В то время, когда наступает зима, большая часть велосипедистов вынуждены ставить собственные автомобили на прикол. лёд и Снег делают велосипед негодным для поездок: узкие шины его мало подходят для зимних условий эксплуатации — это не лыжи. А из-за чего бы и в действительности не поставить лыжи вместо колес? Тогда педальную машину возможно было бы эксплуатировать круглый год.
Такая конструкция создана и защищена авторским свидетельством № 971374.
Особенность ее устройства взяла отражение в самом заглавии: велолыжеход. На нем возможно не только съезжать с горок, но и за лыжниками выполнять прогулки по снежным автострадам.
Велолыжеход, неспециализированный вид которого продемонстрирован на рисунке 1, изготавливается на базе стандартного велосипеда. Его главные элементы: рама, задние опоры и передняя, кронштейны, передняя рулевая лыжа и задние опорные лыжи-толкатели.
Рама — от спортивного велосипеда «Старт-шоссе»; в ней только заменен шатунный узел.
Подойдут и рамы дорожных велосипедов, и детских типа «Орленок». В этом случае в указанные размеры подробностей нужно внести коррективы.
Рис. 1. Велолыжеход:
1 — передняя опора, 2 — тросик тормоза, 3 — рама, 4 — кронштейн, 5 — задняя опора, 6 — штанга, 7 — рычаг, 8 — передняя лыжа, 9 — передняя накладка, 10 — тормоз, 11 — шатун, 12 — задняя накладка, 13 — лыжи-толкатели, 14 — задние лыжи, 15 — гайка, 16 — пластина, 17 — болт, 18 — ось, 19 — ось педали, 20 — втулки-проставки.
Замена шатунного узла пребывает в том, что вместо простых устанавливают шатуны с удлиненными осями педалей: ко мне крепятся рычаги лыж-толкателей. Стандартные подробности для новых шатунов возможно купить в магазинах, в отделах запасных частей, либо применять от отслужившего собственный срок велосипеда. Резьба в педальных отверстиях шатунов стачивается, в них вставляют и приваривают оси из металлического прутка O 18 мм.
По окончании установки педалей на оси устанавливают и также приваривают рычаги. Они должны быть сориентированы так, дабы линии, на протяжении которых расположены отверстия, были перпендикулярны шатунам и проходили через ось их вращения. Такое размещение содействует самоё рациональному распределению упрочнений при езде. Материал рычагов лыж-толкателей — металлической лист толщиной 4 мм; ввариваемые в них втулки возможно нарезать из подходящей трубки.
Передняя опора велолыжехода, воображающая собой изогнутую железную трубку O 30 мм, крепится к рулевой вилке в двух местах. Главная нагрузка приходится на ось — металлической пруток, на финишах которого нарезана резьба М8. Две втулки-проставки из железной трубы фиксируют опору посередине вилки. Для исключения боковых сдвигов финиши зажимающих вилку пластин, изготовленных из железного страницы толщиной 2 мм, отгибаются.
Передняя опора крепится к лыже на оси из металлического прутка O 8 мм, на обоих финишах которой сверлят отверстия O 1,5 мм под шплинты. Ось проходит через отверстия в опоре, накладке и тормозе. Накладка — из железного страницы толщиной 2 мм; на лыже она крепится шестью шурупами.
Тормоз складывается из двух элементов, имеющих в сечении Г-образную форму и располагающихся по обеим сторонам накладки.
Для приведения тормоза в воздействие употребляется тормозной тросик и рычаг заднего колеса. Собственной оплеткой тросик упирается в уголок, закрепленный двумя винтами М3 ка передней опоре.
Чтобы на велолыжеходе возможно было ездить не только по укатанной лыжне, но и по целине, удельное давление, оказываемое на снег, не должно быть больше 16 г/см2. Исходя из максимального веса и этой величины седока, рассчитывается площадь опоры.
Благодаря изюминок конструкции рамы велосипеда, на задние лыжи и переднюю приходится однообразная нагрузка. Так, площадь опоры передней лыжи велолыжехода, предназначенного для целины, обязана равняться площади задних.
Передняя лыжа выполнена из доски. Изготовить ее возможно по разработке, неоднократно обрисованной в «Моделисте-конструкторе». Для лучшего скольжения к нижней поверхности на эпоксидной смоле приклеивается пластик.
