Среди советских спортсменов имеется много семей, каковые вписали золотые страницы в историю отечественного и мирового спорта. Достаточно назвать Протопопова и имена Белоусовой, Горшкова и Пахомовой, Колчиных, Клименко, Амелиных… Особенное место в этом почетном перечне занимают Василий и Галина Жировы — рекордсмены страны и неоднократные чемпионы в водно-моторном спорте.
Успех в этом виде спорта, как мы знаем, определяется не только личным мастерством спортсмена, но и надёжностью и совершенством той техники, на которой он выступает. Советские гонщики создают и готовят ее сами, по расчётам и своим проектам, часто опережая наряду с этим модели отечественной и зарубежной индустрии. Легко ли это?
И что прячется за маленьким сообщением о новом рекорде, которое не редкость подчас собрано небольшим шрифтом на последней полосе газеты?
Вспомните — немногим более полувека назад скорость передвижения по воде оценивалась однозначными цифрами, а на земле — двузначными. Но стремительный прогресс техники властно настойчиво попросил трехзначных цифр — для водных, четырехзначных — для наземных средств передвижения и пятизначных — для авиации. На долгое время ли этого хватит — сообщить тяжело.
…Волшебное слово «скорость».
Миллионы людей днем и ночью, в любую погоду, не сводят глаз с указателей скорости разных автомобилей, которыми они руководят. Колеблющиеся стрелки диктуют водителям собственную золю. «Не превышай, это страшно!» — подсказывают они водителям машин, едущих в муниципальном потоке. «Нажимай, рискуй, это путь к победе!» — гонщику, что в полном одиночестве спешит по автостраде, имея порою главным соперником — самого себя…
Покорение скорости было и осталось главным спортивным увлечением супругов Жировых. Мастер спорта, заслуженный тренер СССР Василий Михайлович и заслуженный тренер РСФСР Галина Борисовна за двадцать семь лет, данных водно-моторному спорту, установили более чем 70 всесоюзных рекордов скорости на судах различных типов. 96 медалей самого большого преимущества, выстроившись последовательностями на широкой красном ленте, украшают одну из помещений их квартиры.
Первая золотая медаль была взята более тридцати лет назад. За это время искусными руками Жировых выстроено много судов собственной, уникальной конструкции — стремительных мотолодок и скутеров, похожих на космические ракеты глиссеров и похожих на глиссеры гоночных катеров… Поиск удачнейших форм, воплощение их в материале, доводки, ходовые опробования, переделки и снова ходовые опробования — вот чем до отказа была заполнена вся их жизнь в громадном спорте.
Неизменно не хватало времени, а ведь нужно было еще делать разные публичные поручения, писать методические статьи, готовить учеников, воспитывать собственных сыновей.
Мастер спорта интернационального класса комсомолец Сергей Жиров (ЦВСК ВМФ) на рекордной расстоянии.
ТИП КОРПУСА: остроскулый, умеренной килеватости. 1-образный, с четырьмя продольными реданами, грамотными ступенчатой обшивкой.
МАТЕРИАЛ КОРПУСА: древесный каркас с фанерной обшивкой, снаружи оклеен одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле.
Протяженность: 3,50 м.
ШИРИНА: 1,4 м.
ВЫСОТА БОРТА: 0,35 м.
ВЕС С ОБОРУДОВАНИЕМ: 65 кг.
ДВИГАТЕЛЬ — подвесной лодочный мотор «Москва» 250 см3 с винтом 200X290.
Неточности, просчеты, печаль неудач — все окупалось, и все заслонялось эйфорией победы, в то время, когда доведенная наконец машина спешила по расстоянию с невиданной ранее скоростью и первой пересекала линию финиша.
В течение последовательности лет жены Жировы не имели себе равных на водной дорожке «Фабрикой рекордов» назвал их не в серьез какой-то спортивный радиокомментатор, в то время, когда в течение одного дня они обновили пять высших достижений страны.
Казалось бы. все это в прошлом: заслуженные гонщики перешли на тренерскую работу. на данный момент они отдают опыт молодёжи и свои знания.
Василий Михайлович — старший тренер сборной Армии СССР — много раз готовил сборную страны к важным выступлениям за границей; Галина Борисовна — вице-президент Федерации водно-моторного спорта. Но домашний счет рекордам длится: золотые медали поступают к Жировым и сейчас. Сейчас их завоевывают сыновья, Андрей и Сергей. В первой половине 70-ых годов двадцатого века они — первыми в СССР — установили шесть мировых рекордов в классе мотолодок с двигателями до 250 см3.
Мировые рекорды — на самодельной лодке!
Само собой разумеется, это был не случайный успех. В достижениях второго поколения Жировых сконцентрировались все матери и лучшие качества отца — трудолюбие, настойчивость, техническая эрудиция, широкий кругозор и высокое спортивное мастерство. Инженер МАИ, комсомолец Сергей Жиров в первый раз взялся за руль катера, в то время, когда ему еще не было пяти лет.
