На данный момент соревнования по воднолыжному слалому для спортсменов второго разряда и выше проводятся только на монолыже. Каким же главным требованиям обязана удовлетворять спортивная монолыжа? В первую очередь соответствовать весу спортсмена и его физической силе, и скорости катера.
Очень ключевую роль играется уровень качества креплений (рис. 1).
Они должны хорошо облегать ногу, не вызывая болевых ощущений, и одновременно с этим скоро освобождать ее при падения лыжника.
Поперечную устойчивость спортивной монолыжи (если сравнивать с прогулочной) направляться существенно повысить, так когда в этом случае она будет прекрасно входить в поворот и «держать» при наклоне ее на громадные углы (до 60—65°). Как продемонстрировала практика, увеличение поперечной устойчивости есть самой непростой задачей.
Над ее ответом большое количество трудились как компании, производящие воднолыжный инвентарь, так и сами спортсмены.
Рис. 1. Крепление любительской конструкции с регулируемой по размеру ноги пяткой:
1 — планка, прижимающая носочную резинку, 2 — носочная резинка, 3 — дополнительная планка, 4 — перемычка носочной резинки, 5 — ушко носочной резинки, 6 — салазки пяточника, 7 — ушко пяточной резинки, 8 — пяточная резинка, 9 — основание пяточной резинки, 10 — фиксирующий болт, 11 — планка, прижимающая заднее крепление, 12 — резинка заднего крепления, 13 — клиновидная подкладка под пятку, 14 — болты, крепящие киль.
Рис. 2. Профили разных монолыж:
А — клинкерная, Б — продольно-реданная, В — туннельная, Г — тримаранная.
В различное время были предложены разные конструкции лыж с повышенной поперечной устойчивостью (рис. 2).
Громаднейшую популярность среди ведущих воднолыжников мира завоевали лыжи тоннельного типа, производимые французской компанией «Рефлекс».
Они изготовлены из громадного количества брусочков дерева жёсткой породы, со вкусом подобранных по цвету и текстуре. Размещение брусочков в пакете — продольное, в три слоя, причем нижний и верхний перекрывают клеевые швы среднего слоя, снабжая лыже большую прочность.
Отделка — синтетическим бесцветным лаком либо броскими красками, придающими лыже торжественный вид.
Потому, что склеивание из громадного количества древесных брусочков требует особого оборудования, профессиональных навыков и высокой квалификации, мы предлагаем упрощенный вариант: лыжа из целой доски, усиленной вставками и шкантами для раскалывания и предотвращения коробления. Чертеж лыжи продемонстрирован на рисунке 3, конструкция креплений — на рисунке 4.
Для изготовления таковой лыжи нужно подобрать прямослойную, прекрасно просушенную сосновую доску размером 1800X180X22 мм, не имеющую сучков и других пороков. Лучше, в случае если эта доска будет выпилена не из центральной, а заболонной части ствола (другими словами расположенной ближе к коре). На доске отбивается продольная осевая линия и производится фуговка в правильный размер. Затем из узкой фанеры нужно изготовить три шаблона: шаблон вида в плане (рис.
ЗА), шаблон загиба носка (рис. 3Б) и контршаблон тоннеля (рис. 3В).
Рис. 3. Чертеж французской монолыжи «Рефлекс», модель «Champion du Monde» («мировой чемпион»):
А — вид в плане, Б — вид сбоку, В — поперечные сечения.
Рис. 4. Рекомендуемая конструкция личного (нерегулируемого по размеру ноги) крепления, приспособленного для передвигания на протяжении лыжи:
1 — пластина-основание, 2 — планка, прижимающая носочную резинку, 3 — носочная резинка, 4 — резиновая накладка носочной резинки, 5 — ушко, 6 — перемычка, 7 — ушко пяточной резинки, 8 — пяточная резинка, 9 — пяточная «подкова», 10 — отверстия для перестановки.
Шаблон вида в плане накладывается на заготовку и обводится карандашом, по окончании чего на ней размечаются места для отверстий и пропилов под шканты. Пропилы делаются лучковой либо циркулярной пилой Их нужно расчистить до ширины 3 мм, дабы фанерные вставки входили с маленьким упрочнением. Назначение вставок — не допустить раскапывание лыжи и возможное растрескивание на протяжении эксплуатации.
Передняя вставка, помимо этого, фиксирует загиб носовой части лыж, не давая ей распрямляться. Слои рубахи (наружного слоя) вставок должны быть направлены поперек лыжи.
Вклеив заднюю вставку на собственный место, возможно начать подготовку к загибанию лыжи Для этого ее переднюю часть распаривают в сосуде с кипящей водой, или узком и высоком, или, напротив, низком и долгом.
Это возможно сделать в корыте, поставленном на две конфорки газовой плиты. Дабы тепло не рассеивалось, корыто сверху нужно закрыть куском фанеры либо пластика подходящего размера.
Для размягчения древесины в большинстве случаев требуется не более одного часа. За это время возможно подготовить гибочное приспособление. На рисунке 5 нарисовано простое устройство — хозяйственная лестница. Для этого к ней временно прикрепляются сделанные из толстых досок (рис.
5) одна либо две дополнительные поперечины, причем так, дабы между ними возможно было просунуть распаренный носок лыжи, а после этого притянуть к лестнице веревкой и взять необходимый загиб. Величина загиба регулируется по шаблону Б.
Рис.
