Серия «п»: поиск продолжается

О работах отечественного кружка технического творчества при политехникуме легкой промышленности города Чайковского уже неоднократно рассказывалось на страницах «М-К». На последнюю такую публикацию в № 2 за 1989 год обратили внимание газовики из поселка Уренгой Тюменской области и обратились к нам прося создать и изготовить универсальный вездеход.

Им требовалась надежная и несложная в эксплуатации машина, владеющая высокой проходимостью, достаточно комфортными условиями для участников ее экипажа, и плавучестью.
Создание для того чтобы транспортного средства потребовало целого года напряженной работы. Само собой разумеется, сказать о отечественном детище как о промышленном примере, возможно, преждевременно. Однако машина оказалась только успешная, и ее конструкция всецело соответствует взятому нами техническому заданию.

Кстати, таковой вездеход в полной мере подойдет и в качестве универсальной сельскохозяйственной автомобили, потому, что имеющийся вал отбора мощности разрешает агрегатировать транспортное средство с активными прицепными сельскохозяйственными орудиями.

направляться подчернуть, что уровень технологичности, заложенный в ходе проектирования, обеспечивается, с одной стороны, несложной конструктивной схемой, и с другой — высокой степенью применения подробностей, агрегатов и узлов серийных машин, мотоколясок и мотороллеров.

самый ответственный узел ходовой части вездехода — задний мост. Как раз от него зависит работоспособность и надёжность всей конструкции. За его базу в нашем случае мы забрали задний мост от автомобиля «Москвич-408».

В принципе, его возможно было бы применять и без всяких переделок, но это существенно увеличивало массу автомобили. Исходя из этого было решено покинуть редуктор без трансформации, а балку моста (кстати, мы ее нашли на свалке) существенно доработать.Для этого срезали фланцы крепления тормозных барабанов, а на их место приварили корпуса подшипников заднего моста от мотоколяски СЗД, на каковые и устанавливаются тормозные барабаны от той же мотоколяски.

Полуоси изготовлены собственными силами из стали марки «45». На них насаживаются фланцы, к каким на шпильках М12 крепятся задние колеса вездехода. Дабы не допустить попадание масла из редуктора на тормозные барабаны, на корпусах подшипников устанавливаются защитные сальники. Кронштейны крепления заднего моста были срезаны — вместо них приварены новые на расстоянии 820 мм по осям отверстий.

Сейчас мост фиксируется четырьмя болтами М10 к подмоторной раме, сваренной из толстостенных труб диаметром 28 мм. Потому, что подмоторная рама кроме этого легкосъемная (8 болтов М6) — это весьма удобно для ремонта и монтажа как заднего моста, так и всего силового агрегата.

Тормозные тросы забраны от мотоколяски.

Для крепления штуцеров тормозных тросов употребляются проушины, приваренные к балке моста.

Думается, что возможно было бы еще больше снизить вес автомобили, в случае если заменить литой чугунный корпус редуктора на самодельный, сваренный из листовой стали.

Двигатель на вездеходе — от грузового мотороллера «Муравей» типа ТГА-200. Действительно, мы поменяли на нем совокупность зажигания, предусмотрев установку магнето.

Прорабатывался вариант и с запуском двигателя стартером, но, как продемонстрировала практика, он был все же менее надежным, чем первый. Вправду, не через чур сложно захватить в дальнюю поездку запасное магнето, и совсем невозможно — запасной аккумулятор. К тому же неисправность совокупности зажигания может таиться не только в аккумуляторе.

На подмоторной раме двигатель крепится к кронштейнам, на одном из которых предусмотрен механизм натяжения цепи. Снизу двигатель опирается на головку болта М12 с резиновой прокладкой. По окончании регулировки цепи данный болт вращается до упора с двигателем и после этого контрится гайкой.

Серия «п»: поиск продолжается
Рис. 1. Вездеход «Кузнечик»:

1 — вал отбора мощности, 2 — шпангоут № 6, 3 — рама заднего моста, 4 — шпангоут № 5, 5 — рычаг кикстартера, 6 — двигатель ТГА-200, 7 — магнето, 8 — топливный бак, 9 — шпангоут № 4, 10 — съемная брезентовая крыша, 11 — рычаг переключения передач, 12 — шпангоут № 3, 13 — шпангоут № 1, 14 — шпангоут № 2, 15 — бандаж «пневматика» (из покрышки автомобиля «Жигули»), 16 — педаль сцепления, 17 — основание педалей управления, 18 — педаль тормоза, 19 — педаль газа, 20 — сайлент-блок, 21 — рычаг подвески колеса, 22 — рычаг рулевой трапеции, 23 — резиновый коврик подножки, 24 — ребро жесткости (береза, брус 20X40 мм), 25 — тяга переключения передач, 26 — глушитель, 27 — блок тормоза (от мотоколяски СЗД), 28 — тормозной барабан (от мотоколяски СЗД), 29 — задний мост (доработанный от автомобиля «Москвич 408»), 30 — ведомая звездочка (Z=42), 31 — ведущая звездочка (Z=17), 32 — рулевой вал, 33 — труба распорная, 34 — подкос с двумя сайлент-блоками (вероятна установка амортизатора мотоциклетного типа), 35 — ступица колеса, 36 — диск колеса, 37 — реечный рулевой механизм (от мотоколяски СЗД), 38 — рулевая тяга.