Это казалось Сергею в полной мере естественным — так как рядом сидел папа, которого он видел на воде значительно чаще, чем дома. А Андрея Жирова мать в первый раз принесла в клуб на руках: тот еще и ходить не умел. Так начали собственный путь в громадный спорт братья. Жировы, которым сравнительно не так давно было присвоено высокое звание мастеров спорта интернационального класса.
Завоеванные ими спортивные призы сохраняются рядом с теми, каковые принадлежат родителям.
Рекорды Андрея и Сергея Жировых покупают особенную весомость, потому, что они установлены на самодельной мотолодке с отечественным мотором. На первый взгляд ее корпус слабо отличается от серийных мотолодок общепринятого типа.
Но при более тщательном осмотре возможно найти очень усовершенствования и существенные особенности, внесенные в конструкцию.
РИС 2. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ВИД МОТОЛОДКИ.
ВИД «А»: 1 — двигатель «Москва» 250 см3; 2 — трос управления дросселем, 3 — рукоятка газа типа «самосброс», 4 — манометрический указатель скорости, 5 — электротахометр, 6 — стойка рулевого колеса, 7 — рулевое колесо, 8 — часы-секундомер, 9 — носовой рым, 10 — обшивка палубы (фанера БС толщ.
2 мм), 11 — скула верхняя, 12 — скула нижняя с уступом, за счет обшивки «внахлест» фанерой толщ. 4 мм, 13 — откидной приемник давления указателя скорости, 14 — внутренний уступ (редан), 15 — гребной винт особый O200ХН340, полированный, 16 — подводная часть мотора, полированная, 17 — ручка для переноски; ВИД «Б» — установка фанерных книц для крепления транца: 1 — наружная обшивка транца, фанера толщ. 5 мм, 2 — подмоторная доска, дуб., толщ.
20 мм, 3 — пиллерс крепления кницы дуб. 40X20; 4 — кница фанерная, толщ. 5—6 мм, 5 — киль, 6 — обшивка дна; ВИД «В» — сечение по ДП стойки рулевого колеса: 1 — стойка (дуб. толщ.
20 мм), 2 — ступица рулевого колеса, 3 — гайка рулевого вала, 4 — конический хвостовик рулевого вала, 5 — бимс шпангоута № 8, 6 — втулка, 7 — рулевой барабан (диаметр рабочей части 100 мм); поперечное «сечение» — и ВИД между шп. № 4 и транцем: 1 — обшивка дна, фанера толщ. 4 мм, 2 — стрингер, сосна 15X25 мм, 3 — кница крепления транца, фанера толщ. 5— 6 мм, 4 — обшивка дна, фанера толщ.
4 мм, 5 — киль, сосна 30X50 мм; ВИД «Д» — конструкция бортового угла закрытого шпангоута (№ 1, 2 и 3): 1 — бимс, сосна 15X55 мм, 2 — обшивка палубы, фанера толщ. 2 мм, 3 — кница фасонная, фанера толщ. 3 мм, 4 — привалочный брус, сосна 25×25 мм (в заготовке), 5 — обшивка борта, фанера толщ.
3 мм, 6 — верхний скуловой брус, сосна 30 x 25 мм (в заготовке), 7 — обшивка скулы, фанера толщ. 3 мм, 8 — скуловая ветвь шпангоута (сосна 15X55 мм); ВИД «Е» — размещение линии гребного вала по отношению к линии дна (винт трудится в полупогруженном состоянии).
Корпус собран по так называемой продольной схеме, которая характеризуется громадным числом донных и бортовых стрингеров, прикрепленных шурупами к шпангоутным рамкам без врезки.
Такая конструкция содействует получению плавных обводов донной обшивки, снабжая мотолодке высокие гидродинамические качества. Шпангоутные рамки изготовляются из сосновых брусков сечением 12X35 мм, связанных по углам фанерными косынками (кницами) толщиной 4—5 мм на клею и гвоздях «взагиб». Транцевая рамка планирует подобным методом, но из более прочных брусков — 20X35 мм. Снаружи она обшивается фанерой толщиной 5 мм, изнутри улучшается кницами такой же толщины.
Сборку каркаса эргономичнее всего создавать вверх килем, на рамном стапеле, что должен быть установлен на козелках высотою 300—400 мм, дабы возможно было трудиться не наклоняясь. Последовательность установки шпангоутных рамок в стапель продемонстрирована на рисунке 3. Они выверяются по шнурку либо узкой проволоке, натянутой на протяжении стапеля, и по водяному уровню.
Заклейка продольных элементов производится по окончании того, как они будут подогнаны по своим местам, а шпангоутные рамки шепетильно смалкованы (рисунок З-б). При подгонке комфортно использовать резиновый шнур либо ленту для временного закрепления подробностей на собственных местах.
Склеив каркас, ему нужно разрешить выстояться в течении 48 часов, для полной полимеризации клея.