Дерево — не единственный материал для лыжи.
Возможно использован и железный лист толщиной 2 мм, к примеру, дюралюминиевый. В этом случае нужно предусмотреть ребра жесткости, скажем уголки, устанавливаемые на заклепках.
Конструкция кронштейна велолыжехода понятна из рисунка.
Направляющие его — из железной трубы O 16 мм, изогнутой в форме буквы П. Материал распорок — металлической пруток O 4—5 мм. Горизонтальные перекладины из того же прутка; они приварены к распоркам и мешают деформации направляющих при происхождении изгибающих сил. Шпильки выточены из металлического прутка O 10 мм.
Пластины изготовлены из железного страницы толщиной 5—7 мм. В них выполнены наклонные углубления, в которых зажимаются трубы нижней вилки рамы велосипеда.
Рис. 2. Кронштейн:
1 — шпилька, 2 — пластины, 3 — гайка, 4 — направляющие, 5 — распорка, 6 — консоль, 7 — перекладина, 8 — ось, 9 — гайка, 10 — дистанционирующая втулка, 11 — перекладина.
Рис.
3. Задняя опора:
1 — ролик, 2 — подшипник, 3 — втулка-проставка, 4 — болт, 5 — короб, 6 — гайка, 7 — винт, 8 — стойка, 9 — шплинт, 10 — ось, 11 — консоль, 12 — шайба, 13 — фторопластовая втулка, 14 — шайба, 15 — гайка, 16 — регулировочный болт штанги.
Рис. 4. Рычаг в сборе:
1 — рычаг, 2 — втулка.
Консоль кронштейна изготовлена из железной трубы. Устанавливается консоль ка двух металлических перекладинах-прутках O 8 мм, приваренных к распоркам.
В ее верхней части сверлится отверстие для оси, изготовленной и установленной равно как и на передней опоре.
Короба задней опоры сделаны из железного страницы толщиной 2 мм. Их главные размеры 280Х185Х30 мм. В коробах размещается по четыре ролика, любой из которых складывается из двух половин, соединяемых между собой винтами М6.
Устанавливаются ролики на подшипниках № 200. Втулки-проставки, выточенные из металлического прутка O 18 мм, предохраняют подшипник с роликом от боковых сдвигов. Материалом для роликов может служить не только сталь, но и дюралюминий либо латунь.
Дабы исключить возможность схода верхних роликов с направляющих, нужно предусмотреть возможность их регулировки по высоте. Для этого отверстия под верхние болты лучше сделать круглые.
Консоли задней опоры собственными основаниями крепятся к коробам болтами М6. Для избежания деформации стенок короба при затяжке гаек между ними целесообразно ввести втулки, вырезанные из железной трубы. Консоли вытачиваются из прутка O 30 мм; к ним привариваются пластины толщиной 2—3 мм, в отверстия которых и вставляются болты.
Стойка задней опоры, являющаяся сварной конструкцией, изготавливается из железного страницы толщиной 2 мм. Предпочтительный метод крепления стойки к коробу — сварка. Но возможно воспользоваться и резьбовым соединением — на четырех болтах М6.
Оси, как и на передней опоре, сделаны из металлического прутка O 8 мм с отверстиями под шплинты.
Материал накладок задних лыж — железный лист толщиной 2 мм. В них просверлены по 12 отверстий O 3 мм и по 2 отверстия O 8,5 мм, причем фаски последних растачиваются снизу. Отверстия меньшего диаметра предназначены для шурупов, которыми накладки крепятся к лыжам, большего — для винтов М8 с потайной головкой.
По окончании приварки головок винтов М8 сварные швы зачищают.
Лыжа-толкатель (рис. 5) сделана из листового металла толщиной 1—2 мм в виде короба с заостренной и загнутой вверх передней частью. Все элементы лыжи соединяются сваркой.
На ее верхней и нижней поверхностях вырезаются окна. В верхних окнах предусмотрены ограничители поворота грунтозацепов. Последние выполняются из железных пластин толщиной 10 мм. Они устанавливаются на лыже шарнирно, их оси — металлические прутки O 4 мм, на торцах которых сверлятся отверстия O 2 мм и глубиной 3 мм. По окончании установки на лыже их развальцовывают.
