Мотоцикл + автомобиль = мотомобиль

Их дороги разошлись еще на заре автомобилестроения, и с того времени линии развития идут не пересекаясь до этого времени… Речь заходит о мотоцикле и автомобиле.
Первые постоянно привлекали потребителя и собственными скоростными качествами, и маневренностью, и простотой, и, что важно, довольно низкой розничной ценой.

Единственное уровень качества всегда приводило к справедливому нареканию: мотоцикл, к сожалению, не снабжает кроме того элементарных комфортных условий. В их числе и неудобство посадки — верхом, в позе, приводящей в долгих поездках к затеканию мышц. Да и «запрыгивать» в седло мотоцикла не через чур комфортно — в равной степени это относится и к водителю, и к пассажиру.

Большим недочётом мотоцикла есть его полная незащищенность от погодных условий, что делает это транспортное средство фактически летним. Кроме того: кроме того в хорошую теплую погоду мотоциклисту приходится экипироваться соответствующим образом, дабы обезопасисть себя от пыли и ветра. Ну и, кроме всего другого, незащищенность пассажиров и водителя далеко не содействуют травмобезопасности.

Ответ напрашивается, как мне думается, очевидное: снабдить мотоцикл с боковым прицепом закрытым обтекателем, а мотоциклетное седло-подушку заменить двумя расположенными рядом автомобильными креслами. Вот таковой мотоцикл, как мне думается, был бы избавлен от изложенных выше недочётов средства повседневного пользования.

Предлагаю вашему вниманию «Векшу» — один из вариантов для того чтобы мотоцикла с необыкновенным размещением двигателя: сбоку ведущего заднего колеса, с внутренней его стороны.

Такая компоновка двигателя и расположенного над ним бензобака разрешает высвободить место между передним и задним колесами для пассажира и кресел водителя.

Пассажирское кресло — легкосъемное; это разрешает при необходимости иметь достаточно громадную грузовую площадку для перевозки разных тяжестей, среди них и долгих предметов — до 2,1 м. Годится эта площадка и для оборудования спального места на одного человека.

Обтекатель автомобили, названной мною мотомобилем несимметричной формы (соответствует кроме этого несимметричной компоновке ходовой части), двухдверный.

Все эти особенности компоновки и заложены в мотомобиль — транспортное средство, ходовая часть которого соответствует компоновке мотоцикла с коляской, а уровень комфорта для пассажира и водителя — простому автомобилю .

Мотоцикл + автомобиль = мотомобиль
Рис. 1. Компоновка мотомобиля«Векша»:

1 — кресло водителя, 2 — переднее колесо с вилкой (от мотороллера «Тулица»), 3 — заднее (ведущее) колесо, 4 — пассажирское кресло, 5 — двигатель типа Т-200 (от мотороллера «Тулица»), 6 — зубчатое колесо и шестерня трансмиссии, 7 — «ломаный» рулевой вал с шарнирами Гука, 8 — топливный бак, 9 — боковое колесо, 10—трубчатая рама.

Рис. 2. Силовой агрегат мотомобиля «Векша»:

1 — двигатель типа Т-200, 2 — зубчатое колесо трансмиссии, 3 — рама мотомобиля, 4 — ступица колеса (от мотороллера), 5 — ось заднего колеса, 6 — ось качания продольного рычага подвески, 7 — шестерня трансмиссии, 8 — вал привода шестерни, 9 — эластичная муфта соединительная, 10 — продольный рычаг подвески, 11 — амортизатор задней подвески (от мотоцикла), 12 — кронштейн, 13 — шарнир оси качания рычага подвески, 14 — опора шарнира.

Рис.

3. Мотомобиль «Векша» на разных стадиях его изготовления:
1 — база автомобили — рама с колесами, топливным баком и двигателем; 2 — рама автомобили со смонтированным на ней каркасом и поликом; 3 — каркас автомобили обшит дюралюминиевыми листами и стеклопластиком; 4 — всецело собранный мотомобиль.

На фотографии и рисунках отражена последовательность изготовления «Векши». Ее рама — плоская, сваренная из металлических труб O 32 мм с толщиной стены 2 мм.

