По окончании того как отечественный издание начал публиковать материалы о мотонартах, созданных энтузиастами технического творчества, количество таких автомобилей, выстроенных любителями, быстро увеличилось. Многие из них по своим эксплуатационным качествам, надежности и уникальным конструктивным ответам отдельных узлов не уступают мотонартам, производимым индустрией.
Как раз любителям в собственности приоритет в применении железных гусениц вместо резиновых, каковые становятся негодными при низких температурах воздуха; как раз любители совершили последовательность храбрых опытов с разными движителями (ошипованные колеса, шнеки, конические гребные колеса, многоконтурные гусеницы и т. п.).
Конечно, что во главе умельцев, сконструировавших первые у нас мотонарты, были люди достаточно умелые — водители, механики, мотористы, Они скоро разобрались в тонкостях новой техники, умело применили серийные подробности, механизмы и узлы и добились хороших результатов.
Но в подавляющем большинстве любители оснащают собственные мотонарты относительно замечательными мотоциклетными и мотороллерными двигателями, они трудоемки в изготовлении и требуют больших материальных затрат. Все это совместно забранное тормозит широкое распространение и освоение мотонарт в детских технических кружках, Зданиях пионеров и школьников.
А ведь каждому ясно, что мотонарты есть в праве занять в жизни отечественного подрастающего поколения юных техников такое же место, какое уже давно и прочно занимает картинг. Но недорогой, несложной и легкой конструкции мотонарт создано не было.
Но вот в редакцию пришло письмо из села Толбухина Ярославской области от ученика 10-го класса Саши Громова.
В нем были бережно выполненные фотоснимки и чертежи уникальных мотонарт, оснащенных… велосипедным моторчиком Д-5! «Малышок» — такое нежное наименование придумал для собственной автомобили Саша Громов. Вот что он пишет:
«У меня просто не было другого двигателя. Я решил попытаться, смогут ли по большому счету мотонарты двигаться с веломоторчиком мощностью всего 1,2 л. с. И взялся за работу. Громадную помощь оказал мне ваш издание, публикующий материалы по вездеходной технике.
Рис.
1. Неспециализированная компоновка микромотонарт «Малышок»:
1 — каретка гусеницы, 2 — лепта гусеницы, 3 — сиденье водителя, 4 — промежуточная звездочка, 5 — моторная цепь, 6 — рама кузова, 7 — двигатель Д-5, 8 — руль, 9 — рулевой вал, 10 — кожух-обтекатель передней части, 11 — опорная втулка рулевого вала, 12 — фара, 13 — нижняя опора рулевого вала, 14 — рулевая лыжа, 15 — стойка рулевой лыжи, 16 — щиток, 17 — устройство для натяжения ведущей цепи, 18 — опорный угольник, 19 — пружина
Рис. 2. Конструкция каркаса корпуса микромотонарт.
Рис. 3. Конструкция ее подвески и рулевой лыжи:
1 — лыжа, 2 — ребро жесткости, 3 — пружина, 4 — цапфа, 5 — кронштейн, 6 — поперечная рулевая тяга, 7 — уздечка из троса O 5 мм, 8 — кабанчик рулевой колонки, 9 — рулевой вал, 10 — вильчатый наконечник поперечной тяги, 11 — поворотный рычаг, 12 — головка цапфы, 13 — упорное кольцо, 14 — шплинт, 15 — качающийся рычаг, 16 — скоба качающегося рычага, 17 — ось, 18 — гайка, 19 — упор пружины.
Рис. 4. Промежуточный вал:
1 — корпус втулки, 2 — малая звездочка, 3 — громадная звездочка, 4 — болт крепления.
Как каждая конструкция (особенно первая), мой «Малышок», без сомнений, имеет большое количество недочётов. Но он двигается! Он в праве на существование! А следующий этап работы — совершенствование созданной мною автомобили».
Мы детально ознакомились с отправленным Сашей Громовым материалом по микромотонартам «Малышок».
