Под парусом или мотором

Парусно-моторное судно (ПМС), о котором отправится обращение, было выстроено на базе готового корпуса действующего макета торпедного катера, выполненного в масштабе 1:4. Корпус макета длиной 7,4 м по ватерлинии достался мне практически по низкой цене, в то время, когда в середине 1980-х годов в ходе очередной экологической кампании очищали берега Пироговского водохранилища под Москвой. Громадных трудозатрат и денежных вложений перестройка макета катера в парусно-моторное судно не настойчиво попросила.

Но мне с корпусом, возможно сообщить, повезло. Для тех же, кто захочет выстроить такой же либо подобный, привожу описание конструкции всего корпуса с пояснительными чертежами.

Сперва пара слов о технологии строительства судна с «нуля».

Перед изготовлением каждого из шпангоутов поступают следующим образом. Сперва он вычерчивается в натуральную величину на плазе из подходящего страницы фанеры.

Шпангоуты планируют из отдельных элементов, изготовленных из сосновых досок толщиной 20 мм, каковые скрепляются между собой внахлёст либо косынками, эпоксидным клеем, шурупами, а вдруг нужно — то и дополнительно болтами.

Для сборки корпуса судна из отдельных элементов монтируется стапель. На стапель устанавливают киль-балку и к ней крепят шурупами и эпоксидным клеем предварительно изготовленные шпангоуты.

Шпангоуты связывают продольными силовыми элементами. Потом реализовывают обшивку корпуса.

Характеризуя судно, в первую очередь отмечу, что оно — каютного типа. Целый его силовой комплект — древесный, а обшивка — из бакелизированной фанеры, покрытой узким слоем стеклопластика.

Судно поделено на пять отсеков.

Первый из них — форпик — отделён от последующих влагонепроницаемой («глухой») переборкой, расположенной на шестом шпангоуте. Для доступа в форпик в палубе бака устроен люк, что закрывается откидной крышкой размерами 700×670 мм, изготовленной из вагонки и покрытой стеклотканью на эпоксидной смоле. На крышке люка смонтирован вентиляционный грибок.

Под парусом или мотором

Парусно-моторное судно «БАС»:

1 —корпус (фанера s6,2-слойный стеклопластик); 2—брызгоотражатель; 3—носовой поручень (труба O20, 2 шт.); 4—парус-стаксель; 5—люк форпика; 6—вентиляционный грибок; 7—форпггаг; 8—мачта (дюралюминиевая труба O120x114, L8000); 9—ликпаз мачты; 10—ахтерштаг; 11—парус-грот (покупное изделие, от спортивной яхты типа «Дракон»); 12—гик грота (дуб, брус O80); 13—рубка (фанера s10, 2-слойный стеклопластик); 14—лебёдка стакселя (2 шт.); 15—утка (4 шт.); 16—пантограф крепления подвесного мотора; 17—подвесной мотор; 18—стационарное перо руля; 19—откидное перо руля; 20—фальшкиль; 21 —топовый трёхцветный фонарь; 22—рея; 23—бортовая ванта (2 шт.); 24—форштевень; 25—дверь в рубку; 26—степс; 27—лебёдка для гика; 28—штурвал; 29—вертикальная часть транца; 30—наклонная часть транца; 31 —ложемент пантографа подвесного мотора; 32—ют; 33—кокпит; 34—шкафут; 35—крыша рубки; 36—бак; 37—бортовой поручень (труба O20, 2 шт.); 38—погон гика (дюралюминий, планка 1500x60x6); 39—румпель руля

Компоновка помещений и рубки судна и отсеков корпуса:

