Для начала пара слов о себе и оситуации, в которую я попал волею судьбы. Все началось с того, что на протяжении аварии на мотоцикле я взял тяжелую травму позвоночника с повреждением спинного мозга. К сожалению, операцию мне сделали не сходу, а спустя два месяца по окончании травмы. В итоге полный паралич тела, от лопаток и до самых пяток.
Оставшуюся судьбу мне суждено было провести в постели или в кресле-коляске. А было мне, в то время, когда я вышел из строя, всего лишь 26…
Не имел возможности примириться с неподвижностью, обучился кроме того пользоваться креслом-коляской. Но на нем дальше ворот не уедешь: попытайтесь-ка в нем, да по отечественным ухабам!
Поперву я сохранял надежду, что смогу купить «Запорожец» с ручным управлением, но это выяснилось фактически неосуществимым: огромная очередь в облсобесе, да и цена… Оставалось мне только одно: самому сделать для себя надежное и простое транспортное средство. Вот и решил для облегчения собственного существования соорудить мотокресло.
Да такое, дабы было пригодно на все случаи судьбы: в магазин съездить, друзей посетить и на природу выбраться — птичек послушать и кислороду глотнуть.
Я в полной мере трезво оценивал собственный физическое состояние и знал, что собрать мотокресло мне будет непросто. Исходя из этого уже при конструировании ориентировался на предельно несложную разработку.
Базой моей конструкции стал легкий мотоцикл «Минск» М-106, так что схема моего мототранспортного средства была близкой к его схеме. Конструкцию мотокресла я разрабатывал самостоятельно, лишь вот с изготовлением его всецело сам совладать не смог: громадную помощь оказал старший брат Алексей, приятели, и больше всех — Виктор Чирков, слесарь по профессии. Однако многие подробности я все же делал сам, а также сиденье водителя, спинку к нему, капот, подножку и второе.
На все про все потребовался практически весь год, но в итоге оказалась в полной мере удовлетворяющая меня по своим параметрам конструкция.
Устроено мое моторизованное кресло следующим образом. Его базой стала рама мотоцикла М-106: к передней части приварена поперечная балка с рулевыми колонками под вилки колес.
К балке посредством раскосов из труб с наружным диаметром 22 мм и металлической полосы сечением 5X25 мм прикреплен посредством сварки передний бампер — отрезок металлического уголка сечением 30X30X4 мм. К бамперу и балке, со своей стороны, крепится основание мягкого капота, сделанное из полос сечением 5X25 и 4X20 мм. Сам же капот установлен на нем посредством шарниров и фиксируется пружиной.
Под капотом находится топливный бак емкостью 10 л от мотороллера «Электрон»: справа и слева от бака — фары от мопеда типа «Рига».
Мягкий капот, подножка водителя, сиденье водителя со спинкой, сиденье пассажира — все они собраны из древесных брусков, фанеры, войлока, искусственной кожи и поролона. Сиденье водителя имеет необычную конструкцию: в него вмонтирован надувной резиновый медицинский круг, внешний диаметр которого образовывает 360 мм.
Применение его обусловлено изюминками моего физического состояния: у спинальных больных нарушена трофика, и мускулы фактически не трудятся — не пружинят.
Спинка сиденья водителя может откидываться назад, сиденье пассажира легко снимается и состыковывается со спинкой, образуя собственного рода подголовник.
Сделано это чтобы возможно было иногда останавливаться и отдыхать; ноги наряду с этим находятся на мягком капоте, а тело принимает эргономичное практически горизонтальное положение. Дело в том, что для спинальных больных возможность смены положения тела имеет большое значение, потому, что дает отдых ранее нагруженным участкам тела. Все это разрешает избежать застойных явлений.
Кстати, с той же целью и капот, и подножка сделаны мягкими.
Подлокотники сиденья водителя откидные — они не мешают переходу на мотокресло с кресла-коляски; к тому же при откинутом подлокотнике комфортно запускать левой рукой двигатель. Ну а в лежачем положении подлокотники предохраняют водителя от падения с кресла.