Рис. 5. Лыжа-толкатель:
1 — лыжа, 2 — ось, 3 — грунтозацеп, 4 — гребенка, 5 — кронштейн.
К грунтозацепам винтами М3 крепят гребенки из железного страницы толщиной 2—3 мм. На гребенках, как и на грунтозацепах, вырезаются зубцы треугольной формы.
Угол между образующими вершины равен 60°. Высота зубцов для грунтозацепов — 6 мм, для гребенок — 4 мм.
Кронштейнами, крепящимися к накладке винтами М8, лыжа-толкатель соединяется с несущей лыжей, плоскость скольжения которой должна быть ниже на 5 мм.
В качестве несущих задних лыж использованы стандартные «Лесные», они только мало укорочены.
В совершенном случае опорной лыжи и функции толкателя обязан делать один элемент.
Такое выполнение возможно рекомендовано, к примеру, для детского варианта велолыжехода.
Для изготовления штанги, соединяющей рычаг с консолью задней опоры, использована железная труба O 16 мм и длиной 600 мм. На ее финишах устанавливаются круглые гайки М8 с буртиком.
Они смогут быть выточены из прутка O 15—16 мм. Дабы исключить осевые сдвиги и провороты, гайки нужно закрепить, лучше сваркой.
С рычагом штанга соединяется Г-образным болтом, согнутым из металлического прутка O 10 мм; место сгиба обваривается (перед тем как согнуть пруток, на месте сгиба выпилите круглым напильником углубление). Та часть болта, которая входит во втулку на рычаге, обрабатывается аналогично финишу консоли задней опоры.
На другой нарезается резьба М8.
С консолью штанга соединяется регулировочным болтом М8; отверстие его растачивается до O 10 мм. В случае если под рукой нет стандартного, то изготовьте его самостоятельно, приварив к шайбе шпильку либо установочный винт.
Техника езды на велолыжеходе кичем не отличается от велосипедной.
Более того, поскольку он устойчивее велосипеда, то обучиться руководить им намного проще.
При вращении педалей задние опоры с лыжами, перемещаясь на роликах по направляющим кронштейна, совершают возвратно-поступательные перемещения. В то время, когда лыжа-толкатель начинает скользить назад, гребенки цепляются за грунтозацепы и поверхность дороги, выйдя из нижних окон, упираются в снег.
Скольжение заканчивается, и велолыжеход делает ход. Его протяженность соответствует диаметру окружности, обрисовываемой втулкой, в которую засунут Г-образный болт. При скольжении вперед грунтозацепы скрываются в лыжу-толкатель. Налипающий на них снег выбрасывается через верхние окна. Ограничители исключают западание грунтозацепов.
На велолыжеходе кроме того нетренированный человек легко достигает скорости 8—10 км/ч.
Очевидно, для подготовленного спортсмена это не предел. В случае если кому-то будет не легко крутить педали, то возможно укоротить ход. Действительно, затем упадет скорость, но снизятся и затрачиваемые упрочнения.
Маневренность велолыжехода мала: радиус поворота образовывает 2 м. Исходя из этого на нем лучше выезжать на довольно ровные и прямые автострады, проложенные по замерзшим руслам рек, каналов либо просекам.
Каждое появление велолыжехода приводит к неизменному интересу.
Люди подходят, задают вопросы о конструкции, возможностях автомобили. Многие загораются идеей постройки аналогичного снегохода для себя либо собственных детей. Сохраняем надежду, что эта публикация окажет помощь им самостоятельно изготовить велолыжеход.
Л.
ГУРФИНСКИЙ, А. КОРОТКОВ
Рандомные статьи:
Спуск с горы для лыжников на велосипеде. Зима. Раубичи.
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Складным велосипедом сейчас никого не поразишь. Но его габариты кроме того в сложенном виде не так уж и мелки, и хранить его дома, а тем более…
-
Под этим заголовком, ставшим как бы визиткой, мы публикуем очередную разработку любителя изобретателя-и профессионального инженера-конструктора…
-
Складным велосипедом сейчас никого не поразишь. Но его габариты кроме того в сложенном виде громадны, и хранить его дома, а тем более транспортировать в…
-
Все началось с того, что мы — юная бездетная семья, купили две «Камы» и увлеклись велосипедными прогулками. С рождением дочери было нужно решать задачу:…