Лыжи или катамаран?

Плавсредство, с которым мы желаем познакомить читателей, в полной мере возможно отнести к разряду малых судов. Да и как ещё назвать несколько универсальных самоходных поплавков, каковые легко применять и в качестве гидролыж, и двухместного прогулочного катамарана. Как видно из чертежей, любой из поплавков представляет собой миниатюрный катер с силовой установкой, включающей аккумулятор, гребной винт и электродвигатель.

Водоизмещение одного поплавка образовывает около 140 кг, что разрешает не только оснастить его силовой установкой, но и даёт возможность «лыжнику» при необходимости опираться только на один поплавок, не опасаясь наряду с этим, что он уйдёт под воду.

Само собой разумеется, те, кого заинтересует необыкновенное водное транспортное средство, вправе сами выбирать разработку его изготовления. Но самоё лёгким корпус окажется у вас при выклеивании его из стеклоткани в матрице либо на болванке с применением эпоксидной либо полиэфирной смолы. В пользу аналогичного способа говорит да и то, что скрупулёзно выдерживать размеры и форму корпуса мастеру-самодельщику будет необходимо только в один раз — при работе над болванкой либо матрицей.

Дабы сделать болванку, нужно вырезать из фанеры толщиной около 6 мм набор шпангоутов и закрепить их килем вверх на древесно-стружечной плите посредством древесных брусков и реек-раскосов в соответствии с приведённым тут теоретическим чертежом корпуса.

Потом пространство между шпангоутами заполняется цементно-песчаным раствором.

Кстати, для уменьшения расхода и облегчения болванки цемента, между шпангоутами закрепляются обрезки досок так, дабы слой цементно-песчаного раствора был не более 30 мм. По окончании застывания раствора поверхность болванки выравнивается шкуркой и шпаклёвкой, а после этого окрашивается двумя-тремя слоями автоэмали с промежуточной шлифовкой каждого слоя.

Выклеивается оболочка корпуса из стеклоткани и эпоксидного связующего.

В зависимости от толщины стеклоткани на оболочку потребуется от пяти до восьми слоёв. Перед формовкой оболочки на болванку наносится разделительный слой из восковой мастики либо автополироля.

Конструкция самоходного поплавка:

1,4, 6, 7, 9, 10, 19 — переборки (фанера s8); 2 — оболочка поплавка (стеклопластик); 3 — 12-вольтовый аккумулятор ёмкостью 30 — 40 А-ч; 5 — «галоша»; 8 — силовой агрегат; 11 — туннель (выклейка из эпоксидной смолы и стеклоткани); 12-накладка (фанера s10); 13,14,15,20-стрингеры (сосновые рейки 20×20); 16 — киль (сосновая рейка 30×50); 17, 18 — полики (фанера s8)

Формовку корпуса нужно создавать без долгих перерывов в работе, в другом случае оболочка в ходе эксплуатации будет расслаиваться и пропускать воду.

Учтите, что полимеризация эпоксидной смолы занимает от двух до четырёх часов при комнатной температуре и стандартном соотношении эпоксидки и отвердителя — 8:1.

По окончании отверждения связующего оболочка снимается с болванки и вовнутрь будущего корпуса поплавка вклеивается каркас, складывающийся из киля (сосновая рейка сечением 20×50 мм), шпангоутов (6-мм фанера) и стрингеров (сосновые рейки 15×15 мм).

Потом между шпангоутами 2 и 3, и между шпангоутами 3 и 4 устанавливаются основания из фанеры толщиной 8 — 10 мм — первое для аккумулятора и второе для ноги «лыжника» — в случае если, само собой разумеется, поплавки будут употребляться в качестве самоходных гидролыж.

Базой силового агрегата каждого из поплавков есть 12-вольтовый аккумулятор ёмкостью до 30 А*ч в совокупности с электродвигателем, применяемым в совокупности охлаждения автомобиля(к примеру, ВАЗ-2109) для привода вентилятора.

Дейдвудное устройство складывается из дейдвудной трубы, с обеих сторон которой запрессованы фторопластовые либо текстолитовые втулки — подшипники скольжения, и гребного вала.

Силовой агрегат самоходного поплавка:

1 — электродвигатель; 2 — вал электродвигателя; 3,5- фланцы соединительной муфты; 4 — штифт; 6 — болт-фиксатор с гайкой; 7 — гребной вал; 8, 11 — втулки дейдвудной трубы; 9 — дейдвудная труба; 10 — консистентная смазка; 12 — стопорный штифт; 13 — крышка обтекателя; 14 — винт крепления крышки; 15 — втулка лопасти гребного винта; 16 — заклёпка; 17—лопасть гребного винта; 18 — гайка крепления лопасти винта; 19 — гайка крепления ступицы винта

Полость между валом и дейдвудной трубой заполнена консистентной смазкой типа ЦИАТИМ.

