Думается, что мысль применения зонтика в качестве паруса приходила в голову каждому, кто раскрывал его при сильном ветре. Но первым, чья попытка воспользоваться зонтом вместо паруса была в своё время зафиксирована в издании «Моделист-конструктор», стал Георгий Арбузов, один из зачинателей виндсерфинга у нас и глава секции виндсерфинга при ФПС СССР.
В середине 1970-х годов он сделал собственную парусную доску, но испытать её на воде не было возможности — рангоут ещё не готовься . Тогда Георгий вместо паруса воспользовался громадным зонтом, и оказалось, что виндсерфер с этим импровизированным движителем демонстрирует хорошие ходовые качества.
Но в то время мысль твёрдого круглого паруса предстоящего развития не взяла — к соревнованиям допускались только хорошие виндсерферы. * * *
В это же время, много лет спустя мысль Арбузова была однако реализована на компактном швертботе (либо, правильнее, зонт-боте) упрощённой конструкции. В качестве паруса на нём употреблялся пляжный зонт диаметром 2 м и площадью 3,14 м2.
Корпус судёнышка — древесный, с каркасом, складывающимся из трёх шпангоутов, киля, пары бимсов и четырёх стрингеров.
Шпангоуты планируют из сосновых реек сечением 25×60 мм вполдерева, причём на шпангоуте 1 стыки реек с обеих сторон усиливаются кницами из фанеры толщиной 3-4 мм, а на шпангоутах 2 и 3 — целой зашивкой из такой же фанеры.
Сборка шпангоутов производится на странице ДСП с наклеенным на него плазом — страницей чертёжной бумаги с изображёнными на нём контурами этихэлементов конструкции, поверх которого натягивается полиэтиленовая плёнка чтобы не было приклеивания древесных подробностей к бумаге. По окончании обоюдной подгонки всех зашивок (и деталей книц) производится сборка шпангоута с применением эпоксидного клея и шурупов-саморезов.
Крепёж нужно применять с защитным покрытием — кадмированный либо оцинкованный.
Каркас корпуса собирается на ровном полу — к примеру, на странице ДСП подходящих размеров. Для начала на нём вычерчивается след места симметрии расположения и плоскости корпуса шпангоутов, по окончании чего посредством древесных шурупов и раскосов на импровизированном стапеле килевой частью вверх устанавливаются шпангоуты.
Прогулочный зонт-бот:
1 — корпус зонт-бота; 2 — паруc-зонт (пляжный зонт d2 м); 3 — мачта (сосна, брусок 50×50), 4,6 — нижние узлы крепления зонта-паруса; 5 — верхний узел крепления зонта-паруса; 7 — румпель рулевого устройства (бук либо дуб, брусок 30×30); 8 — рулевое перо (фанера s12); 9 — шверц (фанера sl2); 10 — штерт-ограничитель; 11 — поперечина для крепления шверцов (дюралюминий, труба d22x2)
Первым посредством эпоксидного клея и шурупов-саморезов закрепляется килевой брус, складывающийся из двух подробностей — фактически форштевня и бруса. бимсы и Стрингеры оптимальнееподгонять и временно фиксировать на шпангоутах попарно — сперва верхние,после этого нижние и в завершение — бимсы. Окончательное их соединение со шпангоутами посредством клея и шурупов кроме этого производится попарно, с тщательной проверкой симметричности каркаса по завершении каждой операции.
По окончании отверждения клея каркас выравнивается рубанком, шкуркой и рашпилем, наклеенной на фанерные полосы. Обшивка у зонт-бота — фанерная. Необходимо заметить, что обычный лист фанеры имеет длину намного меньше трёх метров, исходя из этого предварительно нужно будет состыковать заготовки «на ус» на длине около 50 — 60 мм с фиксацией их всё тем же эпоксидным клеем.
Дабы избежать неточностей при расчёте формы подробностей обшивки, имеет суть предварительно сделать их картонные выкройки и только по окончании примерок очертания и ряда подгонок элементов обшивки возможно будет перенести на фанерные заготовки.
Обшивать каркас направляться парами симметричных подробностей — в один момент левый и правый борта, после этого — левый и правый днищевые страницы, неизменно осуществляя контроль наряду с этим симметричность корпуса.
Крепление фанерных заготовок производится шурупами и эпоксидным клеем-саморезами.
В верхней части шпангоута 1 эпоксидной шпаклёвкой и шурупами закрепляется дюралюминиевая труба внешним диаметром 22 мм, предназначенная для крепления на ней боковых шверцов.
Палуба зонт-бота — из 4-мм фанеры, к элементам каркаса она крепится шурупами и эпоксидным клеем-саморезами.
По окончании завершения сборки корпуса стыки между страницами обшивки заполняются эпоксидной шпаклёвкой, а после этого, по окончании её отверждения, вышкуривается вся наружная поверхность. Изнутри стыки обшивки с элементами каркаса заполняются эпоксидной шпаклёвкой, по окончании чего корпус покрывается двумя-тремя слоями паркетного лака и окрашивается автоэмалью.
В транцевую доску на уровне дна вклеиваются два горлышка от пластиковых бутылок — через них будет сливаться попадающая в корпус вода.
Нижняя часть кокпита застилается двумя cланями (пайолами) — решётками из древесных планок сечением 20×80 мм, покрытыми двумя слоями паркетного лака.
