Фюзеляж — ферменный, трубчатый, разборной конструкции. Главным элементом фюзеляжа есть рама, складывающаяся из горизонтальной и вертикальной (пилона) труб d 75X1, выполненных из стали 30ХГСА.
К ним крепятся буксировочное устройство с приёмником и замком воздушного давления, панель устройств, сиденье пилота, снабженное привязным ремнем, устройство управления, трехколесное, с носовым управляемым колесом шасси, установленный на мотораме силовой агрегат с толкающим винтом, стабилизатор, киль с рулем направления, шаровой шарнир несущего винта. Под килем установлено вспомогательное хвостовое колесо диаметром 75 мм.
Пилон совместно с подкосами d 38X2 длиной 1260 мм, трубчатыми балками основных колес d 42X 2 длиной 770 мм, выполненными из титанового сплава ВТ-2, и раскосами d 25Х1 длиной 730 мм из стали 30ХГСА образует пространственный силовой каркас, в центре которого размещается пилот. С шаровым и горизонтальной трубой фюзеляжа шарниром несущего винта пилон соединяется посредством титановых косынок. В районе установки косынок в трубках установлены бужи из дюралюминия В95Т1.
Силовой агрегат — с толкающим винтом.
Он складывается из двухцилиндрового оппозитного двухтактного двигателя рабочим количеством 700 см’1 с редуктором, толкающим электростартёром и винтом, фрикционной муфты сцепления совокупности предварительной раскрутки несущего винта, бензобака емкостью 8 литров и электронной совокупности зажигания. Силовой агрегат размещается за пилоном, на моторной раме.
Двигатель снабжен дублированной электронной бесконтактной совокупностью зажигания и настроенной выпускной совокупностью.
Толкающий древесный винт приводится в перемещение посредством клиноременного редуктора, складывающегося из ведущего и ремней и ведомого 6 шкивов. Для понижения неравномерности крутящего момента на редукторе установлены демпферы.
Несущий винт диаметром 6,60 м — двухлопастный.
Лопасти, складывающиеся из стеклопластикового лонжерона, пенопластового заполнения и покрытые стеклопластиком, установлены на втулке с одним горизонтальным шарниром, размещенной на пилоне. У финишей лопастей расположены неуправляемые триммеры для регулировки соконусности несущего винта. Втулка винта выполнена из дюралюминия марки В95Т1. Ось несущего винта диаметром 25 мм из стали 30ХН2МВФА, соединенная с горизонтальным шарниром, вращается в роликовых конических подшипниках.
На оси несущего винта установлены ведомая шестерня редуктора предварительной раскрутки и датчик тахометра несущего винта. Оси несущего винта размещены на шаровом шарнире, с которым связана верхняя вилка управления. На последней установлена панель с ведущей шестерней редуктора совокупности предварительной раскрутки, размещенной на обгонной муфте, и устройством принудительного разобщения шестерен редуктора совокупности предварительной раскрутки несущего винта.
Привод редуктора осуществляется посредством карданно-шлицевых валов, углового редуктора, установленного на пилоне, и фрикционной муфты сцепления, расположенной на двигателе. Фрикционная муфта сцепления складывается из ведомого резинового ролика, закрепленного на оси карданно-шлицевого вала, и ведущего дюралюминиевого барабана, находящегося на оси двигателя. Управление фрикционной муфтой осуществляется посредством рычага, установленного на ручке управления.
