Мобильный катамаран

Любителям водного туризма, живущим на большом растоянии от больших водоёмов: рек, морей и озёр, дабы отправиться в плавание, необходимо доставить к «громадной воде» и само плавсредство. А для этого оно уже по конструкции должно быть мобильным: складывающимся либо разбирающимся.
Передо мной стояла сложная задача — выстроить вместительное, надёжное, остойчивое, кроме того мореходное плавсредство маленькой массы, которое возможно было бы перевозить в купе ЖД вагона и в публичном транспорте.

Не смотря на то, что Москва и есть портом пяти морей, добраться до любого из них кроме того на автомобиле совсем не просто. К тому же машина принуждает планировать поход по замкнутому маршруту (к ней нужно возвращаться), что не всегда нужно.

Так заключил, что необходимо строить разборный парусный катамаран на надувных поплавках.

Мысль, в неспециализированном-то, не новая (сам до этого выстроил уже несколько), но при творческом подходе к делу любая последующая конструкция получается уникальной.

Начиная рассказ о катамаране с парусным вооружением и надувными поплавками типа «бермудский шлюп», отмечу, что проектировался и строился он с расчётом применения современных, но общедоступных и относительно недорогих материалов на базе как собственного опыта, так и опыта вторых.

Катамаран всегда модернизировался.

Недочёты, проявившиеся в водных походах (иногда их протяжённость составляла пара сот километров), устранялись в межсезонье. Но конструкция совершенствовалась и дооборудовалась без радикальных переделок, потому, что в базе собственной судно было спроектировано и выстроено верно.

Катамаран снабжён практически всеми типами движителей, используемых на воде: парусом, веслом и подвесным мотором.

Главным, конечно же, есть парус. Подвесной мотор употребляется только при полном штиле либо встречном ветре, а весло — на мелководье — как шест либо как гребок для маневрирования в стеснённых условиях.

Поплавки катамарана (а их, ясно, два) — надувные, двухкамерные с дополнительной обшивкой и продольной перегородкой нижней части.

Изготовлены они (выкроены и склеены) из материала «феррари» толщиной всего 0,5 миллиметра и плотностью 650 г/м2, шириной в рулоне — 2700 мм — синтетической (ПВХ) воздуховодонепроницаемой плёнки с тканевой базой. Материал достаточно прочный, а лицевая его сторона весьма ровная.

Любой поплавок склеен клеем «Урмоно» из трёх раздельно выкроенных полотен, причём выкройки фактически однообразные (если не учитывать припуски на швы).

Два полотна являются оболочками поплавка, а третье — перегородкой, образующей в обычном (накачанном) состоянии две камеры.

Обычным названо состояние, в то время, когда обе камеры поплавка накачаны, а его оболочки (верхняя и нижняя) не пропускают воздушное пространство. Наряду с этим перегородка будет в «равнодушном» состоянии.

В случае если же одна из оболочек окажется случайно повреждённой и через прокол из камеры выйдет воздушное пространство, то перегородка под давлением воздуха из второй камеры примет положение повреждённой, по окончании подкачки сохранившейся.

Имеется ещё и четвёртое полотно. Оно употребляется как обшивка днищевой передней части поплавка до миделя.

Поплавки имеют форму веретена — круглые сечения и плавные обводы на всей протяженности, что снабжает низкое гидродинамическое сопротивление. Приблизительно на двух третях длины от носа (мало заходя за мачту) проходит мидель и расположены точка приложения и центр величины архимедовой силы. Один принципиальный момент: верхняя камера поплавка меньше нижней на 200 мм. И в этом месте «хвост» перегородки приклеивается лишь к верхней оболочке.

Тут же к ней приклеиваются дополнительные накладки воздушных клапанов, один — до перегородки, второй — по окончании.

Любой поплавок имеет по три клапана. Два — кормовых (о них уже было сообщено) помогают как для накачивания воздуха при подготовке катамарана к плаванию, так и для выпуска воздуха из камер при скатывании поплавка в рулон.

Третий же клапан, расположенный сверху поплавка в районе его миделя, употребляется для подкачки с палубы верхней камеры при повреждении нижней конкретно на воде и на ходу. Наряду с этим не только катамаран, но и повреждённый поплавок остаётся на плаву.

Мало о технологии изготовления (склеивании и выкройке) полотен в поплавки.

