«Муравей» кузовом вперед

В первую очередь, благодарю редакцию «Моделиста-конструктора» за пропаганду смекалки, таланта и ума несложного народа, за предоставленную возможность пользоваться его богатейшим творческим опытом, сконцентрированным в издании. Так и продолжайте!
Со своей стороны желал бы предложить вниманию читателей описание очень практичного мини-грузовика.

Практичного в том смысле, что он несложен по конструкции, легок в управлении и недорог в эксплуатации.

Это простое транспортное средство предназначено для перевозки разных грузов, и одного пассажира. Я в далеком прошлом +строил планы создания для того чтобы мини-грузовика — в домашнем хозяйстве он просто нужен.

И в то время, когда в мои руки по случаю попал подержанный мотороллер «Муравей», его главные детали и узлы решил положить в базу собственной четырехколесной автомобили, как более устойчивой против трехколесной. При незначительной доработке детали и эти узлы (благодарю тульским машиностроителям за уровень качества их продукции!) разрешили сделать конструкцию недорогой в изготовлении и надежной в эксплуатации.

Грузовичок, названный «Следопытом», это «Муравей», переделанный кузовом вперед.

Снаружи он чем-то напоминает самоходное шасси Т-16. Но в отличие от него имеет передние ведущие колеса. Выбор компоновки самоходного шасси разъясняется следующим мыслью: задние ведущие колеса «Муравья», став у грузовичка передними, повышают его проходимость, а передние управляемые, став задними, — маневренность. Это дает определенное преимущество при перемещении по распутью либо на тесном хозяйственном дворе.

Дабы осуществить собственную задумку, мне пригодилось доработать штатные передние подвески; изготовить балку заднего моста с подшипниковыми узлами на финишах; приспособить руль от «Москвича-412», рулевой шаровые шарниры и механизм — от «Нивы»; установить органы управления «газом», сцеплением,тормозами;сделать сиденья и самосвальный кузов.

«Муравей» кузовом вперед
Мини-грузовик «Следопыт» (на виде спереди защитный поддон с запасным колесом не продемонстрирован).

Компоновка мини-грузовика:

1 — сиденье пассажира: 2 шарнир рулевой: 3 — рама подседельная; 4 — узел заднего колеса, поворотный; 5 — рычаг переключения передач; 6 механизм рулевой; 7 — руль; 8 — рычаг управления реверс-редуктором; 9 — бак топливный; 10 — капот двигателя; 11 — кузов самосвальный; 12 борт откидывающийся; 13 — поддон защитный; 14 — колесо запасное; 15 — труба выхлопная; 16 — колесо ведущее; 17 — крыло переднее; 18 — глушитель; 19 — тяга тормозная; 20 передача цепная; 21 — рама мини-грузовика; 22 — рычаг кик-стартера; 23 — педаль тормозная; 24 — педаль «газа»; 25 — тяга рычага переключения передач; 26 — вилка рулевого колеса; 27 — колесо рулевое: 28 — амортизатор задний; 29 — бампер-отбойник; 30 — крыло заднее; 31 — сиденье водителя; 32 — пружина подвески; 33 — амортизатор передний; 34 — передача основная; 35 — полуось с карданными шарнирами.

Рама мотороллера «основные» детали и Муравей, превращающие ее в раму мини-грузовика «Следопыт» (задний кронштейн крепления двигателя не продемонстрирован):

1 — втулки шкворневые; 2 — траверсы (труба 30×2); 3 — кронштейны крепления пола (уголок 30×30); 4 — дуги прошлой подседельной рамы; 5 — ложементы топливного бака (сталь, лист s2); 6 — кронштейны крепления передних крыльев (уголок 70×70); 7 — консоли крепления пола (труба 25x25x2); 8 — про- развёрнута, увеличено ушина крепления подседельной рамы (2 шт.); 9 — балка заднего моста (труба 48×5); 10 — косынки (сталь, лист 50×50, s2); 11 — колено рамы мотороллера, центральное; 12 — кронштейн крепления педали сцепления (уголок 30×30); 13 — рама мотороллера; 14 — кронштейн крепления подседельной рамы (4 шт.); 15 — стойки (труба 25x25x2).

