По дорогам и по бездорожью…

Лауреат премии Ленинского комсомола студенческое научное общество Столичного высшего технического училища имени Н. Э. Баумана — одно из старейших в стране. Основанное в 1903 году Н. Е. Жуковским, НТО за годы собственного существования дало путевку в судьбу многим известнейшим авиаконструкторам, ученым, изобретателям.

Хорошей памятью о большинстве из них остались намеченные ими пути развития НТО, направления предстоящих поисков, каковые с течением времени получили последователей, объединенных в независимые лаборатории, студенческие исследовательские центры. Так, например, во второй половине 40-ых годов XX века в научно-техническом обществе показалось новое творческое подразделение — студенческое конструкторское бюро, которое практически с самого начала собственного существования начало работату в тесном контакте с производством, научно-исследовательскими университетами.

По мере расширения тематики, которой занималось СКБ, в нем создавались все новые лаборатории, новые студенческие конструкторские бригады.

1966 год бауманцы вычисляют для себя этапным — как раз тогда для наилучшей координации деятельности отдельных подразделений СКБ их объединили в единый конструкторский, исследовательский и экспериментальный комплекс — студенческое проектно-конструкторское бюро.

Объединение скоро всецело оправдало себя — оно разрешило браться за важные и большие разработки, каковые ранее были не по силам отдельным конструкторским бюро. На данный момент в СПКБ ведется громадная работа по созданию новой техники, конструированию уникальных механизмов и автомобилей. В их числе и подводный телеуправляемый робот — он перемещается под водой на колесах, в каковые встроены электродвигатели.

Рука у этого робота, действительно, лишь одна, но посредством аналогичного манипулятора аппарат может делать разнообразные подводные работы — отбирать образцы донных пород, создавать несложные ремонтные операции.

Хочется упомянуть и о серии тренажеров, предназначенных для спортсменов олимпийского класса. Эти устройства скомплектованы с аппаратурой, снимающей биомедицинские показатели спортсмена.

В каждом тренажере имеется устройство, снабжающее обратную связь между нагрузкой, которую в ходе тренировки приходится преодолевать человеку, и его биомедицинскими показателями. К примеру, в случае если внезапно быстро учащается пульс либо значительно повышается артериальное давление, устройство подает команду на тренажер, и нагрузка соответственно понижается, что в итоге стабилизирует главные параметры физического состояния человека.

Одно из увлекательнейших подразделений СПКБ — лаборатория транспортных совокупностей. Как явствует из заглавия, главная ее задача — проектирование транспортных автомобилей с уникальными движителями — волновыми, шагающими, с лепестковыми колесами. С некоторыми из них читатели, возможно, привычны (они экспонировались на Центральных выставках НТТМ-76, НТТМ-78) по отечественным статьям о работах лаборатории транспортных совокупностей.

И вот на выставке НТТМ-80 мы видим новую творческую разработку бауманцев — шестиколесный «джиггер».

По дорогам и по бездорожью...

Рис. 1. Легкая машина высокой проходимости, созданная в лаборатории транспортных совокупностей студенческого проектно-конструкторского бюро МВТУ имени Н. Э. Баумана (вариант с кузовом).

Было бы преувеличением утверждать, что машина для того чтобы класса — изобретение лаборатории. Но при всем внешнем сходстве «джиггер» бауманцев значительно отличается от прототипов — конструктивными и технологическими новинками, созданными ЛТС, тщательной продуманностью компоновки, прекрасным внешним видом.

Ко всему, работа над созданием автомобили стала хорошей школой для студентов МВТУ имени Н. Э. Баумана — это и громадный исследовательский и экспериментальный творческий поиск студентов, и десятки курсовых и дипломных проектов, посвященных разработке отдельных узлов вездехода.

И, нужно сообщить, машина «состоялась».

В ней сконцентрировался рациональный выбор параметров главных узлов — двигателя, движителя, клиноременного вариатора, а ее простота и вместе с тем отличный дизайн, заключающийся не только в лаконичности и целесообразности форм, эффектно сочетаются с их технологичностью, воспроизводимостью.

Сейчас мы знакомим читателей с новым «джиггером». Сохраняем надежду, он станет прототипом для будущих конструкций в клубах, и на станциях юных техников, а также в домашних мастерских.

Существует множество схем вездеходов — гусеничные и колесные, двухосные и трехосные, с одним ведущим мостом и с двумя, с частичной разгрузкой колес воздушной подушкой и по большому счету бесколесные — лишь на воздушной подушке… Выбирая принципиальную схему будущего вездехода, мы, но, остановились на мало еще изученной — с шестью ведущими колесами-пневмокатками.

Эта схема разрешала в наилучшей степени реализовать отечественную задумку — взять несложную в изготовлении, легкую и одновременно с этим «вездепроходную» машину.

Мы не вычисляем отечественную работу завершенной. «Джиггер», продемонстрированный на НТТМ-80, имеется не что иное, как экспериментальный пример, на котором отрабатывались ходовая часть вездехода, трансмиссия, элементы корпуса.

Корпус ЛМВП (легкой автомобили высокой проходимости) пластмассовый.

Для вездехода пластик есть совершенным материалом — он не подвержен коррозии, легок, да и ремонтировать его не в пример несложнее, чем стальной. Значительно да и то, что использование формованного пластика разрешило обойтись всего тремя корпусными панелями — нижней, верхней и лобовой, При сборке лобовая часть склеивается с верхней и тем самым образует единое целое, а по окончании стыковки посредством болтов верхней и нижней частей получается очень твёрдая оболочка.