Компоновка автожира ДАС-2:
1 — приемник воздушного давления, 2 — буксировочный замок, 3 — панель устройств, 4 — ручка управления, 5 — рычаг управления фрикционной муфтой сцепления совокупности предварительной раскрутки несущего винта, 6 — рычаг стояночного тормоза, 7 — сиденье пилота, 8 — рычаг управления дроссельной заслонкой карбюратора, 9 — рычаг управления устройством принудительного разобщения шестерен редуктора раскрутки, 10 — педали управления, 11 — горизонтальная труба фюзеляжа,.^ — раскос, 13 — нижняя вилка совокупности управления, 14 — ведомая шестерня редуктора раскрутки, 15 — подкосы, 16 — пилон, 17 — ось горизонтального шарнира, 18 — ось несущего винта, 19 — ведущая шестерня редуктора раскрутки, 20 — корпус обгонной муфты и устройство принудительного разобщения шестерен редуктора раскрутки, 21 — тяга совокупности управления, 22 — карданно-шлиневой вал раскрутки, 23 — карбюратор, 24 — корпус подшипников фрикционной муфты раскрутки, 25 — толкающий винт, 26 втулка толкающего винта, 27 — электростартер, 28 — редуктор толкающего винта, 29 бензобак, 30 — основное колесо шасси, 31 — киль, 32 — расчалка киля, 33 — руль направления, 34 — вспомогательное хвостовое колесо, 35 — трубчатая балка главного колеса шасси, 36 — стабилизатор-экран, 37 — консоль расчалки, 38 — качалка руля управления.
На виде спереди несущий винт условно не продемонстрирован.
Трансформации по тангажу и крену осуществляются ручкой, воздействующей на положение нижней вилки управления, связанной тягами с верхней вилкой, что, со своей стороны, ведет к трансформации наклона плоскости вращения несущего винта. Вилки связаны с тягами типовыми соединениями с применением ориентирующихся подшипников.
Путевое управление осуществляется рулем направления, соединенным тросовой проводкой с педалями, которыми управляется и носовое колесо. Для компенсации шарнирного момента руль направления снабжен компенсатором рогового типа. киль и Руль направления симметричного профиля выполнены наборными из 16 фанерных нервюр толщиной 3 мм, сосновых стрингеров 5Х 5 мм, обтянуты перкалем и покрыты нитролаком.
Киль установлен на горизонтальной трубе фюзеляжа посредством анкерных болтов и двух тросовых расчалок. Относительная толщина руля и киля направления 5%. Стабилизатор площадью 0,25 м2 выполнен из фанеры толщиной 3 мм, оклеен перкалем и окрашен. Стабилизатор имеет нулевой угол установки и играется кроме этого роль экрана толкающего винта.
Шасси автожира — трехколесное. Переднее управляемое колесо размером 0 300X 80 связано с педалями посредством зубчатого редуктора, имеющего передаточное отношение 1:0,6, и снабжено стояночным тормозом барабанного типа диаметром 115 мм. Главные колеса — 0 450Х100. Колея шасси — 1,72 м, база — 1,23 м. Трубчатые балки основных колес установлены на горизонтальной трубе фюзеляжа посредством резиновых сайлент-блоков, амортизаторы шасси отсутствуют.
В зимнем варианте колеса шасси заменяются коньками либо лыжами размером 1,55X0,2 м. В гидроварианте конструкция шасси допускает установку поплавка, протяженность которого — 3,5 м, ширина — 1,6 м, водоизмещение — 500 кГс.
Панель устройств расположена на ферме буксировочного устройства. На приборной панели установлены указатель скорости, вариометр, высотомер, соединенные с приемником воздушного давления, тахометры несущего и толкающего винтов.
На ручке управления находятся тумблер экстренной остановки двигателя и рукоятка управления фрикционной муфтой. Рычаги управления дроссельной устройством и заслонкой карбюратора принудительного разобщения шестерен редуктора совокупности предварительной раскрутки установлены на сиденье пилота слева. Справа размещен выключатель зажигания. Слева от приборной доски находится тормозной рычаг стояночного тормоза.
Привод всех механизмов автожира осуществляется посредством тросов с боуденовскими оболочками.
В. ДАНИЛОВ. М. АНИСИМОВ, В. СМЕРЧКО, г.Тула
Рандомные статьи:
Описание и чертежи автожира
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
История создания отечественного автожира, взявшего впоследствие наименование ДАС-2М, насчитывает уже много лет. В первый раз автожир ДАС поднялся в…
-
В последних номерах отечественного издания был опубликован цикл статей группы конструкторов автожиров об изюминках постройки этих винтокрылых…
-
Кто в детстве не мечтал стать летчиком, покорителем пятого — воздушного океана! Многие романтические натуры не отказываются от этой своей…
-
Возможно без преувеличения заявить, что основное в планёре-автожире -это несущий винт. От правильности его профиля, от массы, точности центровки и…