Моторная лодка «мираж»

В свое время мне довелось выстроить и испытать большое количество моторных лодок. Первой на воду у меня сошла мотолодка Звездочка, чертежи которой были размещены в октябрьском номере издания Моделист-конструктор за 1966 год. Как мы знаем, что на селе самодельщики не избалованы широтой ассортимента конструкционных материалов. Того, что требовалось на постройку Звездочки, продолжительное время не пребывало. Было нужно обойтись тем, что появилось в тот момент под руками, в частности металлическим страницей толщиной 1,8 мм.

Конечно, что силовой комплект из полос и металлических профилей различного сечения вкупе с зигованной обшивкой придал суденышку достаточно солидную массу.

Подробности корпуса лодки сваривались электрической дугой от постоянного тока с применением очищенных от обмазки электродов диаметром 4 мм. Варить прерывистым методом мне сначала было сложно, пока я, как говорится, не почувствовал металл и не набил руку. При таком методе шов получается похожим на перекрывающие друг друга рыбьи чешуйки, а структура швакак бы пористой.

В то время, когда Звездочка готовься , я установил на нее двигатель Вихрь. Но пробная эксплуатация распознала последовательность недочётов лодки: нехорошую продольную устойчивость, перехлест воды через транец при неожиданной остановке двигателя и без того потом.

Было нужно модернизировать лодку. Причем пара раз. У нее появились бортовые були, подмоторная ниша и другое.

Одним словом, мотолодка проекта Звездочка у меня стала собственного рода лабораторией, где опробовались разные технические ответы. Со временем, с учетом накопления опыта по устранению и выявлению недочётов и показалась моторная лодка Мираж.

Из-за чего ей дано такое наименование? Дело в том, что при определенном освещении на реке, в особенности в жаркую погоду, окрашенный яркой краской корпус лодки на некоем удалении от наблюдателя зрительно сливается сводной поверхностью, делается как бы призрачным. Так сообщить, разработка СТЕПС в действии.

Моторная лодка «мираж»

Главные размерения моторной лодки

Раскрой главных элементов корпуса (материал листовая сталь толщиной 1,5 мм)

Компоновка моторной лодки:

1носовая переборка; 2носовой блок плавучести; 3 — форштевень; 4буксировочное устройство; 5носовая палуба; 6носовой багажник; 7привальный брус; 8уключина; 9 весло; 10срединный блок плавучести; 11кормовой блок плавучести; 12транцевый блок плавучести; 13дно подмо горной ниши ахтерпика; 14,18,21,24флоргимберсы; 15пайол; 16,19,23днищевые блоки плавучести; 17переставная банка; 20топтимберс с гнездом уключины и якорно-швартовочной уткой; 22 съемная банка; 25киль; 26шарнир (рояльная петля); 27крышка днищевого багажника; 28днищевой багажник

Из-за чего выбор объекта для публикации пал на Мираж?

Сходу оговорюсь, что я ни за что не претендую на исключительность данной конструкции. Легко мне хотелось продемонстрировать, что возможно сделать при скромных материальных и технических возможностях самодельщика, руководствуясь умной пословицей труд и терпение все перетрут.

Мираж выбран вследствие того что у него, на мой взор, самая простая форма, и разработка изготовления по сравнению с другими вариантами. Что же касается простоты обводов лодки, то она в значительной мере предопределена не столько конструкцией корпуса, сколько выбором материалов. Сталь, мягко говоря, это далеко не лучший материал для постройки моторной лодки. У стали значительный вес , нехорошая коррозионная стойкость, в особенности в воде, и еще множество вторых недочётов.

Но, сталь легко обрабатывается и, что самое полезное, прекрасно сваривается простой электрической дугой.

Что же конкретно воображает собою Мираж?

Это малоразмерная, цельносварная, с частично несущей обшивкой лодка с подвесным мотором Вихрь мощностью 20 л.с. (14,7 кВт). Максимально развиваемая ею скорость с одним человеком на борту48 км/ч.

На протяжении водных прогулок в достаточно просторном кокпите моторки вольно размещаются три человека, при любительской рыбной ловледва. Как раз для этих целей и создавался Мираж. Он не имеет сигнально-дистанционного управления и отличительных огней двигателем.

Из-за малой килеватости днища и других конструктивных изюминок лодки эксплуатация ее не допускается при высоте волны более 30 см.

В форпике корпуса имеется довопьно вместительный багажник, что загружается через люки, вырезанные в носовой переборке. (направляться подчернуть, что эта переборка не вертикальна, а наклонена к корме на 2.)

