Строим яхту

Не обращая внимания на то, что промышленность производит много разнообразных малых судов (среди них и яхт), количество самоделок, выстроенных любителями, растёт с каждым годом. Они смело экспериментируют с разными материалами, применяют в собственных проектах увлекательные технические ответы.

Используемая сейчас разработка постройки малых судов результат обширного опыта. Но предела для её совершенствования не существует, и постоянно остаётся возможность улучшения отдельных этапов многогранного процесса, что может сделать постройку или менее трудоёмкой, не требующей высокой квалификации, или более недорогой. Так, сейчас было предложено и апробировано пара нетрадиционных способов изготовления корпусов, что, без сомнений, может заинтересовать судостроителей-любителей.

Перед тем как перейти к их описанию, отыщем в памяти классический технологический цикл, в большинстве случаев используемый при постройке малых и яхт катеров.

По окончании согласования всех кривых теоретического чертежа на выполненном в натуральную величину плазе по обводам переборок и шпангоутов изготавливаются элементы конструктивного комплекта корпуса. Целесообразно в один момент установить элементы для крепления коек, полок, рундуковс тем. дабы свести к минимуму достроечные работы.

Изготовление корпуса на стапеле

Для сборки корпуса изготавливают стапель, в качестве которого в большинстве случаев применяют два шепетильно отфугованных древесных бруса, выставленных строго горизонтально. Остов будущего судна в большинстве случаев располагают вверх килем. В заблаговременно размеченных местах на стапеле устанавливаются переборки и шпангоуты, а после этого посредством килевого бруса, привальных брусьев и форштевня комплект объединяется в твёрдую пространственную конструкцию (рис.Строим яхту

1).

Круглошпангоутные корпуса обшиваются древесными рейками либо досками, остроскулыефанерой. При постройке яхт и катеров из композитных материалов по таковой разработки изготавливают дурак (пуансон). Его наружная поверхность наряду с этим получается достаточно неотёсанной и требует в будущем тщательной отделкишлифовки и полировки.

В случае если же планируется сделать целую серию стеклопластиковых судов, то целесообразно по пуансону изготовить полированную матрицу, в которой возможно будет отформовать нужное количество корпусов, не нуждающихся в предстоящей отделке (рис. 2).

Изготовить стапель и выставить на нём переборки и шпангоуты не так- то легко: эта операция требует аккуратности и большой точности. В большинстве случаев, на неё уходит около 20% времени, нужного для постройки всего корпуса. Для размещения стапеля нужно достаточно просторное помещение, по крайней мере, на 1,5…2 метра превышающее габариты судна по длине и ширине.

Ещё сложнее выполнить оснастку для формования корпуса из композитных материаловстеклоткани и синтетических смол. Трудозатраты на изготовление пуансона сравнимы с постройкой древесного корпуса подобных габаритов. Так что применение способов яхт корпусов и строительства катеров без применения стапеля (для древесных судов) и пуансона либо матрицы (для судов из композитов) разрешит ускоритьИ упростить процесс постройкии снизить его цена.

Постройка судов без стапеля

Сущность этого метода содержится в сборке корпуса из набора заготовок таковой формы, каковые при соединении между собой принимают заданную форму. Так возможно строить лодки самых назначения и различных размеров: и мелкие гребные тузики длиной всего 2 метра, и моторные лодки, а также крейсерские яхты длиной 7… 8 метров.

Конечно же, разработка накладывает узнаваемые ограничения на обводы суднаони должны быть разворачивающимися на плоскость, другими словами такими, каковые возможно обшить плоскими страницами. оптимальнеедля данной цели подходят плоскодонные обводы типа дори, остроскулые типа шарпи и двухскуловые (рис. 3).

В большинстве случаев постройка ведётся в такой последовательности. Сперва по теоретическому чертежу изготавливаются переборки и шпангоутные рамки. На них устанавливаются бруски для крепления коек, рундуков и полок, прорезаются пазы для киля, мидельвейса, скуловых стрингеров и привальных брусьев.

Потом на страницы фанеры, состыкованные до нужных размеров, наносятся развёртки бортов и днище (рис. 4).

На вырезанных заготовках отмечаются правильные места переборок и установки шпангоутов.

Затемобе заготовки бортов устанавливаются на ровной площадке и соединяются между собой обвязкой и форштевнем транца. Ставится средний шпангоут. Корпус уже получает собственные очертания (рис.

5 А).

