«Лодка»-снегоход

Появился и вырос я в том краю России-матушки, где почва солидную часть года находится под толстым покровом снега, неспроста те места вычисляют отчизной Деда Мороза. Возможно, исходя из этого наровне с неспециализированным интересом к технике особенный интерес у меня постоянно вызывали снегоходные автомобили. Иметь такую было с детства моей заветной мечтой.

В то время, когда же я повзрослел и обучился очень многое делать собственными руками, решил изготовить собственную конструкцию. К тому времени я уже не только изучил устройство снегоходных автомобилей, но и был способен критически оценить преимущества и недочёты таковой техники.

Как это ни необычно, но серийные гусеничные снегоходы, кроме того импортные и современные, не хорошо приспособлены для езды по глубокому рыхлому снегу. При перемещении в таких условиях при наклонах либо поворотах задняя часть автомобили обычно проваливается. Попытка выбраться, увеличив обороты двигателя, приводит в большинстве случаев к тому, что траки закапываются в снег еще глубже.

Затем вырваться машине из снежного плена без посторонней помощи уже непросто. Это и ясно — чего стоит лишь личная масса — так как «конь»-то практически целый металлической. А исходя из этого в лес, в овраги по окончании метелей и снегопадов серийным снегоходам в одиночку лучше не соваться.

Собственную же машину я строил с учетом применения ее кроме того в таких непростых условиях.

Корпус снегохода сделал древесным. Легко сколотил из пиломатериала, как будто бы лодку. Базу корпуса составляют четыре продольные стены, выполненные из древесины хвойных пород (ель, сосна). Стены собрал из оструганных до толщины 45 мм досок-«пятидесяток». Скорее это были не доски, а брус, поскольку ширина их только чуть больше чем в два раза превышала толщину. Сплачивал брусья гвоздями-двухсотками по кромкам, прибивая любой следующий брус к прошлому.

Гвозди мало смещал на протяжении (вперед либо назад), дабы верхний не угодил внезапно в шляпку нижнего. Торцы балок отпилил по намеченным лекальным кривым. Крутизна кривой в первых рядах меньше, чем позади.

«Лодка»-снегоход

Гусеничный снегоход с двигателем от мотороллера «Вятка-Электрон», бортовым управлением и деревянным корпусом:

1 — стена (доски s45, 4 шт.); 2 — обшивка дна (доска-вагонка s16); 3 — передний бампер (доска s45); 4 — капот (фанера s3); 5 — фара (от трактора); 6 — руль (от мотороллера «Вятка-Электрон»); 7 — сиденье (от автомобиля ЛуАЗ, 2 шт.); 8 — бензобак; 9 — настил (доска-вагонка s16); 10 — задний бампер (доска s45); 11 — гусеница; 12 — двигатель

Трансмиссия снегохода:

1 — силовой агрегат; 2 — звездочка выходного вала силового агрегата (z1=20, t=19,05); 3 — цепь между узлами трансмиссии (однорядная, t=19,05, 5 шт.); 4 — узел первичного вала вариатора; 5 — клиновые ремни вариатора (тип Г, 2 шт.); 6 — узел вторичного вала вариатора; 7 — узел промежуточного вала; 8 — узел приводного вала гусеницы; 9 — гусеница; 10 — механизм натяжения клиновых ремней вариатора; 11 — нижняя дополнительная обшивка короба гусеницы (полиэтилен, лист s5); 12— накладка (капрон, 20 шт.)

Каркас снегохода (корпус без обшивки):

1 — передний бампер (доска s45); 2 — стены (доска s45, 4 шт.); 3 — передние закругления короба гусеницы (доска s45, 4 шт.) 4 — перемычка; 5 — черепной брусок короба гусеницы (брус 45×45, 4 шт.); 6 — перемычка задних закруглений (доска s45, 2 шт.); 7 — задние закругления короба гусеницы (доска s45, 8 шт.); 8 — задний бампер (доска s45); 9— монтажные бруски узлов трансмиссии (брус 45×45, 2 шт.); 10 — технологические перемычки задних закруглений (доска s20, 4 шт.); 11 — упор настила (брус 45×45, разрезанный на протяжении по диагонали); 12 — настил (доска-вагонка s16); 13 — технологическая перемычка передних закруглений (доска s20, 2 шт.)