1—форпик; 2—влагонепроницаемая переборка; 3—пиллерс мачты; 4—каюта; 5—переборка с проёмом; 6—камбуз; 7—наружная переборка с дверью; 8—кокпит; 9—сдвижная переборка ахтерпика; 10—ахтерпик; 11 —диван-рундук для паруса; 12—диван-рундук для спасательных жилетов; 13—складной стол; 14—кресло; 15—банка; 16—рабочий стол; 17—банка-рундук для газового баллона и аккумулятора; 18—дверь в рубку; 19—банка-рундук для якоря с канатом; 20—настил; 21 —фальшкиль; 22—крепление фальшкиля к килю (болт М20х185, 4 шт.); 23—крыша рубки (влагостойкая фанера б 12,2-мм слой стеклопластика); 24—стена рубки (влагостойкая фанера s12,2-мм слой стеклопастика); 25—карлингс (доска 150×20); 26—палуба шкафута (доска-вагонка s20,2-мм слой стеклопластика); 27 -бимс (лиственница, доска 150×20); 28—наружный привальный брус (лиственница, брус 50×40); 29—внутренний привальный брус (лиственница, брус 60×20); 30—стяжной болт М8 (4 шт.); 31 —лобовое стекло рубки (триплекс s6, 2 шт.); 32—поручень (дюралюминиевая труба O20,2 шт.); 33—мачта; 34—степс мачты; 35—шпангоут; 36—обшивка борта; 37—подкладной брусок (сосна, брусок 30×30); 38—полубимс (лиственница, брус 60×20); 39—кница (фанера s6); 40—дверь в рубку; 41 —окно в двери (оргстекло s6); 42—ручная лебёдка фала гика; 43—заднее окно рубки (триплекс s6); 44—штурвал; 45 —ручная лебёдка фала стакселя (2 шт.); 46—скуловой стрингер (2 шт.); 47—флор (2 шт.); 48—форштевень; 49—люк в форпик

Кормовая оконечность судна (транец судна с пантографом):

1 —бимс (верхняя поперечина) предпоследнего шпангоута; 2—транец; 3 -настил верхней палубы; 4—румпель (нержавеющая сталь, труба O20 мм с внутренним диаметром 8 мм со стопором, болт диаметром 10 мм); 5—баллер руля (сталь, круг O29); 6—баллеропровод (нержавеющая сталь, труба O31x29); 7—шайба (сталь); 8—болт (сталь, O16 мм, L100 мм) для крепления румпеля на баллере руля; 9—трансмиссия—совокупность тросов и блоков (сталь), для дублирования управления рулём через j штурвал; 10—киль блок; 11 —настил нижней палубы; 12—сдвижные переборки (фанера, s6); 13—последний шпангоут—фашенпис (дубовая доска сечением 120×30 мм); 14—дуб и упорный (брус, 100×60, прикреплён шурупами и эпоксидным клеем к последнему шпангоуту); 15—топливный бак на 180 л (дюралюминий); 16—древесная подставка для топливного бака (прикреплена к шпангоуту шурупами); 17—направляющие сдвижных переборок (дерево); 18 — пантограф; 19—рулевой отсек; 20—кокпит; 21 -крепёжные болты М8 для крепления станин пантографа к транцу судна и подмоторной плите (сталь, L100 мм, 8 шт.); 22—подмоторная плита пантографа; 23—перо руля (нержавеющая сталь, пластина 600x500x10); 24—поворотное перо руля (нержавеющая сталь, пластина 600x500x10); 25—ось поворотного пера руля (металлической болт M10, L30); 26—фал для подъёма пера руля; 27—подвесной мотор; 28—штатный винт зажима подвесного мотора

Пантограф (шарнирная моторама):

1—станина (дюралюминий, плита 200×100, s40, 2 шт.); 2—подъёмный кронштейн (нержавеющая сталь, полоса 320×40, s7,2 шт.); 3 —упор (нержавеющая сталь, полоса 320×40, s7,2 шт.); 4—опорный кронштейн (нержавеющая сталь, полоса 320×40, s7, 2 шт.); 5—подмоторная плита (текстолит, плита 300×300, s40); 6—опорная ось шарнира (шпилька М10х170, 4 гайки М10, 2 шайбы, 2 пружинных шайбы, 2 шплинта, всего 2 набора); 7—ось шарнира (шпилька М 10×150, 4 гайки М10, 2 шайбы, 2 пружинных шайбы, 2 шплинта, всего 2 набора); 8—ось ручки (шпилька М10×170,4 гайки М10, 2 шайбы, 2 пружинных шайбы, 2 шплинта); 9—ручка (труба O13x1,5 с наружной насечкой); 10—стяжка опорных кронштейнов (шпилька М10×160,2 гайки М10,2 шплинта); 11 —распорная втулка (2 шт.)

Следующий отсек — кают-компания. Тут установлен складной стол, прикреплённый к пиллерсу, на протяжении бортов — два полумягких дивана-рундука: один — под парус, второй — под спасательные жилеты. При разложенном столике в каюте смогут отдыхать 4 человека и 2 человека в форпике (всего 6 человек).