Мобильный катамаран
Разборный надувной парусный катамаран:
1 — поплавок (2 шт.); 2 — носовая ванта мачты (2 шт.); 3 — стаксель; 4 — мачта; 5 — грот; 6 — лата грота (8 шт.); 7 — лата стакеселя (2 шт.); 8 — ванта мачты (4 шт.); 9 — гик грота; 10 — рулевое устройство; 11 — шверт; 12 — силовой комплект катамарана; 13 — носовой фальшборт (2 шт.); 14 — стаксель-шкот (кевларовый трос); 15 — гик стакселя; 16 — палуба (материал «феррари», s0,5); 17 — узел управления катамараном и парусами; 18 — шнуровка палубы.

Примечание.

* На виде сбоку левый поплавок условно не продемонстрирован, паруса находятся в диаметральной плоскости.

** На виде сверху парусное оружие условно не продемонстрировано.

*** На виде спереди паруса находятся в соответствии с курсом фордевинд.

Разметку полотен производим в соответствии с теоретическому чертежу, раскатав рулон материала на полу и зафиксировав его двусторонним скотчем.

Отойдя от продольного края материала на четверть длины окружности, определённой на миделе поплавка, проводим осевую линию. Нужно, дабы она совпала с долевой нитью тканевой базы материала. На осевой отложим отрезок, равный образующей поплавка. В намеченных сечениях по диаметру поплавка вычисляем длину окружности и её четвёртую часть откладываем сперва в одну сторону от осевой, а после этого в другую. Полученные точки соединяем лекальной линией посредством эластичной рейки.

По разметке вырезаем простыми ножницами заготовку (это будет перемычка), а по ней — ещё одну — для другого поплавка. Положив первую (либо вторую) из выкроек на материал, с припуском 20 мм вырезаем следующую заготовку (верхнее полотно), а по ней — ещё одну для второго поплавка. По последней заготовке вырезаем третью несколько, увеличив припуск ещё на 5 мм.

выкройки полотен и Теоретический чертёж поплавка:
А — теоретический чертёж; Б — перегородка; В — верхнее и нижнее полотна (нижние выкраиваются без отверстий); Г — обшивка дна.

Вероятные положения перегородки поплавка:

1 — верхняя (надводная) оболочка; 2 — перегородка; 3 — нижняя (подводная) оболочка; А — равнодушное положение перегородки при герметичных оболочках; Б — верхнее — при повреждении оболочки надводной камеры; В — нижнее — при повреждении оболочки подводной камеры.

Поперечное сечение поплавка (подробности поз. 1, 2, 3, 4 выполнены из материала «феррари», клей «Урмоно»):

1 — перегородка; 2 — верхняя оболочка; 3 — нижняя оболочка; 4 — обшивка; 5 — клеевые швы; 6 — клейкая эластичная лента.

Склеивание начинаем с перегородки и верхнего полотна, шепетильно очистив соединяемые кромки уайт-спиритом. Наряду с этим верхнее полотно должно пребывать внизу. «Хвост» перегородки приклеиваем к верхнему полотну, не доходя 200 мм до его финиша.

По окончании нанесения клея на очищенные кромки нужно разрешить ему подсохнуть (около 20 мин. при комнатной температуре). После этого припуски верхнего полотна загибаем и накладываем на смазанные клеем кромки перегородки. Принципиально важно наряду с этим следить, дабы не было складок.

После этого, нагревая швы феном, прикатываем их роликом либо сдавливаем каким-либо вторым методом.

Затем склейку переворачиваем и укладываем на нижнее полотно, обращённое ровной стороной вниз (это будет донная часть поплавка) — и операция склеивания повторяется.

В завершение, на последний шов для гарантии герметичности поплавка наклеиваем ещё полосу липкой полиэтиленовой плёнки шириной 50 мм.Уровень качества швов выяснилось таким, что при попытке разъединить их посредством пассатиж рвалась и расслаивалась сама ткань, а не шов.

С целью увеличения живучести катамарана передние половины подводных камер поплавков одеты в «обшивку» — ещё один слой для того чтобы же полотна.

Обшивка предохраняет нижнюю оболочку от истирания на мелководье либо при вытаскивании катамарана на берег, а также в какой-то степени и от повреждений о подводные препятствия либо дно водоёма. «Обшивка» приклеивалась уже на готовый и накачанный поплавок. Одвременно с этим приклеивались карманы для стрингеров и кулиски для тросов.

Силовой комплект.

Не смотря на то, что катамаран опирается на поплавки, каковые по выполнению сравнимы с надувными матрацами, у него, как и у других плавсредств, имеется силовой комплект. Конструкция силового комплекта — упруго-твёрдая, либо её возможно назвать балочно-тросовой.

Перед тем как обрисовывать элементы силового комплекта, отмечу, что все они выполнены по одному принципу: возможность доступа с ними в пассажирский ЖД вагон а также муниципальный публичный транспорт.

