Мало истории. Мне 48 лет. Двадцать лет назад вместе с младшим братом выстроили снегоход «Идея-2» — материал о нём был размещён в «Моделисте-конструкторе» №11 за 1991 год. Позднее, в то время, когда я трудился директором Заводоуковскоq станции юных техников, под моим управлением в её кружках было произведено около 20 аналогичных конструкций с различными мотоциклетными двигателями производства СССР.
Нужно согласиться что постройка снегохода в значительной мере содействовала назначению меня на эту должность.
Снегоход пара лет мы достаточно интенсивно эксплуатировали, а после этого послали в ЖД контейнере в другую область к новому хозяину. В том месте он, компактный, проходимый ремонтопригодный и недорогой, приглянулся местным рыбакам и его стали тиражировать.
Нужно сообщить что кроме того на данный момент подобные снегоходы изготавливают в тех краях небольшими сериями!
Конструкция прототипа была достаточно успешной и была повторена с маленькими вариациями в десятках, а возможно, кроме того сотнях экземпляров по всей стране. Действительно, об этом я определил совсем сравнительно не так давно, благодаря Интернету.
До сих пор живы самоделки из 1990-х и появляются новые варианты с импортными силовыми мотоагрегатами.
Страно и приятно то, что и по сей день в то время, когда снегоходов производства, как отечественных, так и импортных, в достатке, находятся энтузиасты-умельцы и создают в собственных гаражах «мысли» по чертежам издания «Моделист-конструктор».
В сети на сайтах самодельщиков снегоход хвалят за простоту, технологичность ремонта и изготовления в условиях гаражной мастерской а также за топливную экономичность.
Гусеничный снегоход:
1 — рама, 2 — опорная лыжа, 3 — поддерживающая лыжа; 4 — приводной вал гусеницы со звёздочками; 5- натяжной вал гусеницы с катками; 6 — натяжной механизм гусеницы (2 шт.); 7 — кожух совокупности принудительного воздушного охлаждения цилиндра (дюралюминиевый лист s1), 8 — цепная передача; 9— натяжитель цепи; 10 — гусеница, 11 — обтекатель (фанера, лист s4); 12 — фара (от мотоцикла М-103); 13— топливный бак, 14 — валик спинки сиденья; 15—«трос» и курок сцепления; 16 — руль; 17 — трос и рукоятка «газа»; 18 — задний габаритный фонарь (2 шт.); 19 — подкос спинки сиденья (труба O14, 2 шт.); 20 — дуга спинки сиденья (труба O21), 21 — инструментальный ящик (фанера s6); 22—сиденье (поролон кожзаменитель); 23 — педаль переключения передач;24 — кик-стартёр, 25 — силовой агрегат (от мотоцикла М-103); 26 — предохранительная пружина (2 шт.); 27— амортизационная пружинанаправляющие лыжи, 29 — поворотный кулак (2 шт.); 30 — рулевая тяга (2 шт.); 31 —глушитель, 32 —пол (фанера s10)
Рама снегохода:
1 — лонжерон (уголок 45×45, 2 шт.); 2 — передняя балка-траверса (труба O33); 3 — передний портал (труба O21); 4 распорка (труба O21); 5 — втулка стойки поворотного кулака (труба O42x5, 2 шт.); 6 — ложемент топливного бака (труба O14); 7 — П-образная стойка с нижней поперечиной (труба O21, 3 шт.); 8 — поперечина: 9 — задний портал (труба O21); 10 — форкоп (сталь, круг 10); 11 — кронштейн-упор механизма натяжения гусеницы (сталь, уголок 30×30, 2 шт.); 12 — трапеция подвески опорной лыжи; 13 — подкос переднего портала (труба O21); 14—опорный кронштейн рулевого вала); 15 — проушины крепления поддерживающих лыж (сталь, лист s5, 2 шт.); 16 — проушины крепления опорной лыжи (сталь, лист s5, 2 шт.); 17 — ушки крепления обтекателя (сталь, лист s5, 9 шт.); 18 — подшипник скольжения (латунь, круг 33, 4 шт.), 19 — ушки крепления пола (сталь, лист s5, по потребности)
Гусеница:
1 — трак (березовый брус 45×25, набор); 2 — несущая полоса (резинотканевая транспортёрная лента 40×10, 2 шт.); 3 —соединительная накладка (резинотканевая транспортёрная лента 40×10, 2 шт.); 4 -особая шайба (количество по потребности); 5,6,7,— крепёжные подробности (количество по потребности)
Настоящая статья — описание конструкции последнего снегохода под называнием «Чук-125» сделанного в 1995 году, в то время, когда я ещё трудился на Заводоуковской станции юных техников.