Затем по нанесённой на борта разметке устанавливаются остальные шпангоуты, от миделяк оконечностям. В заблаговременно прорезанные пазы укладываются привальные брусья милельвейс и палубные стрингеры. По окончании проверки правильности обводов возможно монтировать внутреннее оборудование, койки, шкафы и тд.

Следующий этапустановка и крепление к комплекту страниц транца днища и палубы кокпита (рис. 5 Б).

Потом корпус переворачивается, и в ранее вырезанные пазы укладываются скуловые стрингеры и киль. Последним ставится на место лист днищевой обшивки (рис. 5 В).

Постройка судов таким способом даёт громадную экономию времени. Достаточно сообщить для примера, что корпус крейсерской гоночной яхты длиной 7,8 м и шириной 2,8 м был изготовлен всего за четыре месяца. Работы производились по воскресеньям и субботам силами двух человек.

Разумеется, что за столь маленький срок достигнуть результата классическим методом легко нереально.

Сборка из готовых секций

Данный метод пришёл из громадного судостроения, где суда, в большинстве случаев, собираются на стапеле из нескольких секций. Каждую такую секцию, имеющую относительно маленькие размеры, возможно изготовить в цехе и довести до состояния полной готовностисмонтировать всё внутреннее оборудование, трубопроводы, электропроводку, а на стапельной площадке только соединить модули между собой и совершить достроечные работы.

Применив этот способ для сборки лодок, яхт и катеров мы возьмём возможность строить относительно большие плавательные средства на ограниченных площадях. Так как довольно часто случается, что самодеятельный судостроитель располагает маленьким помещением, где нереально разместить лодку нужных размеров. Бывает и так, что помещение достаточно просторно, но ворота в нём не разрешают извлечь готовое судно.

В этих обстоятельствах выручит лишь сборка из готовых секций.

На рисунке 7 продемонстрирован пример разбивки на секции корпуса маленькой крейсерской яхты. Габаритные размеры каждой секции не превышают 3,8×1,2×0,9 м, и для их постройки хватает помещения площадью 5×2,5 м. Перед окончательной сборкой любой блок необходимо довести до состояния полной готовности. В нём должны быть смонтированы все конструктивные элементы и деталипереборки, настилы рундуков и коек, шкафы и т.д.

Нужно выполнить внутреннюю отделку, а при необходимости оклеить наружную поверхность стеклотканью. Тогда на сборочной площадке останется только выполнить соединение модулей, прошпаклевать и зашлифовать места стыков и окрасить готовый корпус. Один из вариантов соединения секций продемонстрирован на рисунке 6. Нужно очень подчернуть, что все работы должны вестись с высокой точностью, дабы потом избежать неприятностей при их стыковке.

Постройка стеклопластиковых судов без оснастки

Как уже отмечалось, изготовление оснастки для формования стекло- пластиковых корпусовболвана и матрицыдостаточно сложная и дорогостоящая операция. Сейчас все шире начинают практиковаться методы, разрешающие обойтись без неё. Одним из них есть изготовление композитных корпусов с Сандвичевой обшивкой (рис.8).

Элементы комплекта таких корпусовпереборки, шпангоуты, киль, скуловые и привальные направляться из фанеры и дерева, а трёхслойная обшивка складывается из двух узких стеклопластиковых оболочекнаружной и внутреннейи пенопласта между ними. Толщина обшивки определяется в зависимости от эксплуатационных нагрузок и размеров судна.

В большинстве случаев слои стеклопластика имеют толщину 2…4 мм (наружный слой, в большинстве случаев, делается в полтора раза толще внутреннего, дабы противодействовать износу и местным нагрузкам от трения), а слой пенопласта8… 15 мм. Пенопласты направляться использовать лишь таких марок, каковые не растворяются полиэфирными и эпоксидными смолами, входящими в состав стеклопластиков.

Разработка постройки содержится в следующем. Первоначально на стапеле выставляется древесный комплект, складывающийся из переборок и шпангоутов, и посредством привальных брусьев и киля соединяется в твёрдую пространственную конструкцию Шпация выбирается в пределах 500…800 мм. После этого каркас обшивается пенопластовыми досками.

Их приобретают, разрезая страницы пенопласта посредством несложного терморезака, содержащего нихромовую проволоку, нагреваемую электрическим током. Между досками должны оставаться маленькие зазоры. Потом они заполняются смолой, которая надёжно свяжет между собой внутреннюю и внешнюю пластиковые оболочки (рис.

9).

Крепление пенопласта к комплекту осуществляется шурупами либо гвоздями с широкими шляпками, нужно из некорродирующих металлов.