Рис.

2. Подробности и узлы корпуса вездехода:
1 — шпангоут № 2, 2 — шпангоут № 1, 3 — шпангоут № 3, 4 — каркас кабины (сосна, рейка 20X40 мм), 5 — стрингер (сосна, рейка 20X40 мм), 6 — шпангоут № 4, 7 — капот моторного отсека (сталь, толщина 1 мм), 8 — шпангоут № 5, 9 — шпангоут № 6, 10 — крыло колесной ниши (фанера, толщина 6 мм), 11 — «уголок» дюралюминиевый 25X25 мм, 12 — зашивка шпангоутов (фанера, толщина 4…6 мм).

Рис.

3. Передний мост:
1 — поворотный кулак, 2 — шпангоут № 3, 3 — труба распорная, 4 — подкос с сайлент-блоками, 5 — педаль сцепления, 6 — основание педалей управления, 7 — педаль тормоза, 8 — педаль газа, 9 — рычаг, 10 — рычаг подвески.

Рис. 4. Задний мост:

1 — тормозной барабан, 2 — трос тормозной в боуденовской оболочке, 3 — балка заднего моста, 4 — ведомая звездочка (Z=42), 5 — корпус редуктора, 6 — тормозная тяга, 7 — педаль тормоза.

Рулевой механизм автомобили заимствован от мотоколяски СЗД. Вал руля проходит через сальник, что установлен на днище корпуса и крепится болтами М6. Передние колеса устанавливаются на самодельных ступицах.

Рис. 5. Совокупность управления:
1 — рулевой механизм, 2 — рулевая тяга, 3 — рулевой вал.

Рис. 6. Подмоторная рама:
1 — рама заднего моста, 2 — опорный болт М12, 3 — болт М8, 4 — рычаг переключения передач, 5 — тяга.

Рис. 7. Механизм управления сцеплением:
1 — трос в боуденовской оболочке («тормозной» от мотоцикла), 2 — фиксатор, 3 — тяга, 4 — педаль сцепления, 5 — рычаг сцепления на двигателе.

Все колеса взаимозаменяемы. Для них употреблялись ветхие диски от автомобиля «Москвич-412».

Потому, что попали они к нам из металлолома, то потребовалась маленькая «реставрация» по восстановлению разбитых крепежных отверстий, в каковые вставляются и привариваются втулки под шпильку М12. Камеры размером 320X406X800 мм.

Колесо устроено подобно автомобильному. Шина изготовлена из ветхой «жигулевской» покрышки. Она разделяется при помощи стамески на две равные «тарелки».

Опорой на протяжении данной операции помогает древесный брусок, зажатый в тисках. После этого в каждой части стамеской вырубаются по восемь отверстий так, дабы ширина оставшихся выступов составляла 50 мм. К этим выступам приклепываются полоса и металлические подкладки из транспортерной ленты шириной 50 мм.

Вовнутрь покрышки засунуто кольцо из транспортерной ленты O 820 мм (протяженность ленты 2500 мм), которое соединяется на заклепках O 8 мм в перекрестиях с поперечными стяжками. Монтаж шины выполняется равно как и простой автомобильной.

Рис. 8. Ступица переднего колеса.

Рис.

9. Фланец ступицы заднего колеса.

Рис. 10. Полуось заднего моста.

Рис. 11. Колесо:

1 — подкладка, 2 — бандаж (полоса из транспортерной ленты), 3 — кольцоO820 мм (полоса из транспортерной ленты), 4 — «покрышка» (доработанная от автомобиля «Жигули»), 5 — диск (от автомобиля «Москвич»).

Корпус — древесный, коробчатой формы. Шпангоуты изготовлены из сосновых брусков 20X40 мм. Они обшиваются фанерой толщиной 4…6 мм. Снаружи каркас закрыт страницами фанеры толщиной 6 мм. Крепеж выполнен на шурупах и эпоксидном клее.

Крылья кроме этого фанерные, к корпусу они крепятся посредством алюминиевых «уголков» болтами М6. Корпус оклеен одним слоем стеклоткани, отшлифован и окрашен эмалью.

На вездеходе устанавливается съемная кабина, изготовленная из дюралюминиевых труб, обтянутых брезентом.

Боковые панели откидываются вверх либо скручиваются в рулон и привязываются шнуром. Возможно, вариант кабины из металла, с устройством и дверями отопления салона был бы более идеальным, но это увеличит массу и «перегрузит» и без того не весьма «сильный» двигатель.

М.

ПСАРЕВ, г. Чайковский Пермской обл.

Рандомные статьи:

Электровелосипед БЕСПЛАТНО своими руками — технический поиск продолжается


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Автомобиль «для души»

    Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…

  • «Муравей» кузовом вперед

    В первую очередь, благодарю редакцию «Моделиста-конструктора» за пропаганду смекалки, таланта и ума несложного народа, за предоставленную возможность…

  • Автомобиль-мечта

    В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…

  • «Комета» мчится по дороге

    Это «Комета» (рис. 1) — микролитражный автомобиль с задним размещением двигателя, телескопическими амортизаторами и независимыми подвесками двустороннего…