Узел ведущего вала вариатора (поз.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 13, 14 от сельхозтехники):

1 — вал (сталь); 2 — клиновая втулка (2 шт.); 3 — подшипник 11206 (2 шт.); 4 — стопорная гайка М 18×0,75 (2 шт.); 5 — крышка корпуса подшипника (2 шт.); 6 — манжета (2 шт.); 7 — втулка-фланец (сталь, круг 82); 8 — неподвижная щека шкива вариатора (сталь, круг 230, 2 шт.); 9 — подвижная щека шкива вариатора (сталь, круг 230); 10 — шпилька М10 (сталь, круг 16, 2 шт.); 11 — пружинная шайба (8 шт.); 12 — гайка М10 (8 шт.); 13 — стопорный винт М8 (2 шт.); 14 — полезная звездочка z2 = 16, t = 19,05; 15 — корпус подшипника с опорной площадкой (2 шт.)

Узел ведомою вала вариатора (поз. 1, 2, 3, 6 — от сельхозтехники, поз. 4, 5, 8 выполнены из металлической трубы O38x30,2):

1 — ось (сталь, круг 30); 2 — звездочка z3=16, t=19,05 (2 шт.); 3 — подшипник 206 (4 шт.); 4 — средняя распорная втулка (L30, 2 шт.); 5 — малая распорная втулка (L8); 6 — шкив (2 шт.); 7 — вал-ступица (сталь, круг 112, 2 шт.); 8 — громадная распорная втулка (L70, 2 шт.)

Все четыре стены однообразные и между собой соединены в торцах бамперами, а в середине сверху — перемычкой во всю ширину корпуса. Бамперы изготовлены из строганой доски-«пятидесятки», перемычка — из «двадцатки». Но это еще не все. Во многих местах стены соединены досками обшивки попарно: внешние с ближайшими внутренними и внутренние между собой.

Помимо этого, к стенкам изнутри прибиты бруски (как их именуют строители, «черепные»), к ним также пришиваются доски (вагонка 16-мм толщины) обшивки коробов гусениц (между крайними и средними стенками) и днища (между средними). Целый данный поперечный комплект формирует достаточную жесткость корпусу без стяжек и подкосов. При необходимости же такие дополнительные элементы крепления возможно установить в том месте, где нет движущихся механизмов: в коробов гусениц, в задней оконечностях и передней автомобили.

К корпусу возможно отнести и те элементы (стены, перегородки), каковые закрывают приводные звездочки гусениц, — дабы в этих местах снег не проникал в короба.

Вертикальные стены коробов скруглены, а нижние края скошены, дабы гусеницы легче заходили на маленькие препятствия, видящиеся на пути. Снизу короба дополнительно обшиты 5-мм листовым полиэтиленом.

Страницы к дну прикреплены шурупами впотай.

в первых рядах корпуса обшивка выполнена как пол в углублении для пассажира и ног водителя. Сверху над углублением установлена дуга из металлического уголка 25×25. В нижней части уголок распрямлен в полосу, а полоса прикреплена шурупами снаружи к крайним стенкам.

К дуге на болтах М4, а к бамперу — гвоздями прикреплен фанерный обтекатель.

Оборудование снегохода не назовешь кроме того спартанским: два сиденья по сторонам— для пассажира и водителя автомобиля ЛуАЗ и мотороллерный руль с органами управления, к тому же фара — так как зимний сутки мал.

Гусеничный движитель в моей машине весьма простой.

В нем нет свойственных этому механизму опорных катков, ленивцев и пр., нет кроме того ведомой звездочки.

Гусеницу сделать не сложно. Траки (грунтозацепы) выполнены из березовых брусков 40×40 мм. Для повышения и исключения намокания износостойкости они оклеены тканью на эпоксидной смоле. К нижней опорной поверхности траков прибиты гвоздями подошвы — отрезки клинового ремня (возможно и транспортерной ленты).