При его постройке были учтены недочёты, проявившиеся в прошлых конструкциях, и применены кое-какие новые ответа Исходя из этого было бы жаль, в случае если о них не определили читатели.
Описание конструкции
«Чук-125» — это трёхопорный одноместный снегоход с гусеничным движителем и асимметрично (с правого бока) расположенным двигателем от мотоцикла М-103, снабжающим машине приемлемую динамичность Две поворотные лыжи, пониженный центр и короткая база тяжести придают этому достаточно компактному «снегоходику» завидную манёвренность (снабжая наряду с этим устойчивость), а достаточно широкая гусеница с траками-«снегозацепами» из древесных брусков сечением 45×25 мм снабжает хорошую проходимость по снежной целине.
Размещение двигателя справа от сиденья целесообразно конструктивно, в этом случае возможно обойтись без промежуточного вала, что существенно упрощает трансмиссию и повышает надёжность техники. Отличие же от прошлых снегоходов в том, что приводная цепь со звёздочки выходного вала силового агрегата на ведомую звёздочку приводного вала гусеницы сейчас проходит между гусеницей и лонжероном рамы, другими словами правый финиш приводного вала гусеницы сейчас не выступает, как раньше, консольно за габариты снегохода, что существенно разгрузило ближайший подшипник.
Правый же лонжерон наряду с этим помогает ещё и ограждением цепи.
Под правой ногой — удлинённый рычаг переключения передач, а на уровне пола площадки — кик-стартёр, но сейчас это не ножной рычаг, а рукоятка. Тут же отмечу, что вероятен запуск двигателя и с «толкача» по накатанной дорожке, а в крайнем случае, при соблюдении мер предосторожности, — путём протягивания гусеницы руками со стороны багажника.
Рама сварная.
Она собрана из уголков 45×45 мм (лонжероны) и круглых труб разного диаметра (траверса, стойки, поперечины) при помощи бытового сварочного агрегата АДЗ-1 и электродов УОНИ. Эластична труб осуществлялась вручную несложным втулочным трубогибом с долгой ручкой.
Втулки поворотных кулаков, кронштейны-проушины крепления опорной лыжи, поддерживающих лыж и другие вспомогательные подробности приваривались по месту при сборке на стапеле исходя из этого правильное их расположение (привязкой размерами) на чертеже рамы не указывается.
Приводной узел гусеницы:
1 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s25, 2 шт.); 2- приводной вал (труба O42x5); 3- прижимной диск зубчатого колеса (стать, лист s5, 2 шт.); 4 — щека зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 -косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — наконечник вала (сталь, круг O42, 2 шт.); 7—ступица приводной звёздочки (сталь, круг O60); 8— приводная звездочка (z = 13, t = 12,7); 9 — штифт (O8x60); 10 — соединение зубчатого колеса со диском и щекой (болт М8×46 с шайбой, 8 — наборов); 11 — корпус подшипника (сталь, круг O48, 2 шт.); 12- основание корпуса подшипника (сталь, лист s5); 13 — подшипник 80203, 2 шт.)
Натяжной узел гусеницы:
1 — каток (резина, шел s25, 2 шт.); 2 — ось (труба O42x5); 3 — прижимной диск катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 4 — щека катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 — косынка (сталь, лист s5, 8 шт. ); 6 — наконечник оси (сталь, круг O42, 2 шт.); 7 — соединение катка со диском и щекой (болт М8×46 с шайбой, 8 наборов); 8 — корпус подшипника (сталь, круг O48, 2 шт.); 9 — основание корпуса подшипника (сталь, лист s5); 10— подшипник 80203, (2 шт.)
Гусеница — определяющий узел снегохода. Она всецело самодельная.