На все это ушло четыре месяца. Работа шла как по маслу, по причине того, что в мыслях я уже ездил на «Следопыте». Готовая и выкрашенная машина была, как положено, зарегистрирована. Действительно, в качестве… мини-трактора. Разъясняется такая видоизменение легко: в то время я имел водительские «права» лишь на трактор. Но это событие нисколько не мешает мне пользоваться «Следопытом» по большей части как транспортным средством.

«Следопыт» — хороший ассистент в подсобном хозяйстве.

Не считая гого, езжу на нем по ягоды и грибы, и на рыбалку. Эксплуатирую грузовичок по большей части лишь в теплый сезон, исходя из этого кабину не делал. Совершаю поездки иногда по 100 км и особенной усталости не чувствую. Руководить машиной легко — все органы управления размещены прямо перед водителем. И не смотря на то, что педали разнесены мало шире, чем на автомобиле, к этому скоро привыкаешь.

Комфортно не только водителю, но и пассажиру: движение автомобили мягкий, недаром у нее свободная подвеска всех колес.

Все, кто когда-либо катался на «Следопыте», восседая на пассажирском месте, не испытывали, согласно их точке зрения, неудобств. Позднее, в то время, когда у сидений показались подлокотники, а над ними — съемный тент, в отзывах о поездке зазвучало кроме того такое определение, как «комфортная».

Словом, мини-грузовиком своим я доволен.

Нужно отметить его проходимость, в особенности в то время, когда он груженый, поскольку ведущие колеса у него — широкопрофильные, от мотоцикла «Тула» (рулевые — от мотороллера). Вот лишь мощности «родного» двигателя не всегда хватает. Исходя из этого перед буксировкой тяжелого груза приходится поменять мотоциклетные колеса на мотороллерные, причем спаренные.

Кузов мини-грузовика самосвальный, поворотный. Но возможно и фиксированным. Тогда снизу к нему легко прикрепить «жигулевский» отбойник (защиту картера двигателя) с «колесом» — и запаской. В таковой комплектации вид у «Следопыта» достаточно необыкновенный, завлекающий внимание прохожих.

Подседельная рама:

1 — каркас сиденья (труба 22×2, 2 шт.); 2 ножка сиденья (труба 22×2, 8 шт.); 3 балка опорная (Труба 25x25x2); 4 подкос (труба 22×2, 2 шт.); 5 —стойка (труба 25x25x2, 2 шт.); 6 — бампер-отбойник (труба 50x25x2); 7—-упор (труба 25x25x2,2 шт.); 8 кронштейн крепления к раме мини-грузовика (4 шт.); 9 поперечина (труба 22×2. 2шт.).

Рулевой привод:

1 — палец шаровой (от «Жигулей»): 2 тяга поперечная; 3 — шарнир резинометаллический (от «Москвича-2141»); 4 — качалка (полоса s10); 5 — головка качалки (труба 30×5); 6 — втулки упорные (труба 26×3); 7 — хомут крепления к центральному колену рамы (полоса s5); 8 — корпус подшипника (труба 77×15);9 — подшипник 204;10 — вал привода ( неотёсанна 20×4); 11 — сошка рулевая; 12 —тяга продольная; 13- штифты фиксирующие.

Схема рулевого управления:

1 —руль (от «Москвича-412»): 2- механизм рулевой (от «Нивы»); 3 — тяга рулевая, продольная (от «Жигулей»); 4 — тяги рулевые, поперечные, регулируемые; 5 — качалка; 6 — рычаги поворотные; 7,9 — опоры подшипниковые; 8 — вал привода; 10 — сошка рулевая.

Поворотный узел:

1 — рычаг поворотный; 2 — пята (пластина s5); 3 — болт М12х1,25; 4 — колено дополнительное (пруток d14); 5 — вилка колеса; 6 — шкворень: 7 — пыльники; 8 — втулка шкворневая; 9 — подшипник 46204; 10— втулка распорная; 11 — подшипник 204; 12 — гайка М 12×1,25

Размещение некоторых органов управлении (вид со стороны водителя):

1 — педаль сцепления; 2 — механизм рулевой; 3 — сошка рулевая; 4 — тяга рулевая, продольная; 5 — рычаг тормозной; 6 — тяга рычага переключения передач; 7 — педаль «газа»; 8 — педаль тормоза; 9 — руль.

