«Марлин» снимается с якоря

С лучшими примерами технического творчества С.П.КОРОВИНА, конструктора из г. Кумертау (Башкортостан), читатели отечественного издания уже привычны. В «Фотопанораме» (см. «Моделист-конструктор» № 1 2000) были представлены самые известные его конструкции: самолет «Визит», детский автомобиль, семиместный автомобиль «водный-1500» мотоцикл и Орбита (гидроцикл). Позднее читатели оценили еще одну разработку Станислава Петровича — микроавтобус «АСКОР» (см. «Моделист-конструктор» № 4—5’02).

Сейчас предлагается «Марлин» — усовершенствованная версия гидроцикла, размещённого в «Фотопанораме». «Марлин» превосходит предшественника по маневренности, дизайну и удобству.

В Башкортостане довольно много озёр и рек, на берегах которых возможно замечательно проводить выходные дни. Довольно часто погожим летним утром Коровины садились в собственную «Орбиту-1500» и отправлялись к ближайшему водоему. Но одно дело отдыхать лишь на берегу, второе — еще и на воде. У Станислава имелась моторная лодка, но для ее транспортировки требовался достаточно громоздкий прицеп.

Так ни разу и не забрали лодку с собой…

Как-то Станислав, просматривая техлитературу, внезапно осознал, как ему, наконец, решить проблему отдыха на воде. В одном из технических изданий он заметил рисунок — три проекции водного мотоцикла с габаритными размерами. И маленький пояснительный текст.

Станислав не забывает лишь, что гидроцикл именовался «Марлином». Это наименование он позже покинул и собственному аппарату. Не смотря на то, что его технологию изготовления и силовую схему разрабатывал самостоятельно. Сам же и испытывал новую для себя конструкцию.

На постройку и проектирование гидроцикла ушло пара зимних и весенних месяцев. Летом Станислав навесил на транцевую доску лодочный мотор «Ветерок» (восемь лошадиных сил) и спустил «Марлина»… в муниципальный пруд. С одним седоком гидроцикл в том месте кроме того глиссировал! Но для поездки вдвоем мощности мотора «Ветерок» не хватало.

«Марлин» снимается с якоря

Гидроцикл «Марлии» (двигатель условно не продемонстрирован):

1,9 — отверстия для слива воды из корпуса; 2,7 — продольные реданы; 3,8 — транцевые поручни; 4 — кронштейн выносного приемника давления воды (датчика скорости); 5 — транцевая доска; 6 — отверстие для слива воды из кормового багажника; 10 — левый люк носового багажника; 11,19 — съемные крышки люков; 12 — обтекатель носового багажника; 13 — двухместное сиденье; 14 — левая рукоятка руля; 15 — выключатель пуска и кнопка стартёра «стоп»; 16 — спидометр; 17,24 — половинки декоративного кожуха руля; 18 — правая рукоятка руля с приводом управления дросселем карбюратора (рукоятка «газа»); 20 — тяга поворота двигателя; 21 — носовой поручень с подпоркой; 22 — рулевой вал; 23 — обтекатель руля; 25 — сиденье в поднятом положении; 26 — петля шарнирного крепления сиденья; 27 — фиксатор поднятого сиденья; 28 — стена кормового багажника; 29 — рулевая тяга; 30 — днище гидроцикла

Корпус гидроцикла:

1 — замковая петля левой крышки люка носового багажника; 2,3 — крышки люков носового багажника; 4 — транец (пенопласт); 5 — бринцевая доска; 6 — носовой поручень с подпоркой (титан, труба 18х 1; лист s3); 7 — обтекатель носового багажника; 8 — правые косые накладки; 9 — боковые стены кормового багажника; 10 — торцевая стена с отверстием для рулевой тяги; 11,40 — фальшборты (по 4 слоя стеклоткани); 12 — палуба (пенопласт); 13 — левый транцевый поручень (Д16Т, труба 25×2); 14 — шпангоут №8; 15 — шпангоут № 7; 16 — шпангоут № 6; 17 — днищевые стрингеры; 18 — килевой брус (Д16Т); 19 — «корка» килевого бруса (2 слоя стеклоткани); 20 — днище; 21 — покрытие палубы (2 слоя стеклоткани); 22 — сердцевина транцевой доски (фанера s5); 23 — наружные слои транцевой доски (фанера s 12); 24 — накладки транцевой доски (Д16Т, лист s3); 25,27 — обклейки транцевой доски (по 4 слоя стеклоткани); 26 — транец (склейка стеклоткани s5); 28 — правая косынка (Д16Т, лист s3); 29 — килевая часть дна (4 слоя стеклоткани); 30 — оболочка обтекателя носового багажника (4 слоя стеклоткани); 31 — «корка» верхнего стрингера (2 слоя стеклоткани); 32 — верхний стрингер (пенопласт); 33 — оболочка дна (4 слоя стеклоткани); 34 — левый бортовой стрингер (пенопласт); 35 — «корка» бортового стрингера (2 слоя стеклоткани); 36 — днищевой стрингер (пенопласт); 37 — «корка» днищевого стрингера (2 слоя стеклоткани); 38 — кронштейн крепления сиденья (дуб, брусок 65×20); 39— отверстие для рулевого вала; 41 — левая переборка (пенопласт): 42 — обклейка переборки (по одному слою стеклоткани); 43 — продольные реданы (пенопласт); 44—«корка» редана (2 слоя стеклоткани); 45 — левая опора палубы (пенопласт); 46 — обклейка транца (4 слоя стеклоткани); 47 — отверстие для слива воды из корпуса; 48 — капотный замок; 49 — наполнитель (пенопласт); 50 — обшивка (2 слоя стеклоткани Т-10); 51 — заклепки 03; 52 — зацеп (Д16Т. профиль s1,8); 53,55 — кронштейны крепления поручня (титан, лист s3); 54 — заклепки (сталь, труба 8×1)

