В моей практике любительской постройки плавсредств оказалось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран Рыбкадалеко не первый и выстроил его кроме того позднее, чем громадный туристический мореходный четырехместный (также парусный).
В чем-то мелкое судно повторяет большоенапример, двухкорпусную (а правильнее, двухпоплавковую) одномачтовую схему, комплект силовых элементов, применяемый материал. Но многие однотипные (одного назначения) узлы а также подробности выполнены по-различному, кроме, само собой разумеется, стандартизированные покупные изделия.
Катамаран Рыбка не только небольшой по размерам, но и несложен по конструкции, и его по силам выстроить начинающему корабелу.
Но кроме того довольно малые размеры все же не разрешают хранить его в межнавигационный период в собранном состоянии, не говоря уже о возможности транспортировать к громадной воде хотя бы на прицепе автомобиля , а тем более в пассажирском постройки плавсредств оказалось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран Рыбкадалеко не первый и выстроил его кроме того позднее, чем громадный туристический мореходный четырехместный (также парусный).
В чем-то мелкое судно повторяет большоенапример, двухкорпусную (а правильнее, двухпоплавковую) одномачтовую схему, комплект силовых элементов, применяемый материал. Но многие однотипные (одного назначения) узлы а также подробности выполнены по-различному, кроме, само собой разумеется, стандартизированные покупные изделия.
Катамаран Рыбка не только небольшой по размерам, но и несложен по конструкции, и его по силам выстроить начинающему корабелу.
Но кроме того довольно малые размеры все же не разрешают хранить его в межнавигационный период в собранном состоянии, не говоря уже о возможности транспортировать к громадной воде хотя бы на прицепе автомобиля , а тем более в пассажирском вагоне поезда! Исходя из этого и данный катамаран сделал разборным.
Парусное оружие судна также несложное, и управление им доступно кроме того тому, кто лишь обучается ходить под парусом.
Начиная описание катамарана, желаю заблаговременно попросить извинения у опытных моряков и корабеловназвания некоторых конструктивных элементов не в полной мере корректные (либо не совсем соответствуют хорошему выполнению) Но стойками и одними балками, из которых, фактически, и состоит практически целый силовой комплект судна, я могу запутать не только начинающих судостроителей-любителей, но и специалистов.
Прогулочный разборный поплавковый катамаран Рыбка:
1поплавок (2 шт),
2борта форпика;
3шпангоут (4 шг),
4передняя поперечная балка,
5средняя подпалубная балка-бимс,
6мачта,
7парус-грот,
8стоячий такелаж (ванты),
9шпрюйт,
10гик,
11штаг;
12весло,
13задний карман поплавка,
14средний карман-кулиска поплавка,
15шверт,
16руль,
17срединная продольная балка-карлингс,
18задняя подпалубная балка-бимс,
19дополнительная обшивка дна.
Плавучесть катамарану снабжают два надувных однокамерных поплавка-баллона, напоминающих по форме кукурузный початок. Миделево сечение поплавка расположено приблизительно на 2/3 его длины от носа
Протяженность поплавковоколо 4 м, а громаднейший диаметр (по миделю)420 мм. Такие размеры поплавков были выбраны по нужному водоизмещению при условии, что ватерлиния будет проходить по средней продольной линии поплавков.
выкройки полотен и Теоретический чертёж поплавка:
атеоретический чертеж,
бверхнее полоню оболочки,
внижнее полотно оболочки (днищевая часть),
гполотпо дополнительной обшивки днищевой части.
Материал поплавковтехническая синтетическая ткань Феррари с двусторонним пленочным покрытием, но подойдет и второй водо- и воздухонепроницаемый материал. К примеру, мой товарищ Андрей Черников, строя подобный катамаран, изготовил поплавки из материала, использованного на рекламных растяжках
Перед изготовлением поплавков сперва был выполнен теоретический чертеж с сечениями через равные промежутки Любой поплавок планировал из двух частей (возможно сообщить, половин, если не учитывать припуски для склеивания на выкройке одной из них).
Склейка полотен оболочки поплавка:
ав спущенном состоянии,
бв накачанном состоянии,
1верхняя часть оболочки,
2нижняя часть оболочки,
3слой клея Урмоно,
4липкая полиэтиленовая лента.
