Ему не нужны крылья

История создания отечественного автожира, взявшего впоследствие наименование ДАС-2М, насчитывает уже много лет. В первый раз автожир ДАС поднялся в воздух в безмоторном варианте, буксируемый автомобилем «Жигули». Случилось это на одном из аэропортов сельхозавиации под Тулой. По окончании первого полёта мы осознали — аппарат удался. Но потребовались ещё годы, в течение которых мы трудились над двигателем, перед тем как умелый лётчик-испытатель ЛИИ В.М.

Семёнов по окончании всего одной пробежки поднял ДАС-2М в атмосферу. Это событие было отмечено в будущем на смотрах-конкурсах СЛА особым призом ОКБ имени М.Л. Миля, о чём известил читателей издание «Моделист-конструктор». Аппарат, согласно точки зрения лётчика-испытателя, имеет хорошие эффективное управление и лётные характеристики.

Как показал опыт, автожир — это в первую очередь хороший силовой агрегат.

Недаром последние девять лет были даны как раз ему. За это время был создан двухцилиндровый оппозитный двигатель, разрешивший взять статическую тягу 145 кГс, что и позволило автожиру удачно встать в атмосферу.

КОНСТРУКЦИЯ АВТОЖИРА ДАС-2М

Фюзеляж — ферменный, трубчатый, разборной конструкции. Главным элементом фюзеляжа есть рама, складывающаяся из горизонтальной и вертикальной (пилона) труб диаметром 75×1, выполненных из стали 30ХГСА.

К ним крепятся буксировочное устройство с приёмником и замком воздушного давления, панель устройств, сиденье пилота, снабжённое привязным ремнём, устройство управления, трёхколёсное, с носовым управляемым колесом шасси, установленный на мотораме силовой агрегат с толкающим винтом, стабилизатор, киль с рулём направления, шаровой шарнир несущего винта. Под килем установлено вспомогательное хвостовое колесо диаметром 75 мм.

Пилон совместно с подкосами диаметром 38×2 длиной 1260 мм, трубчатыми балками основных колёс диаметром 42×2 длиной 770 мм, выполненными из титанового сплава ВТ-2, и раскосами диаметром 25×1 длиной 730 мм из стали 30ХГСА образуют пространственный силовой каркас, в центре которого размещается пилот. С шаровым и горизонтальной трубой фюзеляжа шарниром несущего винта пилон соединяется посредством титановых косынок. В районе установки косынок в трубках установлены бужи из дюралюминия В95Т1.

Силовой агрегат — с толкающим винтом. Он складывается из двухцилиндрового оппозитного двухтактного двигателя рабочим количеством 700 см3 с редуктором, толкающим электростартёром и винтом, фрикционной муфты сцепления совокупности предварительной раскрутки несущего винта, бензобака ёмкостью 8 литров и электронной совокупности зажигания. Силовой агрегат размещается за пилоном, на моторной раме.

Двигатель снабжён дублированной электронной бесконтактной совокупностью зажигания и настроенной выпускной совокупностью.

Толкающий древесный винт приводится в перемещение посредством клиноременного редуктора, складывающегося из ведущего и ведомого шкивов и шести ремней. Для понижения неравномерности крутящего момента на редукторе установлены демпферы.

Несущий винт диаметром 6,60 м -двухлопастный.

Лопасти, складывающиеся из стеклопластикового лонжерона, пенопластового заполнения и покрытые стеклопластиком, установлены с одним горизонтальным шарниром на втулке, размещённой на пилоне. У финишей лопастей расположены неуправляемые триммеры для регулировки соконусности несущего винта. Втулка винта выполнена из дюралюминия марки В95Т1. Ось несущего винта диаметром 25 мм из стали 30ХН2МВФА, соединённая с горизонтальным шарниром, вращается в роликовых конических подшипниках.