Позднее был опробован второй двигатель— необыкновенная комбинация «Привета» и «Вихря». Дело в том, что в клубе СЛА «Ротор», в котором трудился Станислав, «верхи» лодочных «Приветов-22» шли на изготовление дельталетных двигателей. И все углы в клубе были завалены оставшимися не у дел «низами». В том месте же, в углу, покоился и не приглянувшийся дельталетчикам «Вихрь-30Э» с электронным бесконтактным зажиганием.

Недолго думая, Станислав изготовил из дюралюминия переходную плиту, развернув на ней «Вихрь» так, дабы тот смог и сочлениться с колонкой «Привета», и поместиться под его капотом.

Первые же опробования «Марлина» с новым двигателем продемонстрировали: это то, что нужно! Уже на скорости 50 км/ч гидроцикл с уверенностью выходил на глиссирование, легко буксировал водного лыжника.

Для транспортировки собственного аппарата конструктор выстроил юркую тележку-прицеп с обитыми резиной ложементами.

Вдвоем — супруга Ольга бралась за носовой, а Станислав за транцевые поручни — они поднимали «Марлина» и устанавливали на прицеп. После этого клали в багажник автомобиля лодочный мотор и ехали от гаража к себе за детьми, дабы всей семьей отправиться за город, к водоему. И часто — к достаточно неблизкому. К примеру, Коровины много раз останавливались на берегах Нугушского водохранилища, расположенного в 80 км от Кумертау.

«Марлин» отлично держится на воде.

Перевернуть его удается только с громадными упрочнениями. Исходя из этого, в отличие от аналогичных импортных аппаратов, с его палубы возможно ловить рыбу (благо имеется, куда ее складывать!), не опасаясь волны от проходящего судна, нормально находиться во целый рост, а взрослому человеку из воды взбираться на него не только с транца, но кроме того с борта. «Марлин» наряду с этим кренится, но не опрокидывается.

А управление?

Оно так простое и легкое, что Ольга, ранее ни при каких обстоятельствах не прикасавшаяся к рулю автомобиля либо мотоцикла, освоила его с первой попытки!

Помимо этого, коровинский аппарат достаточно недорог в эксплуатации, поскольку горючим ему помогает в полной мере дешёвый бензин марки А-76, тогда как зарубежному гидроциклу требуется дорогой Аи-95 и такое же дорогое импортное масло.

КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА

Корпус гидроцикла складывается из множества изолированных кормового: багажников и отсеков носового, и двенадцати (по шести на борт) боковых герметичных количеств, образованных шпангоутами, продольными стенками, днищем и палубой. Помимо этого, дополнительную плавучесть аппарату придают еще борта, потому, что они также являются пускай и маленькие, но герметичные полости.

Конструкционные материалы, из которых сделан «Марлин», это стеклопластик (многослойная композиция из стеклоткани, по большей части марки Т-25, и эпоксидного связующего) и пенопласт (большей частью марки ПС-200). При изготовлении отдельных деталей и узлов гидроцикла использованы дюралюминий, нержавеющая сталь, фанера, кожзаменитель и дерево.

Корпус аппарата выполнялся по частям.

Раздельно по фанерным дуракам были выклеены (в большинстве случаев, из четырех слоев стеклоткани на эпоксидном клее) обтекатель носового багажника, борта и днище. Обтекатель изнутри усилен тремя верхними стрингерами и четырьмя косыми накладками, а днище — четырьмя стрингерами (изнутри) и двумя продольными реданами (снаружи). Все эти усиления представляют собой полоски пенопласта разного сечения, оклеенные лентами стеклоткани.

В днище еще вклеен замечательный килевой брус — толстостенный дюралюминиевый профиль, к переднему финишу которого болтами крепится пята — подшипник рулевого вала.