Конкретно же это вылилось в то, что все длинномерные элементы были поделены на части длиной 2200 мм (либо меньший остаток). Так, к примеру, 8-метровая мачта составляется из четырёх частей (колен): трёх — 2,2-метровых и одной — 1,4 м. Стыкуются колена посредством внутренней втулки и двух болтов, а их обоюдное положение фиксируется болтом во втулке и пазом в колене. болты и Пазы в одном колене развёрнуты довольно другого на 90°.

Силовой комплект катамарана (материал труб — дюралюминий):

1 — носовая балка-бимс (труба O 60×2); 2 — передняя палубная балка (труба O 80×2); 3 — подмачтовая балка-бимс (труба O 80×2); 4 — средняя палубная балка-бимс (труба O 80×2); 5 — кормовая палубная балка-бимс (труба O 80×2); 6 — стрингер (труба O 60×2, 2 шт.); 7 — продольная консольная балка (труба O 60×2); 8 — диагональный трос «паука» шпрюйта (O 3, 2 шт.); 9 — хомут-буж крепления консольной продольной балки; 10 — поперечный трос «паука» (O 3); 11 — талрепы; 12 — каркас фальшбортов (труба O 25×1,5, 2 шт.); 13 — подставки-шпангоуты (труба O 25×1,5, 8 шт.); 14 — троса крепления поплавка (O 2, 4 шт.); 15 — шпрюйт; 16 — пиллерс носовой балки (труба O 60×2, 2 шт.); 17 — поплавок.

Продольные силовые элементы — стрингеры выполнены из дюралюминиевой трубы наружным диаметром 60 мм (толщина стены 2 мм).

По окончании их монтажа на поплавках (установки и стыковки колен на подставки-шпангоуты) финиши каждого стрингера стягиваются двумя тросами, проложенными в кулисках (особых швах-карманах) по бокам поплавков, и эти продольные силовые элементы покупают форму пологой дуги. Эти же тросы вдеты в пазы в нижних финишах подставок, связывая так силовой комплект с поплавками.

Подставки под стрингеры (назовём их шпангоутами) имеют форму козелков и изготовлены из дюралюминиевой трубы диаметром 25 мм и толщиной стены 1,5 мм. Верх ножек скреплён хомутом, что вставляется в стрингер и зажимается винтом. В средней части ножки соединяются стяжкой, выгнутой по радиусу оболочки поплавка, которая и есть опорой, передающей давление конструкции на поплавок, зафиксированный между ножек.

Снизу с торца в ножках пропилен фигурный паз — в него заводится трос, что и связывает поплавок с силовым каркасом катамарана и фиксирует положение поплавка между ножек. задние (подставки и Крайние) передние по размерам меньше, чем средние.

подвесной мотор и Рулевое устройство в корме катамарана.

Стрингеры соединены между собой мостом из нескольких поперечных балок-бимсов. Передняя (носовая) из них выполнена из такой же трубы, чтои стрингеры (диаметром 60 мм), а вот остальные — из дюралюминиевой трубы диаметром 80 мм. Наряду с этим носовой бимс чтобы не было захлёста встречной волной немного поднят над стрингерами на пиллерсах, а последующие три состыкованы конкретно со стрингерами торцами.

Кормовой же бимс уложен на стрингеры сверху. Это сделано также с целью поднять его над волнами. Действительно, кормовым данный бимс назвать возможно лишь условно, скорее это легко задний (либо последний), потому, что на корме его нет совсем.

Для монтажа же тут подвесного мотора и рулевого устройства использована продольная консольная балка. В случае если до неё волна и дотянется, громадного гидравлического сопротивления она не окажет и скорость катамарана не снизится.

Дополнительно бимсы соединены подкосами ещё и с подставками-шпангоутами, на каковые опираются стрингеры.

Любой бимс складывается из двух частей: 2,2-метровой и остаточной длины (она различная у носового, средних и кормового бимсов).

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Громаднейшую нагрузку несёт подмачтовый бимс. Он, как и другие, — составной.

И его было решено усилить посредством устройства, названного шпрюйтом. Это устройство представляет собой под-мачтовую (подбалочную) стойку, удерживаемую на трёх тросовых растяжках. Две растяжки — диагональные (соединяют носовую часть одного стрингера и кормовую — другого), а третья (поперечная) проходит под балкой, её финиши крепятся к стрингерам.

Тросы пропускаются в отверстия подробности-заглушки («паука»). Так, часть нагрузки от мачты с парусами с балки перераспределяется на стрингеры.