Сиденье водителя регулируемое — оно может перемещаться вперед и назад на 60 мм, и изменять в маленьких пределах угол наклона, разрешая занять самоё удобное положение при езде. Фиксируется оно посредством двойной гребенки, сделанной из металлической полосы сечением 5х25 мм.
Передние колеса мотокресла — от мотороллера «Тула-200»; вилки колес выгнуты из металлических труб O 27×2,5 мм; рулевой вал каждой воображает часть вилки ветхого дорожного велосипеда.
Вилки вставляются в рулевые колонки поперечины, собранной из металлических труб O 27х2,5 мм. Сами же рулевые колонки — из отрезков металлической трубы O 34х3,5 мм; причем изнутри они расточены по посадочным диаметрам чашек подшипников от велосипедной вилки. Для простоты передние вилки сделаны твёрдыми (без амортизаторов); но в будущем предполагается установка и доработка машины подрессоренных вилок.
К каждой из вилок приварены одноплечие рычаги — поворотные кулаки совокупности рулевого управления, собранные на сварке из металлических полос сечением 5X25 мм. Из них же изготовлена и поперечная тяга; в территориях размещения отверстий (в середине и по финишам) приварены маленькие Г-образные отрезки из такой же металлической полосы. поперечная тяга и Кулаки шарнирно соединяются посредством болтов с резьбой М12, шайб, контргаек и гаек.
К центральному рулевому валу (металлическая труба O 27X2,5 мм) снизу приварен рулевой рычаг, собранный из металлических полос 5X25 и 5X30 мм и втулка из металлической трубы O 34х3,5 мм, длиной около 40 мм. В трех местах к втулке подваривается конусная гайка от подшипника велосипедной вилки, внутренний диаметр которой расточен до 27 мм. Рулевой вал вставляется снизу в рулевую колонку на поперечной балке.
Колонка представляет собой отрезок трубы O 34X3,5 мм с проточкой на участке 20 мм O 32,7 мм, засунутый в рулевую колонку рамы мотоцикла. Соединение — сваркой, посредством металлической полосы сечением 5X25 мм и длиной около 70 мм. Сверху в рулевую колонку рамы мотоцикла запрессовывается втулка O 34X3,5 мм, расточенная сверху под чашку подшипника от рулевой колонки велосипедной вилки. Такая же чашка установлена на рулевой колонке поперечной балки и снизу.
Центральный рулевой вал соединяется с рулем посредством фланца — металлической пластины сечением 7Х45 мм и длиной 90 мм с отверстиями O 10 мм для кронштейнов руля, которая приварене ко втулке из трубы O 34X3,5 мм. С противоположной стороны втулки нарезается резьба М34Х1 мм, и на нее наворачиваются гайка и контргайка. К последней тремя сварочными точками крепится конусная гайка подшипника велосипедной вилки, внутренний диаметр которой расточен до 27 мм.
К центральному рулевому валу втулка вместе с приваренным к ней фланцем крепится двумя болтами с резьбой М8 с шайбами и гайками через сквозные отверстия во втулке и в рулевом валу.
Двигатель моего мотокресла — от мотоцикла М-105. С учетом того, что топливный бак расположен относительно низко, в карбюраторе мотора штатная крышка поплавковой камеры заменена на крышку от поплавковой камеры двигателя мотороллера «Электрон» — штуцер у нее находится горизонтально.
Педаль рычага переключения передач обрезана на 25 мм чтобы не мешать пересаживаться на мотокресло с кресла-коляски.
Все управление мотокреслом, очевидно, ручное. Ручное и пусковое устройство.
Оно складывается из рукоятки, соединительного ремня и малого рычага. Пусковая рукоятка представляет собой отрезок металлической трубы O 22 мм, выгнутой в соответствии с формой сиденья. На одном финише приварен болт с резьбой М10, служащий осью рукоятки; на втором натягивается пластиковая облицовка от ручки велосипедного руля.
Рычаг шарнирно закреплен во втулке, приваренной к кронштейну спинки сиденья.