Третий отсек — камбуз. В нём, по правому борту, установлен рабочий стол с газовой плитой. Газ подаётся по шлангу из пятилитрового баллона, установленного в следующем отсеке — кокпите.

В столе, закрывающемся раздвижными створками, сохраняются питьевая вода и продукты в двух десятилитровых канистрах для долгих походов. На камбузе стоят два кресла. В переборке между камбузом и кают-компанией имеется громадной проём (высотой 1500 мм и шириной 900 мм) и переборка является скорее портал, занавешиваемый шторой.

камбуз и Каюта находятся в рубке, и оба отсека смогут герметизироваться задраиванием входной двери

Потом направляться кокпит размерами 1,5 х 1,5 м. Из этого осуществляется управление самим судном и парусами. Тут расположены два сиденья-рундука: один по правому борту — на всю длину кокпита (в нём сохраняются газовый баллон, аккумулятор, запас воды и четыре кранца) и небольшой в левом заднем углу (ко мне убираются канат и якорь, подъём якоря осуществляется вручную).

Данный отсек открытый, но при необходимости, в ливень либо непогоду, закрывается брезентовым тентом.

Последний отсек — ахтерпик, небольшой. Он отделён от кокпита сдвижной перегородкой. За ней расположен топливный бак на 180 литров. Сверху ахтерпик закрыт палубой, образующей ют. Под палубой расположены ролики и тросы рулевого управления, и балл румпель и ер руля, выходящий в кокпит

Не могу сообщить, под какой движитель проектировался сам катер, но макет имел водомёт. Сначала и на лодке собирался поставить стационарный двигатель, лишь заменив движитель на гребной винт.

Но скоро была принята национальная программа по защите водоёмов от загрязнения, которая обязывала обладателей маломерных судов переделать моторные лодки под парус. Для этого было нужно перестроить корпус макета катера, по возможности приблизив его к конструкции корпуса яхты.

В передней части корпуса имелся полубак — 200-мм возвышение над уровнем другой палубы. Его я покинул. Всё другое: рубку, палубу от полубака до кормы удалил.

Демонтировал и стационарный двигатель.

По обоим бортам в течении от кормы до полубака устроил необычный ширстрек — верхний усилений пояс бортов. Для этого шпангоутоы нарастил на 180 мм (до отметки полубака брусками лиственницы внахлёст на эпоксидном клее и стянул их дополнительно болтами.

Верхние финиши наращений шпангоутов объединил угловым (между палубой стрингером и) бортом сечением 60×20 мм (доска из лиственницы длиной около 6000 мм), засунув его в предварительно вырезанные соответствующие пазы в шпангоутах на эпоксидный клей и шурупы.

Теоретический чертёж судна

Силовой комплект корпуса:

1—киль (дуб); 2—форштевень; 3—шпангоут (лиственница); 4—бимс (лиственница); 5—внутренний привальный брус; 6—скуловой стрингер (лиственница, брус 40×20, 2 шт.), 7—карлингс (лиственница, доска 100×20,2 шт.); 8—полубимс (лиственница); 9—фащенпис; 10—стойка стапеля; 11 —балка стапеля

Шпангоуты:

1—киль; 2— флор; 3—шпангоут (футокс); 4—скуловой стрингер; 5—бимс; 6—полубимс; 7—карлингс; 8—привальный брус; 9—кница (фанера s6)

Степс мачты:

1—подкладная опора (эпоксидная фанера s10); 2—основание (дюралюминий, лист s12); 3—щека (дюралюминий, лист s12, 2 шт.); 4—ложемент (дюралюминий, лист s12, 2 шт.)

Фальшкиль (материал подробностей позиций 1, 2, 6—броневой лист s12):

1 —стена (2 шт.); 2—дно; 3—потолок (металлическая полоса s20); 4—лыжа; 5—болт М20 (4 шт.); 6—балласт m=350 кг (свинцовые чушки); 7—задняя призматическая стена

На фашенписе — последнем кормовом шпангоуте корпуса макета был смонтирован вертикальный транец из эпоксидной фанеры толщиной 10 мм. Их (транец и шпангоут) также переделал под «яхтенную» корму. От транца покинул вверху прямоугольник высотой 300 мм.

