Катамаран на четверых

Для водных походов надувной катамаран имеет последовательность преимуществ перед байдаркой. Это высокая надежность, громадная остойчивость при удовлетворительной маневренности, повышенная проходимость порожистых участков, малая масса, комфортность, и удобство при посадке и высадке. В итоге преимущества окупают узнаваемые недочёты катамарана — повышенную парусность корпуса с экипажем и малую скорость при перемещении на веслах.

Предлагается несложная конструкция катамарана, в которой использованы дешёвые материалы.

Поплавки катамарана имеют камерную конструкцию, другими словами складываются из внешней оболочки, снабжающей прочность, и внутренней камеры, снабжающей герметичность. Это упрощает их изготовление и повышает надежность. Обводы поплавков разрешают достигнуть малого сопротивления воды. Каркас собран из дюралюминиевых труб на болтовых соединениях с фасонными гайками.

Во многих случаях мост катамарана (за исключением стрингеров) возможно связан из стволов маленьких деревьев (диаметром 80—120 мм), что уменьшит его массу в разобранном состоянии. Катамаран имеет руль, что существенно облегчает управление и разрешает попеременно отдыхать гребцам на ходу (катамаран способен двигаться по курсу кроме того при работе гребцов на одном борту). В конструкции катамарана предусмотрена возможность установки парусного оружия.

Фактически все подробности изготовлены дома, требуется только маленький количество токарных работ. Себестоимость катамарана низка.

Обрисовываемый катамаран употребляется на равнинных, на порожистых реках, и на озерах.

На спокойной воде он снабжает достаточно высокую скорость (25—30 км в сутки), способен преодолевать пороги третьей категории сложности, легко управляется и не захлестывается водой при беспокойстве до трех баллов.

Теоретические обводы поплавка.

Раскрой камеры без припусков на швы.

Раскрой верхнем н нижней частей внешней оболочки поплавка

ПОПЛАВКИ. Их два, любой представляет собой заполненную воздухом пустотелую, круглую в поперечных сечениях конструкцию.

Поплавок практически не имеет цилиндрического участка и отличается развитыми кормовым и носовым срезами. Это снабжает оптимальное распределение водоизмещения по длине, нужное для уменьшения волнового сопротивления.

Громадное отношение надводного количества к подводному в носовой и кормовой частях поплавка содействует хорошей всхожести на волну. Точка приложения Архимедовой силы перемещена в корму и находится посередине между теоретическими шпангоутами 5 и 6.

Поплавок складывается из внешней оболочки и внутренней воздухонепроницаемой камеры (баллона).

Размеры оболочки на 10—15 процентов меньше размеров камеры. Это нужно чтобы камера была в ненапряженном состоянии. Не обращая внимания на такую конструкцию, поплавки имеют высокую безопасность.

При образовании в камере маленьких дыр катамаран сохраняет плавучесть и может продолжать перемещение при периодической подкачке поплавков на ходу.

Камера изготовлена из легкого прорезиненного материала на капроновой базе — ткани «Ливень» (возможно «серебрянки»). Камера из синтетического материала более долговечна и надежна, а из «серебрянки» дешевле, не смотря на то, что срок ее работы ограничен четырьмя — пятью сезонами.

Изготовление камер — главная операция, она занимает больше всего времени. Раскрой приведен на рисунке. В случае если нереально выкроить камеру из одного цельного куска ткани, то полотнище нужной величины склеивается из кусков внахлест. Ширина швов образовывает 3 см, и они дополнительно проклеиваются лентами ткани.

Внахлест выполняется и продольный нижний шов. Клеится он от середины в обе стороны и кроме этого улучшается лентой. Очень аккуратного отношения требует носовая часть: клеевые швы тут маленькие (50—100 мм) с вырезом клиньев чтобы не было складок. Задняя оконечность камеры является рукавом , что при сборке скручивается и перевязывается резиновым жгутом. Рукавная конструкция разрешает вывернуть камеру для ремонта и сушки.

Катамаран на четверых
Неспециализированный вид катамарана (на главном виде правый палуба и поплавок условно не продемонстрированы):

1 — поплавок; 2 — карман стрингера; З прорезь носовая; 4 — прорезь кормовая; 5 — клапан; 6 -часть стрингера, носовая (неотёсанна 32×2, L1950); 7 часть стрингера, кормовая (труба 32×2, L1850); 8 — балка первая, носовая, поперечная (труба 45×1,6, L1750); 9 балка вторая, поперечная (неотёсанна 45×1,5, L1800); 10— балка третья, поперечная (труба 50×2,5, L1950); 11 — балка четвертая, кормовая, поперечная (неотёсанна 45×1,5, L1750); 12 — балка продольная (труба 50×2,5, L1950); 13 -укосина (неотёсанна 32×2, 1080 мм); 14 руль; 15 палуба; 16 — шнуровка палубы

В камеру вклеивается клапан от резиновой лодки (не редкость в продаже).

Его несложно изготовить и самостоятельно из пластика либо алюминия на токарном станке. Размещение клапанов перед носовыми гребцами разрешает подкачивать при необходимости поплавки на ходу.