В гусеницу траки объединены двумя долгими узкими ремнями сечением 35×8 мм, отрезанными от транспортерной ленты. Ремни продеты в соответствующие пазы в траках. Траки распределены по длине ремней равномерно, с промежутком 216 мм, равным двум шагам зубьев приводной звездочки, и прибиты гвоздями.

Забегая вперед, сообщу: эксплуатация продемонстрировала, что, в то время, когда гусеница обкатывает закругление переднего короба, ремни задевают и трут обшивку. Исходя из этого было нужно между траками к ремням с внутренней их стороны прибить парой гвоздей с головками впотай капроновые накладки, созданые в виде сегментов. Гвозди узкие, но долгие, их финиши, вышедшие с наружной стороны ремня, загнул скобкой и вбил снова в ремень.

Готовая, но еще разомкнутая гусеница надевается на короб, финиши ремней в месте стыка срезаются на долгий ус и соединяются гвоздями, забиваемыми полностью скобкой. Дабы не усложнять конструкцию, механизма натяжения гусениц не делал, покинув это «на позже», но за время эксплуатации он так и не пригодился.

Гусеницу в перемещение приводит ведущая звездочка.

У звездочки 7 зубьев, а количество траков (грунтозацепов) у гусеницы — 21. Ход траков таковой, что они идут через один зуб, другими словами через любой оборот звездочки в работу вступают то одни зубья, то соседние. Таковой вариант выполнения звездочки существенно повышает ее ресурс, и оставляет возможность расширить количество траков на гусенице в два раза.

Силовой агрегат (двигатель с коробкой передач) — от мотороллера «Вятка-Электрон».

Он имеет собственную принудительную совокупность воздушного охлаждения. Исходя из этого установил его в центральном отсеке корпуса между сиденьями за передней обшивкой. На снегоходе использован без переделок. Лишь удлинил рычаг кикстартера и поменял его положение.

Узел промежуточного вала (поз. 1, 2, 4, 6 — от сельхозтехники):

1 — ось (сталь, круг 30); 2 — малая звездочка (z3=16, t=19,05, 2 шт.); 3 — вал-ступица (сталь, круг 80, 2 шт.); 4 — громадная звездочка (z4=50, t=19,05, 2 шт.); 5 — громадная распорная втулка (сталь, труба 38×4); 6 — подшипник 206 (4 шт.); 7 — малая распорная втулка (сталь, труба 38×4, 2 шт.)

Узел привода гусеницы (поз. 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12 — от сельхозтехники):

1 — глухая крышка корпуса подшипника; 2 — подшипник 11206 (2 шт.); 3 клиновая втулка (2 шт.); 4 манжета (3 шт.); 5 — щека звездочки гусеницы (сталь, крут 100, 2 шт.); 6 — приводная звездочка гусеницы (капрон, лист s20); 7 — стопорный винт М8 (6 шт.); 8 — вал (сталь, круг 30); 9 — корпус подшипника (2 шт.); 10 — затяжная гайка М18×0,75 (2 шт.); 11 — крышка с отверстием корпуса подшипника; 12 — ведущая звездочка вала (z6=24, t=19,05)

Механизм натяжения клинового ремни вариатора (поз. 2, 3, 5, 6 — от велосипеда, доработанные):

1 — ролик (капрон); 2 — стопорная шайба; 3 — ось ролика; 4 — дистанционная втулка (сталь, труба 25×2,5); 5 — шатун; 6 — подшипник 204; 7 — ось рычага; 8 — рычаг (от сельхозтехники)

Трак (грунтозацеп):

1 — планка (березовый брусок 40×40); 2 — подошва (резина от клинового ремня s8); 3 — гвоздь L30 (8 шт.); 4 — изоляция (стеклоткань на эпоксидной смоле)

Схема рулевого управления (стрелками указано направление перемещения элементов рулевою управления при повороте направо):

1 — руль; 2 — поперечная тяга; 3 — качалка; 4 — продольная тяга (2 шт.); 5 — пружина (2 шт.); 6 — ограничительный тросик (2 шт.); 7 — подвижный шкив вариатора (2 шт.); 8 — механизм натяжения (2 шт.); 9 — ведомый шкив вариатора (2 шт.); 10 — клиновой ремень (2 шт.)

