…Негромким летним вечером над водами Клайпедского порта показался диковинный летательный аппарат: его крылья были похожи на решетку, а пилот размещался в маленькой кабине, напоминающей коляску для мотоцикла, Это был новый гидропланер «Уточка» (рис. 1), конструкции Б. Ю. Ошкиниса — последний вариант уже обрисованного нами в № 4 за 1975 год БРО-16.
— Снаружи отечественная «Уточка» сильно напоминает БРО-16, — говорит Б. Ошкинис. — Но имеется в ней большое количество новшеств.
В первую очередь — щелевое крыло, примененное в первый раз в отечественном планеростроении. Его подъемная сила намного больше, чем целого. Это разрешило уменьшить размах, сэкономить вес и сделать целый планер пара миниатюрнее.
Оптимальная скорость «Уточки» из-за щелевого крыла кроме этого снизилась; так, в случае если гидропланер БРО-16 возможно было буксировать лишь катером с замечательным стационарным двигателем, то для буксировки «Уточки» достаточно иметь мотолодку с подвесным мотором «Вихрь». Это, без сомнений, будет содействовать более интенсивному формированию гидропланеризма.
«Уточка» достаточно технологична и несложна по конструкции.
Строительство таких гидропланеров возможно наладить не только на специальных фирмах, но и на станциях юных техников, и в школьных мастерских, Как продемонстрировала жизнь, такую работу особенно легко и скоро осваивают авиамоделисты, поскольку отечественный планер — это, ко существу, громадная летающая модель!
Я надеюсь, — сообщил напоследок Б. Ошкинис, — что «Уточка» полюбится советским планеристам и откроет перед ними новые возможности, новые горизонты: освоение в качестве аэропортов громадного количества акваторий, которыми богата не только Литва, но и другие республики нашей страны.
Рис. 1. Гидропланер БРО-17У «Уточка». Схема в трех проекциях.
Щелевое крыло конструктивно выполнено в виде трех секций с хордой 300 мм (профиль — Кларк V), собранных по однолонжеронной схеме, с заполнением легким пенопластом всей передней части от лонжерона до носка.
Любая секция снаружи оклеена одним слоем узкой стеклоткани на эпоксидной смоле, что делает ее влагонепроницаемой. Секции соединяются целыми усиленными нервюрами, и концевой шайбой. К средней усиленной нервюре крепится железный башмак верхнего узла подкоса, соединяющего крыло с балкой. Кабина пилота представляет собой легкую лодку с обшивкой и деревянным каркасом из фанеры толщиной 2 мм, оклеенную одним слоем стеклоткани на эпоксидной смоле.
Для ускорения взлета на днище лодки установлено маленькое подводное крыло с хордой 600 и размахом 120 мм, выполненное из нержавеющей стали ц размещенное в соответствии со схемой, продемонстрированной на рисунке 2. Поверхность крыла как сверху, так и снизу должна быть отполирована до зеркального блеска, равно как и стойки, которыми крыло соединяется с лодкой.
Для буксировки «Уточка» имеет в носовой части лыжи замок стандартного типа, открываемый ручкой с места пилота.
При комплекте излишнего превышения над буксирующим катером данный замок срабатывает машинально и отцепляет планер. Буксировка осуществляется нетонущим полипропиленовым фалом толщиной около 10 мм, выдерживающим не меньше 1500 кг на разрыв; фал должен иметь на финишах сварные (либо точенные из стали 20) кольца, одно из которых зацепляется за крюк буксировочного замка планера, второе — за буксировочный замок на катере.
Эта схема всецело соответствует используемой спортсменами-планеристами для буксировки планеров самолетом: при аварии либо угрожающей ситуации шофер катера кроме этого имеет возможность отцепить планер.
Рис. 2. Неспециализированная компоновка гидропланера БРО-17У:
1 — кабина пилота (лодка), 2 — ветровое стекло, 3 — правая нижняя консоль крыла (обшивка снята), 4 — лонжерон нижней консоли крыла, 5 — V-образный подкос крыла, 6 — центроплан, 7 — хвостовая балка, 8 — стабилизатор, 9 — киль, 10 — подкос киля, 11 — руль направления, 12 — руль высоты, 13 — левая верхняя консоль крыла (щелевая), 14 — концевая шайба крыла, 15 — носик передней секции крыла, 16 — узел крепления подкосов, 17 — диагональный подкос крыла, 18 — стойка подводного крыла, 19 — подводное крыло, 20 — спинка сиденья пилота.
Первые буксировочные полеты должны быть выполнены строго против ветра, с соблюдением требований «Наставления по производству следующих» правил и полётов безопасности: пилот планера должен иметь спасательный жилет, застегнутый на все застежки; на катере-буксировщике в обязательном порядке обязан пребывать второй человек — сцепщик, ведущий непрерывно наблюдение за пилотом и деятельно помогающий водителю; на протяжении буксировки на воде нужна дежурная запасной мотолодка с медсестрой либо аптечкой первой помощи, и набором спасательных средств (круги, жилеты).
КРАТКАЯ Характеристика
В одном из следующих номеров мы ознакомим отечественных читателей с рабочими чертежами гидропланера «Уточка» и более детально поведаем о правилах проведения буксировочных полетов.
Рандомные статьи:
Как Бланик взлетает…
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Москва-астана, или несложный метательный планер
Характеристики Постройка Фюзеляж Хвостовое оперение Крыло Опробования Заключение Занятная вещь — Интернет. Уменьшая расстояния, он разрешает нам…
-
Погода не баловала юных планеристов. Небо высокое и голубое, каким оно значительно чаще не редкость в Литве сейчас года, посерело и низко опустилось над…
-
Зелёный — двухметровый планер для спокойных полетов
Предыстория Характеристики Изготовление хвостовое оперение и Фюзеляж Крыло Финальные операции Полеты Опробования Старт на леере посадка и Полёт…
-
При постройке и проектировании «Шмеля» в творческом коллективе «Взлет» был забран за базу микроавтожир конструкции В. Барковского, В. Виницкого и Ю….