Эта машина, само собой разумеется, далека от совершенства, но воображает интерес для широкого круга юных читателей отечественного издания благодаря доступности и простоте конструкции применяемых материалов и узлов,
«Малышок» (рис. 1) выстроен по обширно распространенной схеме — с одной ведущей гусеничной лентой и двумя передними управляемыми лыжами. Вот его краткая черта.
Каркас корпуса мотонарт (рис.
2) изготовлен из сосновых брусков сечением 20X40 мм, соединяемых на эпоксидном клее посредством фанерных косынок и усиливающих накладок. В передней части по дну установлен железный щиток толщиной 0,8 м, уплотняющий снег перед резиновой гусеничной лентой. Корпус обшивается фанерой толщиной 3 мм на эпоксидной смоле.
Для крепления двигателя, трансмиссии, органов управления предусмотрены железные кронштейны, скрепляемые с брусками каркаса болтами с шайбами громадного диаметра, предотвращающими смятие древесины. В передней части корпуса на кронштейнах размещены цапфы крепления рулевых лыж. Они вольно вращаются в кронштейнах и удерживаются от вертикального смещения упорными кольцами.
Поворот цапф осуществляется через рычаг, посаженный на квадрат в верхней части цапфы. Управляются лыжи велосипедным рулем, через рулевую колонку, трос и сошку. Рулевые рычаги правой и левой лыж соединены поперечной рулевой тягой (рис. 3).
Лыжи древесные.
Носки их имеют дюралюминиевую оковку. На подошвах лыж установлены подрезы, улучшающие устойчивость хода и облегчающие управление. Подвеска лыж рычажная, на пружинах, относительно несложная по конструкции и прекрасно смягчающая удары на неровностях дороги.
Рис. 5. Силовая часть гусеницы, вид снизу:
1 — ведущий шкив, 2 — ведущая звездочка, 3 — вал ведущего шкива, 4 — рама каретки, 5 — поперечина каретки, 6 — подшипники ведомого шкива, 7 — вал ведомого шкива, 8 — ведомый шкив, 9 — кронштейн опорной пружины, 10 — подшипник ведущего вала.
Рис. 6. Узел крепления каретки (на рисунке 1 продемонстрирован цифрой 17):
1 — каретка, 2 — стойка, 3 — болт, 4 — брусок каркаса.
Рис.
7. Гусеничная лента (вид позади и сбоку):
1, 2 — клиновидные ремни, 3 — грунтозацепы.
Рис. 8. Конструкция вентилятора охлаждения двигателя.
Рис. 9. Установка пускового шкива на торец коленчатого вала:
1 — конусная гайка, 2 — шкив, 3 — шпилька, 4 — втулка, 5 — ось, 6 — шайба, 7 — гайка, 8 — шейка коленчатого вала.
Трансмиссия мотонарт складывается из моторной цепи, соединяющей звездочку двигателя с промежуточным валом, и ведущей цепи, связывающей промежуточный вал с ведомой звездочкой на валу гусеничной ленты. Вал установлен в П-образной скобе, закрепленной на поперечном угольнике рамы корпуса.
Скоба разрешает осуществлять его передвижение для натяжения цепи. Промежуточный вал изготовлен из втулки переднего колеса мотовелосипеда, с установкой на ее фланцы звездочек (рис. 4). Малая звездочка заимствована от заднего колеса велосипеда и имеет 19 зубьев.
Это ведущая звездочка вала гусеничной ленты. Звездочка 3, имеющая 41 зуб, забрана от ведущего колеса мотовелосипеда. Она крепится тремя выступами в шлицы, профрезерованные на втулке, и стягивается болтами.
На нее идет цепь от двигателя. Втулка со звездочками вольно вращается на оси промежуточного вала, что установлен на двух подшипниках № 200. От ведущей звездочки цепь идет на ведомую звездочку привода гусеничной ленты.