Внешняя оболочка сшивается из плотного капрона (верхняя часть)и материала ПВХ типа «теза» (дне) капроновыми нитками с припуском на швы 10 мм. Все швы дублируются, а дабы край ткани не «сыпался», капрон кроится паяльником.

Для крепления поплавков к мосту катамарана по их верху пришиваются карманы из капрона, в каковые вставляются стрингеры. Карманы не целые, а в виде петель из стропы, расстояние между которыми 150—200 мм.

Верхняя часть оболочки, в случае если ее нереально выкроить из цельного куска ткани, сперва сшивается. После этого в ней выполняются две прорези для вкладывания камеры.

По краям прорези усиливаются полосами той же ткани шириной 50 мм и устанавливаются люверсы для шнуровки. Две прорези разрешают вынуть и засунуть камеру в поплавок, не разбирая катамаран при ремонте в походе. Через кормовую прорезь к рукаву камеры привязывается веревка, а камера вытаскивается через носовую прорезь. Наряду с этим веревка остается в оболочки, и назад камера затягивается с ее помощью. Затем пришиваются карманы стрингеров.

Днище также или выкраивается из цельного куска ткани, или из двух полотнищ. Потом сшиваются верхняя и нижняя части оболочки от середины к оконечностям. сборка и Раскрой оболочки ведутся максимально бережно, с точностью ±1 мм, для обеспечения верной формы поплавка и чтобы не было складок. При укладывании камеры в оболочку верхний продольный шов камеры обязан совпадать с осевой линией оболочки.

Соединение частей стрингера:

1 часть — кормовая; 2 — часть носовая; 3 — втулка текстолитовая; 4 — болты М5; 5 — гайки М5.

Крепленне стрингера к носовой и кормовой балкам:

1 — гайка фасонная; 2 —стрингер; 3 — втулка (труба 28×2,5); 4 — гайка М5; 5 балка поперечная; 6 — винт М3 (2 шт.); 7 — прокладка резиновая; 8 — шпилька М5

Крепление стрингера к средним балкам:

1 — гайка фасонная; 2 — стрингер; 3 — балка поперечная; 4 — крюк («нержавейка», пруток d5).

Соединение продольной балки с первой и второй (а) и третьей (б) поперечными:

1 — балка продольная; 2 — балки первая либо вторая, поперечные; 3 — шпильки М8; 4 —гайки М8; 5 прокладки резиновые; 6 — втулка (труба 50×2,5); 7 — винт М4; 8 — балка третья, поперечная.

Узел крепления укосины к поперечной балке:

1 — балка поперечная; 2 — укосина; 3 — шпилька М5: 4 — гайка М5; 5 — прокладка резиновая.

Весло:

1 — валёк (дюралюминиевая труба); 2 — валик (пенопласт); 3 — лопасть (дюралюминий, лист s1,5): 4 — болт М4 (4 шт.).

МОСТ КАТАМАРАНА изготавливается из комплекта труб (алюминиевые сплавы Д16, АМг и тому подобное) разного диаметра и собирается на болтах либо шпильках.

Любой стрингер складывается из двух подробностей, соединенных втулкой из трубы меньшего диаметра либо текстолитового стержня.

Втулка крепится к кормовой части стрингера клеем и фиксируется сквозной шпилькой, финиш которой расклепывается. Финиши стрингеров закрываются заглушками из любого материала.

Стрингеры крепятся к балкам фасонными гайками. Соединение носовой (первой) и кормовой (четвертой) балок со стрингерами улучшается втулкой из трубы меньшего диаметра. Ко второй и третьей балкам стрингеры, дабы не ослаблять их лишними отверстиями, крепятся посредством крючков.

Поперечные балки выполняются из трубы большего диаметра. Третья поперечная и третья продольная балки делаются более прочными для возможности жесткости установки и повышения судна парусного оружия. Третья поперечная балка удлинена для облегчения установки вант. Кормовая (четвертая) балка в месте крепления руля улучшается втулкой из трубы большего диаметра. Между третьей и четвертой балками ставятся укосины для фиксирования в горизонтальной плоскости.

Укосины крепятся к балкам кроме этого посредством шпилек.

Руль:

1 — перо руля; 2 — пластина (дюралюминий, лист s3, 2 шт.); 3 — румпель (дюралюминий, труба 25×2); 4 кронштейн (дюралюминий, труба 25×2); 5 — растяжка (дюралюминий, труба 22×2,2 шт.); 6 — ось (металлической пруток d5); 7 — балка моста, кормовая; 8 — укосины моста; 9 — болт М12; 10 — болты М5 (4 шт.); 11,12,13,16 — болты М6 (9 шт.); 14 — петля цилиндрическая (сталь, 3 шт.); 15 — петля плоская (сталь s2, 3 шт.)

Перо руля:

1 — пластина (стеклотекстолит); 2 -каркас руля (труба 22×2); 3 -заклепка (d3, 4 шт.); 4 — винт М3 (4 шт.); 5 — болты М5; 6 обвязка (проволока); 7 — герметик (пластилин): 8 — заливка (эпоксидная смола).

