Эскиз маленького мотомобиля-грузовичка, о котором отправится обращение, я нашёл в ветхой папке на протяжении громадной приборки-переборки в гаражном архиве. Они и навеяли воспоминания о тех временах, в то время, когда увлечение техническим творчеством: изготовлением самодельных автомобилей, катеров, летательных аппаратов и других разных конструкций было, возможно сообщить, массовым.
Желание спроектировать и собрать мини-грузовик показалось и у меня. К этому времени я уже имел опыт независимого изготовления снегохода на гусеничном ходу (см. «Моделист-конструктор» № 11 за 1991 год) и второй техники, каковые я строил достаточно скоро. Но к этому делу подошёл, что именуется, основательно.
Проектировал его неспешно, изучая по книгам и журналам опыт специалистов и умельцев, прорисовал компоновки, применяя масштабные силуэты (спереди и сбоку) человека собственного роста (170 см) и агрегатов, имеющихся в наличии и предполагаемых к применению.
За пример забрал замеченные по телевизору грузовые моторикши, в бесчисленном множестве снующие по дорогам и улицам в государствах Индокитая. В качестве комплектующих по большей части применял списанные агрегаты и запасные части мотоколяски СЗД и мотороллера «Муравей» как самых дешёвых в то время, да и самые дешёвых. Слепил кроме того масштабную пластилиновую (на дураке) модель этого грузовичка.
Так неспешно вышел на так именуемую вагонную компоновочную схему двухместного четырёхколёсного малогабаритного грузового транспортного средства с передними ведущими и управляемыми колесами.
Изготовление мини-мотомобиля начал с кузова, а правильнее с восстановления ветхого — от грузового мотороллера «Муравей». Кузов дополнительно усилил приваренными металлическими косынками, установив их в углах стыковки вертикальных и горизонтальных элементов силового комплекта каркаса.
Потом из металлической водопроводной трубы наружным диаметром 32 мм изготовил два лонжерона рамы — отрезал по размеру и выгнул по чертежу, нагрев паяльной лампой. Установив их друг от друга на расстоянии, равном ширине корпуса редуктора (использован также от грузового мотороллера «Муравей»), передние финиши приварил к бамперу, а заднюю часть соединил несколькими поперечинами и тут же на подкосных стойках закрепил кузов.
Передняя же часть лонжеронов, как и передний бампер, послужила базой каркаса кабины, что изготовил преимущественно из металлической трубы наружным диаметром 20 мм и толщиной стены 1,5 мм. Каркас складывается из обрамлений дверных проёмов, задних стоек, продольных элементов и поперечин крыши. Рамку лобового стекла образовали верхние части стоек дверных проёмов, передняя поперечина крыши вверху и ёще одна поперечина, соединяющая передние дверные стойки приблизительно посередине.
К каркасу кабины возможно отнести и верхний элемент бампера, и пара маленьких стоек, соединяющих его (элемент) и срединную поперечину. Дружно они образуют моторный отсек, не смотря на то, что сам двигатель большей частью находится в кабине и прикрывается кожухом-капотом. Такое размещение двигателя возможно отнести к минусам конструкции, но она оказалась компактной, да и кикстартёр вместе с рычагом переключения скоростей оказались под правой ногой.
Грузовой микромотомобиль:
1 —бампер; 2—передняя облицовка (металлической лист s1); 3—фара (от сельхозтехники); 4—лобовое стекло (от автомобиля «Жигули»); 5—дверь; 6—окно двери (оргстекло, 2 шт.); 7—тент (ткань «теза»); 8—кузов (от грузового мотороллера «Муравей»); 9—задний раскрывающийся борт; 10—заднее (опорное) колесо (2 шт.); 11 —переднее (управляемое, ведущее) колесо (2 шт.); 12—сиденье (2 шт.); 13 — заднее смотровое окно (оргстекло); 14—руль (от грузового мотороллера «Муравей»); 15—зеркало заднего вида (покупное изделие); 16—дуга тента (дюралюминиевая труба d14, 3 шт.); 17—кабина (металлической лист s1); 18 — задний мост (труба d60)
Двухтактный двигатель рабочим количеством 500 см3 и мощностью 13 л.с. с принудительным воздушным охлаждением использован от мотоцикла «Тула».
Задний мост грузовичка не ведущий, а потому совсем простой. Состоит он из самодельной балки,изготовленной из металлической трубы наружным диаметром 60 мм и колёс со ступицами от мотоколяски СЗД. А вот подвеска моста — как у настоящего автомобиля.