Гусеничный механизм складывается из каретки (рамы), задней осей и передней со шкивами и опорных катков. Каретка изготовлена из полосовой стали 40X6 мм, с перемычкой из уголка 25X25 мм. Ведущий вал гусеничной ленты 3 (рис. 5) с приваренным к нему шкивом вращается в скользящих подшипниках 10, каковые посажены на эксцентрики, служащие для натяжения гусеничной ленты. Ведомый вал 7 с приваренным к нему шкивом 8 установлен на двух шарикоподшипниках № 200, смонтированных в обоймах.
Ведущий и ведомый шкивы — железные, с посаженными на них резиновыми бандажами. Каретка гусеничной ленты крепится к корпусу мотонарт шарнирно через пластину (см. рис. 1), в которой имеется вертикальная прорезь для осевого болта, по окончании регулировки положения каретки, фиксируемого гайкой (см. рис.
6).
В задней (по ходу автомобили) части каретки (рис. 1) помещен угольник 18, в который упирается пружина 19, амортизирующая каретку и неизменно прижимающая к снежной поверхности гусеничную ленту, которая изготовляется из ветхой транспортерной ленты шириной 3 и толщиной 150 мм.
С внутренней стороны к ней приклепаны два клиновидных ремня (рис. 7). Расстояние между ними снабжает заклинивание их на ведущем и ведомом шкивах. За счет появляющейся наряду с этим силы трения осуществляется перемещение ленты. В один момент клиновидные ремни удерживают ее от сползания со шкивов в стороны. Для большей эластичности клиновидные ремни по внутренней части имеют вырезы (зубья) до половины их толщины.
С наружной стороны к ленте на заклепках с шагом 65 мм крепятся 17 грунтозацепов из уголковой стали 20X20 мм.
Моторная установка нарт «Малышок» — велодвигатель Д-5, оборудованный совокупностью принудительного охлаждения от несложного вентилятора (рис. 8), что складывается из крыльчатки, укрепленной на торце коленчатого вала, и кожуха, направляющего поток воздуха на ребра цилиндра.
Кожух приклепывается с правой стороны двигателя на крышку сцепления. Пуск двигателя осуществляется шнуром, наматываемым на особый шкивок. Для его крепления в торце коленчатого вала винт крепления шестерни заменяется осью 5 с шайбой (рис. 9). На ось надевается втулка 4, которая конусным финишем центрируется на выточке шестерни.
Втулка 4 затягивается через пусковой шкив 2 конусной гайкой 1. От втулки и взаимного проворачивания шкива их предохраняет шпилька 3.
Подача горючего к карбюратору осуществляется самотеком из бачка, помещенного спереди, над рулевой колонкой. На двигателе установлен самодельный глушитель из тонкостенной трубы O 50, заваренной с обеих сторон шайбами с отверстиями для выхода газов; имеется велосипедный генератор, приводимый во вращение клиновидным ремнем от шкива на коленчатый вал.
Генератор питает велосипедную фару и задний фонарь.
Шофер размещается на подушке из пористой резины, прикрепленной над гусеничной лентой к корпусу мотонарт.
Аэросани «Малышок» сконструированы учеником 10-го класса Сашей Громовым.
Протяженность, мм:
габаритная……………………………………1700
гусеницы (между осями)…………………360
рулевых лыж………………………………….700
Ширина, мм: габаритная…………………580
гусеницы……………………………………….150
Двигатель………………………………………Д-5
Д-5, 1,2 л. с. при 4500 об/мин
Запас горючего, кг……………………………4
Вес сухой, кг…………………………………..35
Скорость по жёсткому насту, км/ч…….8—10
Рандомные статьи:
#brovary Бровары. Бабушка 70-ти лет на лыжах \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Александр Михайлович Заворотный живет на станции Инта, практически у самого Полярного круга. В области технического творчества он не новичок. На его…
-
В случае если современная деревня немыслима без сотен и десятков мотоциклов, велосипедов и мопедов, то в северных отечественных краях, где зима…
-
Из семейства микротракторов, созданных студентами электрификации и Харьковского института механизации сельского хозяйства, самый несложный и доступный…
-
Данный гусеничный снегоход мало знаком отечественным читателям. Его фотография была размещена в № 3’99 отечественного издания под рубрикой Фотопанорама…