Переходник, закрепленный на рычаге мотоциклетного кик-стартера, имеет форму половинки бублика; согнут он из арматурного стержня O 12 мм, по окончании чего к нему привариваются металлические полосы сечением 5X30 мм и 5X25 мм. На рычаге кик-стартера переходник крепится посредством скобы, выгнутой из арматурного стержня O 6 мм, и болта М8.
переходник и Пусковая рукоятка соединяются прочным ремнем, но, вместо ремня в полной мере возможно применять и металлический трос.
направляться подчернуть, что более занимательным представляется пусковое устройство со звездочкой, надетой на вал кик-стартера, приводимый во вращение втулочнороликовой цепью, которая, со своей стороны, соединяется с пусковой рукояткой. Звездочка для данной цели в полной мере подходит от детского велосипеда (ее внешний диаметр обязан составлять 120…150 мм).
Переключение передач двигателя мотокресла кроме этого производится вручную. Рычаг переключения находится под правой рукой водителя, под рулем. Он выгнут из металлического прутка O 12 мм. На одном из его финишей закрепляется пластмассовый шер-рукоятка, на другой приваривается ось (отрезок прутка O 10 мм). Ось фиксируется в отверстии верхней части рамы мотоцикла, вблизи рулевой колонки.
На вольный финиш рычага надевается втулка с приваренным к ней маленьким рычагом (металлическая полоса 5X25 мм) и закрепляется на оси посредством трех винтов с резьбой М6.
Нижняя часть механизма переключения передач представляет собой вилку, выгнутую из прутка O 12 мм, которая приварена к рычагу, имеющему возможность поворачиваться на оси. В зев вилки входит педаль штатного механизме переключения передач; при повороте рычага (и соответственно вилки) включается та либо другая передача.
Нижний и верхний рычаги переключения передач соединены тягой, сделанной из металлического прутка O 8 мм.
Привод заднего тормоза кроме этого ручной, посредством рычага, сделанного из металлических полос сечением 5X25 и 5X30 мм. На верхний финиш рычага насажена резиновая рукоятка от мотоциклетного руля, а нижняя болтами закрепляется на штатной тормозной педали. Тяга, соединяющая рычажок и тормозной рычаг на ступице заднего колеса мотокресла, выгнутая из арматурного прутка O 6 мм.
Имеется на моем мототранспортом средстве и передний тормоз — действительно, лишь на правое колесо. При эксплуатации автомобили оказалось, что пользоваться значительно чаще приходится передним тормозом, потому, что при торможении задним приходится снимать правую руку с руля, а это затрудняет управление мотокреслом. Более эргономичным представляемся привод тормозного механизма заднего колеса посредством рукоятки и троса на руле, по типу переднего.
Сделать это, в принципе, кроме того несложнее, чем посредством совокупности рычагов.
Руль мотокресла снаряжен по типу мотоциклетного: справа — рукоятка управления дросселем карбюратора и рычаг переднего тормоза, слева — рычаг управления сцеплением. С левой стороны руля закрепляется кроме этого рычажок привода декомпрессора.
Рис. 1. Главный вариант моторизованного транспортного средства с ручным управлением:
1 — мягкий капот, 2 — руль, 3 — поворотный подлокотник, 4 — двигатель типа М-105, 5 — сиденье, 6 — регулируемая спинка, 7 — сиденье пассажира, 8 — рама мотоцикла М-106, 9 — мягкая подножка, 10 — переднее колесо (от мотороллера «Турист»), 11 — поперечина, 12 — передняя вилка, 13 — заднее колесо (от мотоцикла М-106).
Рис. 2. Передняя вилка:
1 — вал передней вилки, 2 — кольцо опорного подшипника, 3 — проставка (от вилки дорожного велосипеда), 4 — перья вилки (труба O 27 x2,5 мм), 5 — кронштейн фиксатора (металлическая полоса 5×25 мм), 6 — фиксатор (металлическая полоса 5×25 мм), 7 — шарнир рулевого рычага, 8 — шайба, 9 — рулевой рычаг (сварен из металлических полос 5×25 мм).