По окончании днища носового и стыковки обтекателя линия их соединения изнутри кроме этого была усилена двумя бортовыми стрингерами — широкими полосами пенопласта и такими же широкими лентами стеклоткани на эпоксидном клее. Снаружи (спереди) днище и обтекатель дополнительно скреплены носовым поручнем из титановой трубы 18×1 мм.

Первый физически настоящий шпангоут № 6 (шпангоуты № 1—5 условные) полностью вырезан из страницы пенопласта толщиной 20 мм, оклеен с обеих сторон стеклотканью и засунут в предназначенный для него проем, где он отделяет носовой багажник от остального количества корпуса. Шпангоут не глухой: в середине в нем просверлено наклонное отверстие для выхода рулевого вала, а по бокам прорезаны два грузовых люка со съемными крышками. (Последние оснащены быстросъемными капотными замками, открываемыми жалом отвертки либо кроме того ребром монеты.) Шпангоуты № 7 и 8 по составу подобны шестому: пенопласт и по слою стеклоткани с «эпоксидкой» по бокам.

Силовую схему корпуса дополняют четыре продольных элемента из оклеенного с обеих сторон пенопласта толщиной 20 мм: две переборки, тянущиеся отшпангоута № 6 до транца и скрытые под палубой, и две стены, выступающие над палубой и формирующие количество кормового багажника. Позади они соединены торцевой стенкой с квадратным отверстием для прохода рулевой тяги, а сверху на них ложится откидное двухместное сиденье из кожзаменителя и поролона.

Сиденье двумя форточными петлями шарнирно соединено с кронштейном (дубовым бруском, вклеенным между стенками у шпангоута № 6) и в откинутом — поднятом положении удерживается несложным фиксатором из дюралюминиевых подробностей.

Транец взят наращиванием торцевой части днища изнутри слоями стеклоткани с эпоксидной смолой до толщины 5 мм.

Потом, кроме этого изнутри, транец усилен слоем пенопласта толщиной 5 мм (не считая центральной территории, на которую надевается транцевая доска) и напоследок — еще четырьмя слоями стеклоткани.

Снаружи корпус оклепан по контуру транца полосой нержавеющей стали, поддерживающейкорпус внизу максимум на 22 мм. Таковой выступ нужен чтобы струи воды на глиссировании не прилипали к транцу и не создавали дополнительного донного сопротивления потоку.

В транце просверлены отверстия для слива просочившейся в отсеки воды. Отверстия закрыты плотными пробками.

Рулевое управление:

1 — рулевой вал (сталь, труба 20×1,5); 2 — руль (сталь, труба 25×2); 3 — рулевая тяга (Д16Т, труба 25×2); 4 — рычаг поворота двигателя (Д16Т, труба 25×2); 5 — опора-подшипник (полиуретан); 6 — накладка (сталь, лист s2); 7 — декоративный кожух (стеклопластик); 8 — шуруп-саморез 3×10 (8 шт. по контуру); 9 — шаровой подшипник ШС-6; 10 — трубчатые заклепки (сталь, труба 6×0,5, 3 шт.); 11,14,17,19 — болты с самоконтрящимися гайками М5; 12 — рулевая сошка (сталь, труба 24×2, лист 55); 13 — наконечник (сталь); 15 — гнездо (сталь, труба 26×3); 16 — пята (сталь); 18 — килевой брус (Д16Т); 20 — киль (дне, стеклопластик); 21 — болт с самоконтрящейся гайкой М6; 22 — серьга (сталь, лист s2, 2 шт.)

Фиксатор поднятого сиденья:

1 — петля (Д16Т, уголок 26x26x2); 2— рычаг (Д16Т, лист s4); 3 — упор (Д16Т, уголок 26x20x2); 4 — заклепка O5 (АМц)

На центральную территорию транца надета с эпоксидным клеем транцевая доска, на которую навешивается лодочный мотор. Доска складывается из трех слоев фанеры разной толщины.

По окончании установки на транец она с обеих сторон была оклеена стеклотканью (по четыре слоя) и усилена двумя дюралюминиевыми накладками под струбцины крепления мотора. Целый данный пакет по накладкам стянут по контуру шестью болтами М5, а полочка передней накладки еще прикреплена тремя шурупами к палубе.

Потому, что главное упрочнение от двигателя на корпус гидроцикла передается через стенки и транцевую доску кормового багажника, то стенок стыка и места доски в глубине багажника усилены двумя треугольными косынками из дюралюминиевого страницы толщиной 3 мм. Задней отбортовкой шириной 20 мм любая косынка притянута к доске четырьмя шурупами на эпоксидном клее, а треугольной плоскостью — к собственной стенке четырьмя сквозными болтами М5.