В ней присутствуют все нужные элементы: имеется продольные и поперечная штанги с сайлент-блоками, пружины и гидравлические амортизаторы.
Компоновка грузовичка (подробности поз. 6,12 — от грузового мотороллера «Муравей»; подробности поз. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 11, 18, 19, 20 выполнены из трубы O20):
1 — обрамление дверного проёма; 2—поперечина крыши; 3 —продольный элемент каркаса крыши; 4—стойка кабины; 5—бортовая решётка (наращивание бортов) кузова; 6—кузов; 7—подкосная стойка кузова (2 шт.); 8—колесо (от мотоколяски, 4 шт.); 9—продольная штанга заднего моста, 2 шт.); 10—лонжерон рамы (труба d32, 2 шт.); 11 —дуга колесной ниши (2 шт.); 12—редуктор; 13—рейка рулевого механизма (от мотоколяски); 14 — бампер (труба d32); 15—двигатель (от мотоцикла «Тула»); 16—рулевой карданный вал; 17 — рычаг переключения и пусковой рычаг передач; 18—стойки для крепления редуктора (4 шт.); 19 — стойки рамы (4 шт.); 20—стойки передней облицовки (4 шт.); 21 —узел переднего колеса; 22—пружина подвески заднего моста (2 шт.); 23 —поперечная штанга; 24 — балка заднего моста (труба d60); 25 — сайлент-блок (6 шт.); 26—амортизатор (2 шт.); 27 — задний раскрывающийся борт кузова
Передний мост — более сложной конструкции, потому, что, как было сообщено выше, он есть и ведущим, и управляемым. Колёса со поворотными кулаками и ступицами использованы от мотоколяски, а в качестве привода колёс — карданные валы от «Муравья». Подвеска переднего моста осуществлена на пружинно-гидравлических амортизаторах от какой-то сельскохозяйственной техники.
Механизм рулевого управления (шестерня-рейка), баранка забраны от мотоколяски, а вот цельный рулевой вал было нужно заменить составным самодельным с карданными шарнирами.
Тормоза — механические и лишь на задние колёса.
Сиденья — поролоновые, обшиты кожзаменителем, с основаниями из дюралюминиевого страницы.
Обшивка кабины — металлической лист миллиметровой толщины. Таким же страницей закрыты и колёсные ниши, из него же изготовлен и кожух-капот. В задней стенке кабины вырезан проём и в него, как и в дверные окна, засунуто оргстекло.
Лобовое стекло вырезано из автомобильного триплекса.
Узел переднего колеса (подробности поз. 4, 5,7, 8 —от грузового мотороллера «Муравей»):
1 —колесо; 2 — шаровая опора (от автомобиля «Жигули»); 3 —рычаг; 4 — карданный шарнир; 5 — полуось; 6—рулевая тяга; 7 — пружина; 8—амортизатор; 9—верхняя опора амортизатора (труба колёсной ниши); 10—ступица (от «Муравья); 11—поворотный кулак
Фары и подфарники — тракторные, устанавлены в нишах передней облицовки.
На кузов был сшит «продуваемый» (без задней стенок и передней) тент из влагонепроницаемой ткани.
Грузовичок имел возможность везти груз массой до 350 кг, а у порожнего скорость «зашкаливала» за 50 км/ч.
Потом предполагалось утеплить кабину изнутри полиуретаном, но этому не было нужно сбыться. Ездить по двору на таком грузовичке не имело смысла, а регистрация его в госинспекции вызвала большие затруднения и в итоге автомобильчик был разобран на узлы и агрегаты, использованные для других конструкций.
А. МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.
Рандомные статьи:
Ретротест: Fiat 500
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Два цилиндра для четырех колес
Выстроить простой, неприхотливый и надежный автомобиль меня, возможно сообщить, заставили события. Еще в приснопамятные времена общего недостатка я купил…
-
Зимняя рыбалка — занятие для самых стойких. Попытайтесь-ка на морозе просидеть весь день у лунки — тут не спасет ни тулуп, ни палатка, ни…
-
Каков же он, мини-трактор «Муравей»? Что прячется за радующими глаз успешными его формами? Вправду, кинематика тут идеально соответствует дизайнерскому…
-
Машину, о которой отправится обращение, начал делать мой знакомый в конце 1980-х, в то время, когда автомобильное изобилие было уже прейдет скоро, но мы…