Рис. 3. Рулевой вал:
1 —фланец (металлическая полоса 7×45 мм), 2 — болты-фиксаторы М8, 3 — втулка с наружной резьбой М34х1 мм, 4 — контргайка, 5 — гайка, 6 — вал (металлическая труба O 27×2,5 мм), 7 — кольца опорных подшипников, 8 — втулка-переходник (металлическая труба O 34×3,5 мм), 9 — рулевой рычаг (сваривается из полос 5×25 и 5×30).
Рис. 4. Поперечная балка рамы:
1 — рулевые колонки передних вилок (металлическая труба O 34Х3,5 мм), 2 — поперечины (металлическая труба O 27Х2,5 мм), 3 — колонка рулевого вала (металлическая труба O 34Х3,5 мм), 4 — чашки подшипников (от рамы велосипеда), 5 — втулка, 6 — подкосы.
Рис. 5. Пусковое устройство со звездочкой:
1 — рычаг пускового устройства (труба O 22×2,5 мм), 2 — фиксатор цепи, 3 — втулочно — роликовая цепь (от велосипеда), 4 — звездочка (от детского велосипеда), 5 — штатный рычаг пускового устройства двигателя, 6 — хомут с гайками, 7 — пластина (металлическая полоса 5х30 мм), 8 — пружина, 9 — скоба крепления цепи.
Рис. 6. Каркас спинки сиденья:
1 — шарнир (металлическая полоса 4×20 мм), 2 — замок (металлическая полоса 5×30 мм), 3 — кронштейн (металлическая полоса 4×20 мм), 4 — основание (металлическая труба O 18×2,5 мм), 5 — поперечина (металлическая полоса 5×25 мм), 6 — кронштейн (металлическая полоса 5×25 мм), 7 — нижняя поперечина (металлическая полоса 5×25 мм), 8 — кронштейн (металлическая полоса 5×25 мм), 9 — кронштейн (металлическая полоса 4х20 мм).
Рис. 7. Подлокотник:
1 — шарнир (металлическая шпилька М12), 2 — основание (уголок 20x20x4 мм) 3 — шурупы, 4 — древесное основание (брусок 20×30 мм), 5 — заполнение (вата либо кошма), 6 — шуруп, 7 — обшивка (дерматин).
Рис. 8. Спинка сиденья:
1 — гвоздь, 2 — крепежные скобки, 3 — каркас (древесные бруски 30×35 мм), 4 — обшивка (дерматин), 5 — крепежные скобки, 6 — фанерное основание (фанера толщиной 4 мм), 7 — заполнение (кошма либо войлок), 8 — заполнение (поролон толщиной 50 мм), 9 — обшивка (неестественная кожа).
Рис. 9. Основание сиденья:
1 — кронштейн (металлическая полоса 4х20 мм), 2 — поперечный элемент (металлическая полоса 5×25 мм), 3 — продольный элемент (металлическая труба O 22×2,5 мм), 4 — поперечина (металлическая труба O 22 x 2,5 мм), 5 — переходник (металлическая полоса 6×40 мм), 6 — продольный элемент (металлической уголок 20x20x4 мм), 7 — скоба (металлическая проволока O 6 мм), 8 — кронштейн (металлическая полоса 5×25 мм), 9, 11 — кронштейны (металлическая полоса 5×25 мм), 10 — замок (металлическая проволока O 6 мм).
Рис.
10. Сиденье водителя:
1 — подушка (поролон толщиной 50 мм), 2 — прокладка (поролон толщиной 50 мм), 3 — основание подушки (кошма либо войлок толщиной 20…30 мм), 4 — фанерное основание (фанера толщиной 4 мм), 5 — основание сиденья (древесные бруски 20×30 мм), 6 — скоба-фиксатор (проволока O 1,5 мм), 7 — винт крепления сиденья, 8 — медицинский резиновый круг. № 2, 9 — обшивка (неестественная кожа).