К нижней кромке транца пристыковал под углом 60° вовнутрь судна от вертикали второй лист из такой же фанеры, предварительно скроенный по профилю днища и бортов. Предварительно переделал и нижнюю часть кормового шпангоута.

Предпоследний шпангоут замкнул вверху поперечиной-бимсом (доска из лиственницы сечением 100×20 мм и длиной 2000 мм), скрепив их шурупами и эпоксидным клеем.

От данной поперечины до бимса полубака установил по обоим бортам симметрично на расстоянии 750 мм от диаметральной плоскости несколько продольных подпалубных балок — карлингсов из доски лиственницы сечением 150×20 мм и длиной 5500 мм. Карлингсы к бимсам прикрепил посредством эпоксидного клея и шурупов при помощи древесных брусков, установленных в финишах карлингсов.

Между карлингсами и наращёнными частями шпангоутов с обоих бортов установил полубимсы — древесные маленькие поперечины, прикрепив их и к тем, и к вторым элементам шурупами и эпоксидным клеем. После этого на полубимсы эпоксидным клеем и оцинкованными шурупами прикрепил палубный настил шкафута (вагонка сечением 100×20 мм и длиной 6000 мм — от полубака до транца).

Такой же вагонкой (палубным настилом), но маленькими 500-мм отрезками перекрыл и оставшийся промежуток между карлингсами от предпоследней поперечины до транца.

На наращённых частях шпангоутов от полубака до транца снаружи по обоим бортам устроил ширстрек — верхний (дополнительный) усиленный пояс бортовой обшивки из 6-мм фанеры шириной 200 мм и длиной 6 м. Его выполнил встык с существующей обшивкой и прикрепил к ней эпоксидным клеем, а к шпангоутам — ещё и шурупами.

Затем по периметру заподлицо с палубным настилом прикрепил к угловому стрингеру шурупами и эпоксидным клеем наружный привальный брус из лиственницы сечением 50×40 мм.

Описания вышеприведённых переделок привожу в помощь тем, кто может оказаться перед такой же необходимостью.

В корпуса установил на днище и приклеил к нему эпоксидной смолой кильсон — балку из дубового бруса сечением 180×100 мм и длиной около 6,5 м, к которому прикрепил флоры от всех шпангоутов.

На флоры уложил настил из 20-мм досок лиственницы (ширина досок 150 мм).

К кильсону и килю четырьмя металлическими болтами М16 длиной 250 мм крепится фальшкиль длиной 3700 мм и высотой (глубиной) 410 мм, выполненный из 10-мм металлического броневого страницы. Фальшкиль представляет собой сварной узкий короб толщиной 100 мм, со срезом в передней части под 30°. Короб приварен к металлической пластине размерами 3700×80 мм и толщиной 20 мм со засунутыми в неё четырьмя болтами М16 для крепления к килю (и кильсону).

Снизу к коробу приварено дно — полоса броневой стали (2700x100x10 мм). Масса короба составила 150 кг Но для обеспечения надёжной остойчивости судна её имело возможность появляться не хватает. Исходя из этого короб фальшкиля решил заполнить ещё и балластом. Для этого в тавровой балке шириной 115 мм, как в корытце, на костре расплавлял застывшие слитки и свинец неспециализированной массой 250 кг положил в короб фальшкиля. Заднее отверстие короба закрыл (заварил) призмой (сходящимися полосами) из металлического страницы.

Затем фальшкиль был подведён к корпусу, стоящему на древесном стапеле, и двумя домкратами поднят к дну. Четыре болта М16 внатяг с эпоксидным клеем засунуты в заблаговременно просверленные соответствующие отверстия в киле и кильсоне, чем и были обеспечены надёжность крепления и герметичность корпуса фальшкиля.

Для устройства рубки с обоих бортов к карлингсам крепятся шурупами стенки и эпоксидным клеем — страницы бакелизированной фанеры размерами 4000×700 мм и толщиной 10 мм на высоту 600 мм от палубы, а вниз — до кромок карлингсов Предварительно у стенок передняя кромка срезана под 25° к вертикали и ко мне пристыкована рамка из древесного бруска для передних стёкол.

В рубки вертикально устанавливается переборка-портал — (фанера), крепятся шпангоуты крыши рубки, на каковые укладывается крыша (на эпоксидную смолу и оцинкованные шурупы, доска, вагонка 3500x100x15 мм).