Разметка выкроек частей производилась на ровном полу помещения. На полотнище материала наносилась осевая линия (либо линия симметрии) и от нее откладывались в обе стороны отрезки, равные четверти длины окружности соответствующего сечения поплавка на теоретическом чертеже. Финиши отрезков соединялись плавной кривой линией.
Сперва вырезалась одна часть, накладывалась на полотнище и после этого по ней вырезалась вторая, но уже с припусками 2025 мм по всему периметру. Чтобы материал не скользил, полотно приклеивалось к полу, а выкройкак полотну двусторонним скотчем. По этим двум выкройкам вырезались совершенно верно такие же заготовки для второго поплавка.
раскрепление мачты и Силовой каркас катамарана (материал трубдюралюминий Д16Т); аносовая оконечность; бкормовая оконечность:
1носовая часть стрингера (труба Ø45×1,5, 2 ші ),
2средняя часть стрингера (труба Ø48×1,5, 2 шт ),
3кормовая часть стрингера (труба Ø45×1,5, 2 шт),
4носовая балка (труба Ø48×1,5),
5средняя подмачтовая балка-бимс ( труба Ø48×1,5),
6кормовая балка-бимс (труба Ø48×1,5),
7срединная продольная (рулевая) балка-карлингс (труба Ø48×1,5),
8верхнее колено мачты (труба Ø50×2),
9среднее колено мачты (труба Ø50×2),
10нижнее колено мачты ( труба Ø50×2),
11шпрюйт,
12верхняя скоба (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт),
13нижняя скоба (нержавеющая сталь, лист s2,2шт),
14носовая стойка форштевень (труба Ø22×1,5, 2 шт),
15шпангоут с подкосом (труба Ø22×1,5, 4 шт),
16 — кормовая стойкаахтерштевень (труба Ø22×1,5, 2 шт),
17втулка оси руля (труба Ø22×1,5),
18верхняя ванта (трос Ø4, 2 шт),
19нижняя ванта (трос, Ø4, 2 шт ),
20штыревой талреп вант (4 шт ),
21ус вант (трос Ø4, 4 шт),
22форштаг (трос Ø4),
23талреп форштага,
24ус форштага (трос Ø4, 2 шт),
25диагональная стяжка (трос Ø4, 2 шт),
26талреп диагональной стяжки (2 шт ),
27поперечная стяжка (трос Ø4),
28талреп поперечной стяжки,
29стяжка стрингеров (трос Ø4, 4 шт ),
30талреп стяжки стрингеров( 4 шт),
31подкос-рычаг.
Перед склеиванием частей припуски на соответствующие полочки и второй заготовке недалеко от кромок первой шепетильно готовились с соответствующих сторон: легко зачищались мелкозернистой наждачной бумагой и протирались ацетоном.
Склеивались половинки в поплавок несложной стыковкой заготовок припусками второй внахлест на первую клеем Урмоно по следующей разработке. По окончании намазывания соединяемых поверхностей клею давалась возможность подсохнуть в течение 20 мин. при комнатной температуре. По окончании стыковки кромки нагревались феном и прикатывались роликом.
Стыковка колен мачты (на фото мачта в разобранном состоянии):
1 вышестоящее колено,
2ликпаз (особый дюралюминиевый профиль),
3соединительная втулка (дюралюминий Д16Т, труба Ø48×1,5),
4нижестоящее колено,
5крепление ликпаза к колену (винт М5 с потайной головкой, по потребности),
6крепление ликпаза, втулки и колена (винт М5 с потайной головкой),
7фиксатор (винт М6)
Кормовая часть заделывалась в последнюю очередь. А перед этим вовнутрь поплавка была закинута нижняя часть воздушного клапана Потом в верхней части поплавка, недалеко от миделя был наклеен дополнительный круг из для того чтобы же материала, а в нем и оболочке вырезано отверстие и тут смонтирован клапан (соединены его нижняя и верхняя части). Для страховки (гарантии герметичности) по периметру на швы еще была наклеена липкая полиэтиленовая пленка.
В завершение поплавок накачивался воздухом, а швы промазывались сверху мыльным раствором и проверялись на герметичность. В накачанном же состоянии к поплавку приклеивались карманы-кулиски для пропуска тросов и карманы-мешки для заведения в них финишей стрингеров. Но эти операции производились по окончании изготовления подгонки местоположения и силового каркаса его элементов на поплавках.