Двигатель навешивается на раму посредством кронштейнов, аналогичных кронштейнам мотороллера «Тулица» (от которого, фактически, и позаимствован мотор Т-200М рабочим количеством 200 см3 и мощностью 14 л. с.).

Крутящийся момент с выходного вала коробки перемены передач передается на заднее колесо не цепью, как у многих легких и средних мотоциклов (и мотороллеров), а через упругую муфту на несколько цилиндрических шестерен: причем меньшая установлена на оси качания продольного рычага подвески, а громадная — на оси заднего колеса.

Наряду с этим громадная шестерня обкатывает меньшую в соответствии с колебаниями рычага подвески на неровностях дороги. Упругим элементом подвески заднего колеса помогает мотоциклетный задний же амортизатор, шарнирно закрепленный в приваренном к раме кронштейне.

Подвеска бокового колеса выполнена кроме этого на продольно качающемся рычаге — подобно заднему колесу.

Для переднего «моста» использована штатная вилка мотороллера «Тулица» в наборе с амортизаторами, колесом и рулевой колонкой.

Руль «Векши» — мотоциклетного типа, с рукоятками намерено подобранной формы. С поворотной вилкой он соединен посредством промежуточного вала на двух шарнирах Гука.

Такая схема разрешает выбирать оптимальный наклон рулевой колонии в соответствии с посадкой водителя.

Обтекатель мотомобиля — смешанной конструкции: он имеет дюралюминиевый каркас из выгнутых по шаблонам уголковых профилей и комбинированную оболочку — частью кроме этого дюралюминиевую, из страницы толщиной 1 мм, частью — стеклопластиковую.

Итак, сперва на раме мотомобиля монтируется дюралюминиевое дно, а после этого на нем планирует из уголкового профиля каркас обтекателя; места стыковки профилей наряду с этим усиливаются косынками из дюралюминиевого страницы. В средней части автомобили закрепляется дуга безопасности — она кроме этого дюралюминиевая, из профиля типа «тавр»; ее форма соответствует поперечному сечению кузова.

Как уже упоминалось, обшивка каркаса — комбинированная.

Сперва каркас обшивается миллиметровым листовым дюралюминием, а после этого оклеивается слоем стеклоткани на эпоксидном связующем. днище и Крыша мотомобиля — лишь из стеклопластика; из этого же материала выклеен и обтекатель переднего колеса и корпус фары. По окончании отверждения смолы корпус вышкуривается и при необходимости подшпаклевывается с последующей шлифовкой поверхности. Капот над передним колесом выклеивается раздельно, по гипсовому дураку.

Двери мотомобиля кроме этого планируют из дюралюминиевых профилей с обшивкой из листового дюралюминия с последующей оклейкой его стеклотканью на эпоксидной смоле. Изнутри салон оклеивается листовым поролоном, а после этого — неестественной кожей.

Электрооборудование, элементы и приборы управления мотомобиля соответствуют штатному оборудованию мотороллера «Тулица».

Большая его скорость при перемещении с пассажиром достигает 80 км/ч. Расход горючего на 100 километров пути при скорости 70 км/ч образовывает 3,9 л. Сухая масса автомобили образовывает всего лишь 193 кг — другими словами практически столько же, сколько и у мотоцикла с коляской типа Иж. Близки к мотоциклетным и габаритные размеры «Векши» — 2110X1420X1325 мм.

Как продемонстрировали опробования, «Векша» замечательно «держит» дорогу, легка в управлении, устойчива на поворотах.

Э.

РУДЫК, инженер, г. Киев

Рандомные статьи:

Автомобиль или мотоцикл? Что лучше? Сравнение


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Лодка? мотоцикл? — автомобиль!

    Доктора технических наук доктора наук А. Г. Игнатова энтузиасты технического творчества знают как автора многих уникальных конструкций микроавтомобилей,…

  • Мотоцикл о четырёх колёсах

    Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…

  • Автомобиль-мечта

    В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…

  • Две «вятки» — и автомобиль!

    Читателям «М-К» уже давно известна лаборатория конструирования клуба и опытного моделирования юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР….