По льду — на буксире

Буксировщик конькобежца, что я выстроил и предлагаю читателям, отличается простотой, высокой манёвренностью и надёжностью на льду. Его возможно сделать из самых недефицитных материалов и несложным инструментом дома. Для этого потребуются ветхий мотовелосипед и кое-какие запасные подробности простых дорожных велосипедов. На изготовление идет всего семь дней, даже в том случае, если трудиться лишь по вечерам.

Буксировщик (см. рис.) представляет собой одноосный агрегат на зубчатых колесах, приводимых во вращение велосипедным двигателем типа Д-4 либо Д-5. Он развивает скорость до 35 км/ч с одним конькобежцем.

Порядок изготовления следующий.

Из ветхой велосипедной рамы вырезается часть (см. поз.

А) — она станет рамой буксировщика. В более долгий финиш трубы вставляется дополнительная труба O 26 мм и длиной 500 мм, а в нее — велосипедный руль, что разрешает регулировать высоту ручек. На нем размещаются ручки сцепления и газа.

Следующий этап — изготовление зубчатого движителя (см. поз. В). Он монтируется на основании рамы. Движитель имеет ось O 16 мм; на нее насажена втулка, делающая роль подшипника скольжения (перед установкой смазывается солидолом, в ходе эксплуатации — автолом). С правой стороны на ось насажена распорная втулка, с левой— ведомая звездочка, забранная от заднего колеса велосипеда.

По обе стороны оси закреплены громадные звездочки от велосипеда, с предварительно отрезанными шатунами педалей.

Схема буксировщика для конькобежца:

1 — велосипедный двигатель (Д-4 либо Д-5), 2 — дополнительный груз, 3 — зубчатый движитель, 4 — цепь, 5 — кронштейн, 6 — тяга, 7 — рама, 8 — руль с ручками управления: А — схема «выкраивания» рамы буксировщика из велорамы; Б — пусковое устройство; В — движитель: 1 — звездочка каретки велосипеда (без шатуна), 2 — ось, 3 — ведомая звездочка с втулкой (звездочка заднего колеса велосипеда), 4 — втулка-подщипник, 5 — распорная втулка.По льду — на буксире

По окончании установки двигателя на раму монтируется натяжное устройство цепи.

Его возможно применять от мотовелосипеда (см. поз. 5 на главном чертеже), дополнительно просверлив отверстие O 7 мм, в котором закрепляется главная звездочка; по пазу может двигаться вторая — с ее помощью осуществляется подтягивание цепи.

Натяжное устройство, в один момент изменяющее направление перемещения цепи, крепится посредством винта через отверстие O10 мм к корпусу двигателя и тягой — к раме.

На первый взгляд оно может показаться ненадежным, но, как свидетельствует практика, данный узел трудится исправно.

Пусковое устройство (поз. Б) является втулкойс пусковым шнуром, которая винтом прикрепляется к малой ведущей шестерне коленчатого вала двигателя.

Предварительно но диаметру втулки сверлится отверстие в крышке муфты сцепления для пропускания шнура.

И последнее: в первых рядах у буксировщика устанавливается дополнительный груз массой 5—8 кг для повышения сцепления зубчаток с поверхностью льда.

Мой дополнительный заработок ( изготовление анатомических и других грузов для подводной охоты)