На момент изготовления этого несложного плавсредства, наименование которому кроме того тяжело подобрать: то ли джонка, то ли бот, то ли лодка, то ли плот, у меня имелась Казанка лодка вместительная, прочная. Но предназначалась она для плавания с подвесным мотором. Но какая, сообщите, рыбалка в негромкой заводи по окончании того, как в нее зашла моторная лодка.
Для ходьбы же на веслах Казанка тяжеловата и неповоротлива. Доставка ее до акватории также дело хлопотноеобойтись без помощника и прицепа не представлялось вероятным.
Вот и решил сделать лодку мельче, но легче и маневренней. Подходящий материал для нее имелся: что год под крышей гаража хранился громадной дюралюминиевый лист, что разрезать на части для небольших изделий просто не поднималась рука. Он (длиной 2700 мм толщиной 1800 и шириной 2 мм) во многом и выяснил конструкцию лодки, ее размерения и обводы.
За прототип забрал маломерное судно, которое именуют джонбот (возможно, за одновременное внешнее сходство как с двухтранцевой китайской лодкойджонкой, так и с портовым трудягойботом). Эти суденышки весьма остойчивы и имеют большую грузоподъемность, что мне и было необходимо прежде всего.
Проектировал лодку, исходя из размеров имевшегося страницы металла. Высоту бортов назначил 350 мм (где-то просматривал, что это минимально допустимая), а длину переднего транца600 мм, что соответствует углу его наклона к зеркалу воды приблизительно 35. И не смотря на то, что раскрой страницы металла предвиделся несложным, сделав эскизы будущей лодки и стараясь предусмотреть все грядущие сложности, выполнил ее макет из твёрдого страницы картона.
В конструкции лодки дюралюминиевый лист применял в качестве днища и бортов. Одновременно с этим он есть несущим элементом, поскольку простого силового комплекта из стрингеров и шпангоутов в лодке нет. Только частично их роль делают две банки (сиденья) и планширь.
Нет у лодки привычного форштевня, да и киля, как такового, потому, что она фактически плоскодонная, а борта у нее в первых рядах не сходятся на форштевне, а переходят в наклонный трапециевидный транец.
Неспециализированный вид плавсредства:
1передний транец; 2заклепки (алюминий d3, по месту); 3борт; 4банка гребца (доска лиственных пород s20); 5накладка (Ст3, лист s2,2 шт.); 6уключина (Ст3, лист s4, пруток d10, 2 шт.); 7кница (дюралюминий, лист s1,5,2 шт.); 8задний транец (дюралюминий, лист s5); 9пайол (брусок лиственных пород 40×20); 10банка пассажира (доска лиственных пород s20); 11планширь (еловая доска s15, 2 шт.); 12спинка банки гребца (доска лиственных пород s20); 13стойка спинки (дюралюминий, труба d22, 2 шт.); 14кронштейн для установки сиденья (дюралюминий, уголок 40×25, 4 шт.); 15палубный настил (дюралюминий, лист s1,5); 16бимсы (еловая доска s15); 17 оцинкованные гвозди
Преимущества лодок с дюралюминиевой обшивкой общеизвестны и обнаруживаются еще на берегу: легкость, прочность, долговечность. И не смотря на то, что последнее событие в расчет и не бралось (суденышко изготавливалось, в неспециализированном-то, как временное плавсредстводо приобретения хорошей надувной лодки), но все вышло по поговорке: Нет ничего постояннее, чем временноелодка помогает уже пара лет и разбирать ее пока не планирую, уж весьма практичное оказалось суденышко.
Для перевози, лодки не нужен прицепее в полной мере возможно транспортировать на багажнике, установленном на крыше автомобиля . На него лодку легко грузить вдвоем а также возможно произвести погрузку одному. Нет забот с консервацией и обслуживанием для храненияпоставил ее на борт либо на задний транец, придвинул к стенке и пускай стоит до следующей навигации под навесом, занимая совсем маленькую площадь.
На воде проявляются и другие хорошие качества лодки: хорошая остойчивость, громадное водоизмещение (плавучесть), лёгкость хода и высокая манёвренность на веслах. Ну а такие характеристики, как ходкость либо устойчивость на курсе при таких скоростях лодки если не излишни, то уж никак не главные, исходя из этого ими пренебрег для обеспечения вторых перечисленных выше качеств.
Сомнения при проработке варианта конструкции появились только при выборе поперечных размерений: то ли сделать борта повыше, а ширину мельче, то ли напротив. Выбор пал на вариант напротив. На тех акваториях, где предстояло лодке плавать,негромкие заводи, спокойные речушки, маленькие озера и т.п., больших волн и сильного течения нет, соответственно, не так уж нужны высокие борта.
А вот большая ширинакак раз то, что необходимо. Часто на рыбалке либо охоте за водоплавающей дичью приходится подниматься в лодке кроме того во целый рост.
Теоретический чертеж:
1 линия борта; 2линия скулы; 3 линия киля; 4линия транца
По окончании изготовления макета нанес раз-метку на страницу начал и металла его кроить в пара приемов. Принцип семь раз отмерь, один раз отрежь в этом деле посчитал неприемлемым и применял противоположный подходотмерив и разметив один раз, кроить металл стал сперва с громадными, чем требовалось, припусками, не прорезая сходу до конца линий разметки. Неспешно подгибая и подгоняя друг к другу сопрягаемые части, понемногу урезал припуски, прорезал линии разметки.