5. Выкройка железных и резиновых подробностей крепления (на сетке со стороной квадрата, равной 10 мм):
1 — подковка, крепящая пяточную резинку к основанию, 2 — подвижное основание, 3 — салазки подвижного основания, 4 — пяточная резинка с язычком, 5 — усиливающая накладка пяточной резинки (верхний ее обрез продемонстрирован пунктиром), 6 — планка крепления носочной резинки, 7 — резиновый носок с язычком, 8 — усиливающая накладка носочной резинки, 9 — пяточная резинка упрощенной формы.
При установке лыжи в гибочное приспособление рекомендуется положить в пропил сложенную в два раза толстую сухую тряпку: это ускорит сушку заготовки. Ускорять сушку нагреванием запрещено: от этого лыжа может потрескаться либо покоробиться. оптимальнееповесить установленную в приспособлении лыжу под потолком кухни и продержать в том месте пара дней.
Затем в носовой пропил вклеивается вставка. Намазав ее с обеих сторон эпоксидным клеем и залив некое количество клея в пропил так, дабы в не осталось сухих мест, вставку легко изгибают пальцами и вводят в пропил. По окончании маленькой выдержки возможно снова зажать лыжу в приспособлении и покинуть под напряжением до полной полимеризации клея.
Для этого в большинстве случаев не редкость достаточно 24 час. При вклейке вставок нужно проследить, дабы они были зажаты в пропиле равномерно по всей площади. Для этого возможно применить небольшие струбцины либо ввернуть по краю 6—8 шурупов размером 25X3 мм. Их выступающие финиши по окончании затвердевания клея удаляются напильником.
Бысушив заготовку, нужно срезать излишки фанеры и приступить к установке поперечных штифтов («шкантов»), придающих лыже нужную прочность. Для них в боковых кромках лыжи, по разметке, сверлятся отверстия диаметром 8 мм. Они должны быть расположены пара ближе к верхней плоскости лыжи. Глубина их не меньше 100 и не более 120 мм. Возможно сходу установить сверло в патроне на нужную длину и сверлить не спеша, иногда вынимая Сверло для очистки.
Шканты изготовляются цилиндрической формы из дерева жёсткой породы. Наряду с этим всецело округлять их нет необходимости — кроме того лучше, если они будут иметь маленькие грани: таковой шкант крепче держится в гнезде. Шканты, так же как и фанерные вставки, вклеиваются на эпоксидной смоле. Следующая операция — выборка тоннеля. Она выполняется особым рубанком, известным называющиеся «горбатика», либо «горбача».
При строгании тоннеля лыжа должна быть надежно укреплена на верстаке.
Спешить не нужно: это может привести к тяжело исправимым недостаткам. Исходя из этого, перед тем как строгать, попытайтесь определить направление слоев. И почаще контролируйте себя контршаблонами Тоннель начинается около загиба, после этого углубляется. Большая его глубина — 10 мм. Пятка лыжи недалеко от киля плоская.
Рис.
6. Загибание лыжи:
1 — лестница, 2 — поперечина, 3 — лыжа, 4 — накладка, 5 — стяжка (шнур).
Рис. 7. Выборка тоннеля.
Завершив строгание, нужно «выгладить» тоннель особой металлической циклей (рис.
7), а после этого шепетильно обработать наждачной бумагой разной зернистости. Так же обрабатываются кромки и верхняя поверхность лыжи. Затем носовую часть лыжи оклеивают в один слой стеклотканью АСТТ (б) (полотно) на эпоксидном клее, зашкуривают кромку ткани.
Сейчас возможно заняться защитно-декоративной отделкой. Сперва лыжа должна быть загрунтована (нужно применить грунты типа АГ-20 либо № 138). После этого шпаклевка на эпоксидной смоле и окраска броскими нитро- либо нитроглифталевыми красками. Последнее покрытие, которое придает лыже нарядный внешний вид, — бесцветный паркетный лак либо масляно-смоляной лак марки 6°.
Как устанавливается крепление, продемонстрировано на картинках 1 и 3. В случае если готового крепления нет, сделайте его сами. Для этого из вакуумной резины толщиной 5—6 мм вырежьте заготовки. В крайнем случае, возможно применить резину от громадных автомобильных камер толщиной не меньше 4 мм. Резиновые подробности обрабатываются по кромке на многооборотных наждачных кругах. Это разрешает убрать заусенцы и придать кромкам «товарный вид».
Железные подробности креплений изготовляются из дюралюминия либо нержавеющей стали толщиной от 2 до 3 мм. Место для крепления «задней» ноги совсем определяется по окончании нескольких проб на воде.
Г. АНУФРИЕВ, инженер, мастер спорта СССР
Рандомные статьи:
Катание на одной лыже
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В третьем номере отечественного издания за 1968 год было опубликовано описание конструкции змея-гибколета для воднолыжников, созданного пионером этого…
-
Лыжи-водоходы: еще один вариант
В «М-К» №4 за 1989 год была опубликована одна статья, посвященная лыжам-водоходам… Прочёл я ее и пожалел, что еще раньше не написал в редакцию, не…
-
Сейчас к бессчётным парусным видам спорта прибавился еще один: зимний виндсерфинг. Сначала он отпочковался от хорошего серфинга как метод круглогодичных…
-
Мало истории. Мне 48 лет. Двадцать лет назад вместе с младшим братом выстроили снегоход «Идея-2» — материал о нём был размещён в «Моделисте-конструкторе»…