Полет на «подушке»

В первой половине 70-ых годов XX века «Моделист-конструктор» опубликовал описание вездехода на воздушной подушке, созданного шведским конструктором-любителем Турнбъерном Густавссоном. «Неистовый» — так названа эта машина — понравился многим энтузиастам технического творчества.

…Село Михайловское Михайловского района Приморского края. Самая дальняя точка, откуда пришло в редакцию письмо с фото и кратким описанием вездехода, выстроенного по чертежам, размещённым в издании.

Тут трудится инициативная несколько любителей технического творчества под управлением мастера золотые руки Н. П. Кураева.

В создании вездехода принимали участие юные энтузиасты технического творчества В. Иванов, Н. Королев и другие. Громадную практическую помощь оказал им колхозный слесарь В. А. Озерный, до того собственными руками изготовивший пара занимательных автомобилей: микроавтомобиль, небольшой трактор, аэросани.

Корпус отечественного вездехода по большей части соответствует шведскому прототипу. Его силовой комплект — из древесных реек, обшит фанерой толщиной 4 мм. Юбка, ограничивающая территорию повышенного давления, изготовлена из брезента. Верхней кромкой она крепится к корпусу. В нижнюю вшит капроновый шнур O 5 мм для износоустойчивости «и» повышения жёсткости.

Рис.

1. Схема в трех проекциях:

1 — маршевый двигатель; 2 — воздушные рули; 3 — пилон маршевого двигателя; 4 — фюзеляж (корпус); 5 — шахта вентиляторного двигателя; 6 — кабина водителя; 7 — ветровое стекло, 8 — юбка; 9 — щель для выхода воздуха в юбку; 10 — вентиляторный двигатель.

Главные трансформации коснулись вентиляторной и маршевой моторных установок, потому, что двигателей, которых рекомендуют автором «Неистового», в отечественном распоряжении не было.Полет на «подушке»

Для привода вентилятора мы применяли списанный тракторный «пускач» — ПД-10, на котором цилиндр с водным охлаждением заменен цилиндром с воздушным охлаждением — от мотоцикла «ИЖ-56». Карбюратор — от мотороллера Т-200; всасывающий патрубок карбюратора выведен в соседний отсек, где соединен с воздушным фильтром громадного количества. Запуск двигателя производится ручным шнуром, наматывающимся на маховик.

Для прохода пускового шнура в ограждении вентилятора сделано отверстие O 15 мм.

Двигатель вентилятора установлен на Т-образной древесной стойке и крепится четырьмя болтами O12 мм, каковые входят в отверстия нижней части картера. Помимо этого, для устранения вибраций предусмотрено дополнительное крепление головки двигателя н корпусу автомобили двумя раскосами.

В качестве вентилятора использована крыльчатка от трактора С-100, O 560 мм, укрепленная на маховике через втулки четырьмя шпильками O 10 мм.

Для маршевой установки использован летный пусковой двигатель М-10 мощностью около 10 п. с. при 4300 об/мин. Он установлен на самодельном пилоне и трудится с тянущим воздушным винтом O 1300 мм, полости которого изготовлены из списанного хвостового винта вертолета Ми-1.

Оки уменьшены до нужного диаметра и закреплены во втулке, разрешающей регулировать установочные углы. Регулировка производится при отключённом моторе по шкале, нанесенной на буртике втулки, и риске на комлевой части винта. Большая тяга, развиваемая винтом, — 40 кг (замерялась динамометром).

Рис.

2. Установка вентиляторного двигателя (ПД-10 с цилиндром ИЖ-56):

1 — лонжерон фюзеляжа; 2 — передний раскос крепления моторамы к фюзеляжу; 3 — болт крепления раскоса; 4 — моторама; 5 — двигатель; 6 — шкив для запуска двигателя; 7 — крыльчатка вентилятора; 8 — гайка крепления вентилятора; 9 — бензобак; 10 — шпильки крепления вентилятора; 11 — бензопровод; 12 — всасывающий патрубок карбюратора; 13 — тросы управления карбюратором; 14 — агрегатное магнето.

Штурвал управления аппаратом связан тросами с тремя воздушными рулями направления. Центральный руль имеет аэродинамический компенсатор. В кабине водителя расположены два сектора газа для управления двигателями, рычажки заслонки подогрева и воздушного корректора карбюратора, и тумблеры электросистемы и замок зажигания.

Опробования, совершённые на снежной целине прошедшей зимний период, продемонстрировали, что машина прекрасно держится на воздушной подушке, скоро набирает скорость, легко слушается рулей.

Отечественной группой, не считая вездехода на воздушной подушке, выстроены и испытаны микросамолет и маленькие трехлыжные аэросани, продемонстрировавшие при опробованиях скорость до 70 км/ч.

Н.

КУРАЕВ, с. Михайловское, Приморений край

Рандомные статьи:

Полёт на подушке безопасности


Похожие статьи, которые вам понравятся: