На поплавках – и с мотором!

Мало найдется в Российской Федерации популярных изданий, которым подписчики хранят верность в течение… тридцати лет! У отечественного издания такие подписчики имеется. Москвич Геннадий Михайлович СМИРНОВ — один из тех, кто держит в доме подшивки «Моделиста-конструктора», начиная аж с 1966 года! По профессии он водитель.

В свободное от работы время обожает мастерить. Катамаран с мотором — последняя его разработка, которой он предлагает воспользоваться всем желающим совершить отпуск на воде.

Отпуск мы проводим в большинстве случаев на Иваньковском водохранилище в верховьях Волги. Мы — это две семьи: моя и моего приятеля. Ставим машины в холодок, разбиваем палатки, спускаем на воду надувные лодки.

До тех пор пока дети и наши жены загорают, собирают ягоды и грибы на островах, мы с втором ловим, вялим и коптим рыбу. Так и живем целый отпуск.

Все бы прекрасно, да вот неудобство: ежедневно приходится переправлять на детей и острова жён. Причем за один раз в маломестной лодке всех не увезешь. До тех пор пока в том направлении, пока ко мне — полдня уходит.

Да и руки от весел горят.

Вот и появилась у меня мысль выстроить что-то посолиднее надувной лодки, владеющее большей скоростью, но сохраняющее одновременно с этим ее главные преимущества компактность и лёгкость. Так показался надувной катамаран с подвесным мотором.

За базу, для экономии времени — приближался очередной отпуск,— был забран катамаран-аквапед харьковчанина В. Поповича, описание которого размещено в «Моделисте-конструкторе» № 4 за 1989 г. А правильнее — его клапаны и поплавки.

При раскрое оболочки поплавка ее протяженность была увеличена с трех до четырех метров (рис. 1). Прочной синтетической ткани не нашлось, исходя из этого применял то, что выяснилось под рукой — «серебрянку».

С учетом припусков на швы (40 мм на сторону) вырезал по теоретическим обводам для каждой оболочки по два полотнища и сшил их на простой швейной машинке внахлест прочными капроновыми нитками.

На поплавках – и с мотором!

Рис. 1. Выкройка камеры поплавка.

Рис. 2. Проем в оболочке поплавка:

1— оболочка,

2 — шнуровка,

3 — боут,

4 — клапан.

Рис. 3. Клапан:

1 — корпус,

2 — крышка,

3 — мембрана с резиновой прокладкой,

4 — пружина,

5 — заглушка,

6 — камера поплавка,

7 — гайка,

8 — прокладка из резинового и дюралюминиевого дисков,

9 — шайбы.

Камеры для поплавков изготовил из медицинской клеенки по тем же теоретическим обводам, подняв все размеры на 5%. Полотнища не сшивал, а надежно склеил «Моментом» внахлест. Швы изнутри проклеил полосами прорезиненной ткани, а снаружи покрыл камеры двумя слоями резинового клея и припудрил тальком.

Приблизительно посредине оболочки, сверху, сделал проем (рис. 2) со шнуроекой, усиленный боутами — проклеенными и прошитыми накладками из прорезиненной ткани. Через данный проем и просунул легко надутую камеру.

После этого затянул шнуровку, а камеру накачал воздухом до нормы.

Клапан, через что камера наполняется воздухом (рис. 3), всецело повторяет конструкцию В. Поповича. Он собран из дюралюминиевого корпуса с восемью отверстиями, мембраны с резиновой прокладкой, металлической пружины, завальцованной по низу герметической крышки и корпуса заглушки.

Корпус клапана фиксируется на камере двумя шайбами, смазанными резиновым клеем, и туго затянутой гайкой.

Насос для поплавков (рис. 4) также самодельный. Он складывается из фанерных дна и крышки, к каким посредством сосновых реек, клея «Момент» и шурупов прикреплен мешок — цилиндрическая камера из медицинской клеенки.

К дну насоса шурупами приторочен ремень, имеющий два назначения: для удержания и упаковки насоса его (ногами) в рабочем положении.

Рис. 4. Насос:

1 — крышка,

2 — мешок,

3 — дно,

4 — ремень,

5 — клапан,

6 — рейка верхней окантовки,

7 — шуруп,

8 — кольцо поролоновое,

9 — болт М6,

10,12,14,15 — шайбы,

11 — пружина,

13,16 — гайки М6,

17 — отверстие входное,

18 и 19 — мембрана клапана в закрытом и открытом положении,

20 — патрубок выходной.