На оси несущего винта установлены ведомая шестерня редуктора предварительной раскрутки и датчик тахометра несущего винта. Оси несущего винта размещены на шаровом шарнире, с которым связана верхняя вилка управления. На последней установлена панель с ведущей шестернёй редуктора совокупности предварительной раскрутки, размещённой на обгонной муфте, и устройством принудительного разобщения шестерён редуктора совокупности предварительной раскрутки несущего винта.

Привод редуктора осуществляется посредством карданно-шлицевых валов, углового редуктора, установленного на пилоне, и фрикционной муфты сцепления, расположенной на двигателе. Фрикционная муфта сцепления складывается из ведомого резинового ролика, закреплённого на оси карданно-шлицевого вала, и ведущего дюралюминиевого барабана, находящегося на оси двигателя. Управление фрикционной муфтой осуществляется посредством рычага, установленного на ручке управления.

Ему не нужны крылья

Компоновка автожира ДАС-2:

1 — приёмник воздушного давления; 2 — буксировочный замок; 3 — панель устройств; 4 — ручка управления; 5 — рычаг управления фрикционной муфтой сцепления совокупности предварительной раскрутки несущего винта; 6 — рычаг стояночного тормоза; 7 — сиденье пилота; 8 — рычаг управления дроссельной заслонкой карбюратора; 9 — рычаг управления устройством принудительного разобщения шестерён редуктора раскрутки; 10 — педали управления; 11 — горизонтальная труба фюзеляжа; 12 — раскос; 13 — нижняя вилка совокупности управления; 14 — ведомая шестерня редуктора раскрутки; 15 — подкосы; 16 — пилон; 17 — ось горизонтального шарнира; 18 — ось несущего винта; 19 — ведущая шестерня редуктора раскрутки; 20 — корпус обгонной муфты и устройство принудительного разобщения шестерён редуктора раскрутки; 21 — тяга совокупности управления; 22 — карданно-шлицевой вал раскрутки; 23 — карбюратор; 24 — корпус подшипников фрикционной муфты раскрутки; 25 — толкающий винт; 26 — втулка толкающего винта; 27 — электростартёр; 28 — редукторы толкающего винта; 29 — бензобак; 30 — основное колесо шасси; 31 — киль; 32 — расчалка киля; 33 — руль направления; 34 — вспомогательное хвостовое колесо;35 — трубчатая балка главного колеса шасси; 36 — стабилизатор-экран; 37 — консоль расчалки; 38 — качалка руля управления На виде спереди несущий винт условно не продемонстрирован.

Трансформации по тангажу и крену осуществляются ручкой, воздействующей на положение нижней вилки управления, связанной тягами с верхней вилкой, что, со своей стороны, ведет к трансформации наклона плоскости вращения несущего винта. Вилки связаны с тягами типовыми соединениями с применением ориентирующихся подшипников. Путевое управление осуществляется рулём направления, соединённым тросовой проводкой с педалями, которыми управляется и носовое колесо.

Для компенсации шарнирного момента руль направления снабжён компенсатором рогового типа. киль и Руль направления симметричного профиля выполнены наборными из 16 фанерных нервюр толщиной 3 мм, сосновых стрингеров 5×5 мм, обтянуты перкалем и покрыты нитролаком. Киль установлен на горизонтальной трубе фюзеляжа посредством анкерных болтов и двух тросовых расчалок. Относительная толщина руля и киля направления 5%.

Стабилизатор площадью 0,25 м2 выполнен из фанеры толщиной 3 мм, оклеен перкалем и окрашен. Стабилизатор имеет нулевой угол установки и играется кроме этого роль экрана толкающего винта.

Шасси автожира — трёхколёсное. Переднее управляемое колесо размерами 300×80 мм связано с педалями посредством зубчатого редуктора, имеющего передаточное отношение 1:0,6, и снабжено стояночным тормозом барабанного типа диаметром 115 мм. Главные колёса — диаметром 450×100 мм.