В боковых стенках рубки вырезается по три прямоугольных отверстия размерами 700×350 мм под иллюминаторы. Затем устанавливаются предварительно подготовленные окна из органического стекла толщиной 6 мм на герметик с креплением медными шурупами.

Задняя входная переборка рубки установлена на эпоксидный клей и оцинкованные шурупы (вагонка 1000x100x15 мм, 450x100x15 мм, высота — 1585 мм). В ней, с левой стороны, устроена дверь с таким же окном.

Подобное же окно устроено с правой стороны переборки перед рабочим местом рулевого.

Что касается отделки корпуса (а правильнее, подготовки его под покрытие стеклопластиком), то она традиционна для древесных изделий. Подробности корпуса выравниваются (где требуется) эпоксидной шпаклёвкой, шлифуются шкуркой, пылесосятся, протираются ацетоном и покрываются двумя слоями стеклоткани с эпоксидной смолой. Не следует сходу заклеивать целый корпус. Эргономичнее делать это последовательно.

К примеру, проклеить один-два продольных пояса, по окончании отверждения клея обработать их снаружи, а уж после этого приклеивать следующий пояс.

Окончательная (поверхностная) отделка стеклопластикового покрытия включает в себя снова же шлифование шкуркой, удаление пыли пылесосом и промывку ацетоном. В завершение поверхность грунтуется и окрашивается эмалью.

На транце смонтирован пантограф, что посредством ручки разрешает устанавливать подвесной мотор в рабочее положение «на воду» и в нерабочее — «из воды» перестановкой нижних финишей упоров с опорной оси одной плиты на другую, в то время, когда лодка идёт под парусом либо на стоянке.

Перо руля составное, нижняя его откидная часть (лист нержавеющей стали размерами 500x600x10 мм) может поворачиваться около оси и подниматься вверх — как произвольно (на отмелях и от подводных препятствий), так и шкертом (при швартовке).

Рулём возможно руководить румпелем либо штурвалом через совокупность эластичной (тросовой) проводки и ролики.

На крыше рубки установлены поручни на протяжении всей её длины (трубка дюралюминиевая наружным диаметром 20 мм) на дюралюминиевых держателях и погон гика.

В соответствии с расчёту центровки парусности, мачту было нужно установить на расстоянии 3,5 м от носа лодки — прямо на крыше рубки.

Тут и был смонтирован степс — короб размерами 150x150x150 мм из дюралюминиевого 12-мм страницы с просверлёнными отверстиями в боковых стенках — диаметром 20 мм для крепления мачты при постановке её болтом М20 длиной 170 мм через соответствующее отверстие в её финише. Под степс, в каюты, установлен пиллерс (титановая труба наружным диаметром 60 мм и толщиной стены 5 мм) с упором на кильсон и киль.

Схема монтажа мачты:

1—носовое место крепления форштага мачты; 2—форштаг; 3—шарнир гика; 4—задний финиш гика; 5—гик; 6—степс; 7—опорный болт мачты; 8—ахтерштаг; 9—удлиняющий фал ахтерштага; 10—связуюший узел между ахтерштагом и удлиняющим фалом; 11 —бортовая ванта (2 шт.); 12—место крепления бортовой ванты на палубе (2 шт.); 13—растяжка при установке гика (2 шт.); 14—место крепления ахтерштага на палубе; 15—мачта

Рангоут мачты для постановки парусов:

1—ходовые огни; 2—крышка мачты (нержавеющая сталь, лист s2); 3—планка для вант и крепления штагов (нержавеющая сталь, полоса 200x30x4); 4—блоки (2 шт.); 5—серьги (5 шт.); 6—фалы (2 шт.); 7—кольца связи форштага с передней шкаториной стакселя (набор); 8—пружина кольца; 9—защёлка; 10—ось защёлки; 11—стаксель; 12—форштаг; 13—ахтерштаг; 14—грот; 15—электрокабель; 16—разъём ШР; 17 — степс; 18—хомут; 19—болт шарнирного узла гика; 20—гик с ликпазом; 21—ликпазы мачты гика; 22—поручень; 23—утка; 24—рубка; 25—ось мачты в степсе; 26—ликтрос

Принципиальная схема световой сигнализации и освещения судна

Мачта изготовлена из дюралюминиевой трубы наружным диаметром 120 мм (толщина стены 3 мм) длиной 8 м. К мачте, практически по всей её длине (7,5 м), прикреплён шурупами-саморезами лик-паз — разрезанная на протяжении ножовкой шириной 3 мм дюралюминиевая трубка наружным диаметром 20 мм (толщина стены 2 мм).