Механизм управления коробкой передач:

1 — рычаг переключения передач; 2 — колено рамы, центральное; 3 — кронштейн крепления рычага; 4 — тяга регулируемая; 5 — поводок коробки передач (двигатель условно не продемонстрирован)

При проектировании мини-грузовика я руководствовался необходимостью обеспечить следующее: надёжность конструкции и достаточную прочность, управляемость и хорошую устойчивость, действенное торможение, оптимальное размещение всех агрегатов, функциональное размещение органов управления, пассажира и удобную посадку водителя и, наконец, эстетичный внешний вид.

РАМА мини-грузовика.

Базой ее послужила рама мотороллера «Муравей», к которой добавлены балка заднего моста, траверсы, ложементы крепления и уголки крыльев топливного бака.

ЗАДНИЙ МОСТ. направляться подчернуть, что задний мост — один из самый нагруженных узлов конструкции минигрузовика. Для успешного противостояния знакопеременным скручивающим и изгибающим нагрузкам балка заднего моста должна быть твёрдой и прочной, исходя из этого изготовлена из толстостенной трубы.

Она закреплена на месте бывшей рулевой колонки «Муравья» (на финише центрального колена рамы) и усилена двумя косынками.

Помимо этого, справа и слева балку подпирают траверсы, повторяющие изгиб центрального колена рамы «Муравья» (последнее принципиально важно чтобы полик для пассажира и ног водителя был ровным). Снизу траверсы имеют проушины для присоединения подседельной рамы, а по бокам — кронштейны крепления полика.

Технологическая тонкость: балку заднего моста я присоединял к раме в сборе с подвесками — вилками, колёсами и амортизаторами. Сперва прихватил балку сваркой к центральному колену, а после этого, выставив ее относительно рамы и совсем определившись с размерами, приварил ее к траверсам и колену.

Угол наклона шкворневых втулок 12° обусловлен применением колес размером 6,70—10 — ведущих и 4,00—10 — ведомых.

При таком угле плоскость рамы мини-грузовика параллельна дороге. Угол возможно и необходимо поменять при применения четырех колес размером 4,00—10“.

В качестве задних подвесок использованы доработанные передние подвески двух мотороллеров «Муравей». Доработка свелась к присоединению и замене шкворня к вилке дополнительного колена, усиливающего сообщение вилки с поворотным рычагом.

К балке заднего моста собственными четырьмя верхними кронштейнами крепится подседельная рама с сиденьями пассажира и водителя. Двумя нижними кронштейнами (петлями) эта рама стыкуется с проушинами траверс.

ПЕРЕДНИЙ МОСТ, напомню, ведущий.

К нему относятся: реверс-редуктор, подвески колес, пружины, амортизаторы, полуоси, тормоза — все от «Муравья». С некоторыми доработками эти узлы находятся на собственных прошлых местах под кузовом.

ДВИГАТЕЛЬ мини-грузовика — «родной», Т-200. Мощность его за счет установки головки с уменьшенной камерой сгорания доведена до 14 л.с.

Вместо штатной совокупности зажигания применено «магнето», облегчающее обслуживание силового агрегата. Крепление двигателя к раме покинуто прошлым.

Механизм управления «газом»:

1 — тросик в оболочке; 2 — упор; 3 — тяга; 4 — кронштейн крепления педали; 5 — педаль «газа»; 6 — карбюратор (двигатель условно не продемонстрирован).

Крышка подшипника дифференциала:

1 — подшипник 104; 2 — уплотнитель (резиновое кольцо); 3 — корпус крышки.

Доработаннаявилкакарданноюшарнира.

Крутящий момент от двигателя к реверс-редуктору передается цепью отмопеда. Для этого звездочки, ведущая (z — 14) и ведомая (z = 27), подогнаны к посадочным размерам данной цепи уменьшением толщины их зубьев на токарном станке. Высокое тяговое упрочнение удалось взять заменой штатной ведущей звездочки (z = 17) на «минскую» с меньшим числом зубьев (z = 14).