Колея шасси — 1,72 м, база — 1,23 м. Трубчатые балки основных колёс установлены на горизонтальной трубе фюзеляжа посредством резиновых сайлент-блоков, амортизаторы шасси отсутствуют. В зимнем варианте колёса шасси заменяются коньками либо лыжами размерами 1,55×0,2 м. В гидроварианте конструкция шасси допускает установку поплавка, протяженность которого — 3,5 м, ширина — 1,6 м, водоизмещение — 500 кГс.

Панель устройств расположена на ферме буксировочного устройства.

На приборной панели установлены указатель скорости, вариометр, высотомер, соединённые с приёмником воздушного давления, тахометры несущего и толкающего винтов. На ручке управления находятся тумблер экстренной остановки двигателя и рукоятка управления фрикционной муфтой. Рычаги управления дроссельной устройством и заслонкой карбюратора принудительного разобщения шестерён редуктора совокупности предварительной раскрутки установлены на сиденье пилота слева.

Справа размещён выключатель зажигания. Слева от приборной доски находится тормозной рычаг стояночного тормоза. Привод всех механизмов автожира осуществляется посредством тросов с боуденовскими оболочками.

Характеристики автожира ДАС-2

Несущий винт

Диаметр несущего винта, м……………..6,60
Ометаемая площадь, м2……………………34,2
Сужение лопасти……………………………….1,6
Профиль лопасти…………………..АСА 23012
Коэффициент заполнения……………….0,046

Отклонение оси несущего винта:
назад………………………………………0…+200
боковое……………………………………..0.. .+7
Горизонтальное оперение
Размах стабилизатора, м…………………..0,65
Площадь стабилизатора, м2………………0,25

Плечо горизонтального оперения, м…..0,7
Угол установки стабилизатора…………….0°
Вертикальное оперение
Площадь, м2…………………………………….0,16
Плечо вертикального оперения, м………1,2
Площадь руля направления, м2…………0,40
Угол отклонения………………………………+30

Фюзеляж
Ширина, м…………………………………………0,5
Площадь миделя, м2…………………………0,65

Шасси
База, м……………………………………………..1,23
Колея, м…………………………………………..1,72
Размеры колеса:
носовое…………………………….O300x80 мм
основное…………………………..O450x100 мм
Вынос основных колёс относительно оси
несущего винта (назад), мм……………….190
Весовые эти
Взлётный вес, макс…………………….280 кГс

Вес безлюдного автожира…………………180 кГс
Вес горючего……………………………………7 кГс
Удельная нагрузка…………………..8,2 кГс/м2

Силовая установка
Мощность, л.с…………………………………….52
Большие
обороты винта, 1/мин…………………..2500
Диаметр винта, м……………………………..1,46
Тяга винта на месте
(при 2500 об/мин), кГс……………………130

Скорость
взлётная, км/ч………………………………….40
посадочная, км/ч……………………………….0
крейсерская, км/ч…………………………….80
большая, км/ч………………………..100
скороподъёмность, м/с…………………….2,0

В. ДАНИЛОВ, М. АНИСИМОВ, В. СМЕРЧКО, г. Тула

Рандомные статьи:

Стиляги — Прощание чувих


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Конструкция автожира дас-2м

    Фюзеляж — ферменный, трубчатый, разборной конструкции. Главным элементом фюзеляжа есть рама, складывающаяся из горизонтальной и вертикальной (пилона)…

  • Бензин не нужен

    Большая часть выстроенных мною транспортных средств создавалось на базе серийно производимых мотоциклетных либо велосипедных шумных и «прожорливых»…

  • Лодка на крыльях

    Скорости быстроходных моторных судов — глиссеров, скутеров а также несложных мотолодок — непрерывно растут. Эта закономерно не только в спорте, но и в…

  • Несущие крылья. часть 1. профиль крыла.

    Терминология Картина обтекания профиля Размер имеет значение! Скоко совершенно верно в граммах? Уровень качества профиля, поляра Для малых скоростей Для…