После этого корпус склеивается стеклотканью на полиэфирной либо эпоксидной смоле. Первые один-два слоя ткани посредством древесного шпателя заталкиваются в щели между пенопластовыми досками. По окончании полимеризации наружной пластиковой оболочки корпус переворачивают и склеивают изнутри. Элементы комплекта приформовываются к внутренней оболочке мокрым угольником, складывающимся из нескольких полос стеклоткани, пропитанной смолой.

направляться выделить особенное внимание качеству выполнения данного узла, поскольку от этого в значительной мере зависит прочность корпуса.

Возможно изготовить композитный корпус и с однослойной пластиковой обшивкой, без применения пенопласта. В этом случае на выставленном на стапеле комплекте устанавливаются стрингеры с шагом 150…200 мм. Их сечение должно быть размерами от 15×15 мм до 30×30 ммв зависимости от размеров корпуса. После этого каркас обтягивается плотной стеклотканью, оптимальнеестеклорогожей, пропитанной смолой.

Упрочнение натяжения материала должно быть большим, дабы устранить провисание между стрингерами (рис. 11). Перед тем как формовать обшивку дальше, необходимо дать первому слою схватиться, дабы он потом не деформировался под действием массы последующих слоёв.

Чтобы повысить надёжность присоединения пластиковой обшивки к древесным стрингерам необходимо дополнительно закрепить её небольшими шурупами, а позже оклеить одним-двумя слоями узкой стеклосетки, дабы скрыть головки шурупов.

Само собой разумеется, выстроенный таким методом корпус будет иметь гранёные обводы, но это фактически не скажется ни на ходовых качествах судна, ни на его внешнем виде.

В.МУРНИКОВ

Обозначения:

Рис. 1. Комплект корпуса древесного судна на стапеле:

1шпангоуты;

2килевой брус;

3форштевень;

4стапельный брус;

5привальный брус.

Рис. 3. Схемы обводов, разворачивающихся на плоскость:

Аодноскуловые типа шарпи;

Бодноскуло- вые типа дори;

Вдвухскуловые.

Рис. 5. Стадии сборки корпуса яхты из плоских элементов:

Аустановлены штевень, обвязка транца и средний шпангоут;

Бустановлены все шпангоуты, смонтированы днище и палуба кокпита;

Вкорпус подготовлен к закреплению дна.

Рис. 6. Вариант заделки стыка секций:

1 древесная обшивка корпуса;

2клеевой шов;

3поперечные брусья двойного мидель-шпангоута;

4стяжной болт;

5дополнительная оклейка стыка стеклотканью (3…4 слоя);

6стеклопластиковое покрытие.

Рис. 7. Пример разбивки на секции корпуса крейсерской гоночной яхты:

1двойной килевой брус;

2двойной мидель-шпангоут;

3шпангоуты;

4носовая койка;

5штурманский стол;

6кормовая стойка;

7самоотливной кокпит;

8рубка.

Рис. 8. Композитный корпус с обшивкой типа сандвич

1пенопластовые доски;

2стеклоткань;

3элементы древесного комплекта.

Рис. 9. Схема обшивки типа сандвич:

1пенопластовая доска;

2заполненный стеклотканью зазор;

3наружный слой стеклопластика;

4внутренний слой стеклопластика;

5древесный элемент комплекта.

Рис. 10. Композитный корпус со деревянным набором и стеклопластиковой обшивкой:

1древесные стрингеры;

2стеклоткань.

Рис. 11. Схема стеклопластиковой обшивки, закреплённой конкретно на древесном комплекте корпуса:

1наружный слой стеклоткани;

2главная стеклопластиковая обшивка (3…4 слоя);

3латунный либо оцинкованный шуруп;

4древесный стрингер.

Рандомные статьи:

Как ребята строят яхту на собственные средства


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Краб: разборная яхта

    Предлагаемая конструкция представляет собой пятисекционную трехместную лодку грузоподъемностью 320 кг. В туристских походах она, будучи извлечена на…

  • Строим швертбот

    Вы желаете сделать парусник? Тогда точно вас заинтересует швертбот упрощенной конструкции, рассчитанный на домашнюю разработку изготовления. Очевидно,…

  • Соул — возвращение в строй

    Соул — возвращение в строй Уверен, что многие из вас, кто смотрит за русскоязычным ММО-рынком долгое время, смогут отыскать в памяти о проекте Соул…

  • Dragon quest builders — строим и побеждаем!

    Dragon Quest Builders — Строим и побеждаем! Minecraft стал настоящей сенсацией и до сих пор у этого проекта огромное количество поклонников в мире, а…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.