Потом прорезь разжималась дюралюминиевыми клиньями до ширины 5 — 6 мм (по диаметру потайной головки шурупа-самореза).

Через эту прорезь сверлились в один момент в ликпазе и в мачте отверстия на расстоянии 200 мм один от другого. Отверстия в ликпазе зенковались, и в них ввинчивались шурупы-саморезы. По окончании окончательного крепления кромки прорези притуплялись, а её ширина восстанавливалась до 3 мм.

На нижнюю часть мачты (у степса) надевается хомут (дюралюминиевая полоса, шириной 50 мм и толщиной 4 мм), на что шарнирно подвешивается дубовый гик диаметром 80 мм и длиной 3,5 м.

Парусное оружие, складывающееся из стакселя и грота — покупное, от спортивной яхты типа «Дракон»: площадь парусов — 22 м2 . Грот связан с погоном (дюралюминиевая планка размерами 1500x60x6 мм), укреплённым шурупами и эпоксидным клеем на крыше кормовой части рубки через подложку (полоса водостойкой фанеры размерами 1500x30x10 мм) через ползунок, перемещающийся на всей протяженности последнего.

Фал гика, через блоки между гиком и ползунком, заведён на ручную лебёдку, смонтированную на переборке рубки, что разрешает руководить гротом без особенных упрочнений из кокпита. Фал нижней шкаторины стакселя может также заводиться на лебёдку и фиксироваться стопором оттяжки стакселя, другими словами имеется возможность руководить и стакселем в зависимости от направления и силы ветра.

фалы и Стоячий такелаж изготовлены из металлических нержавеющих верёвок (тросов).

Около кокпита на рубке и палубе расположены шкотовые лебёдки, стопора, утки и блоки для снастей бегучего такелажа. Помимо этого, по обоим бортам кокпита устанавливаются по две утки для швартовки.

Постановка мачты на судне осуществляется следующим методом.

— Мачта укладывается горизонтально на протяжении лодки и закрепляется в степсе осью-болтом через отверстие у её основания.

— Потом от неё разводятся штаги до мест их крепления на палубе, к каким они зацепляются через талрепы.

— Гик укрепляется на хомуте в основании мачты, устанавливается вертикально (под 90 градусов к мачте) и «растягивается» фалами по бортам.

— Ахтерштаг удлиняется фалом и от клотика через задний финиш гика заводится до кормы. Натяжением ахтерштага за фал в сторону кормы мачта устанавливается в вертикальное положение.

Бортовые ванты содействуют её удержанию от сваливания на бок при подъёме. После этого от ахтерштага отвязывается удлиняющий фал, и его финиш крепится через талреп на собственное посадочное место в корме, натягивая и форштаг.

Судно укомплектовано всем оборудованием, предусмотренным правилами. Освещение в средней части — за счёт иллюминаторов, ночью — от аккумулятора светильниками в потолке рубки.

Аккумулятор возможно подзаряжать от генератора подвесного мотора.

Ходовые огни (красный, зелёный, белый) — на клотике мачты.

Б.САНЖАРОВСКИЙ

Рандомные статьи:

Обучение яхтингу в школе ЯХТ ДРИМ. ЭПИЗОД 5. Парус или мотор?


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • На прогулку под парусом

    Тем, кто живет рядом от воды, лодка столь же нужна, как для других мотоцикл либо машина. Само собой разумеется, умелые корабелы-любители вряд ли…

  • На одной доске с парусом

    Непременно, парусную доску кое-кто в состоянии приобрести и в магазине. Но практически всем это не по карману. Такие точно захотят сделать ее…

  • Парус встает на коньки

    Стоит броскому весеннему солнцу согнать снег с ледяного панциря, заковавшего реки, озера и водохранилища, как на естественных ледовых автострадах тут же…

  • Белеет парус…

    Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… Эти строки из красивого стихотворения великого русского поэта постоянно навевают острое желание и…