Скольжение опорной лыжи по неизменно припорошенным снегом либо обледенелым тракам фактически не затруднено, и достаточный крутящий момент обеспечивается кроме того маломощным двигателем. Забегая вперёд, отмечу, что имелся опыт оснащения аналогичного снегохода кроме того 50-кубовым двигателем. И с ним снегоход неспешно передвигался с «учебной» скоростью.
С таким мотором снегоход классифицируется как «беззащитный» — на нём возможно ездить детям с 14 пет без прав и регистрации автомобили в органах технического надзора. Изготовлена гусеница из двух однообразных параллельно идущих полос из транспортёрной ленты, соединённых между собой равномерно расположенными поперёк траками из берёзовых брусков.
Натяжение гусеницы производится перемещением её ведомого вала резьбовыми натяжителями.
Тут нужно подчернуть, что в данной конструкции натяжные зубчатые колёса были заменены катками, что не только упростило конструкцию движителя, но и исключило такое неприятное явление, как наскакивание зуба натяжного колеса на трак при недостаточном натяжении гусеницы либо попадании между ними кусков льда.
Опорная лыжа.
Она делает пара функции: снабжает распределение нагрузки на всю площадь контакта со снегом, помогает направляющей для гусеницы и поверхностью скольжения для траков. Опорная лыжа изготовлена из берёзовой фанеры 10-мм толщины. Передний и задний финиши лыжи загнуты.
Снизу она подбита листовым полиэтиленом толщиной 5 мм
Хорошим материалом для подбивки подошвы (нижней поверхности) опорной лыжи есть листовой капрон, но в то время данный материал был весьма дефицитным. Наряду с этим возможно обшить и отдельными продольными полосами.
Опорная лыжа в сборе крепится к раме на осях через кронштейны с резиновыми втулками, что даёт ей возможность балансировать и гасить вибрацию при скольжении по тракам, и смягчает удары от наледи, выручая древесные траки от поломки.
Поддерживающая лыжа — для гусеничного снегохода — элемент новый. Она снабжает плавный заход гусеницы на приводные зубчатые колёса-звёзды при «рваной» езде (со знакопеременным ускорением).
Изготовлена поддерживающая лыжа из дюралюминиевого страницы и смонтирована на межлонжеронной поперечине.
Передние лыжи — различные по ширине. Правая (по ходу) на 20 мм шире левой для компенсации несимметричной развесовки — бокового размещения силового агрегата. Носок лыж укреплён трубчатой оттяжкой, к которой цепляется контрольная оттяжная пружина
Наклонное размещение поворотных кулаков и направляющие подрезы из уголка разрешают легко маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге. Для защиты рамы и амортизации лыж от ударных действий на стойки поворотных кулаков надеты демпферные пружины сжатия.
Параллельность управляющих лыж — необходимое условие лёгкости управления. Регулировка для того чтобы их обоюдного положения выполняется при помощи резьбовых муфт на рулевых тягах.
Наряду с этим лыжи не создают излишнего сопротивления перемещению и экономят горючее.
Для улучшения тяговых черт двигателя уменьшена камера сгорания, а механическое зажигание заменено на электронное.
Цилиндр двигателя снабжён самодельной совокупностью принудительного воздушного охлаждения. Двухлопастная радиальная крыльчатка крепится конкретно на удлинённый болтом ротор зажигания, что весьма легко и надёжно!
Прогретый воздушное пространство от цилиндра двигателя кожухом вентилятора направляется в область ног водителя.
Ветрового стекла нет (не смотря на то, что нет ничего, что мешает его установить), но за счёт подобранного угла обтекателя встречный воздушное пространство уходит вверх и практически не тревожит.
«Чук-125» оборудован одной курсовой фарой, вмонтированной в фанерный обтекатель.
Полозья управляющих лыж изготовлены из обычной 10-мм фанеры.
Изгиб носовой части достигается методом динамичного прогрева заготовки паяльной лампой, обильным орошением плавным подгибом и водой в приспособлении. По окончании остывания фанеры полозья пропитаны олифой, покрашены и подшиты листовым полиэтиленом. Опорная пластина, ушки и уголки крепления лыжи к поворотному кулаку выполнены заодно.
