В первый раз опробования этого велосипеда проходили ночью. Причем зимней. И в случае если первое возможно растолковать необычностью конструкции, то второе — легко нетерпением автора разработки: для чего ожидать весны, в то время, когда снежный тракт никак не хуже асфальта, а проверить свою правоту и идею хочется срочно. Исходя из этого вряд ли кто из обитателей села Дьяконова, что в Тульской области, видел, как морозной январской ночьюих односельчанин Иван Александрович Забашта выкатил и «оседлал» велосипед.
Да если бы и заметил — ничего необыкновенного не увидел бы. За исключением одного — необычного поведения велосипедиста. И вправду: как будто бы испытывая либо демонстрируя недюжинную силу, он то «сгибал» руль вниз, то разгибал его рога, поднимая их вверх. Но испытывалась не сила, а новый ручной привод уникальной конструкции, в котором И. А. Забашта постарался избежать многих недочётов вторых известных схем передачи на переднее колесо.
О том, как удалось это, поведает сам создатель.
Все началось с публикаций «М-К», посвященных дополнительному ручному приводу у велосипеда — на переднее колесо. План сам по себе весьма заманчивый: взять выигрыш в силе на тяжёлых участках пути, при подъеме в гору; устранить пассивность рук при езде.
Но, в то время, когда решил сделать что-то подобное для собственного велосипеда, не смог дать предпочтение какой-либо из схем: любая имела большие недочёты.
Забрать, например, варианты, в базе которых лежит ручной привод Дутова — с крутящимися шатунами. В сущности, это механическое перенесение на переднее колесо обычной цепной передачи для заднего колеса: те же звездочки, педали, цепь. Лишь трансмиссия смонтирована не горизонтально, а вертикально, на протяжении рулевой вилки и колонки. Те, кто пользуется данной схемой, знают ее не сильный стороны.
И в первую очередь: крутить руками шатуны и в один момент руководить велосипедом кроме того на мельчайших поворотах весьма сложно. Помимо этого, все возможное упрочнение с рук снимается только при перемещении их вперед от себя, да да и то в случае если седло оборудовано спинкой — для упора; ног и действия рук не взаимосвязаны, нет условий для полного слияния прикладываемых сил. Не участках, где ручной привод не нужен, он если сравнивать с рулем неудобен для управления. Не выручает и сочетание шатунного привода и руля.
Как-то в издании показалось описание качающегося руля-привода Егорова. Я решился на повторение. Но опробования помазали, что велосипед с таким приводом достаточно неустойчив, не говоря уже о сложности самой конструкции. Но эта схема и натолкнула меня на идея, как избежать перечисленных недочётов.
Рис. 1. Схема ручного привода:
1 — заднее колесо в качестве переднего, 2 — блок с ленточной пружиной, 3 — промежуточный шкивок, 4 — тросик привода, 5 — упор, 6, 10 — рычаги руля, 7 — полушестерни, 8 — гребенка, 9 — стремя, 11 — зеркало, 12 — пружина-аккумулятор энергии.
Рис. 2. Шарнирный узел рычагов руля (позиции рис.
1).
Рис. 3. Схема стремени и гребенки.
Рис. 4. Заделка тросика на блоке.
Основная мысль свелась к следующему: необходимо, дабы рычаги привода совершали не качающееся, а «машущее» перемещение, другими словами опускались бы либо поднимались в один момент, а зафиксированные в горизонтальном положении — помогали би всем нам привычным эргономичным рулем.
Уже первый вариант отыскал одобрение и помощь в редакции.
Воодушевленный этим, я в течение года совершенствовал и дорабатывал конструкцию и наконец решился вынести ее на суд читателей: думается, в ней имеется то, что возможно брать за базу и развивать дальше.
Как же устроен машущий привод?
Его рычагами помогают рога простого руля, отрезанные от рулевой колонки и доработанные в соответствии с новыми функциями.
К ним приварены шарнирные втулки и полушестерни обоюдного зацепления, снабжающие одновременность «взмахов» половин руля, становящихся отныне и рычагами привода на переднее колесо. Передача осуществляется не цепью, а тросиком — через промежуточный шкив на главный блок переднего колеса, совершающего возвратно-вращательное перемещение. В качестве переднего колеса использовано заднее, у которого вместо звездочки установлен блок под тросик.
При «взмахе» руля вверх идет холостой движение привода: высвобожденный от натяжения тросик под действием ленточной пружины наматывается на блок колеса. Обратному «взмаху» руля — вниз, кроме прилагаемых упрочнений рук, оказывает помощь сцепленная с одним из рычагов спиральная пружина. Вытягиваясь вверх, тросик заставляет вращаться блок, а через него и само переднее колесо.