Корпус ЛМВП не есть несущим в полном смысле этого слова. В месте разъема верхней и нижней его частей мы усилили его металлическими профилями типа «уголок». Необычная внешняя рама автомобили (в сечении она напоминает букву Т) прикрыта снаружи резиновым бандажом, ее перекладина помогает к тому же хорошим бампером.

Хороший обзор и для водителя, и для пассажира снабжают громадные лобовые стекла, установленные в передней части корпуса. Рама лобовых стекол к тому же является опорой при закреплении на машине тента.

На еще одной раме, которая вкладывается в нижнюю часть корпуса, размещаются двигатель (типа МТ-10), трансмиссия, аккумулятор и система управления.

Помимо этого, тут же закрепляются ходовая часть ЛМВП и буксирные крюки. Топливные баки (их на машине два) устанавливаются в нижней части автомобили. Охлаждение цилиндров — воздухом, он подается по воздуховоду, проходящему от лобовой части «джиггера» к двигателю. Для осмотра и элементов работы трансмиссии и регулировки двигателя в верхней части корпуса предусмотрены два люка.

Рис. 2. Компоновка главных агрегатов ЛМВП:

1 — рукоятки привода фрикционов, 2 — двигатель МТ-10, 3 — воздуховод, 4 — ведущий шкив вариатора, 5 — ведомый диск вариатора, 6 — бензобак, 7 — глушитель, 8 — каток.

На протяжении проектирования ЛМВП мы проанализировали последовательность кинематических схем трансмиссий, учитывая наряду с этим передаваемую ими мощность, их габариты и вес. В итоге за базу был принят клиноременный вариатор.

Преимуществ у него достаточно — он самый несложен по конструкции из всех вероятных вариаторов, имеет большой коэффициент нужного действия, владеет малым весом и ко всему имеет в полной мере приемлемый диапазон передаточных взаимоотношений. Изюминкой созданного нами вариатора есть то, что руководит им не непроизвольный регулятор, а сам шофер. В опытах установка автоматического регулятора совсем не оправдала себя.

Несложный пример. При буксовании, как мы знаем, быстро значительно уменьшается сопротивление перемещению, и наряду с этим регулятор машинально сокращает подводимый к пневмокаткам момент вращения — тогда как в принципе нужно уменьшить число оборотов колес, другими словами расширить подводимый к ним момент вращения.

Еще одна конструктивная изюминка отечественного варианта — поджимающая ведомый диск пружина. Сила ее регулируется так, дабы обеспечивалась передача большого момента.

На подобное усложнение было нужно пойти, дабы обеспечить минимальную устойчивую скорость ЛМВП — около семи километров/ч. Для удобства водителя педаль управления вариатором снабдили храповым механизмом, что разрешает фиксировать ее положение по окончании установки нужного передаточного отношения.

По окончании вариатора вращающий момент передается на бортовые передачи — одноступенчатые редукторы, а потом — на цепной привод и бортовые фрикционы, благодаря которому объединяются колеса каждого борта. Повороты осуществляются включением соответствующих фрикционов.

Никакой подвески вездеход не имеет, поскольку бессчётные опробования продемонстрировали, что у автомобили, движущейся на пневмокатках впредь до скорости 45 км/ч, роль амортизаторов в полной мере удачно играются сами пневмокатки.

Предполагаем, что по окончании задуманных нами проведения и доработок полного комплекса опробований отечественная ЛМВП возможно использована как многоцелевая машина для перевозки в условиях распутья грузов, снаряжения, людей. Сохраняем надежду, что ею заинтересуются геодезисты и геологи, строители и нефтяники БАМа.

КРАТКАЯ Характеристика ЛМВП

Нужная нагрузка, кг…………………………….400
Полный вес, кг………………………………………1300
Мощность двигателя, л. с. …………………….32

Большая скорость, км/ч ………………..45
Минимально-устойчивая скорость, км/ч …7
Скорость на плаву, км/ч…………………………3—4
Колесная формула ……………………………….6X6
Давление на пневмокатках, кг/см2………….0,2—1,2

Экипаж…………………………………………………2 человека

А. БАТАНОВ, начальник лаборатории транспортных совокупностей

студенческого проектно-конструкторского бюро МВТУ имени Н. Э. Баумана

Рандомные статьи:

УНИКАЛЬНАЯ ПОДБОРКА ВИДЕО БЕЗДОРОЖЬЕ РОССИИ ДОРОГИ СЕВЕРА ДАЛЬНОБОЙЩИКИ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В дорогу, электромобиль!

    Представьте: около подъезда нас ожидает миниатюрный автомобиль приятной современной формы. Давайте проделаем на нем маленькое путешествие. Дверь не…

  • «Комета» мчится по дороге

    Это «Комета» (рис. 1) — микролитражный автомобиль с задним размещением двигателя, телескопическими амортизаторами и независимыми подвесками двустороннего…

  • Багги — гонки без дорог

    Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции Багги-ЭРМЗ. На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают…

  • Монстры — короли бездорожья

    Модели монстр-траков типы и Масштабы траков Гонки монстр-траков Силовая установка Автомодельные ДВС Запредельные двигатели Монстры с электродвигателями…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.