Подмачтовый узел — шпрюйт:

1 — мачта (дюралюминий, труба O 80×2); 2 — шпор мачты (дюралюминий); 3 — степс (особый болт М10, нержавеющая сталь); 4 — шайба (пятка) (дюралюминий); 5 — подмачтовая балка (дюралюминий, труба O 80×2); 6 — буж (нержавеющая сталь, лист s1, сварен в трубу); 7 — патрубок (нержавеющая сталь, лист s1); 8 — стойка (дюралюминиевая труба O 28×2); 9 — крепёжная втулка (дюралюминий); 1 0 —крепление стойки (гайка М10, нержавеющая сталь); 11 — «паук» (дюралюминий); 12 — трос (нержавеющая сталь).

Колена мачты(верхнее — бом-брам-стеньга и предпоследнее — брам-стеньга):

1 — верхнее колено (бом-брам-стеньга); 2 — фал (капроновый трос O 10); 3 — щёки шкива (дюралюминиевый лист s2); 4 — крепление узла шкива на клотике мачты (болт М6 с косыми распорной втулкой и шайбами, L90); 5 — шкив (дюралюминий); 6 — ограничитель фала (болт М6, L30 с распорной втулкой); 7 — ось шкива (болт М6, L30); 8 — карабин; 9 — ликпаз (дюралюминий, П-образный профиль с подзагнутыми полками); 10 — крепление ликпаза и стыковочной втулки к колену мачты (болт М4 с потайной головкой); 11 — скоба крепления вант (металлической лист s1, 2 шт.); 12 — фиксатор положения колен мачты и ликпаза (болт М4, 2 шт.); 13 — стыковочная втулка (дюралюминиевая труба O 76×1,5); 14 — предпоследнее колено мачты (брам-стеньга); 15 — распорная втулка (дюралюминиевая труба O 8×1, 2 шт.); 16 — косая трубная шайба (дюралюминий); 17 — распорная шайба (капрон, 2 шт.).

Паруса катамарана, стаксель и грот — изделия покупные.

Исходя из этого обрисовывать разработку их изготовления не буду. Но отмечу, что для некоторых прошлых конструкций шил паруса и сам, применяя в качестве книжки по курсу шитья и кройки, наровне со особой литературой, и публикации в издании «Моделист-конструктор», к примеру в № 6,7 за 1977 год либо более поздние — в № 5,6 за 1999 год.

А вот палубу шил (а правильнее, клеил) сам по той же технологии, что и поплавки (она также изготовлена из материала «феррари»).

Палуба представляет собой прямоугольное однослойное полотнище, окантованное сложенной в два раза по длине полосой из для того чтобы же материала (лишь другого цвета). По периметру палубы покинуты неприклеенными кулиски — узкие рукава — в них при сборке катамарана вставляются алюминиевые трубки маленького диаметра. А на протяжении трубок в окантовке проплавлены горячим паяльником через равные промежутки (около 150 мм) маленькие отверстия, через каковые палуба пришнуровывается к бимсам и стрингерам.

В палубе выполнено окантованное таким же материалом отверстие под мачту. А между этим мачтовым задним краем и отверстием палубы по середине приклёпан узел управления катамараном и парусами — пластина из нержавеющей стали с несколькими пластмассовыми стопорами.

Мачта изготовлена из дюралюминиевой трубы диаметром 80 мм и толщиной стены 2 мм.

Она, как уже было сообщено — разъёмная и складывается из четырёх колен: бизань-мачта (нижнее), выше — стеньга и брам-стеньга и последнее — бом-брам стеньга. В нижний финиш бизань-мачты запрессована шпор-втулка, которой она устанавливается на степс шпрюйта, а чуть выше — сделано отверстие для вывода фала.

Раскрепляется мачта четырьмя вантами, верхние финиши которых закреплены за серьгу на высоте 5,5 м. Нижние финиши носовой пары вант заведены в кольцевые головки болтов, скрепляющие передний бимс со стрингерами. Кормовые ванты — разветвлённые. Одна из ветвей зацеплена за болт, соединяющий подмачтовый бимс со стрингером, а вторая ветвь — за болт, скрепляющий кормовой бимс и стрингер.

Стыковка колен длинномерных элементов каркаса (стрингеров, балок, мачты):
1 — первое колено; 2 — второе колено; 3 — втулка; 4 — крепёж (болт М8 с двумя фасонными «трубными» шайбами, 2 компл.).

Соединение промежуточных балок со стрингерами:

1 — балка; 2 — штифт (болт М8 с двумя фасонными «трубными» шайбами); 3 — крепёж (болт М8 с кольцевой головкой и фасонной «трубной» шайбой); 4 — стрингер.

