Предлагаемая конструкция представляет собой пятисекционную трехместную лодку грузоподъемностью 320 кг. В туристских походах она, будучи извлечена на берег, преобразовывается в достаточно просторную «палатку», особенно в случае если накинуть сверху кусок полиэтиленовой пленки. Лодка так несложна, что ее может сделать кроме того человек, незнакомый с судостроением и имеющий только самые элементарные навыки работы с деревом.
Для изготовления не потребуется помещения и специального оборудования, вся лодка планирует в помещении муниципальный квартиры. Делается она из широкодоступных материалов, каковые возможно Купить в магазинах строительных И хозяйственных товаров. Цена Ориентировочно образовывает 20—30 рублей (попутно необходимо заметить, что для регистрации лодки нужно сохранить все счёта и чеки из магазинов).
Выбор размерений (3,3X0,98X0,32) обусловлен необходимостью перевозить «Краб» на багажнике, жаждой сделать судно пригодным для самых разнообразных плаваний группой в составе 2—3 человек.
Лодка создана как гребная, но благодаря усиленному транцу возможно оснащена подвесным парусом площадью 3,5 м2 либо подвесным мотором типа «Салют».
Корпус складывается из пяти отсеков — «коробок», каковые при сборке стыкуются и обтягиваются металлическим тросом.
От сдвига секций вбок предохраняют гнезда и выступы в бортовых стрингерах (привальных брусьях). Такая конструкция разрешает собирать лодку в укороченном, двухместном варианте: средняя (третья) секция не устанавливается, а трос обтяжки берется более маленький.
Днищевые стрингеры установлены снаружи лодки — это формирует эффект килей, что повышает устойчивость лодки на курсе.
кормы и Подъём носа, снабжаемый маленьким завалом вовнутрь стыкуемых секций (на 4—5 мм) при подгонке, существенно повышает мореходные качества.
Затевать постройку направляться с изготовления бумажных выкроек всех бортовых, днищевых и переборочных фанерных подробностей. Затем приступают к раскрою фанеры, учитывая, что все куски должны быть вырезаны на протяжении волокон внешних слоев (рубахи). Делается маленькой припуск на обработку торцов.
переборок и Детали бортов вырезаются попарно. После этого нарезаются рейки для продольного и поперечного комплекта. Заготовки нужно промаркировать двойной нумерацией: первая цифра — № секции, а вторая — № подробности (к примеру, 3—11, 45 и т. д.). По выкройкам карандашом наносится места приклейки и точный контур подробностей комплекта (реек).
Обе поверхности смазываются клеем, к ним прижимаются рейки. Стыки соединяются «вполдерева». Для защиты от сползания углы временно прихватываются маленькими гвоздями- (не до конца). Сразу же, пока клей не застыл, борт переворачивается и со стороны фанеры рейки укрепляются шурупами 10X2 «змейкой» с шагом 50—60 мм.
Рис. 1. «Краб» — детали конструкции и общий вид:
А — корпус (в расчлененном виде): 1 — стяжной трос, 2 — носовая секция, 3 — стыковые узлы наружного привального бруса, 4 — внутренний привальный брус, 5 — торцевая перегородка (диафрагма), 6 — обшивка борта (фанера толщиной 3 мм), 7 — обшивка дна (фанера толщиной 4 мм), 8 — натяжное устройство. Б — крепление уключины: 1 — подуключник, 2 — накладка, 3 — стяжной болт.
В — конструкция стыкового узла наружного привального бруса: 1 — привальный брус, 2 — шип, 3 — гнездо (кровельное железо), 4 — привальный брус следующей секции. Г — устройство для натяжки троса: 1 — трос, 2 — резьбовая втулка, 3 — кронштейн, 4 — натяжной болт.
Совершенно верно так же делаются заготовки внутренних транца и переборок.
Для носовой секции прямолинейные рейки применить нереально — они делаются клееными из фанеры. Для этого нарезают 16 узких (30—32 мм) полос фанеры длиной 650 мм.
На толстой доске размером 700X200 мм рисуют в натуральную величину контуры верхней (привальный брус) и нижней (скуловой стрингер) реек. По контуру набивают 75-мм гвозди на глубину 15—20 мм. После этого полосы-заготовки смазываются клеем и вставляются в шаблон, образованный гвоздями.