В 50 мм ниже срезов (бортиков) люков в форпике жестко закреплен носовой блок плавучести из пенопласта марки ПС-1. Блок перед установкой оглажен горячим утюгом, что сделало его поверхности ровными и прочными. Так как люки не имеют крышек, то предметы, загруженные в багажник, удерживаются от выпадения при тряске и волнении теми самыми бортиками высотой 50 мм.

Силовой комплект корпуса (главной материал листовая сталь толщиной 1,5 мм):

1форштевень; 2носовая переборка; 3,4,5,6флортимберсы № 14; 7киль; 8топтимберс; 98 приварная гайка М6 (сталь, лист s3, 8 шт.); 10 силовая кница (8 шт.)

Ахтерпик (авид сверху, бвид снизу):

1,6якорно-швартовочные утки; 2кормовая палуба; 3левая боковина подмотор-ной ниши; 4левая страховочная скоба; 5дно подмоторной ниши; 7сквозной транцевый стрингер: 8,13левый и правый транцевые стрингеры; 9,12отверстия для слива воды из подмоторной іншій; 10 — резьбовая пробка отверстия для слива воды из корпуса; 11накладка для упора струбцин подвесного мотора; 14 транец; 15,18ушки крепления к бортам; 16левый кормовой блок плавучести (правый условно не продемонстрирован); 17 гайки М6 крепления правой утки; 19шайба-подкладка правой страховочной скобы; 20 срединный блок плавучести; 21спинка кормовой палубы

Поперечное сечение корпуса (вид спереди):

1,12бортовые панели (сталь, лист s1,5); 2,11 . топтимберсы (сталь, лист s1,5); 3,25скуловые кницы (сталь, лист s1,5); 4,9приварные гайки М6 (сталь, лист sЗ); 5,8днищевые панели (сталь, лист s1,5); 6,7 — флортимберсы (сталь, лист s1,5); 10,22 якорно-швартовочные утки (сталь, пруток d8); 13приварное ушко (сталь, лист s2, 4 шт.); 14болт М6х50; 15оковка (сталь, полоса 20×2); 16буртик (сосна, брусок 40×20); 17 привальный брус (сосна, брусок 40×20); 18подшипникуключины (фторопласт); 19гнездо подшипника уключины (сталь, труба 27×2); 20приварная гайка М8; 21стопорный винт М8; 23киль (сталь, лист s1,5); 24прокладка (сталь, лист s1,5)

В кокпите на флортимберсах двадцатью винтами М6 с шлицами и полукруглыми головками под плоскую отвертку закреплен пайол из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм. Пайол полностью закрывает дне и имеет минимальные зазоры с бортами; в местах выхода скуловых книц в нем сделаны соответствующие вырезы.

в первых рядах, на расстоянии 1300 мм от носа, пайол заканчивается. В том месте к нему рояльной петлей присоединен лист бакелизированной фанерыкрышка днищевого багажника. Своим свободным передним краем, в центре которого вырезан захват для руки, крышка под углом 25 к горизонту ложится на носовую переборку и образует под собой еще один количество для багажа.

Так, носовой багажник употребляется для легких и опасающихся воды вещей, а днищевыйдля более неотёсанных: канатов, салог, якорей и без того потом. И еще. Кроме того при отечественном скудном летнем солнышке и редкой негромкой погоде на пайоле возможно замечательно отдыхать и загорать: крышка днищевого багажника наряду с этим является удобным подголовником, а высокие борта лодки защищают загорающего от ветра.

Под пайолом расположены спрофилированные по дну блоки плавучести из пенопласта марки ПХВ-1. Зажатые между пайолом и дном, эти блоки вместе с силовым комплектом принимают на себя ударные нагрузки, появляющиеся корпуса с волнами.

Носовая палуба выполнена из листовой стали толщиной 1,5 мм. Краю палубы, обращенному в кокпит, придана закругленная форма чтобы при вытаскивании моторной лодки на берег за это закругление возможно было браться как за ручки. На остальных краях палубы сделаны отбортовки, а на поверхности, на протяжении осевой линииэлементы жесткости в виде выштамповокзигов.

Кстати сообщить, носовая палуба монтировалась в последнюю очередьнаряду с привальными брусьями и буртиками. А вдруг конкретнее, то сперва я окрасил внутренние поверхности форпика, поместил в него предварительно подогнанный по форме и обработанный горячим утюгом бпок плавучести и только после этого окрашенную снизу палубу установил на место, легко прихватив ее электросваркой к бортам в четырех точках.