Ритм качаний руля выбирается произвольно, в зависимости от условий дороги и собственных возможностей велосипедиста. На подъёмах и трудных участках удается удваивать прилагаемые для перемещения упрочнения — за счет одновременности давления ноги на выжимания и педаль руками рычагов в нижнее положение. Помимо этого, точка крепления тросика к рычагу может изменяться на ходу.
Выполняется это так. На приваренном к концу рычага гребешке имеется особое стремя — место крепления тросика. Передвигая стремя в момент холостого хода, мы изменяем плечо, соответственно, и прилагаемое упрочнение.
Рис. 5. Доработка сепаратора втулки:
1 — сепаратор, 2 — припаянный крючок (под пружинку).
Рис. 6. Доработка конуса втулки:
1 — конус, 2 — припаянная втулка с отверстием (под пружинку).
Рис. 7. Диаграмма перемещений гребенки с тросиком:
А — положение для громаднейшего передаточного отношения, Б—для мельчайшего (А1, Б1 — для нижнего положения рычага руля).
Для изготовления привода были использованы по большей части готовые подробности: разнообразные вело-, авто- и мотозапчасти. Так, шарнирная часть рычагов собрана из элементов рулевой колонки и передней вилки ветхого велосипеда — это втулки, подшипники, их корпуса.
К втулкам приварены соответственно доработанные шестерни из запчастей к мотоциклу: в них расточен Внутренний диаметр (под втулки) и сделан вырез для фиксации сваркой финишей половин руля.
Как уже отмечалось, вместо переднего колеса установлено заднее, сепаратор в его втулке сделан подпружиненным. Для этого он проточен и к нему припаян крючок, а к конусу — втулка с отверстиями; отверстия и крючок помогают для крепления финишей пружины сепаратора.
Вместо звездочки к втулке крепится блок под тросик — доработанный штампованный шкив от автомобиля. Его O 90 мм, наружный — 120 мм. Через отверстие в щеке блока пропущен тросик, финиши которого после этого сплетены и прикреплены к стремени.
Для вращения блока против наматывания троса и хода колеса при холостом ходе рычагов руля помогает ленточная пружина, забранная от мотоциклетного кикстартера. Еще одна пружина в этом приводе — спиральная — крепится но второму рычагу руля. В горизонтальной плоскости обе половины руля фиксируются благодаря особому упору, что подпружинен и машинально убирается при перемещении рычагов вверх.
Внешний вид ручного привода.
Приводимая тут диаграмма положений тросика при перемещении стремени по гребенке разрешает рассчитывать желаемый диаметр и передаточное отношение блока. Мной был забран готовый блок с рабочей окружностью (протяженность витка троса ка нем), равной 280 мм. Таково же расстояние А—А1 диаграмме, другими словами передаточное число равняется 1,0.
Это значит, что при нахождении стремени в первом положении при перемещении рычага с гребенкой вверх блок (а с ним и колесо) совершит один полный оборот. Противоположное, крайнее положение стремени изменяет отношение: отрезок Б—Б1 равен 170 мм, соответственно передаточное число будет: 170 : 280 = 0,6.
Напоследок два справочных размера: диаметр переднего колеса 720 мм; расстояние от его оси до центров вращения рычагов руля образовывает 820 мм.
Буду рад, в случае если мой привод кому-то сослужит хорошую работу, и еще больше: в случае если кто-то разовьет идею дальше, усовершенствует конструкцию по-своему. Хотелось бы, дабы эта тема взяла продолжение и на страницах «М-К», что так помог мне.
И.
ЗАБАШТА
Рандомные статьи:
Цыганский развод! Осторожно водитель! ЦЫГАНЕ НА ДОРОГЕ! ВОРЫ, МОШЕННИКИ!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Седло и руль — помощники педалей
«Дорогая редакция! Прочтя в издании № 7 статью «Изобретайте велосипед!», продолжительно думал, каким бы я желал его видеть. На рисунке я изобразил…
-
Этого вопроса — вольно либо нечайно — касались на страницах издания многие авторы — энтузиасты любительского микроавтомобилестроения. Обычно они не…
-
С таким предложением, вопреки известной скептической поговорке, отечественный издание обратился к читателям еще в № 6 за 1969 год, опубликовав подборку о…
-
Предлагаемая конструкция есть призером одного из смотров-конкурсов веломобилей в литовском городе Шяуляе. Собственный первый веломобиль я выстроил в…