Дабы плотнее стянуть полосы при сушке, у верха гвоздей пропускается змейкой шпагат. Вторую несколько заготовок склеивают подобно. Края склеенных заготовок обрабатывают шкуркой и напильником.
Из дубового бруска вытесывается форштевень (носовой брус).
В нем делаются врезки-углубления для крепления финишей привальных скуловых стрингеров и брусьев. После этого скуловые стрингеры, носовая переборка и форштевень соединяются на клею и шурупах, а верх форштевня связывается с верхом переборки временной планкой на шурупах. Затем сходу на клею и шурупах ставятся заготовки бортов и сверху их «обхватывают» заготовки привальных брусьев. Нужно проверить симметрию всей конструкции.
Через дни, в то время, когда клей «схватится», накладывают дне и палубу, в которой предварительно вырезают отверстие 180X200 мм для грузового лючка.
После этого на листе бумаги (нужно миллиметровки) рисуют один в другого контур и квадраты носовой секции, соответствующие размерам Верхней части секции будущей лодки, — это облегчит склейку секций и избавит от необходимости исправлять перекосы.
На полу на листе бумаги — шаблоне собираются на клею и шурупах все секции — сперва переборки и борта, а после этого днищевые страницы. По окончании чего подгоняются и устанавливаются привальные брусья (с гнёздами и шипами) и лодка временно собирается на болтах-стяжках и обрабатывается шкуркой и напильником. Эту операцию направляться совершить два раза.
Рис. 2. Главные размеры лодки «Краб», конструкция шпангоутов и корпуса.
Все заготовки и секции днищевых стрингеров два раза пропитываются тёплой олифой и по окончании второй пропитки выдерживаются 4—5 дней. Высохшие секций легко зачищают наждачной бумагой и еще раз собирают совместно для окончательного контроля всех стыков.
После этого секции снаружи протираются тампоном, намоченным в бензине либо уайтспирите, для обезжиривания поверхности.
Позже днища всех -пяти секций оклеиваются стеклотканью на эпоксидном клее с добавкой 10—15% ацетона в качестве разбавителя. Края ткани загибаются и спускаются на борта на 50—80 мм. В один момент узкими полосами — обрезками стеклоткани на том же эпоксидном клее закрепляются все внешние углы секций.
Сразу же, пока смола не схватилась, на днище накладываются смазанные тем же клеем днищевые стрингеры и закрепляются шурупами 15X3 с шагом 80-100 мм.
Через двое дней по окончании отверждения смолы лодка опять обрабатывается наждачной бумагой (особенно у края стеклоткани), а после этого окрашивается первым слоем краски. По окончании подсыхания краски устанавливаются все железные подробности, делается проводка стяжного троса, крышки сидений — и подгонка банок лючка.
Держатели уключин изготавливаются склепыванием из кусков дюраля подходящей толщины. В крайнем случае — из дуба либо бука с оковкой металлической полосой.
Весла (разборные, распашные) — из трех черенков от лопат, алюминиевых трубок подходящего диаметра, хорошо входящих одна в другую, и алюминиевых лопастей размером 150X400X1,5 мм.
Во вторую, третью и четвертую секции нужно сделать легкие елани йо длине секций шириной около 400 мм. Они выполняются из реек 10X15 мм с шагом 25 мм, соединенных тремя узкими поперечными дюралевыми полосами.
Трос закрепляется петлей в натяжителе из килевой точки транца; потом он идет по обеим сторонам килевого стрингера до форштевня; на форштевне два раза перекрещивается в канавках под накладкой и возвращается к корме по бортам под привальным брусом; финиши троса закрепляются в талрепах — натяжителях в верхних углах транца.
Времени на постройку лодки потребуется примерно 150—200 часов (это — зависит от столярной «квалификации» любителя).
И.
МАЛЕВИЧ
Рандомные статьи:
Швертбот Бордюкова типа Краб
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Не обращая внимания на то, что промышленность производит много разнообразных малых судов (среди них и яхт), количество самоделок, выстроенных любителями,…
-
Ещё во времена Советского Союза лодка «Джек Шпрот» английского яхтенного конструктора Джека Холта была популярна среди самодельщиков,…
-
Не для них колея повторений! Собственный творческий порыв они направляют по непроторенным дорогам технического поиска. Лишь то, что еще никто не делал, и…
-
Байдарка в открытом море… Не волик ли рисі«? Ну это смотря какая байдарка. «Качурка» — легчайший парусник, описание которого предлагается…