Загнутые передние носки полозьев укреплены трубчатыми упорами, каковые не только предохраняют их от поломки, но и являются удобными ручками для вытаскивания застрявшего снегохода и местом крепления оттяжных пружин. Оттяжные пружины выручают лыжи от клевков и врезаний в снег при переездах через другие препятствия и сугробы.
Опорная лыжа изготавливается подобным методом.
В сравнении с пра-снегоходом «Идея-2» конструкция её упрощена: нет бронзовых вырезов и противоизносных накладок под ведущие зубчатые колёса. Упрощение не оказало влияние на прочность узла и ходовые качества конструкции.
Гусеничный движитель складывается из переднего ведущего вала с резиновыми зубчатыми колёсами, заднего ведомого вала с резиновыми катками, опорной лыжи, двух поддерживающих гусеничной ленты и лыж.
Гусеница в сборе представляет собой две полосы резинотканевого транспортёрного ремня сечением 40×10 мм, к каким с шагом 90 мм прикручены поперечные берёзовые «траки». Крепёж складывается из болтов М8х60, гаек М8, направляюще-прижимных бонок и толстостенных уширенных дюралюминиевых шайб. Соединение финишей гусеницы — встык с накладкой из того же транспортёрного ремня и притяжкой болтами через шайбы.
Направляющая лыжа:
1 — полоз (фанера s10); 2 — подошва (капрон, лист s5); 3 — опора (сталь, лист s5); 4 — ушко (сталь, лист s5,2 шт.); 5 — подрез (уголок 35×35, 2 шт.); 6 — оттяжка (труба O10); 7 — заклёпка (алюминий, набор); 8 — подкладная шайба (набор)
Опорная лыжа:
1 —полоз (фанера s10); 2 — подошва (полиэтилен, лист s5); 3 —опора кронштейна (сталь, лист s5, 4 шт.); 4 — втулка опорного кронштейна (сталь, труба O21,3,4 шт.); 5—стойка опорного кронштейна (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — оттяжка (сталь, труба O12, 2 шт); 7 — заклёпка (алюминий, O3, набор); 8 — подкладная шайба (сталь, набор)
Поддерживающая лыжа:
1—полоз (дюралюминий, лист s10); 2 — опора кронштейна (сталь, лист s5); 3 — втулка кронштейна (труба O21); 4—заклёпка (алюминий, O5,2 шт.); 5—амортизирующая втулка (резина, труба O16x5)
Рулевое управление:
1—двуплечий рулевой рычаг; 2 — рулевой вал; 3 — сошка; 4 — рычаг поворотного кулака (2 шт.); 5 — регулируемая тяга (2 шт.); 6—регулятор-наконечник (2 шт.); 7 — приваренная гайка (2 шт.); 8 — контргайка (2 шт.); 9 — поворотный кулак (2 шт.); 10—подшипник скольжения поворотного кулака (латунь, 2 шт.); 11 —пружина сжатия (2 шт ); 12 — втулка поворотного кулака (труба O21,2 шт.); 13—опорный кронштейн рулевого вала; 14 — кронштейн фиксации рулевого вала к переднему порталу рамы: 15 — штифт (2 шт.), 16—траверса рамы (труба O33,5); 17 — втулка поворотного кулака (труба O42,3, 2 шт.)
Надстройка:
1 — дуга спинки сиденья; 2 — подкос дуги; 3 — ушко крепления подкоса к раме (сталь, лист s5, 2 шт.); 4 — подпятник душ (сталь, лист s5, 2 шт ); 5 — валик спинки сиденья (поролон), 6 — обшивка сиденья (кожзаменитель); 7 —инструментальный ящик (дюралюминий, листs2); 8 — рамка инструментальною коробки (труба O12), 9 — ушко стенок и соединения рамки (сталь, лист s5, 10 шт.); 10 — заклёпка (алюминий, O3, 10 шт); 11 —засов замка инструментального коробки (приваренный болт М8); 12 — ушко замка (сталь, лист s5); 13 — вилка замка (сталь, лист s5); 14 — запор замка (барашковая гайка М8); 15 —основание сиденья (сталь, лист s2); 16 — зацеп (сталь, лист s3); 17—набивка валика сиденья (поролон); 18 —набивка сиденья (поролон); 19 -лонжерон рамы; 20 — пол (фанера s10); 21 —крепление инструментального коробки к полу (болт М6 с уширенными шайбами, набор); 22- крепление дуги спинки к раме (болт М8 с пружинными шайбами)
Изготовление бонок вероятно литьем в кокильную форму из алюминиевых обломков.