И еще снизу приблизительно до миделя была приклеена треугольная долгая, но не широкая полоса из того же материала Феррари, которая помогает дополнительной обшивкой дна.
Шпрюйт мачты:
1мачта (дюралюминий, труба Ø50×2),
2шпор мачгы (дюралюминий),
3степс (особый бол М10, нержавеющая сталь),
4шайба (пятка) (дюралюминий),
5подмачтовая балкасредняя подпалубная балка-бимс (дюралюминий, труба Ø80×2),
6обойма-буж (нержавеющая сталь, лист s1),
7патрубок (нержавеющая сталь, лист s1),
8стойка шпрюйта (дюралюминиевая труба Ø28×2),
9крепежная втулка (дюралюминий),
10крепление стойки (гайка М10, нержавеющая сталь),
11шпрюйт (дюралюминий),
12трос (нержавеющая сталь).
Силовой комплект катамарана представляет собой решетчатую (а правильнее, кроме того ферменную) конструкцию, собранную из твёрдых продольных и поперечных балок и соединенных в дополнение тросовыми стяжками.
Элементы силового комплекта длиной более 2200 мм (а таковыми являются мачта и стрингеры) изготовлены составными из отрезков приблизительно равной длины Это сделано для возможности перевозки катамарана в разобранном виде в публичном транспорте, метро, вагоне поезда.
Шпонгоут с подкосом
К силовому комплекту возможно отнести и мачту, поскольку она вместе с элементами ее раскреплениятросовыми (из нержавеющей стали) вантами и форштагомтоже перераспределяет нагрузки между продольными и поперечными элементами.
Продольные элементы силового комплекта стрингеры. Протяженность их более чем 4 м Исходя из этого они сделаны составными. Наряду с этим срединные их части выполнены из трубы диаметром 48 мм и толщиной стенок 1,5 мм, а концевые частииз трубы диаметром 45 мм.
При сборке концевые части стрингеров вставляются в срединные приблизительно на 200 мм.
В финиши каждого стрингера врезаны низкие висячие (направленные вниз) стойки: спередифорштевни, сзадиахтерштевни Нижние финиши стоек стягиваются тросиками, каковые легко выгибают дугой стрингеры Натяжение тросиков производится подкосом-рычагом, нижний финиш которого шарнирно соединен со стойкой-форштевнем, а верхний (по окончании подтягивания тросиков) закрепляется в кронштейне на стрингере Дополнительно тросики натягиваются еще талрепами Так при действии нагрузки сверху стрингеры трудятся не на изгиб, а на сжатие, наряду с этим передавая часть нагрузки на тросики (при монтаже катамарана тросики продеваются в кулиски поплавков).
Гик:
1 мачта,
2крепление кронштейна (болт М5, 2 шт),
3кронштейн (гнутый швеллер, нержавеющая сталь, лист s2),
4ось сухаря (болт М8),
5сухарь (дюралюминий Д16Т),
6щечки (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт),
7гик (Д16Т, труба Ø30х1,5),
8стопор (пластмасса, покупное изделие, 2 шт),
9ролик (пластмасса, покупное изделие),
10ось ролика (нержавеющая сталь, круг 5),
11заглушка (капрон),
12обойма,
13гика-шкот (синтетический трос Ø8).
В середине каждого стыка к стрингерам примыкает один из финишей поперечной подпалубной балкибимса Их два, и изготовлены они из такой же трубы, что и срединная часть стрингера В этом месте все три элемента скрепляются одним неспециализированным болтом Действительно, в узле крепления присутствует еще один болт, но он является штифтом для первого Головка у него кольцевая (как у рым-болта)за нее цепляется карабин ванты либо уса форштага . Снизу под гайку с шайбой на болт надевается петля троса паука.
Топ мачты.
В силовом комплекте присутствуют еще две балки: одна поперечнаяпередняя, а вторая продольнаясрединная под-палубная (карлингс). Изготовлены они из такой же трубы, что и концевые части стрингеров,диаметром 45×1,5 мм Передняя балка крепится к стрингерам совершенно верно равно как и бимсы. А продольная балка крепится к бимсам, причем к переднему подмачтовомус помощью особого обоймы-бужа, а к заднемуснизу простым болтом.
К заднему финишу данной балки-карлингса пристыкован (Т-образно и вертикально) отрезок трубы диаметром 22 ммон является втулкой оси рулевого устройства. Но данный элемент уже не относится к силовому каркасу.