Затем, меняя в шахматном порядке шурупы размерами 4×40 мм, скрепил ими привальные брусья и буртики. Под головки шурупов на протяжении обоих буртиков на всей протяженности корпуса подложил оковкустальную полосу сечением 20×2 мм. Помимо этого, привальные брусья и буртики кое-где по периметру дополнительно стянул десятью болтами М6.

Форпик:

1оковка; 2буртик; 3привальный брус; 4носовая переборка; 5носовая палуба (сталь, лист s1,5); 6внутренняя накладка (сталь, лист s2); 7внешняя накладка с буксировочным рымом и кольцом (сталь, лист s2, пруток d8); 8,13бортовые панели; 9,11днищевые панели; 10 киль; 12стыковая накладка (сталь, полоса 20×1,5)

Бортовая кница на флортимберсах № 1,3,4:

1флортимберс; 2скуловая кница (сталь, лист s1,5); 3бортовая панель

Конструкция ахтерпика:

1резьбовая пробка М16х 1,5 (Д16Т); 2транец; 3накладка (бакелизированная фанера s7); 4,14транцевые блоки плавучести (пенопласт ПС-1); 5левый транцевый стрингер (сталь, полоса 40×4); 6сквозной транцевый стрингер (сталь, полоса 40×4); 7вкла дыш (резинотканевый коврик s8); 8транцевая доска (сосна, доска s40); 9дно подмо торной ниши (сталь, лист s1,5); 10левый кормовой блок плавучести (пенопласт ПХВ-1); 11левая боковина подмоторной ниши (сталь, лист s1,5); 12срединный блок плавучести (пенопласт ПС-1); 13,15зашивки транцевых блоков плавучести (сталь, лист s1,5); 16кормовая палуба (сталь, лист s1,5); 17,19шайбы-подкладки (сталь, лист s2); 18левая страховочная скоба (сталь, пруток d8); 20шайба; 21уплотнительное кольцо (резина); 22приварная гайка М 16×1,5 (сталь, лист s7)

В носу лодки установил буксировочное устройство, складывающееся из двух угловых накладок из листовой стали толщиной 2 мм, к одной из которых (внешней) приварено кольцо с буксировочным рымом из металлического прутка диаметром 8 мм. Крепление накладок вместе с зажатыми между ними буртиками, привапьными отбортовками и брусьями носовой палубы к бортампо месту, четырьмя болтами М6 с полукруглой головкой.

Перед топтимберсами я приварил к бортам по кронштейну для крепления съемной банки. Кронштейны, выгнутые из листовой стали, имеют резиновые втулки для железных папьцев, привинченных в углах сиденья банки. Так, у берега на природе банку легко снять с лодки и поставить на берегу.

А при применении моторной лодки одним человеком съемную банку возможно по большому счету не забирать, а забрать переставную банку, сделанную из пенопласта марки ПХВ-1 и обтянутую тканью болонья.

По окружности она имеет петли из капронового шнура диаметром 5 мм с ручками и при необходимости может служить спасательным плавсредством.

Для удобства рыбной ловли удочкой предусмотрено особое приспособленодержатель удилища с возможностью регулировки положения удилища как по вертикали, так и по горизонтали. Приспособление вставляется в любое из гнезд уключин и фиксируется винтом.

Мотолодка Мираж укомплектована двумя веслами, изготовленными из сухой ели. По окончании полной плотницкой обработки весла были покрыты двумя слоями тёплой олифы с необходимой просушкой между слоями и окрашены водостойкой краской.

Уключины сделаны из металлических поковок с последующей слесарной воронением и обработкой. В гнезда уключин и отверстия вёсел запрессованы фторопластовые втулки соответствующих размеров.

Для якорных стоянок и швартовки на корпусе лодки предусмотрены четыре утки: две на топтимберсах, под уключинами, и две на корме, служащие кроме этого гнездами для лопастей весел в нерабочем положении.

Жесткость всей конструкции моторной лодки обеспечивается в совокупности ее силовым комплектом (килем с форштевнем, топтимберсами, скуловыми кницами и флортимберсами), носовой и кормовой палубами, подмоторной нишей, привальными брусьями и буртиками, и технологическими элементамизигами на плоских поверхностях, килевой, скуловыми и транцевыми отбортовками под сварные швы.

Подмоторная ниша ахтерпика сварена из отдельных панелей. В передних углах ниши встроены скобы для карабина троса, страхующего подвесной лодочный мотор от случайной утраты.