Рис. 11. Багажник:
1 — основание (пруток O 10 мм), 2 — стойка (металлическая полоса 5×30 мм), 3 — подкос (металлическая полоса 5×25 мм), 4 — скоба (металлическая проволока O 6 мм), 5 — поперечина (металлическая полоса 4×20 мм), 6 — скоба (металлическая проволока O 6 мм), 7 — передняя поперечина (металлическая полоса 5х25 мм).
Pис. 12. Съемное пассажирское сиденье:
1 — обшивка (неестественная кожа), 2 — подушка (поролон толщиной 50 мм), 3 — прокладка (кошма либо войлок), 4 — основание (фанера толщиной 4 мм), 5 — гвоздь, 6 — основание (брусок 20×30 мм), 7 — фиксатор (металлическая полоса 4×20 мм), 8 — шурупы, 9 — замок (металлическая полоса 5×30 мм), 10 — скоба (металлическая проволока O 1,5 мм), 11, 12 — фланцы (металлическая полоса 4×20 мм).
Рис. 13. Рычаг пускового устройства двигателя:
1 — рукоятка (от руля велосипеда), 2 — рычаг (металлическая труба O 22×2,5 мм), 3 — кронштейн (металлическая полоса 5×25 мм), 4 — вал рычага (болт М10).
Рис. 14. Переходник пускового устройства:
1 — дуга (металлической пруток O 12 мм), 2 — фланец (металлическая полоса 5×30 мм), 3 — стяжка (металлической пруток O 8 мм).
Рис. 15.
Тормозной рычаг:
1 — ручка, 2 — рычаг (металлическая полоса 5×30 мм), 3 — серьга (металлическая полоса 5×25 мм), 4 — кронштейн (металлическая полоса 5×30 мм).
Рис. 16. Поперечная рулевая тяга:
1, 3 — накладки (металлическая полоса 5х25 мм), 2 — усиление (металлической пруток O 10 мм), 4 — поперечины (металлическая полоса 5×25 мм), 5 — накладка (металлическая полоса 5×25 мм).
Рис. 17.
Мягкий капот:
1 — обшивка (неестественная кожа), 2 — подушка (поролон толщиной 50 мм), 3 — прокладка (войлок либо кошма), 4 — фанерное основание (фанера толщиной 5 мм), 5 — основание (древесные бруски 20×30 мм), 6 — скоба для крепления пружины (проволока O 2,5 мм).
Рис. 18. Основание мягкого капота(сваривается из металлических полос сечением 4X20 и 5Х25 мм).
Рис. 19. Мягкая подножка:
1 — обшивка (неестественная кожа), 2 — подушка (поролон толщиной 50 мм), 3 — прокладка (войлок либо кошма), 4 — фанерное основание (фанера толщиной 5 мм), 5 — основание (древесные бруски 20×30 мм), 6 — гвозди, 7 — винт крепления подножки.
Рис. 20.
Основание подножки(сваривается из металлических полос сечением 5×25 и 4×20 мм).
Посадка на мотокресло производится с кресла-коляски (она у меня, кстати, также переделана — я установил на ней амортизаторы и заменил мелкие задние колеса на одно центральное, большего диаметра, позаимствованное от ветхого детского велосипеда). Сделать это, само собой разумеется, не так-то легко, но и не так сложно, дабы стало препятствием для езды на мотокресле.
По окончании посадки кресло-коляска откатывается за пределы колес мотокресла, и я выезжаю задним ходом из гаража — за счет наклона пола гаража по направлению к воротам. Кстати, на данный момент я тружусь над механизмом ручного привода коляски, разрешающим перемещать ее задним ходом.
На моем мотокресле по хорошей дороге возможно ездить со скоростью до 90 км/ч, но стремительнее 60 км/ч ездить рискованно.
На поворотах либо дорогах с боковым уклоном кресло не через чур устойчиво (а особенно с пассажиром!), потому, что центр тяжести мототранспортного средства находится высоко и к тому же смещен назад. Как раз исходя из этого на данный момент и прорабатываю новый вариант мотокресла — с установленными позади двумя колёсами от мотороллера «Электрон» вместо одного от мотоцикла М-105. Оптимальное расстояние между колесами заднего моста — 450 мм. Подвеска колес предполагается свободной.
