Сани — вперед!

В собственном письме в редакцию обитатель поселка Благовещенка Республики Алтай В.Н. Ермаков именует себя постоянным и преданным читателем отечественного издания. Но Виктор Николаевич скромничает — он не только читатель, но и деятельный создатель «Моделиста-конструктора». в течении практически 20 лет Виктор Николаевич систематично делится с читателями новинками собственного технического творчества.

А его страстное и постоянное увлечение — аэротехника, в частности движители и аэросани к ним.

Прошло 8 лет с того времени, как статья о моих аэросанях «Простор» была напечатана на страницах «Моделиста-конструктора» (№ 1 за 1998 г.). К сожалению, количество размещённых на эту тему материалов за прошедшие годы возможно пересчитать по пальцам, не смотря на то, что я уверен, что интерес к аэротехнике у конструкторов-самодельщиков большой, и не только у Крайнего Севера и жителей Алтая.

По окончании «Простора» у меня появились новые аэросани (до тех пор пока без заглавия, оно созреет позднее, в то время, когда будет сделана кабина), в этом случае одноместные. И не смотря на то, что они выстроены по классической трехлыжной схеме, надеюсь, что читателям будут занимательны новые конструктивные ответы лыж, подвески, рулевого управления и т.д. Но обо всем этом в следующих материалах, а эта публикация посвящается созданным мною разным вариантам силовой установки для аэротехники.

Начну с двигателя, взявшего обозначение Д-30 (фото 1). Он 2-цилиндровый, на базе подробностей мотороллера «Тулица» и пускового двигателя ПД-8, имеет мощность 30 л.с.. Один карбюратор К-62И на два цилиндра Шестерни редуктора — от газораспределительного механизма двигателя трактора МТЗ-80 (передаточное отношение і = 2,65).

Фото 1. Двигатель Д-30

Фото 2.Сани — вперед! Д-30 с электронной совокупностью зажигания

Фото 3. Д-15 (слева — вид позади, справа — вид спереди)

Агрегат, представленный на этом снимке, оснащен электростартеров и аккумуляторной батареей типа 6 СТ-45. Генератор Г-424 от мотоцикла «Урал». Зажигание — батарейное, катушки зажигания — от ВАЗ-2106 (2 шт.), прерыватель — от «Юпитера-5», регулятор напряжения — 121.3702М, тахометр — от ВАЗ-2106.

Предусмотрена подача подогретого воздуха в карбюратор (с выхлопной трубы правого по ходу цилиндра). Емкость топливного бака — 30 л. Подача бензина в карбюратор при трудящемся двигателе осуществляется вакуумным бензонасосом, а перед запуском — насосом от ВАЗ-2106, что включен в подающую магистраль последовательно с вакуумным. Привод генератора — ременный.

Стартер и аккумуляторную батарею 6СТ-45 возможно снять, установив вместо них только аккумулятор 6МТС-9 — это облегченный вариант (при запуске двигателя за винт).

Диаметр винта — 1,6 м Направление вращения воздушного винта — левое.

Д-30 испытывался и с другими совокупностями зажигания (фото 2).

На левой цапфе коленвала установлен генератор 43.3701; на правой цапфе — привод для двухискрового магнето (на снимке зажигание электронное, с двумя датчиками, двумя коммутаторами КЭТ-1А и катушками Б-300Б). В данном варианте магнето есть резервным зажиганием. Перенастройка на указанные выше совокупности зажигания не сложна и занимает мало времени.

Рабочий цикл в цилиндрах Д-30 смещен на 180°, двигатель прекрасно уравновешен, фактически отсутствуют вибрации. Вес двигателя — 40 кг.