Съемная банка (вид внизу):

1 упор (сосна, доска 190×20); 2палец крепления (4 шт.); 3сиденье (сосна, доска 250×18); 4ребро жесткости (сосна, планка 100×10,2 шт.)

Упор съемной банки (левый борт):

1 амортизационные втулки (резина, s20); 2кронштейн (сталь, лист s2)

Один из четырех узлов крепления съемной банки:

1сиденье; 2винт М6; 3кронштейн упора; 4амортизационная втулка упора; 5палец крепления; 6шплинт

Весло (материалель):

1рукоятка; 2веретено; 3лопасть

Узел установки весла:

1болт М8; 2пружинная шайба; 3весло; 4шайба (фторопласт, труба 16×4, 2 шт.); 5втулка (фторопласт, труба 12×2); 6уключина

Держатель удилища:

1болт М8; 2фланец кронштейна (сталь, лист s5); 3 -кронштейн (сталь, пруток d8); 4стопорная ручка с гайкой М8; 5фланец пальца (сталь, лист s5); 6 — шайба (жесттсая резина, сталь s5); 7 — палец (сталь, пруток d12)

Носовое буксировочное устройство:

1 — внутренняя накладка (сталь, лист s2); 2внешняя накладка (сталь, лист s2); 3кольцо (сталь, пруток d8); 4рым (сталь, пруток d8)

Якорно-швартовочная утка:

1лапки (сталь, пруток d8); 2основание (сталь, лист s4)

Самодельное оборудование для выколотки зигов:

1молоток-подбойка; 2 обрабатываемый металлический лист; 3фиксаторы (гвозди); 4ложементы (сталь, уголок 50x50x5); 5продольные лаги (сосна, брус 180×180); 6поперечная лага (сосна, 180х 180, 2 шт.)

Разработка сварки металлических страниц встык:

1,2свариваемые страницы; 3стыковая накладка (сталь, полоса 20х 1,5); 4 — подкладка (медь, полоса 60×10)

Особый инструмент для создания отбортовок у листовых подробностей корпуса моторной лодки

Сборочный стапель:

1настил стапеля (сосна, доска s40); 2контур борта моторной лодки; 3упоры-ограничители (гвозди); 4киль; 5ахтерпик; 6клин (сосна, брус 50×50, 2 шт.); 7лага (сосна, брус 180×100, 5 шт.); 8козлы (3 шт,); 9ложемент (сосна, доска s40); 10фиксатор форштевня (сосна, брус 180х 100)

Спереди в подмоторную транцевую доску заподлицо врезан резинотканевый вкладыш под тарелки струбцин крепления мотора, а позади сделана накладка из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм. Между собой целый данный пакетвкладыш, транцевая доска и накладкасоединены сквозными болтами и шурупами М6.

Для слива воды из корпуса в транце предусмотрено отверстие с резьбовой дюралюминиевой пробкой и уплотнительным резиновым кольцом.

Помимо этого, ахтерпик, как самый нагруженная часть корпуса лодки, снабжен множеством блоков плавучести. В частности, одним срединным (из пенопласта марки ПС-1)между спинкой кормовой палубы и передком подмоторной ниши; двумя объемными кормовыми (из пенопласта марки ПХВ-1)между боковинами и бортами подмоторной ниши; наконец, двумя мелкими транцевыми (из пенопласта ПС-1)между зашивками этих блоков и транцем.

Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на технологических изюминках сборки корпуса моторной лодки.

Основная изюминка содержится в том, что сперва на стапеле посредством электросварки планировал корпус из днищевых и бортовых панелей и продольного силового комплекта (киля с форштевнем), а уже позже в него устанавливался поперечный силовой комплект. Все подробности этого комплекта (флортимберсы, скуловые кницы и топтимберсы) изготавливались по размерам, снятым с корпуса лодки по месту, исходя из этого правильные их размеры на картинках не приводятся.

Вторая технологическая изюминка заключалась в том, что металлические страницы, имевшиеся в моем распоряжении, не разрешали выкроить днищевые и бортовые панели полностью. Приходилось удлинять их встык, применяя подкладки (металлические полосы сечением 20×1,5 мм) под сварные швы. Сварка с зазором 1 мм между страницами велась на ровной бронзовой подкладке, что исключало возможность прожога металла.

Контуры днищевых и бортовых киля и панелей с форштевнем наносились на металлические страницы при помощи особых шаблонов. Последние выкраивались по координатной сетке в натуральную величину из узкой древесноволокнистой плиты.

Предстоящую последовательность изготовления этих подробностей покажу на примере одной бортовой панели.