Цепная передача на «Следопыте» продемонстрировала себя замечательно; по окончании пробега 800 км возможности ее регулировки далеко не исчерпаны. А звездочки не имеют явных показателей износа.

ТРАНСМИССИЯ. Штатный рычаг переключения передач заменен рычагом
от топливного насоса большого давления дизельного двигателя, подошедшим по размерам посадочных шлицев.

На «Следопыте» установлен реверс-редуктор от грузового мотороллера «Муравей». Самые не сильный его подробности — полуоси.

При пиковых нагрузках они ломаются, поскольку ослаблены отверстиями для фиксирующих штифтов, и имеют большой люфт — карданные шарниры с резиновыми муфтами, и ординарная подвеска отнюдь не содействуют продолжительному сроку работы посадочных мест полуосей.

Дабы ходовая часть автомобили не подводила, я решил задачу кардинально. Для этого изготовил новые крышки подшипников дифференциала, в каковые запрессовал подшипники 104, подходящие по посадочным размерам полуосей.

Доработал и вилки карданных шарниров: во-первых, укоротил; во-вторых, обточил снаружи так, что стало возмможно утопить вилки поглубже в крышки и тем самым расширить надежность их шлицевого соединения с полуосями. Затем штифты, фиксирующие вилки на шлицевых валах, стали ненужными.

Еще в моих замыслах — установка бортовых редукторов ведущих колес.

Это улучшит неспециализированную развеску конструкции, облегчит работу двигателя, повысит тяговые характеристики мини-грузовика.

РУЛЕВОЙ ПРИВОД. При его размещении на раме мини-грузовика передо мной поднялась задача: как, не мешая пассажиру и водителю, связать руль перед сиденьями с поворотными рычагами под сиденьями?

Разглядев пара вариантов, я применил качалку, связывающую всю кинематику рулевого привода.

Расположилась качалка на вершине вертикального вала, что вращается в двух шарикоподшипниковых опорах, прикрепленных к центральному колену рамы хомутами.

Рулевые тяги изменяемой длины изготовлены из стержней и стальных труб. На одном финише они имеют шаровые пальцы от «Жигулей», на втором — резинометаллические шарниры от «Москвича-2141».

Тяги разрешают регулировать величину сходимости управляемых колес так, дабы на ходу все зазоры в рулевом приводе под действием сил трения качения выбирались и колеса становились параллельными.

Сам рулевой механизм забран от автомобиля «Нива». К нему приварена самодельная колонка с рулем от «Москвича-412» наверху.

СОВОКУПНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. Говоря о ней, я имею в виду механизмы управления тормозами, сцеплением, дроссельной заслонкой карбюратора, реверс-редуктором.

На мини-грузовике применена автомобильная совокупность управления: под
правой рукой водителя находится рычаг коробки передач, под левой — реверс-редуктор, под правой ногой — педали «газа» и тормоза, под левой — сцепления (последние две педали — от автомобиля «УАЗ», доработанные по месту установки). В качестве педалей сцепления и «газа» использованы тормозные педали мотороллера «Турист».

Механизмы управления сцеплением, дроссельной заслонкой — тросовые; тормозами, коробкой передач и реверс-редуктором — тяговые, твёрдые. рычага переключения и Тяги тормозов передач сделаны регулируемыми по длине.

Рычажок воздушного обогатителя карбюратора («подсоса») находится под правой рукой водителя — на трубе подседельной рамы.

Качественные тормоза — залог безопасности любого транспортного средства.

Пускай не работает двигатель, но тормоза должны быть неизменно исправны — в этих словах громадной суть. Исходя из этого в конструкции мини-грузовика использована штатная совокупность механических тормозов «Муравья».

Педаль тормоза твёрдой регулируемой тягой связана с качалкой — уравнителем тормозных сил и потом — с ведущими (передними) колесами. В возможности «Следопыт» будет иметь и стояночный тормоз, действующий на рулевые (задние)колеса.

ПОДСЕДЕЛЬНАЯ РАМА представляет собой несложную конструкцию, сваренную из металлических труб круглого, прямоугольного и квадратного сечений, крепится болтами в шести точках: четыре из них расположены на балке заднего моста и две — под траверсами. При необходимости рама легко демонтируется, оставляя вольный доступ к рулевому приводу.