Отмечу: эту операцию лучше делать с ассистентом.
Соединение швов-стыков (припусков с страницей) создавал алюминиевыми заклепками с диаметром стержня и полукруглой головкой 3 мм. Соответствующие отверстия под них сверлил в один момент в обеих соединяемых деталях и частях на корме по месту в шахматном порядке (в два последовательности). Перед клепкой стыкуемые поверхности промазывал густотертой краской.
Дабы не применять материал на транец от этого же страницы дюралюминия, подобрал другойтолщиной 5 мм. Клепочных работ наряду с этим мало прибавилось, но протяженность лодки была максимальной и сейчас в лодку смогут смело усаживаться два человека с нужным для рыбалки либо охоты снаряжением.
Первоначально плавсредство вспоминало весьма несложной формы: корпус в виде прямоугольного параллелепипеда (с отвесными бортами) и носом в первых рядах в виде призмы. На протяжении же сборки корпуса еще до установки транца обнаружилось, что борта у лодки разваливались (отходили в стороны) под собственной тяжестью, а днище на корме при поднятии корпуса прогибалось. Наряду с этим шнобель у лодки приподнимался, а верх бортов в носовой части закруглялся.
Но все это меня не огорчилотакие перемены придавали лодке более привлекательный вид. Тогда транец я вырезал не прямоугольным, а фигурным. В следствии лодка купила легко разваленные борта, немного поднятый шнобель и маленькую килеватость.
Последняя, кстати, по теории, должна была улучшить устойчивость лодки на курсе, что в эксплуатации и случилось.
На протяжении верхней кромки бортов смонтировал планшири из еловых досок сечением 100×15 мм. На плавсредстве они помогают и стрингерами и привалочными брусьями. В носу на переднем транце они соединены бимсомпоперечной балкой для опоры палубы.
В носовой части планширь из-за громадной кривизны сделан составным, а под стыки установлены и прикреплены подложки из такой же доски. На всем протяжении борта к планширю прибиты оцинкованными гвоздями. Еще один бимс смонтирован между планширями у задней кромки палубного настила, выполненного из 1,5-мм дюралюминиевого страницы.
Сама кромка палубы отбортована, дабы попавшая на настил вода стекала за борт. На корме планшири с транцами и бортами соединены косынками, выгнутыми из для того чтобы же 1,5-мм дюралюминиевого страницы. Тут на уголковых кронштейнах, приклепанных к бортам, установлена банка пассажира. Таким же образом, но лишь в срединной части лодки смонтирована банка гребца.
При всей простоте оборудования лодки у данной банки имеется спинка. Но так как при перемещении она лишь мешает гребцу, спинка складывается (откидывается вперед) и устанавливается тыльной стороной заподлицо с поверхностью банки (как у Казанки), Поднимается же спинка тогда, в то время, когда гребец отдыхает либо удит рыбу.
Развертка обшивки (примерный раскрой дюралюминиевого страницы s2) и выкройка заднего транца:
1линии контура страницы; 2линии сгиба; 3линии отреза; 4вспомогательные линии разметки; 5удаляемые части страницы (серый цвет); 6удаляемые по месту части страницы (черный цвет); 7задний транец (дюралюминий, лист s4)
Весло:
1веретено (дюралюминий, труба d22); 2лопасть (дюралюминий, лист s2); 3заклепки (3 шт.)
И последнее. Весла самодельные, не смотря на то, что лопасти забраны от весел лодки Казанки. Веретенаиз дюралюминиевой трубы диаметром 22 мм. В нижней части трубы разрезаны на протяжении пополам, финиши расплющены.
В прорези засунуты лопасти и приклепаны.
Уключиныобычные двурогие вилки с приваренными к ним штырями. Штыри вставляются во втулки, приклепанные к бортам под планширями. Дабы отверстия в планширях не разрабатывались, в этом месте к ним прикреплены металлические накладки.
Весла в уключинах удерживаются болтами М5, засунутыми в сквозные отверстия, просверленные в один момент в рожках вилок и трубах веретен.
Все древесные подробности лодки пропитаны тёплой олифой за два раза, а корпус снаружи покрашен краской в защитный цвет. Для непотопляемости плавсредства форпик (ниша под палубным настилом) забит пенопластом.
Не забывайте о собственной безопасности: выходить на воду в таковой лодке возможно лишь одев на себя личное спасательное средство: жилет либо нагрудник.
Е.СЕВОСТЬЯНОВ, п. И з о п л и т, Тверская обл.
Рандомные статьи:
Банка невращайка и поворотное креслоИспытания на спокойной воде
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В свое время мне довелось выстроить и испытать большое количество моторных лодок. Первой на воду у меня сошла мотолодка Звездочка, чертежи которой были…
-
Ну как не оказать помощь маленькой Катеньке заметить, как плавают рыбки! На протяжении лодочной прогулки с дедушкой Виктором по озеру она то и дело…
-
В каких лишь условиях не оказываются на протяжении путешествия любители водного туризма! И далеко не всегда лодка, пригодная для плавания в одном…
-
Преимущества компактных складных лодок очевидны, недочёты также. В одном из ветхих номеров издания «Моделист-конструктор» (на последней странице обложки)…