отделение. Возможно, подобная компоновка салона покажется нерациональной, но, видно, такая потребность была у конструктора автомобили.

Кстати, меня она также в полной мере устраивает (я ничего тут не менял, не смотря на то, что дополнительное сиденье постоянно лежит у меня наготове в багажнике), чего не сообщишь о месте водителя: мои ноги находятся неизменно в полусогнутом положении. Видно, конструктор делал «под себя» — так как свободного количества под капотом осталось достаточно большое количество и в полной мере возможно было передвинуть радиатор вместе с передней панелью (щитком передка) дальше вперед, увеличив пространство под ногами. Это и планирую сделать.

Все боковые стекла опускающиеся, не считая самых задних грузовых (кстати, они шире остальных), а передние окна — с поворачивающимися форточками

Рулевое управление — смешанное: «колонка» и баранка с валом — от «Волги», а червячный редуктор с тягами и сошкой — от РАФа. Тормозная совокупность также от «рафика», не считая тормоза стояночного (он — от ГАЗ-21).

Рычаг переключения передач у «Волги», как мы знаем, был на рулевой колонке, тут же она на полу, как в РАФе. Приборная панель — волговская.

Устройства освещения (как внутреннего, так и наружного) — волговские. Дополнительно установлены позади красные световозвращающие катафорты, а в первых рядах — противотуманные фары и еще боковые зеркала заднего вида (у «Волги» было одно, в салоне, а у РАФа — лишь слева).

Создателя автомобили не стало в 1995 году; автомобиль стоял в гараже без дела, неспециализированный его пробег совсем незначительный.

В 2003 году о машине определил и я — создатель настоящей статьи, а следующим летом приобрел ее у наследников.

А.

СТАРИЛОВ

Рандомные статьи:

Мускул кар на базе Волги ГАЗ 3102своими руками


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Малютка» — школьный автомобиль

    «на данный момент многие увлекаются изготовлением и конструированием микролитражных машин. Мы в собственном автоконструкторском кружке при школе № 146…

  • Импровизация на тему военного автомобиля

    Давным-давно, в середине 1980-х, при столичном заводе «Салют» существовал клуб спортивно-технического творчества. И было в этом клубе три…

  • Родстер fox

    План проекта автомобиля-родстера FOX появился в 2004 г. из юношеской идеи выстроить открытый спортивный автомобиль с уникальным внешним видом для…

  • «Пегас» на колёсах

    Автомобильная студия «Пегас», строящая одноимённые машины, основана в Ярославле в 2003 году Вадимом Шустровым. В то время он только что получил диплом…