Каркасы сидений изготовлены из тонкостенных труб диаметром 22 мм, спинки и подушки сидений забраны готовыми — от транспортной техники.

Вертикальные спинки снабжают пассажиру и водителю эргономичную посадку. Помимо этого, дабы исключить боковое смещение седоков при крутых виражах, сиденья позднее были оборудованы подлокотниками.

ТОПЛИВНЫЙ БАК изготовлен из ресивера тормозной совокупности грузовика «КрАЗ». Для его размещения выбраны дуги бывшей подседельной рамы «Муравья»: на них оборудованы ложементы, к каким при резиновых прокладок и помощи хомутов притянут бак.

Емкость его образовывает порядка 35 л, что вполне достаточно для продолжительной езды. Горючее из бака самотеком поступает в карбюратор двигателя.

КОЛЕСА. Для рулевых использованы мотороллерные шины с небольшим, так называемым шоссейным рисунком протектора.

Они меньше цепляют грязи, скоро самоочищаются, снабжая удовлетворительную управляемость на распутье, и создают меньшее сопротивление при перемещении по асфальту.

Для ведущих выбор существенно шире. На мини-грузовик, в зависимости от условий и маршрута перемещения, возможно устанавливать любой из четырех наборов колес: «родные» одинарные либо сдвоенные, самодельные со «злым» вездеходным протектором для перемещения по распутью либо широкопрофильные от мотоцикла «Тула».

Последний вариант — самый выигрышный для «Следопыта».

ВЫПУСКНАЯ СОВОКУПНОСТЬ. Ее размещение не было связано с какими-либо трудностями. Тут лишь одно новшество — дополнительное колено на выходе глушителя, разрешившее отвести выхлопные газы из-под кузова наружу — вправо. Это избавило пассажира и водителя от неизбежности дышать выхлопными газами.

КУЗОВ мини-грузовика самодельный с габаритами 1200x800x350 мм. Грузоподъемность ег о 300 кг.

Изготовлен кузов из страниц железного воздуховода (толщина страницы — 1,5 мм). Борта окантованы уголком, но возможно и трубой малого диаметра, предварительно выбрав в ней снизу паз на всей протяженности.

Окантовка присоединена прерывистым сварным швом.

То, что кузов — самосвального типа, весьма комфортно в эксплуатации. Кроме всего другого, это разрешает, подняв его, делать ремонт трансмиссии и профилактический осмотр, не подлезая под машину!

ОСОБОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Для надёжного перемещения по дорогам мини-грузовик оборудован зеркалом заднего вида и светотехническими устройствами от «Муравья».

К этому оборудованию возможно отнести и задний бампер-отбойник, и поддон защиты картера от «Жигулей» с запасным колесом, установленным под кузовом.

Для пассажира и защиты водителя, и других узлов и двигателя конструкции от попадания на них грязи и воды все четыре колеса снабжены грязевыми щитками и крыльями.

Крылья ведущих колес изготовлены из подробностей корпуса внутренней камеры бытового холодильника. Для задних колес использованы части передних крыльев «ижевского» мотоцикла.

Трехлетняя эксплуатация «Следопыта» продемонстрировала, что он в полной мере жизнеспособен.

Завлекает хорошей дизайн мини-грузовика — многие принимают его за промышленный пример.

На базе «Следопыта» возможно сделать четырехколесный мотоцикл, мини-трактор, и вездеход на пневматиках. Каждая из этих автомобилей облегчит труд дачника, фермера либо строителя.

С.ЯКИШЕВ, Красноярский край

Рандомные статьи:

Мотороллер муравей восстановление. Часть 7! Немного тюнинга и только вперед!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Серебряный муравей

    Каков же он, мини-трактор «Муравей»? Что прячется за радующими глаз успешными его формами? Вправду, кинематика тут идеально соответствует дизайнерскому…

  • Приусадебный грузовичок

    Я являюсь постоянным подписчиком и давним читателем издания «Моделист-конструктор». в течении практически сорока лет не только знакомился с механизмами и…

  • Автомобиль «для души»

    Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…

  • Серия «п»: поиск продолжается

    О работах отечественного кружка технического творчества при политехникуме легкой промышленности города Чайковского уже неоднократно рассказывалось на…