Каркас волнореза:
1 — форштевень (дюралюминиевая труба O 25×1,5); 2 — подкос; 3 — ушко (металлическая пластина s3); 4 — стрингер; 5 — трос; 6 — хомут с ушком (сталь, лист s1); 7 — луч (дюралюминиевая труба O 20×1, 2 шт.); 8 — передний бимс; 9 — пиллерс бимса (труба O 60×2); 10 — поплавок.

Кардан гика грота:

1 — гик; 2 — накладка (дюралюминий, лист s3, 2 шт.); 3 — крепление гика (болт М8 с гайкой, 2 шт.); 4 — оси кардана (болт М8 с гайкой); 5 — сухарь; 6 — проушина; 7 — мачта.

Подставка стрингера(подробности поз. 1, 3, 7 выполнены из дюралюминиевой трубы O 25×1,5):

1 — ножка (2 шт.); 2 — подкосная накладка (дюралюминий, лист s2, 2 шт.); 3 — подкос поперечной балки; 4 — стопор (болт М8); 5 — хомут (нержавеющая сталь, лист s2,5 с гайкой М8); 6 — накладка (дюралюминий, лист s2, 2 шт.); 7 — стяжка-опора; 8 — поплавок; 9 — поперечная балка; 10 — стрингер; 11 — трос.

Мачта устанавливается с наклоном назад от 5 до 12 градусов.

К мачте по всей её высоте (к каждому колену) прикреплён ликпаз для передней шкаторины паруса-грота, с вшитым в неё ликтросом, а на клотике бом-брам-стеньги смонтирован блок для фала. Мало ниже на мачте на серьге подвешен блок для зацепления троса шкота паруса-стакселя.

шверт и Руль по конструкции однотипные, материал также использован одинаковый: дюралюминиевый лист толщиной 1 мм. Из него же согнуты в форме швеллера и лонжероны.

Стены соединены между собой заклёпками с потайными головками. Руль закреплён на заднем финише консольной продольной балки. Румпель руля достаточно долгий, и он сделан составным с карданным шарниром (для удобства управления).

На данной же консольной балке, лишь в передней её части, закреплён и шверт.

Для увеличения мореходности на носу каждого поплавка устроен волнорез, складывающийся из чехла и каркаса. Каркас — это форштевень, установленный на переднем финише стрингера, и лучи, связывающие его верхний финиш с передней поперечной балкой.

Чехол имеет форму треугольного мешка, сшит всё из того же материала «феррари». Нижние края чехла — с кулисками: в них вставляются тросы, стягивающие финиши стрингера, — они хорошо прижимают края чехла к бокам поплавков.

Сборка катамарана на берегу.

Катамаран к походу готов.

Накачку баллонов создаю простым лодочным резиновым насосом («лягушкой»). Но возможно и автомобильным электрическим, питающимся от бортовой сети автомобили, в случае если транспортировку катамарана к месту старта создают автомобилем. Давление в поплавках не измерял, но его достаточность определяю так: в то время, когда сам поднимаюсь на баллон, то он практически не проминается.

Катамаран имеет массу около 165 кг. В разобранном виде он умещается в четыре упаковки, размеры каждой из которых не превышают тех, с которыми свободно возможно пройти и в публичный транспорт и в вагон поезда. Масса же отдельной упаковки образовывает немногим более (либо менее) 40 кг, и её нетрудно перенести вдвоём а также одному.

Собирать катамаран оптимальнеевтроём. Наряду с этим на его сборку требуется около трёх часов.

Сравнительно не так давно приобрёл для катамарана и подвесной мотор «Ямаха» мощностью 2 л.с. Для него изготовил маленькой и несложной подрамник, прикрепив его на шарнирах к кормовому бимсу чуть левее руля.

К.

ТАГИЛЬЦЕВ

Рандомные статьи:

Строительство катамарана Waller TC 670 (снято на мобильник)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Катамаран «рыбка» под парусом

    В моей практике любительской постройки плавсредств оказалось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран Рыбкадалеко не первый и выстроил его…

  • Катамаран «резвый»

    Со времени написания этих строк мною было построено пять катамаранов различных конструкций. В проектировании, постройке и испытаниях этих…

  • Катамаран на четверых

    Для водных походов надувной катамаран имеет последовательность преимуществ перед байдаркой. Это высокая надежность, громадная остойчивость при…

  • Катамаран без паруса и весел

    Совсем сравнительно не так давно подвесной лодочный мотор был в почете у туристов-водников. Но сейчас большинство водоемов стала недоступной для…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.