При постройке и проектировании «Шмеля» в творческом коллективе «Взлет» был забран за базу микроавтожир конструкции В. Барковского, В. Виницкого и Ю. Рысюка, детально обрисованный в «МК» (см.: 1969, № 6, 1970, № 3, 1970, № 10 и 1971, № 6). Эта превосходно выполненная и в первый раз у нас стабильно летавшая машина аналогичного класса экспонировалась на Центральной выставке НТТМ 74 и была удостоена серебряной медали ВДНХ.
Принципиальная схема, главные размерения и разработка изготовления наиболее значимых подробностей микроавтожира слабо отличается от которых рекомендуют в перечисленных статьях, исходя из этого мы ограничимся лишь схемой «Шмеля» в трех проекциях и сосредоточим внимание на тех трансформациях, каковые были внесены в ходе лётных испытаний и доводки аппарата. Сходу оговоримся: мы имели возможность применять последовательность готовых деталей и узлов от списанных вертолётов и самолётов, что, с одной стороны, пара поменяло вид отечественной автомобили, а с другой — существенно облегчило работу: отпало большое количество трудоемких операций, употреблялись авиационные нормали, хороший крепеж и без того потом.
Базой конструкции помогает плоская рама, сваренная из металлических труб O50 мм. Ее вес без оборудования около 14 кг. На передней части рамы установлена ферма из уголка Д16-Т 30X30, к которой крепятся буксировочный замок планерного типа, штанга приёмника и приборная доска указателя скорости (ПВД), изготовленная из дюралюминиевой трубки O22 мм. комплект и Сиденье пилота привязных ремней от списанного вертолета.
руль и Киль направления кроме этого собраны из списанных самолетных и планерных подробностей. Площадь руля направления имеет громадное значение при буксировочных полетах, в особенности при боковом ветре. Исходя из этого ее ни за что нельзя уменьшать.
Управление всецело самодельное, выполнено по «самолетной» схеме, которая была обрисована в «М-К» (1971, № 6). «Самолетная» схема существенно надёжнее и надежнее в полете, чем яркая, рекомендуемая Бенсеном.
Рулевой вал — из металлической трубы 25X1 и 30X1. Тяги управления — из дюралюминиевых труб с заделанными на финишах шарнирами Гука и резьбовыми наконечниками для регулировки. Педали ножного управления забраны со списанного планера Мак-15, они эргономичны в том месте, что имеют регулировку под рост пилота. Педали жестко связаны с носовым колесом шасси, а тросовая проводка к рулю направления идет без поддерживающих роликов.
Втулка ротора изготовлена по чертежам «Моделиста-конструктора» с маленьким трансформацией: стакан для подшипников выточен не из Д16-Т, а из стали 30ХГСА, потому, что практика продемонстрировала, что дюралюминиевый стакан скоро выходит из строя.
Микроавтожир «Шмель»:
1 — переднее управляемое колесо (кинематически связано с педалями управлення рулем поворота), 2 — вилка колеса, 3 — шкворень вилки, 4 — педали управлення рулем поворота, 5 — крюк буксировочного замка, 6 — приемник указателя воздушной скорости, 7 — блок устройств, 8 — рычаг отцепки буксировочного замка, 9 — ручка управления несущим винтом, 10 — привязные ремни, 11 — сиденье пилота, 12 — тяги управлення несущим винтом, 13 — шарнир верхней вилки управления, 14 — вал несущего винта, 15 — ферма несущего винта, 16 — лопасть винта, 17 — пилон, 18 — задний подкос пилона, 19 — ось бокового колеса шасси, 20 — продольная труба рамы-основания, 21 — киль, 22 — руль поворота, 23 — кабанчик руля поворота, 24 — хвостовое колесо (хоккейная шайба), 25 — трос руля поворота, 26 — боковое колесо шасси, 27 — тормозная пластина переднего колеса.
Лопасти ротора — из сосны.
Лонжерон — из дельта-древесины, железный носик — из бронзы, он укреплен сквозными заклепками. Пенопласт употребляется лишь для заполнения хвостой части лопасти, по окончании половины ее размаха — к концевой части. Лопасть всецело склеивается эпоксидным клеем, обрабатывается по профилю и контуру, по окончании чего в ней вырезаются окна, заполняемые пенопластом. Поверхность зачищается, оклеивается фанерой толщиной 1 мм, опять зачищается, оклеивается тканью и окрашивается.
Опробования продемонстрировали, что лопасти таковой конструкции имеют ресурс намного больший, нежели рекомендованные Ю. Рысюком («М-К», 1970, № 10). Последние растрескиваются по окончании нескольких полетов. Центровка изготовленных нами лопастей лежит в пределах 24% САХ.
Центр тяжести собранного автожира обязан пребывать в пределах 40— 80 мм впереди оси вращения ротора (в зависимости от веса пилота). В случае если при проверке центровки, которую нужно весьма шепетильно проводить перед полетами, будет обнаружен ее сдвиг в ту либо иную сторону от указанных размеров, направляться закрепить соответствующий груз в хвостовой либо носовой части автожира.
Приборное оборудование складывается из указателя скорости, вариометра, скольжения и указателя поворота, часов и высотомера.
Колеса (как главные, так и для носовой стойки) оптимальнееподойдут от микроавтомобиля-карта — они легче и намного эластичнее авиационных «дутиков». Вводить в конструкцию шасси амортизирующие элементы нежелательно, поскольку автожир делается «прыгучим» и при посадке возможно зацепить ротором за почву.
Чтобы не было повреждений и деформаций ротора во время хранения автожира между полетами (если он остается под открытым небом) нужно сделать подпорки и привязать к ним лопасти крепким шнуром. Втулка наряду с этим должна быть заторможена.
А.
МУЧКИН, начальник ОКБ «Взлет», д. Вишняково, Столичная обл.
Рандомные статьи:
автожир
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Москва-астана, или несложный метательный планер
Характеристики Постройка Фюзеляж Хвостовое оперение Крыло Опробования Заключение Занятная вещь — Интернет. Уменьшая расстояния, он разрешает нам…
-
Зелёный — двухметровый планер для спокойных полетов
Предыстория Характеристики Изготовление хвостовое оперение и Фюзеляж Крыло Финальные операции Полеты Опробования Старт на леере посадка и Полёт…
-
…Негромким летним вечером над водами Клайпедского порта показался диковинный летательный аппарат: его крылья были похожи на решетку, а пилот размещался…
-
В последних номерах отечественного издания был опубликован цикл статей группы конструкторов автожиров об изюминках постройки этих винтокрылых…