Шверцы и рулевое перо вырезаны из фанеры толщиной 12 мм. Профиль у всех них симметричный — скруглённый спереди и заострённый позади. По окончании обработки и финишного вышкуривания фанерные подробности покрываются несколькими слоями паркетного лака, а после этого, по окончании шлифовки, — яркой автоэмалью.
Осью поворота шверца помогает металлическая шпилька с резьбой М14 на одном из её финишей; шверц закрепляется на ней между двух гаек и двух шайб. Фиксация шверцов на яхте производится посредством резинового шнурового амортизатора с парой крючков на его финишах. Дабы на ходу шверцы не всплывали, они притягиваются парой швертов к установленным на палубе уткам.
Каркас зонт-бота
Рулевое перо крепится на транце швертбота посредством простейшихпетель — любая из них складывается из кронштейна, согнутого из 6-мм металлического прутка в виде буквы «Г», и ответной части из для того чтобы же прутка, напоминающей канцелярскую булавку с колечком. Петли закреплены эпоксидным клеем в отверстиях в транце и в передней части пера. Румпель — из дубовой либо буковой рейки, с рулевым пером он соединяется посредством шарнира.
Мачта зонт-бота — поворотная, сосновая, протяженность её образовывает 2600 мм, диаметр в верхней части — 30 мм, в нижней — 50 мм. В случае если прочность мачты окажется недостаточной, имеет суть оклеить её двумя слоями стеклоткани с применением эпоксидной смолы.
Опорами мачты на зонт-боте являются степс (металлической стакан с внутренним диаметром 50 мм), установленный на киле корпуса, и хомут из металлической полосы, закреплённый на шпангоуте 1. Соответственно, в нижней части мачты устанавливается шпор — железный либо пластиковый колпачок с внешним диаметром 48 мм, а в зоне расположенияхомута верхней опоры мачты — металлической поясок шириной около 50 мм.
Рулевое устройство:
1 — румпель (бук либо дуб, брусок 30×30);
2 — шарнир румпеля (болт с гайкой); 3 — щека (дюралюминий, s2,5); 4 — рулевое перо (фанера s 12); 5 — петли навески (сталь, пруток d6)
Боковой шверц в сборе:
1 — шверц (фанера s 12); 2 — гайки М14; 3 -шверца (дюралюминий, труба 18×2)
Как упоминалось выше, в качестве паруса на судёнышке употребляется пляжный зонт диаметром 2 м, купить что возможно в спортивном магазине -там, где продаётся туристическое снаряжение, либо заказать через Интернет.
Долгая нога-стойка, столь нужная пляжному зонту, парусу не нужно — её нужно обрезать заподлицо с торцом скользящей по стойке втулки при большом раскрытии зонта.
Сам же зонт-парус имеет три узла крепления его к мачте. Верхний (шарнирный) узел, на котором он подвешивается к мачте, разрешает изменять положение зонта-паруса относительно мачты при смене галса.
Состоит он из пары дюралюминиевых пластин, закреплённых на двух (либо трёх) спицах зонта посредством нескольких винтов М5 с гайками, и U-образной петли из металлического прутка диаметром 6 мм, на финишах которого нарезана резьба М6. На мачте же закрепляется ответная часть узла — крюк, согнутый в виде буквы Г, на «ножке» которого нарезана резьба М6. Любой из нижних узлов кроме этого складывается из пары дюралюминиевых защёлки и пластин, фиксирующей зонт на мачте при смене галса.
Необходимо заметить, что нижние узлы употребляются ещё и для крепления к ним шкота — синтетического либо льняного каната диаметром около 12 мм.
При настройке зонт-бота основное -совместить центр парусности (ЦП) с центром бокового сопротивления (ЦБС) корпуса. направляться учесть, что ЦП купола зонта находится на расстоянии около 0,5 м от его передней кромки. Ну а ЦБС корпуса нужно будет определять экспериментально.
Для этого парусник вооружается шверцами и рулевым пером и спускается на воду; примерно в районе шверца к борту корпуса привязывается линь. В случае если потянуть за линь перпендикулярно диаметральной плоскости судёнышка, и оно наряду с этим будет перемещаться параллельно продольной оси, то место привязки линя и есть центром бокового сопротивления.
Но, вероятнее, при натяжении линя корпус начнёт поворачиваться, и в этом случае место привязки линя нужно будет смещать и повторять опыт , пока корпус не начнёт перемещаться параллельно продольной оси.
В случае если наряду с этим окажется, что ЦП и ЦБС корпуса не совпадают, то скорректировать положение ЦБС возможно отклонением шверцов вперёд либо назад. Поменять же положение ЦП возможно отклонением мачты.
Прекрасно настроенный парусник должен иметь маленькую тенденцию приводиться (идти круче к ветру), что оказывает помощь при резких усилениях ветра переводить судёнышко в положение левентик — носом к ветру.
И. МНЁВНИК
Рандомные статьи:
ОГАН ДАВИД- \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В случае если вам удастся выстроить подобный минипарусник, то вы сразу же станете обладателем целой «флотилии»! В действительности: суденышко…
-
Отправляясь в дальнее путешествие, лыжник, в большинстве случаев, сохраняет надежду только на личные силы. Но в полной мере вероятно призвать на помощь…
-
Парусник… на багажнике автомобиля
Совсем еще сравнительно не так давно казалось, что окончательно канули в Лету овеянные романтикой, но появлявшиеся непрактичными в отечественный…
-
Парусно-моторное судно (ПМС), о котором отправится обращение, было выстроено на базе готового корпуса действующего макета торпедного катера, выполненного…