Рис. 5. Мост:

1, 2, 3 — стрингеры кормовой, средний и носовой (4 набора),

4, 5, 6 — трубы центральной балки (кормовая, средняя и носовая),

7 — балки поперечные,

8 — хомут (4 шт.),

9 — муфта (4 шт.),

10 — винт-«барашек» муфты (8 шт.),

11 — гайка-втулка муфты (8 шт.),

12 — винт-«барашек» стрингера (16 шт.),

13 — гайка-втулка стрингера (16 шт.),

14 — упор для перекладины тележки.

Рис. 6. Палуба:

1 — карманы для поперечной балки,

2 — вырезы для хомутов,

3 — отверстие под клапан поплавка (2 шт.),

4 — отверстия под винты-«барашки» стрингеров (16 шт.),

5 — натяжная скоба (18 шт.),

6 — двойная накладка (2 шт.),

7 — боуты,

8 — швы (капроновые нитки),

9 — шов (бронзовая проволока).

В крышке насоса имеются входное отверстие с клапаном и выходной патрубок. Последний соединен с клапаном поплавка шлангом — отрезком велосипедной камеры. Дабы наполнить мешок воздухом, нужно стать ногами на финиши ремня, забрать в руки крышку насоса и потянуть ее кверху.

Наряду с этим громадные пальцы рук нажимают на болты, другими словами держат клапан открытым. В то время, когда мешок наполнится, болты направляться отпустить (закрыть клапан) и надавить на крышку насоса — воздушное пространство с шумом устремится в поплавок. Минута-вторая — и он накачан.

На поплавки устанавливается мост (рис. 5) — разборная конструкция из дюралюминиевых труб, соединяющая поплавки.

Любая поперечная балка моста изготовлена из двух дюралюминиевых труб диаметром 38×1,5 мм и длиной 1 м, соединенных муфтами — отрезками дюралюминиевой трубы диаметром 35×2 мм и длиной 300 мм. Один финиш каждой муфты посажен на эпоксидный клей.

К поперечным балкам снизу крепится центральная балка, складывающаяся из трех дюралюминиевых труб: носовой (диаметром 30×1 мм и длиной 900 мм), средней (диаметром 32×1 мм и длиной 800 мм) и кормовой (диаметром 30×1 мм и длиной 800 мм). Между собой трубы центральной и поперечных балок стягиваются хомутами винтами-«и» самодельными барашками, выгнутыми из листового дюралюминия толщиной 2 мм. Гайками помогают кроме этого самодельные дюралюминиевые втулки с резьбой М8, головки которых расклепаны в отверстиях хомутов.

Все стрингеры вырезаны из дюралюминиевых труб и имеют однообразную длину (1 м), но различные диаметры: носовые и кормовые — 30×1 мм, средние — 32×1 мм. К поперечным балкам стрингеры, имеющие вклепанные дюралюминиевые гайки М8, крепятся долгими винтами-«барашками».

К кормовой трубе центральной балки узкой лентой стеклоткани на эпоксидном клее примотан упор. Он рекомендован для удержания перекладины моторной тележки при установке ее на катамаран. Упор выгнут из полосы нержавеющей стали длиной 114, толщиной 15 и шириной 3 мм.

На мост надевается палуба (рис. 6) — громадное прямоугольное полотнище прочной и плотной синтетической ткани, лучше — прорезиненной. Передний и задний края полотнища подвернуты, проклеены и прострочены капроновыми нитками так, что образуют карманы для носовой и кормовой поперечных балок.

Карманы имеют сквозные отверстия под винты-«барашки», прорезанные по месту и усиленные с обеих сторон боутами — проклеенными и прошитыми кольцевыми накладками из прорезиненной ткани. Такими же боутами окантованы отверстия под остальные винты-«барашки» (не считая четырех боковых) и под поплавковые клапаны.

Боковые края полотнища усилены двойными проклеенными и прошитыми накладками из прорезиненной ткани. Сверху к ним пришиты 18 скоб для натяжения палубы на стрингерах. Скобы выгнуты из полос дюралюминия толщиной 3 мм и пришиты к полотнищу толстой бронзовой проволокой.

Дабы проволока со временем не перетерлась, отверстия в скобах раззенкованы, а острые края закруглены напильником.

Палуба в натянутом состоянии представляет собой широкую площадку, достаточную для размещения на ней всей отечественной семьи (двое взрослых, двое детей и собака) и достаточно объемной поклажи.

Не обращая внимания на собственные габариты, поплавки, палуба и мост в упакованном (транспортном) состоянии укладываются в достаточно ограниченные количества: мост умещается в матерчатом чехле размером 1150x150x150 мм с чемоданной ручкой, а поплавки, насос и палуба — на тележке, сродни той, с какой пожилые люди ходят по магазинам. Помимо этого, на тележке размещается еще и двигатель катамарана — лодочный мотор «Салют».