Положение мачты:

1 — мачта; 2 — ванты; 3 штаг.

Целый крепеж тут — из нержавеющей либо оцинкованной стали.

Положение отверстий в поперечных балках и стрингерах размечается при сборке катамарана на всецело надутых поплавках. Сборка катамарана ведется в следующей последовательности. Сперва планируют стрингеры, вставляются в карманы поплавков, и последние надуваются.

На параллельно стоящие поплавки накладываются носовая и кормовая балки, в них размечаются и сверлятся отверстия для крепления к стрингерам, следом—через них — отверстия в стрингерах. Затем балки крепятся к стрингерам. Таким же образом устанавливаются вторая и третья поперечные балки и, наконец, укосины.

ПАЛУБА представляет собой прямоугольное полотнище из плотного капрона.

Ее размеры уточняются на собранном каркасе. По периметру край полотнища подворачивается в три раза на ширину 30 мм и прошивается, после этого устанавливаются люверсы для крепления палубы к мосту. Шнуровка ведется от середины поплавков к оконечностям. Палуба помогает кроме этого упаковкой для катамарана при транспортировке, исходя из этого нужно пришить накладки из плотного материала чтобы не было протирания ткани финишами труб.

РУЛЬ катамарана имеет перо из листового стеклотекстолита толщиной 2 мм. Заготовка расщепляется на две части толщиной 1 мм. Для этого ее угол надрезается посередине на глубину 10—20 мм, и потом стеклотекстолит бережно, без резких рывков, разрывается посредством пассатижей. После этого обе половины складываются совместно и по задней кромкам и передней сверлятся отверстия диаметром 1 мм с шагом около 50 мм.

Потом половины скрепляются через эти отверстия мягкой бронзовой проволокой, и между ними вставляется всецело собранный каркас из труб диаметром 22 мм. Страницы стеклотекстолита крепятся к каркасу в нижней части заклепками либо винтами, а в верхней — винтами с потайной головкой. Затем кромки руля совсем обжимаются проволокой и герметизируются пластилином. Любая кромка заливается эпоксидной смолой.

По окончании полимеризации пластилин совместно спроволокой срезается ножом, и кромка зашкуривается. Перо руля возможно сделать из двух стеклотекстолитовых пластин толщиной 1 мм, но в этом случае нужно шепетильно зашкурить и обезжирить склеиваемые поверхности.

Перо руля крепится посредством болта между пластинами из дюралюминия толщиной 3 мм. Эти пластины соединяются с румпелем, сделанным из трубы диаметром 25 мм, заклепками либо винтами.

Руль навешивается на кронштейн посредством самодельных петель. Ось петель — металлической стержень диаметром 5 мм, вынув что, легко снять руль. Кронштейн руля является трубой , прикрепленную в верхней части к середине кормовой балки, а в нижней посредством двух растяжек — к укосинам моста.

Отверстия в укосинах и растяжках сверлятся по месту при сборке катамарана.

ВЕСЛА изготавливаются из дюралюминиевой трубы подходящего диаметра, удобного для захвата рукой, и листового дюралюминия толщиной 1,5 мм. В месте крепления лопасти валёк плющится в нагретом виде, лопасть крепится к трубе четырьмя заклепками либо болтами, финиши которых шепетильно расклепываются.

В противоположный торец трубы ставится заглушка из пенопласта. Для обеспечения непотопляемости весла на него наклеивается валик из пенопласта, количество которого определяется умелым методом.

ПАРУСНОЕ ОРУЖИЕ имеет вспомогательный темперамент и довольно часто малоэффективно.

Исходя из этого его описание тут не приводится. Но конструкция моста катамарана предусматривает его установку, вероятное положение мачты, штагов и вант продемонстрировано на рисунке. В качестве варианта парусного оружия рекомендуется конструкция, использованная на катамаране «Альтаир», размещённом в издании «Моделист-конструктор» № 7 ’83.

ТЕЛЕЖКА для перевозки катамарана может иметь разную конструкцию — в зависимости от имеющихся материалов.

Колеса для нее — от детского велосипеда, каковые эргономичны на пересеченной местности.
К.БЕЛЕВИЧ,А.ГОРБАЧЕВ, г. Нижний Новгород

Рандомные статьи:

Юрункаш — Хроника трагедии (2007)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мобильный катамаран

    Любителям водного туризма, живущим на большом растоянии от больших водоёмов: рек, морей и озёр, дабы отправиться в плавание, необходимо доставить к…

  • Катамаран из… пены

    На водоемах Урала сейчас начали появляться катамараны из пенопласта. Они непотопляемы, эргономичны в эксплуатации, долговечны и несложны в изготовлении….

  • Катамаран без паруса и весел

    Совсем сравнительно не так давно подвесной лодочный мотор был в почете у туристов-водников. Но сейчас большинство водоемов стала недоступной для…

  • Катамаран «рыбка» под парусом

    В моей практике любительской постройки плавсредств оказалось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран Рыбкадалеко не первый и выстроил его…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.