Соединяются гребной вал и вал электродвигателя посредством резинометаллической муфты, складывающейся из пары металлических фланцев, на каждом из которых закреплено по два металлических штифта, и резинового диска толщиной 10 мм с четырьмя отверстиями под штифты.

Совершенно верно вычислить параметры гребного винта достаточно сложно — лучше сделать движитель с регулируемым шагом.

Базой его есть ступица обтекаемой формы, выточенная на токарном станке из дюралюминия, в которой выбран паз и просверлено три отверстия: одно из них предназначено для стыковки ступицы с гребным валом, остальные — для крепления втулок лопастей гребного винта. Лопасти винта -из листового дюралюминия толщиной 4 мм; профиль — выпукло-вогнутый, несимметричный, скруглённый спереди и заострённый позади. Втулки лопастей -металлические, лопасти крепятся к ним алюминиевыми заклёпками.

Подбор оптимального угла установки лопастей винта осуществляется по окончании спуска поплавка на воду, в ходе пробных запусков электродвигателя при разных углах установки лопастей гребного винта. Выяснить тягу винта возможно несложным динамометром — бытовым пружинным безменом. С учётом маленькой скорости поплавка, большая тяга будет соответствовать оптимальному углу установки лопастей винта.

По окончании определения оптимального угла установки лопастей ступица закрывается крышкой, которая фиксируется долгим винтом М5.

Верхние части поплавков формуются на отдельной болванке по той же технологии, что и оболочки поплавков. Между шпангоутами 5 и 6 из сосновых реек 10×40 мм формируется комингс — вертикальное ограждение лючка, предназначенного для обслуживания и монтажа электродвигателя.

Такой же лючок имеет и аккумуляторный отсек, расположенный между шпангоутами 2 и 3. Крышки лючков должны иметь надёжное уплотнение, мешающее забрызгиванию электрооборудования водой. Кстати, проводку направляться вести кабелем в двухслойной оболочке, а разъём для подключения тумблера управления должен быть герметичным.

Лыжи или катамаран?

Прогулочный катамаран на базе самоходных поплавков:

1 — поперечина (древесина, брусок d50); 2 — полухомут (сталь, пруток d6); 3 — шпангоут; 4 — гайка М6 с шайбой; 5 — накладка (фанера s10); 6 — стрингер; 7 — скамейка (тентовая ткань)

Лыжная палка

Отсек, располагающийся между шпангоутами 3 и 4, рекомендован для ноги «лыжника» — в нижней его части, на фанерном полике, шурупами-саморезами закреплена пластиковая галоша — такие популярны при исполнении хозяйственных работ на дачных участках. А дабы при перемещении вода не попадала в корпуса поплавков, имеет суть сшить из узкой синтетической ткани, какая идёт на куртки-ветровки, собственного рода рукава с резинкой в верхней части и закрепить их на комингсах люков.

Управляются лыжи-электроходы двумя тумблерами, любой из которых имеет три фиксированных положения — «вперёд», «стоп» и «назад». В случае если подобрать подходящие тумблеры не удастся, возможно сделать самодельный тумблер.

На первых порах имеет суть соединить лыжи-поплавки двумя штертами в передней и задней их части так, дабы расстояние между лыжами не превышало полуметра — в другом случае поплавки «разъедутся» в стороны — и «лыжник» окажется в воде.

И ещё — сохранять равновесие при перемещении вам окажет помощь пара лыжных палок, у которых в нижней части вместо привычных колец установлены конусные пластиковые горшки-кашпо. Они же окажут помощь вам добраться до берега, в случае если силовая установка внезапно закапризничает.

Как уже упоминалось выше, несколько самоходных поплавков возможно преобразовать в компактный прогулочный электрокатамаран.

Необходимо лишь соединить поплавки мостиком, складывающимся из трёх круглых древесных поперечин диаметром 50 мм. К шпангоутам 2, 3 и 4 они крепятся полухомутами, согнутыми в виде латинской буквы и из отрезка 6-мм металлического прутка, на обеих финишах которого выполнена резьба М6. На несколько задних поперечин мостика натягивается полотнище из плотной тентовой ткани -получается достаточно эргономичная скамейка.

Руководить катамараном возможно равно как и лыжами — коммутацией электродвигателей.

И. МНЁВНИК

Рандомные статьи:

поход-примус \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Катамаран без паруса и весел

    Совсем сравнительно не так давно подвесной лодочный мотор был в почете у туристов-водников. Но сейчас большинство водоемов стала недоступной для…

  • Катамаран «резвый»

    Со времени написания этих строк мною было построено пять катамаранов различных конструкций. В проектировании, постройке и испытаниях этих…

  • «Победа» становится на лыжи

    Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Министерство связи СССР заказало конструкторскому бюро известного строителя вертолетов Н. И. Камова…

  • Мобильный катамаран

    Любителям водного туризма, живущим на большом растоянии от больших водоёмов: рек, морей и озёр, дабы отправиться в плавание, необходимо доставить к…