Едет в автобусе… робот

У нас в Калининграде ребят в детские сады развозят особые автобусы. Дабы в дороге им не было скучно, кружковцы областной СЮТ Сережа Ганиев, Игорь Филановский, Витя Гришин, Юра Алтухов, Саша Суворов, Вася Витя и Карпов Яшкин сделали робота-кондуктора. Вместо коробки кассы в автобусе стоял радостный Самоделкин и в обмен на пятачки выдавал детям билеты для мам и пап.

на данный момент робот находится на «лечении» у собственных создателей, а дети с нетерпением ожидают его выхода на работу.

Ребятам нравится не только его забавная, добрая лицо. Их восхищают разнообразные и бессчётные таланты неординарного кондуктора. Железный человек поворачивает голову, мигает глазами, зажигает «бегущие огни» на собственной груди.

Он «железным» голосом объявляет остановки и… говорит сказки. И по большому счету, в случае если у этого неординарного робота подходящее настроение, он с вами поболтает на любую тему.

Детям не требуется, да они и не желают знать, что у чуда имеется электронная «начинка», что сказки говорит магнитофон «Комета», а разговор на «вольную тему» ведет шофер через установленный в роботе усилитель.

Но взрослым, каковые решат сделать ребятам такой же приятный сюрприз, как калининградцы, мы попытаемся раскрыть все секреты «кондуктора».

На первой странице вкладки и рисунке 1 вы заметите, как выглядит Самоделкин и из каких подробностей состоит. На вкладке продемонстрирована и блок-схема главных узлов.

Голова робота — алюминиевый цилиндр, а по секрету говоря, обычная кастрюля высотой 140 мм и O 160 мм.

Сверху на нее надета «шляпа» — шестигранник, собранный из дюралюминиевых уголков 20X20 мм, обшитых дюралюминием толщиной 2 мм. На шестиграннике усиливают декоративные перья. Шнобель робота — болт O 12—15 мм, уши — ручки настройки от приемника, шею необходимо выгнуть из дюралюминия толщиной 2 мм.

Едет в автобусе... робот

Рис. 1. Так выглядит робот:

1 — декоративные перья; 2 — шея, дюралюминий 2 мм; 3 — редуктор и двигатель вращения головы; 4 — приемник монет; 5 — редуктор; 6 — шестерня электродвигателя на 24 в; 7 — касса; 8 — усилитель; 9 — динамик;10 — ступни, дюралюминий (подошвы из железа толщиной 20 мм); 11 — аккумулятор 24 в; 12 — магнитофон!

13 — кабель питания; 14 — разъем; 15 — окно выдачи билетов; 16 — туловище, дюралюминий 1,5 мм; 17 — мультивибратор; 18 — обшивка, дюралюминий 2 мм.

Электродвигатель, что вращает голову влево и вправо, вместе с редуктором забран от трамвайного стеклоочистителя. К шее приклепаны три ролика-шарикоподшипника. Благодаря им голова поворачивается легче (рис.

2).

Рис. 2. Механизм вращения головы:

1 — голова; 2 — шпонка; 3 — ролик (3 шт.); 4 — электродвигатель с редуктором; 5 — фланец крепления оси электродвигателя; 6 — шайба, дюралюминий; 7 — шея.

Размеры туловища — 550X400X250 мм. Его каркас собран из дюралюминиевых уголков 20X20 мм, обшитых дюралюминием толщиной 1,5 мм.

В к задней стенке каркаса прикреплена дюралюминиевая накладка, на которой установлена касса. Передняя панель туловища съемная, крепится декоративными болтами. Чтобы опустить монету и взять билет, в панели проделаны прорези, еще шесть «окон» сделаны для лампочек.

Руки робота — трубки O 15— 20 мм, ноги — пружины либо витые прутки O 15—20 мм.

Ступни ног в обязательном порядке необходимо сделать потяжелее, дабы робот стоял устойчиво и не опрокидывался.

В туловище, не считая кассы, закреплен механизм привода рычага кассы, усилитель с динамиком, мультивибратор.

Для кассы-автомата парни приспособили простую кассу для выдачи проездных билетов.

Механизм привода (рис. 3) складывается из мотора на 24в с зубчатым колесом, редуктора с шестерней и кулисы с роликом, каковые создают «качательные» перемещения рычага. Рычаг, со своей стороны, передвигает ручку кассы вперед и назад.

В корпус кассы вмонтированы еще два концевых выключателя.

Рис. 3. Привод рычага кассы:

1 — касса; 2 — окно выдачи билетов; 3 — прием монет; 4 — ручка; 5 — рычаг; 6 — кулиса; 7 — ролик кулисы; 8 — ось кулисы; 9 — редуктор; 10 — шестерня; 11 — электродвигатель, 24 в; 12 — шестерня электродвигателя; 13 — ось и шарикоподшипник рычага.

Рис.

4. Включение электродвигателя кассы.

Механизм трудится так. В то время, когда монета попадает на весы кассы, замыкается концевой выключатель Кв1 и включается электродвигатель (рис.

4). Вращаясь, двигатель через редуктор, кулису, рычаг приводит в перемещение ручку, а та включает концевой выключатель Кв2. После этого монета проваливается в копилку, весы возвращаются в начальное положение, размыкается Кв1.

Но цепь не порвана, поскольку включен Кв2.

По окончании выдачи билета ручка из крайнего переднего положения возвратится в крайнее заднее положение и, дойдя до упора, разомкнет Кв2 — электродвигатель остановится.

Электрическая схема включения «бегущего огня», «глаз» и двигателя вращения головы продемонстрирована на рисунке 5, В то время, когда шофер замыкает выключатель Вк1, срабатывает электродвигатель М1.

В один момент включается мультивибратор, что руководит «глазами» и «бегущим огнем».

Рис. 5. Схема электродвигателя вращения и включения мультивибратора головы.

Мультивибратор собран на транзисторах Т1 и Т2 типа МП40, скорость переключений регулируется резистором R1. К выходу мультивибратора подсоединен однокаскадный усилитель на транзисторе Т3, в коллекторную цепь которого включена обмотка реле РЭС-6. Контакты реле поочередно в такт работы мультивибратора включают две группы лампочек: так получается «бегущий пламя».

В один момент мигают и «глаза» робота.

усилитель и Мультивибратор собраны на печатной плате. Резисторы —типа МЛТ 0,25 либо УЛМ, электролитические конденсаторы С1 и С2 типа ЭМ либо К50-3 с пробивным напряжением не меньше 10 в. Лампочки Л1 — Л6 вычислены на 3,6 в, Л7, Л8 — на 6,3 в.

«Глаза» робота выкрашены в зеленый цвет.

Остальные лампочки соответственно в светло синий, фиолетовый, желтый, красный, зеленый, белый.

Для усиления звука магнитофона «Комета-206», которым руководит шофер, и микрофона, установленного в его кабине, в робот вмонтирован усилитель низкой частоты типа АГУ-2 (независимая крикливая установка), используемый в автобусах.

Питание на блоки робота поступает по кабелю от аккумулятора напряжением 24 в.

А. МАЛИНОВСКИЙ, Э. БИКЧЕНТАЕВ, Калининград

Рандомные статьи:

Песенки — КУКУТИКИ — Сборник для мальчиков — Мультики про машинки, автобус, паровозик, корабль


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.