Затем его малкуют и зачищают, дабы обшить фанерой толщиной 3 мм. Обшивка ставится на эпоксидную смолу и крепится гвоздями «взагиб» к продольным элементам комплекта, а к транцевой раме — шурупами 25X3 мм. Соединять между собою страницы фанеры возможно или «на ус», или на подкладной фанерной полосе, проклепав соединение небольшими бронзовыми гвоздями. В носовой части корпуса фанера не ляжет так гладко и ровно, как в кормовой, потому, что шпангоуты имеют тут громадную кривизну.
Не требуется использовать силу, стараясь прижать фанеру к каркасу: лучше сделайте продольные пропилы.
По окончании обшивки фанерой корпус зачищают наждачной бумагой и циклей и склеивают стеклотканью. Сперва оклеивают узкими лентами все стыки фанеры, (по скулам, углам и килю транца), а после этого целый корпус полностью, с необходимым перехлестом ткани на углах и скулах транца. Это повышает его сопротивляемость и прочность корпуса истиранию на протяжении эксплуатации.
РИС. 3. Разработка СБОРКИ КАРКАСА НА РАМНОМ СТАПЕЛЕ.
ВИД «А» — УСТАНОВКА ШПАНГОУТНЬІХ РАМОК: 1 — носовая бобышка, 2 — рамный стапель, 3 — рамка шпангоута № I, прикрепляемая к торцевой доске стапеля; 4 — скуловой брус, 5 — киль, 6 — шпангоутные рамки, 7 — кница крепления транца к килю, 8 — транец, 9 — привальный брус; ВИД «Б» — ОБШИВКА КАРКАСА ФАНЕРОЙ:1 — скуловой брус, 2 — донные стрингеры, сосна 15X15 мм.
3—4 обшивка — скулы, фанера толщиной 3 мм, 5 — бортовая панель (фанера толщиной 3 мм, последовательность обшивки — от транца к носу, стыки страниц «на ус»); ВИД «В» — КОРПУС По окончании БОРТОВ и ОБШИВКИ ДНА: 1 — днищевая часть, 2 — стыки страниц фанеры (делать вразброс, как продемонстрировано на рисунке), 3 — продольные реданы, приобретаемые обшивкой «внахлест»; ВИД «Г» — КОРПУС СНЯТ СО СТАПЕЛЯ И ПЕРЕВЕРНУТ ВНИЗ КИЛЕМ: 1 — мидельвейс, 2 — пазы для подпалубных стрингеров, 3 — комингс кокпита, 4 — подмоторная доска, 5 — паз комингса кокпита.
РИС.
4. ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
А — СХЕМА ПРОВОДКИ: 1 — шкив штуртроса, текстолит 0 50 мм, 2 — шарнирная обойма шкива, 3 — металлический штуртрос O2,5 мм, 4 — талреп. 5 — планка, соединяемая с рукояткой мотора, 6 — рукоятка мотора, 7 — пружина, 8 — рулевое колесо, 9 — рулевой барабан O 100, 10 — вал рулевого колеса, труба O 20. 11 — рукоятка газа «самосброс», 12— трос в эластичной оболочке, 13 —штуцер к мотору; Б—УПРОЩЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ РУЧКИ ГАЗА ТИПА «САМОСБРОС»: 1 — неподвижная рукоятка, 2 — подвижная рукоятка.
3 — штуцер, 4 — эластичная оболочка троса, 5 — ось подвижной рукоятки, 6 — крышка корпуса.
Внутреннее оборудование мотолодки складывается из управления и штурвального дистанционного управления типа газом «самосброс». Выключатель зажигания замыкает первичную обмотку трансформатора на массу,
Пайол сделан из фанеры толщиной 3—4 мм, к которой подклеен слой пенопласта толщиной 50 мм.
Для водителя предусмотрена подушка из поролона либо пенорезины размером 500X500X150 мм.
Особенное внимание необходимо выделить доводке глиссирующей поверхности дна: от этого во многом зависят ходовые качества мотолодки. Днище по окончании оклейки стеклотканью пара раз шпаклюют эпоксидной смолой с заполнителем (прекрасно просушенный мел либо сухие цинковые белила). По окончании каждой шпаклевки поверхность обрабатывается «мокрой» наждачной бумагой, сперва неотёсанной, после этого — небольшой.
С целью достижения высокой скорости мотор нужно содержать в безукоризненном состоянии. Кроме того самые маленькие недостатки, которыми в любительской практике довольно часто пренебрегают, нужно ликвидировать срочно.
В.
ЖИРОВ, заслуженный тренер СССР
Рандомные статьи:
Лионель Месси и еще 5 рекордсменов Гиннесса
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
катеров и Тысячи мотолодок, выстроенных любителями по проектам ОКБ «М-К», бороздят водные просторы рек, озер а также морей отечественной необъятной…
-
«Южанка»: мотолодка под… парусом
Из года в год все больше водоемов делается «закрытыми» для моторных судов. Что же в этом случае делать любителям водномоторного туризма? Ставить…
-
Среди лодок, выстроенных любителями по собственным проектам, особенное место занимают, как сейчас принято сказать, «мини-конструкции». К ним, без…
-
Большое количество километров намотали на собственные колеса сухопутные яхты-парусники с того времени, как в первой половине 70-ых годов XX века…