При сборке Д-30 употреблялись подробности «Тулицы» (без трансформаций): цилиндры с головками, поршни с кольцами, карбюратор (К-62И), подшипники с уплотнениями, коленвалы (одна цапфа обрабатывалась под конус для генератора 43.3701). В качестве картеров коленвалов употреблялись готовые от пускового двигателя ПД-8 (трактора Т-40) с маленькими доработками

На этих же санях были испытаны и другие двигатели (одноцилиндровые): Д-15 (0,8 — 40); Д-15ц (1,4 — 60); Д-15z (1,45 — 65) — на базе «Тулицы» и ПД-8; Д-22 на базе ИЖ-П-5 и ПД-10.

Д-15 (фото 3) — это, по существу базисный модуль для Д-30 и других вероятных двигателей (3- и 4-цилиндровых). Вес двигателя — 20 кг, мощность — 15 л.с.

Редуктор на воздушный винт в модуле отсутствует; диаметр используемого винта — 0,8 м, тяга — 40 кгс. Может использоваться на легких аэросанях и сверхлёгких летательных аппаратах (парапланах, дельтапланах и т.п.), и на лодках как альтернатива гидровинту, где тот неимеетвозможности трудиться из-за наматывания травы на лопасти либо повреждения подводными препятствиями: камнями, корягами. А основное — с этими аэромоторными установками лодки смогут ходить по мелководью.

Фото 4. Д-15ц (слева — вид позади, справа — вид спереди)

Фото 5. Д-15z с встроенным зубчатым редуктором (слева — вид спереди, справа — вид позади)

Д-15ц (фото 4) отличается наличием цепного редуктора на воздушный винт это моторная передача «Тулицы» = 2,353). Двигатель с винтом диаметром 1,4 м весит 25 кг и развивает более высокое тяговое упрочнение — до 60 кгс, что расширяет возможности его применения.

Д-15z (фото 5) имеет встроенный зубчатый редуктор (i = 2,5).

Диаметр винта — 1,45 м, тяга — 65 кгс, вес — 27 кг. Рекомендуется к применению на легких аэросанях, парапланах, дельтапланах, микросамолетах. Шестерни в редукторе от газораспределительного механизма двигателя «КамАЗ-740».

Все двигатели серии Д-15 имеют мощность 15 л.с.

На них возможно установлено зажигание: магнето, электронное, дина-стартер

Д-22 — это «половинка» от двигателя М-40, обрисованного в «Моделисте-конструкторе» (№ 1 за 1998 г.). Он выстроен из деталей пускового двигателя ПД-10 (картер, коленвал, поршень с кольцами) и ИЖ-П-5 (цилиндр, головка, карбюратор). Мощность 20 — 22 л.с. Имеет встроенный редуктор (i = 2,65), диаметр винта — 1,5 м, тяга — 85 кгс, вес — 40 кг.

направляться отметить недочёт — наличие вибраций от подробностей КШМ, каковые возможно устранить за счет особого крепления к раме аэросаней.

На базе модуля Д-15 я создал (в чертежах) 3- и 4-цилиндровые двигатели. Но до постройки дело не дошло: у меня в них необходимости до тех пор пока что нет.

В. ЕРМАКОВ, п. Благовещенка, Алтайский край

Рандомные статьи:

Скелетон — Энциклопедия Зимней Олимпиады


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Сани-труженики

    Копенгаген, 1934 год. Интернациональная авиационная выставка. Среди автомобилей для освоения Севера привлекли особенное внимание аэросани ОСГА-6. Удобные…

  • Сани с аэрорулями

    Изготовлению аэросаней, о которых отправится ниже обращение, предшествовала постройка более десятка иных: одно- и двухместных; одно-, двух- и трёхлыжных…

  • На «морских санях» по озеру

    Бытует вывод, что занятие парусным спортом — это удел людей с громадным достатком. Непременно, применительно к крейсерским яхтам и гоночным швертботам…

  • Эх, сани — едут сами

    Пожалуй, в воспоминаниях каждого взрослого детские зимние забавы в обязательном порядке связываются с санками. И возможно с уверенностью заявить, что в…