Оси колес сместятся назад на 80 мм (это кроме этого повысит устойчивость), а заднее сиденье станет ниже на 140…150 мм. Схема этого варианта мотокресла продемонстрирована на моем рисунке.
Кроме главного и улучшенного варианта, я прорисовал еще две компоновки, более эргономичные, устойчивые и одновременно с этим простые в изготовлении. Полагаю, что они кроме этого привлекут внимание заинтересованных в таком виде транспорта читателей. самый интересным я считаю последний вариант.
Рис.
21. Усовершенствованный вариант мотокресла.Главное отличие от первого варианта — применение свободной подвески задних колес уменьшенного диаметра (от мотороллера «Электрон»).
Поменяна и цепная передача — она включает блок промежуточных звездочек. На промежуточном валу находится кроме этого дисковый тормоз.
Передняя часть мотокресла фактически такая же, как и на первом варианте.
Рис. 22. Третий вариант мотокресла.Рама — самодельная, сваривается из труб и уголков. Трехколесная схема с передним управляемым колесом владеет повышенной устойчивостью. Задний маятниковый мост имеет амортизаторы от мотоцикла М-105. Колеса от мотороллера «Турист».
Трансмиссия имеет промежуточный блок звездочек. Привод от двигателя лишь на правое заднее колесо.
Рис. 23. Универсальное мотокресло (четвертый вариант). Оно самоё устойчивое, самоё технологичное для изготовления в кустарных условиях.
Для упрощения и повышения устойчивости двигатель установлен на маятниковой вилке.
И у третьего, и у четвертого варианта мотокресла ведущими являются лишь задние правые колеса, что избавляет конструкцию от тяжелого и дорогого дифференциала. Привод от двигателя на ведущее колесо у них осуществляется посредством двухступенчатой цепной передачи с применением промежуточного вала.
Нужно подчернуть, что размеры сиденья водителя, спинки подлокотников и мягкого капота во всех вариантах однообразны, и, в случае если найдутся желающие повторить мои конструкции, могу заверить, что размеры их прекрасно проверены на практике и в полной мере приемлемы для многих спинальных больных.
Любой из четырех вариантов возможно оснащен ручным приводом (передним и задним), конструкция которого изображена на моем рисунке.
Таковой привод разрешает при необходимости (к примеру, при отказе двигателя) перемещаться со скоростью 2…5 км/ч, и оказывает помощь развернуться в узком месте либо подать назад.
Вот, фактически, и все о моих работах. По опыту собственному прекрасно знаю, как спинальные больные нуждаются в легком, маневренном и эргономичном для отдыха и посадки, надежном в эксплуатации малогабаритном и достаточно замечательном транспортном средстве.
К сожалению, промышленность таких не производит. Очевидно, существуют и мотоколяски серпуховского завода, и «Запорожцы» с ручным управлением. Но они, к сожалению, не отвечают многим требованиям людей, утративших подвижность.
Если бы такое легкое, маневренное и недорогое транспортное средство производилось серийно, то, думаю, оно смогло бы отыскать громадный спрос и сумело значительно улучшить тяжелый быт и «спинальников», и многих вторых неходячих либо не хорошо передвигающихся калек.
Е. ФЕОФИЛАКТОВ, пос.
Нема, Кировская обл.
Рандомные статьи:
Мотокресло
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
От души сохраняем надежду, что это транспортное средство ни при каких обстоятельствах не потребуется вам. Но это вовсе не означает, что оно не требуется…
-
Незавидна участь людей, неспособных передвигаться самостоятельно. Облегчает им жизнь лишь специальное транспортное средство — кресло-коляска. Оно…
-
Как выбрать и купить коляску для двойни
Ожидание малыша в семье сопровождается эйфорией, а ожидание двух карапузов одновременно двойной эйфорией. Но вместе с этим появляются и определенные…
-
Как выбрать коляску-трансформер
Если вы находитесь в ожидании малыша и все чаще задаетесь вопросом о том, какое «транспортное средство» оптимальнее выбрать для крохи, ознакомьтесь с…