Трансмиссия снегохода, не смотря на то, что и несложная, но не совсем простая, а возможно, кроме того уникальная. Не считая изменения и передачи крутящего момента, она еще в один момент помогает для поворота автомобили в движении.

Но об этом мало позднее, в то время, когда разговор отправится о рулевом управлении.

Крутящий момент с выходного вала силового агрегата через цепную передачу с передаточным числом i1 = 0,8 передается на первичный вал вариатора с раздвижными шкивами и потом на твёрдые (нераздвижные) шкивы вторичного вала посредством клиновых ремней.

Еще на вторичном валу по различные стороны от шкивов закреплены две ведущие звездочки цепной передачи (понижающей) второй ступени до промежуточного вала (передаточное число i2 = 3,125). Еще одна понижающая цепная передача третьей ступени (передаточное число i3 = 1,5) передает крутящий момент на приводной вал с гусеничной звездочкой. В итоге передаточное отношение всех цепей трансмиссии образовывает 3,75.

Указанное количество зубьев на звездочках в цепных передачах не столь принципиально важно — кто какие конкретно подберет, только бы было выдержано (хотя бы примерно) неспециализированное передаточное отношение трансмиссии. Считаю, что для аналогичной автомобили оно оптимальное: громадная скорость ей не нужна, 15 — 20 км достаточно, а тяга такая, что она способна везти большой груз — в один момент на снегоход садились до десятка ребятишек.

Все узлы трансмиссии, не считая приводных звездочек гусениц, находятся в центральном отсеке корпуса. Сверху они закрыты щитами настила из таких же досок, что и вся обшивка, и доступ к ним осуществляется свободно.

Рулевое управление снегохода уникальное. Оно сочетает в себе особенности управления мотоциклом (руль), автомобилем (рычаги и рулевые тяги) и трактором (ускорение и замедление перемещения гусениц на противоположных бортах).

Одновременно с этим управление весьма простое. Побортное ускорение и замедление перемещения гусениц осуществляется вариатором с двумя клиновыми ремнями. При повороте руля через тяги и механизмы натяжения производится дополнительное натяжение одного ремня и ослабление другого, в следствии один ремень заглубляется в подвижный шкив, а второй — поднимается по соседнему шкиву на больший диаметр.

Наряду с этим число оборотов на одном твёрдом шкиве возрастает, а на втором значительно уменьшается, и это передается дальше по трансмиссии на гусеницы — и снегоход поворачивает.

При перемещении по прямой машина не рыскает.

Пара раз (из-за интереса и по необходимости) в поле отпускал снегоход в «свободное плавание» на малой скорости: поставив руль в положение «прямо» и легко открыв дроссельную заслонку карбюратора, после этого отпускал его а также перебирался на платформу либо же шел рядом со снегоходом — машина двигалась равномерно и никуда не сворачивала.

Снегоход таковой конструкции не зарывается в рыхлом глубоком снегу и выбирается из таких «топей» на малом «газу» (при маленьких оборотах двигателя), не перегружается не сильный место трансмиссии — вариатор с клиноременной передачей, ремни не проскальзывают.

В. СЕМЕНОВ

Рандомные статьи:

Камчатка весна 2016.Переправа снегоходов на резиновой лодке. Камчатский экстрим.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоход-«картоп»

    Воображаю читателям почтенного издания «Моделист-конструктор» несложной по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, в полной мере доступный для…

  • Снегоход первый, но — удачный

    Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…

  • Снегоходы: идеи и конструкции

    Александр Михайлович Заворотный живет на станции Инта, практически у самого Полярного круга. В области технического творчества он не новичок. На его…

  • Летом — мотоцикл, зимой — снегоход

    Все более широкое использование находит сейчас снегоходная техника. самодеятельные умельцы и Промышленность создают различные конструкции автомобилей,…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.