Сверление отверстий в траках и лентах производилось по шаблонам.
Ведущий и ведомый валы свариваются с предварительной проверкой на кривизну и биение. Для обычной работы особенная точность не нужно. Кривизна наконечников вала и оси компенсируется применением самоустанавливающихся подшипников.
Ведущие зубчатые колёса вырезаются острым ножом из листовой резины (возможно из боковины автопокрышки от трактора К700 с поливкой водой в качестве смазки). Способ правильного вырезания пребывает в том, что сперва изготавливается шаблон звезды с отверстиями для крепления. После этого на вал надевается резиновая заготовка с шаблоном, притягивается штатными болтами и вырезается.
На раме, в лонжеронах прежде всего, размечаются и сверлятся отверстия для крепления корпусов подшипников ведущего вала. После этого по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления ведомого (натяжного) вала и пропиливаются пазы для возможности перемещения корпусов подшипников с целью натяжения гусеницы.
Ушки креплений опорной лыжи направляться приваривать по окончании установки на раму ведущего и ведомого вала и натяжки гусеничной ленты: выставить поровнее относительно рамы и направляющих бобышек и приварить.
Ушки крепления поддерживающих лыж кроме этого приварить по месту с маленьким понижением от линии верхней ветви гусеницы, а к полу над гусеницей нужно прикрепить две древесные продольные рейки, каковые будут предохранять фанеру от проедания резьбовой частью болтов.
Одно из ответственных условий сборки — параллельность опорной лыжи продольным уголкам рамы — лонжеронам и необходимое размещение её подошвы ниже наружного диаметра катков ведомого вала на 15 — 20 мм.
Двигатель в сборе с крепёжными щёками-кронштейнами совершенно верно выставляется по ведомой звездочке на приводном валу гусеничного движителя и щёки прихватываются сваркой. Окончательная проварка щек выполняется уже при снятом двигателе Натяжение цепи производится натяжным роликом.
Облицовка складывается из переднего щитка-обтекателя, пола и инструментального коробки под сиденьем. пол и Обтекатель изготовлены из берёзовой фанеры, а ящик — из листового дюралюминия Крепёжные ушки привариваются по месту.
Сиденье выполнено на основании из металлического страницы, наклеенной на него подушки из поролона, обтянутой прочным непромокаемым кожзаменителем.
Сиденье устанавливается на рамку инструментального коробки, крепится тут при помощи зацепа и фиксируется (закрывается) на вилку болтом с барашковой гайкой.
Пара рекомендаций тем, кто задумает выстроить такой же снегоход:
— прекрасно помогают и сосновые траки (не оправдали себя траки из капроновой трубы);
— при пропорциональном повышении всех размеров возможно выстроить снегоход под более замечательный двигатель (от «Иж-Планета, Юпитер»);
— на все лыжи возможно применить 6-мм фанеру, но в два слоя;
— по новым законам от 1996 года самодельную технику с количеством двигателя более 50 куб.см нужно везти на экспертизу и ставить на учёт в технадзоре;
— двух человек средней комплекции «Чук-125» всё-таки везёт(!);
— понадобится форкоп для саней либо волокуши:
— при снятых рулевых лыжах вероятна перевозка в «УАЗ» либо «Ниве»;
— начинающим механикам лучше установить импортный двигатель сопоставимой мощности — с таким будет меньше хлопот.
А. МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.
Рандомные статьи:
гусеница вокруг лыжи
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Гусеница вокруг лыжи: эксперимент продолжается
С изданием «Моделист-конструктор» я знаком со школьных лет, частенько подбирал из издания занимательные идеи, реализовал их. Со временем накопился и…
-
Сноуборд на гусенице и с мотором
В далеком прошлом являюсь подписчиком журнала и постоянным читателем «Моделист-конструктор». Желаю поделиться одним занимательным результатом…
-
Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Министерство связи СССР заказало конструкторскому бюро известного строителя вертолетов Н. И. Камова…
-
В третьем номере отечественного издания за 1968 год было опубликовано описание конструкции змея-гибколета для воднолыжников, созданного пионером этого…