Парус бермудскою типа:
1полотно паруса (ткань Яхта),
2усиливающая косынка,
3нижняя шкаторина-латкарман,
4усиливающая косынка,
5передняя шкаторина,
6усиливающая косынка фалового угла,
7задняя шкаторина,
8латкарман (5шт),
9лата (6 шт),
10люверс (3 шт),
11ликтрос,
12прямой шов,
13зигзагообразный шов.
Вся решетка из стрингеров, бимсов и балок опирается на шпангоуты, изготовленные в виде козелков из трубы диаметром 22×1,5 мм. Ножки козелков стянуты дугами, образующими вместе с финишами ножек седловину, которою они и ложатся на поплавки. В особые пазы в финишах ножек заводятся тросики, стягивающие финиши стрингеров.
Руль:
1перо руля,
2ушко шкерта,
3кронштейны крепления румпеля к накладке (дюралюминиевый уголок 25×25, 2 шт),
4румпель (дюралюминиевая труба Ø30×1,5),
5ось руля (шпилька М10),
6кронштейн щёчек оси и соединения руля,
7щечка (дюралюминий, лист s3, 2 шг),
8ролик шкерта,
9ось карданною шарнира,
10накладка (нержавеющая сталь, лист s2, 2шт),
11удлинитель (труба Ø30×1,5),
12рукоятка (резина),
13лонжерон пера,
14оболочка пера,
15ось пера руля,
16кронштейн-скоба ролика.
Для фиксации решётки и взаимного положения шпангоутов от низа внутренней ножки каждого шпангоута к бимсам под углом 45 установлены и закреплены упорыони не разрешают шпангоутам-козелкам вместе с поплавками подкоситься.
К поплавкам силовой комплект (либо поплавки к нему) прикрепляется двумя методами. Оба крепленияотносительно свободные, потому, что решеткаэлемент твёрдый, а поплавкиупругие и смогут легко изменять собственную форму.
Первое соединение поплавков с силовым наборомчерез стягивающие тросики стрингеров, каковые засунуты в кулиски, приклеенные к поплавкам по бокам в срединной их части. Второе соединениечерез карманы, кроме этого приклеенные к поплавкам в корме и носу и надетые на финиши стрингеров.
Мачта катамарана выполнена из такой же трубы, что и срединная часть и бимсы стрингеров,диаметром 50×1,5 мм Неспециализированная протяженность мачты6 м, исходя из этого она сделана составной из трех отрезков трубы, по 2 м любой Стыкуются отрезки-колена посредством внутренних втулок, закрепленных в одном из колен (нижнем) одним из винтов, крепящих к колену мачты ликпаз. Следующее (вышестоящее) колено надевается на втулку и только фиксируется на ней от проворачивания стопором-винтом, вкрученным в стенку втулки.
А в колене мачты под винт вырезан соответствующий паз. Опирается мачта на степс, закрепленный в середине переднего бимса. Степс, со своей стороны, подперт вместе с подмачтовым бимсом стойкой-шпрюйтом, раскрепленным посредством тросовых растяжек и паука: двух диагональныхна продольные и поперечные бимсы элементы (и силовые стрингеры) в местах их соединений и еще одной поперечнойна середины стрингеров.
Высота шпрюйта такая, что он мало (на 5060 мм) не доходит до поверхности спокойной воды.
Сама же мачта раскреплена на элементы силового комплекта спереди форштагом, а по бокамдвойными вантами. Верхний финиш форштага прикреплен к мачте приблизительно на 2/3 ее высоты через серьгу. Нижний же его финиш сделан раздвоенным на усы.
Любой ус отходит к месту стыковки передней балки со стрингером и зацепляется в том месте карабином за ушко болта.
Обе ван
Рандомные статьи:
Катамаран под парусом
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Совсем сравнительно не так давно подвесной лодочный мотор был в почете у туристов-водников. Но сейчас большинство водоемов стала недоступной для…
-
Любителям водного туризма, живущим на большом растоянии от больших водоёмов: рек, морей и озёр, дабы отправиться в плавание, необходимо доставить к…
-
Со времени написания этих строк мною было построено пять катамаранов различных конструкций. В проектировании, постройке и испытаниях этих…
-
Для водных походов надувной катамаран имеет последовательность преимуществ перед байдаркой. Это высокая надежность, громадная остойчивость при…