Снаружи к транцевой доске и транцу присоединены болтами М5 поручни из дюралюминиевой трубы, кронштейны которых склепаны из листового титана. Не считая всего другого, поручни употребляются при буксировке водного лыжника. Фал (капроновый шнур диаметром 5 мм и длиной 30 м) крепится карабином к внешним кронштейнам поручней.

Палуба гидроцикла кроме этого сделана из страницы пенопласта толщиной 20 мм, оклеенного сверху стеклотканью. Палуба опирается на шпангоуты № 7 и 8, концы стенок и продольные переборки кормового багажника, а помимо этого, на опоры из пенопластовых брусков сечением 20×20 мм, прикрепленных эпоксидным клеем к стенкам кормового багажника. По контуру палуба склеена со шпангоутом № 6, стыком бортов и днища, транцем.

И еще. В левом нижнем углу транцевой доски имеется отверстие для слива накопившейся в кормовом багажнике воды, закрытое плотной пробкой, а в правом нижнем углу прикреплен кронштейн выносного приемника давления набегающего потока воды (датчика скорости). Со спидометром приемник соединен узким резиновым шлангом, проложенным по стенке кормового багажника и выведенным в особое отверстие в торцевой заглушке багажника на уровне палубы.

В одном жгуте с этим шлангом проложены кроме этого кабели от аккумулятора и тросик «газа» от привода управления дросселем карбюратора на руле.

Из той же торцевой заглушки выведен наружу (через еще одно отверстие) и топливный шланг с врезанной в него «грушей» подкачивающего насоса.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Все органы управления гидроциклом сосредоточены на руле, расположенном на срезе обтекателя носового багажника.

Рулевой вал — металлическая труба диаметром 20 мм — поворачивается в двух подшипниках: в гнезде П-образной пяты, привинченной к килевому брусу, и в полиуретановой шайбе, встроенной в декоративный кожух руля. К верхнему финишу вала приварена перекладина руля из металлической трубы диаметром 25 мм, на «рога» которой надеты мотоциклетные рукоятки (органы и спидометр управления тут также мотоциклетные).

На руле первого «Марлина» не было декоративного стеклопластикового кожуха.

Но в новой версии показался и, нужно сообщить, значительно обогатил дизайн гидроцикла. По крайней мере, сейчас он выглядит законченным.

Приблизительно в середине собственной длины рулевой вал имеет металлическую сошку, шарнирно соединенную с достаточно долгой дюралюминиевой тягой.

В качестве шарнира использован запрессованный в финиш сошки шаровой подшипник ШС-6, в просторечии именуемый «рыбий глаз». Он допускает перемещения в широком диапазоне углов, что очень актуально в совокупности управления гидроциклом, управляющее действие тягой передается на массивный двигатель, заставляет его поворачиваться и поменять собственный положение на транцевой доске.

Передний финиш рулевой тяги оборудован наконечником для соединения с шаровым подшипником, а задний соединен с качалкой, закрепленной на лодочном моторе.

Заводится комбинация двигателей «Вихрь — Привет» кнопкой пуска стартера. При отказе аккумулятора употребляется пусковой шнур.

Все, что нужно на протяжении поездки, находится на борту «Марлина». Бортовое имущество распределяется по багажникам так: лодочный топливный бак емкостью 20 л, буксировочный фал, другая поклажа и рыболовные снасти — в носовом; аккумулятор, инструментальный ящик, складные весла и индивидуальные вещи — в кормовом.

Это не последняя модернизация «Марлина».

Дабы освоить мелководные заводи, недоступные кроме того моторным лодкам, Станислав собирается оборудовать собственный гидроцикл водометным двигателем, благо компоновка аппарата допускает такую доработку. Конструктивно его водомет на четверть уже сделан. Значит, следующим летом Коровиных нужно будет искать уже не на Нугушском водохранилище…

Главные характеристики гидроцикла «Марлин»

Протяженность, мм…………………………………2480
Ширина, мм……………………………… 1520

Высота, мм………………………………….880
Масса без двигателя, кг…………………50
Большая скорость, км/ч ……….55
Большая нагрузка, кг………….150

Мощность двигателя, л.с………………30
Запас горючего, л……………………………20

А. ТИМЧЕНКО

Рандомные статьи:

Корабли Каспийской флотилии снимаются с якоря: кадры внезапной проверки


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Багажник на любой сезон

    При разработке данной конструкции автомобильного багажника была поставлена задача создать такое устройство, которое, не считая простых повседневных…

  • Семейный минибайк

    По принятой сейчас классификации тан именуют микро-мотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и перевозить ее…

  • Швертбот матрешка

    Один тюк и брезентовая киса (мешок с круглым дном) размерами 550X1400X1450 и 250X1400 мм — вот во что преобразовывается данный швертбот, в случае если…

  • Семейный мини-байк

    По принятой сейчас классификации, мини-байками именуют микромотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.