Острой чертилкой я перенес с шаблона на металлический страницу контур панели (он включает в себя и будущую отбортовку для сварного шва понизу). Довольно скуловой линии разметил места размещения зигов. (Для выколотки этих элементов жесткости я предварительно изготовил молоток и особое приспособление-подбойку.) Выколачивал зиги как возможно аккуратнее, с маленькой вытяжкой металла за один проход на всей протяженности зига. Такая несложная на первый взгляд работа настойчиво попросила сноровки и терпения.

Разработка точечной прихватки электросваркой:

отбортовки панелей сжимаются клещами и иа это место электродом наносится сварная точка

Стадии электросварочных работ по сборке корпуса моторной лодки:

аточечная прихватка днищевых панелей к ахтерпику и килю; бточечная прихватка бортовых панелей; вполная сварка днищевых и бортовых панелей целыми швами; г-полная сварка бортовых кормовой палубы и панелей;
1киль; 2днищевая панель; 3прокладки (сталь, лист s 1,5); 4 транец; 5 бортовая панель; 6кормовая палуба

Выколотив оба зига, я переворачивал лист и ударами древесной киянки правил его на ровной поверхности. Позже электроножницами как возможно правильнее по разметке вырезал бортовую панель. Необходимо подметить, что попарно сложенные совместно бортовые (и днищевые) панели должны были совершенно верно совпадать по контуру. Явные несовпадения я исправлял.

В другом случае, нарушилась бы симметрия корпуса и усложнилась сборка.

Намерено изготовленным инструментом я сделал отбортовку по скуловой линии под углом приблизительно 45 в сторону горба зига на всех днищевых и бортовых панелях.

Потом, собрал ахтерпик, сварив все транцевые подробности и подмоторную нишу в одно целое. После этого приварил киль его кницевой отбортовкой к ахтерпику.

Окончательная сборка корпуса велась на стапелеровном дощатом настиле с козлами. Доски настила были побелены известью для пожарной безопасности, а позже на них нанесена нужная разметка в виде осевой линии контуров и корпуса бортов.

На стапель я установил перевернутый ахтерпик с приваренным к нему килем, ориентируясь по осевой линии, и закрепил. Придав днищевым и бортовым панелям нужную кривизну руками на ровном бревне, поочередно прихватил их электросваркой. Наряду с этим пользовался металлическими полосами сечением 10×1,5 мм, вкладывая их между отбортовками днищевых, транца и бортовых панелей (для прочности и увеличения толщины сварных швов), и плотницкими клещами, сжимая ими свариваемые участки.

После этого совсем сварил корпус, используя постоянный сварочный ток обратной полярности, подобранный умелым методом в пределах 2590 А, и электроды диаметром от 2 до 4 мм.

Обращаю внимание на то, что все самые протяженные сварные швы находятся снаружи корпуса. Внешние швы намного эргономичнее варить, а их уровень качества получается высоким.

В то время, когда швы остыли, лодку перевернул, разметил места размещения элементов силового комплекта и установил эти элементы, прихватывая их точками электросварки. Наряду с этим не забывал осуществлять контроль древесным бруском, положенным поперек бортов, геометрию корпуса довольно горизонтального верха транца. Так как кроме того при самом правильном исполнении сборочных операций вероятны погрешностинебольшие искривления и тепловые поводки.

По окончании сварочных работ я шепетильно очистил все швы железной щеткой, обезжирил бензином, загрунтовал и окрасил все поверхности. А по окончании окончательной сборки, установив блоки плавучести, привальные брусья и буртики, напоследок окрасил корпус моторной лодки водостойкой эмалевой краской.

В.ПЕТРОВ, Красноярский край

Рандомные статьи:

Скоростной предел. Катер Мираж.mpg


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Лодка-аквариум

    Ну как не оказать помощь маленькой Катеньке заметить, как плавают рыбки! На протяжении лодочной прогулки с дедушкой Виктором по озеру она то и дело…

  • Лодка для спокойной воды

    На момент изготовления этого несложного плавсредства, наименование которому кроме того тяжело подобрать: то ли джонка, то ли бот, то ли лодка, то ли…

  • Лодка в «чемодане»

    Ещё во времена Советского Союза лодка «Джек Шпрот» английского яхтенного конструктора Джека Холта была популярна среди самодельщиков,…

  • Лодка-плетенка

    Одна из основных задач конструктора любого транспортного средства — сделать его вероятно более легким. Очевидно, не в прочности и ущерб жёсткости. В…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.