Рис. 7. Крепление моста одним из шести бандажей:

1 — поплавок, 2 — стрингеры, 3 — держатель, 4 — бандаж.

Рис. 8. Тележка:

1 — ручка,

2 — перекладина,

3 — рама,

4 — колесо,

5 — ось колеса,

6 — транец,

7 — стержень стяжной,

8 — фиксатор,

9 — пружина,

10 — головка фиксатора,

11 — зажим,

12 —трубка защитная (резина),

13 — заклепки диаметром 5 мм (5 шт.),

14,19 —болты М6,

15 —защелка,

16 —ложемент,

17 — вкладыш,

18 — окантовка,

20 — отбойник,

21 — карман для перекладины тележки,

22 — вставка с крючками,

23 — проем для грузового ремня,

24 — грузовые ремни (3 шт.),

25 — швы проема.

Тележка (рис. 8) — самодельная (не считая колес от детской коляски), потому, что помогает не только для перевозки частей катамарана, но и для крепления двигателя. Она изготовлена из металлических хромированных труб диаметром 16×1,5 и 10×1 мм.

Вместо грузовой площадки у нее — замечательный транец, к которому собственными струбцинами крепится двигатель в рабочем положении.

Транец является пакетомиз алюминиевой окантовки и фанерного вкладыша, соединенных пятью заклепками. Одним финишем транец надевается на ось колес, вторым крепится к нижнему изгибу рамы (болтом М6). Часть окантовки выходит за габариты вкладыша и образует ложемент, в который укладывается ручка тележки при расфиксировании и повороте ее около оси перекладины.

Делается это при подготовке тележки к установке на катамаран.

Помимо этого, тележка имеет отбойник для ограждения двигателя от водяных струй при перемещении катамарана. Изготовлен он из прорезиненной ткани. Верхний край его отогнут, образуя карман для перекладины тележки, проклеен и прострочен нитками, но не до конца: в двух местах покинуты проемы для грузовых ремней.

В нижний край отбойника вклеена дюралюминиевая вставка с крючками.

В рабочем положении, в то время, когда тележка размещена на мосту катамарана и ее ручка развёрнута и покоится в ложементе, отбойник натянут между ручкой и перекладиной и зацеплен за последнюю крючками. В транспортном положении, в то время, когда тележка доверху нагружена, отбойник расцеплен и покоится на ремнях, являясь ложем для груза.

Ремни (их три) изготовлены из прорезиненной ткани и прошиты капроновыми нитками. При сборке тележки один остается на ручке, два вторых пропускаются через проемы отбойника, а после этого вместе с ним верхними финишами надеваются на перекладину, а нижними — на ось колес.

Итак, катамаран отвечает заданным требованиям: он конструктивно несложен, легок (его легко переносит один человек), компактен (занимает мало места в квартире и в автомобиле), скоро планирует и разбирается.

Последовательность сборки следующая.

Сперва накачиваются поплавки. После этого планирует мост: соединяются все его элементы, не считая носовой и кормовой поперечных балок, и мост накрывается палубой. Протаскиваются через карманы поперечные балки, привинчиваются «барашками» сперва к стрингерам, а после этого к центральной балке.

Сейчас палуба легко натянута. Скобы цепляются за стрингеры, и палуба совсем натягивается так, дабы она напоминала батуд. Мост к поплавкам притягивается шестью широкими лентами-бандажами (рис.

7), финиши которых пропущены через щели самодельных алюминиевых держателей. Бандажи выкроены из того же материала, что и оболочки поплавков.

После этого освобождаются фиксаторы на тележке, она складывается, вставляется перекладиной в упор на центральной балке, и ее зажимы надеваются на поперечную трубу кормы. Гайки зажимов затягиваются, и тележка надежно крепится к мосту.

Все, катамаран собран, возможно относить его на берег. Уже на воде на место ставится двигатель и к нему присоединяется пятилитровый бензобак, спаянный из листовой бронзы.

Г. СМИРНОВ, г. Москва

Рандомные статьи:

Ямаха 3.Как Убить Карбюратор.простой способ проверить поплавок на герметичность


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • На поплавке — пешком, на веслах и под парусом

    Возможно, вы согласитесь с тем, что более дешёвых и нужных для здоровья стадионов, чем большие реки и малые, водохранилища и озера, а громадном…

  • Аэросани с лодочным мотором

    Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…

  • Автожиру — мотор

    Среди всех летательных аппарата, интересующих самодеятельных конструкторов, наиболее доступны, нааерное, автожиры. Как правило, это простые…

  • Автожир без мотора

    Сейчас любители авиации многих государств проявляют громадной интерес к полётам на самодельных планёрах-автожирах и фактически автожирах. Недорогие,…