Простота конструкции «Арфы», пожалуй, неповторима. В машине всего шесть главных частей: рама с двигателем, задний мост, колеса, лыжа с рулевой штангой и руль.
неприхотливость и Надёжность снегохода соответствуют самым высоким требованиям, каковые предъявляются к транспортному средству, предназначенному для независимых пробегов по широким и пустынным районам Заполярья. «Арфу» легко разобрать и в кузове грузовика либо в грузовом вагоне перевезти к месту старта, а в том месте — собрать часа за. полтора и отправиться в путешествие.
Рама изготовлена из труб квадратного сечения 25X25 мм с толщиной стенок 1 мм.
Ее верхние и нижние лонжероны соединены тремя элементами: рулевой втулкой, стойкой и подкосом.
Рулевая втулка — это металлическая труба O32X2 мм, на финишах которой насажены обоймы с запрессованными в них медными втулками — подшипниками скольжения.
Стойка (отрезок трубы сечением 25X25 мм) приварена к первой распорке нижних лонжеронов и к месту соединения верхних лонжеронов с продольной трубой. Так как на данный узел приходятся громаднейшие ударные нагрузки, он усилен двумя косынками.
Подкос сделан из трубы прямоугольного сечения 40X25 мм и приварен ко второй распорке нижних лонжеронов и поперечному элементу верхней части рамы.
На стойке и подкосе имеются уголок и пластинка — узлы крепления двигателя «Т-200». Третий узел — швеллер с пазом под болты регулировки — расположен на пластине из листовой стали толщиной 3 мм, приваренной к нижним лонжеронам.
Неспециализированный вид снегохода:
1 — лыжа с амортизатором, 2 — эластичный шнур, 3 — камеры низкого давления, 4 — руль, 5 — задний мост, 6 — двигатель, 7 — рама, 8 — рулевая штанга.
Рама с задним мостом:
1 — нижние лонжероны, 2 — подножка, 3 — первая распорка, 4 — опора регулируемого узла крепления двигателя, 5 — вторая распорка, 6 — рулевая втулка с подшипниками скольжения, 7, 9 — точки крепления бензобака, 8 — продольная труба, 10, 11 — косынки, 12 — стойка, 13, 14, 15 — узлы крепления двигателя, 16 — подкос, 17 — трубы основания пирамиды моста, 18 — щека, 19 — нижняя связка, 20 — поперечный элемент, 21 — болт M12, 22, 25 — верхние связки, 23 — фланец полуоси, 24 — ребра пирамиды, 26 — звездочка моста.
Лыжа с рулевой штангой:
1 — ручка-амортизатор, 2 — лыжа, 3 — рулевая штанга, 4 — упорная шайба, 5 — шпилька, 6 — ось, 7 — кронштейн, 8 — кант, 9 — осевой конек.
Топливный бак емкостью 20 л (от мотоцикла «Яза») установлен на продольной трубе.
Каркас заднего моста изготовлен по большей части также из труб 25X25 мм в два этапа.
Сперва сваривались правая и левая пирамиды, а после этого они соединялись связками: нижней (металлическая полоса толщиной 3 мм) и верхними (отрезки прямоугольных труб 25 X 25 мм).
В вершины пирамид вварены корпуса подшипников под полуоси от автомобиля «Москвич-407», а к основаниям приварены щеки (металлические полосы толщиной 3 мм), между которыми расположен дифференциал от «Москвича-407» с ленточным тормозом и самодельным кожухом.
Подшипники дифференциала запрессованы в алюминиевые корпуса, привинченные к щекам, а его ведомая шестерня заменена звездочкой с 72 зубьями. С 10-зубой звездочкой двигателя ее соединяет цепь с шагом 15,9 мм. Фланцы полуосей обточены до толщины 5 мм.
задний мост и Рама имеют четыре стыковых узла — два на верхних и два на нижних лонжеронах — и соединены тремя болтами M12.
Один болт стягивает поперечный элемент верхней части рамы и первую связку моста, остальные — втулки и нижние лонжероны, вваренные в углу основания пирамид.
Колеса снегохода являются комбинациейиз камер от прицепа к трактору К-700 и дисков, изготовленных из фанеры толщиной 10 мм, металлических алюминиевых ложементов и трубчатых осей. Камеры приторочены резино-тканевыми ремнями из транспортерной ленты толщиной 8 мм.
Внешние диски по диаметру больше, чем внутренние, поскольку при езде на протяжении склонов шофер снегохода, стараясь сохранить вертикальное положение тела, отклоняется в сторону колеса, идущего выше по склону, и догружает его. На колесе с меньшим диском камера вывернулась бы за него и «изжевалась», так как давление воздуха в ней всего лишь 0,3—0,4 кгс/см2. Тут же этого не происходит. К фланцам полуосей колеса прикреплены пятью болтами М10.
Лыжа изогнута из многослойной фанеры и снабжена осевым коньком, кантами, амортизатором и рулевой штангой.
Конек выполнен из металлической полосы толщиной 3 мм; к лыже он крепится шпильками М3, приваренными к нему с шагом 200 мм. Предохраняющие фанеру от истирания канты привинчены шурупами.
Амортизатор (труба O18направляться1,5 мм) делает две функции: предохраняет носок лыжи от поломки при наезде на препятствие и при переноске снегохода является ручкой.
К нему же крепится эластичный шнур, что всегда поддерживает лыжу в немного поднятом состоянии.
Установка дифференциала (кожух снят):
1, 10 — левая и правая полуоси, 2, 9 — щеки, 3 — корпуса подшипников, 4, 7 — винты М8, 5 — подшипник, 6 — корпус дифференциала, 8 — звездочки.
Установка полуоси:
1 — корпус подшипника, 2 — уплотнительная манжета, 3 — полуось, 4 — ребро пирамиды (труба 25×25 мм), 5 — присоединительный фланец, 6 — крышка подшипника, 7 — винт М8, 8 — фланец полуоси, 9 — сточенная часть фланца.
Руль:
1 — втулка, 2 — труба, 3 — распорка, 4 — трос газа, 5 — трос сцепления.
Колесо:
1 — внешний диск, 2 — трубчатая ось, 3 — ложемент, 4 — резино-тканевый ремень, 5 — внутренний диск.
Рулевая штанга выточена из металлического прутка, имеет лыску для руля, шейки под подшипники скольжения, упорную шайбу и на финише — ось.
Руль выгнут из металлической трубы.
В центра его под углом 30° приварена втулка с двумя отверстиями: глухим и сквозным. В первое входит верх рулевой штанги с лыской, во второе — контрящий штифт. Половины руля соединены для жесткости распоркой из трубы O18X1,5 мм и снабжены рукоятками управления от мотороллера: справа сектор газа, слеза — рычаг сцепления.
Шофер находится на сиденье, которое устанавливается на верхних лонжеронах над двигателем.
А. ТИМЧЕНКО
Рандомные статьи:
Надежный индикатор роения пчел
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Эта машина спроектирована и выстроена юными умельцами и ДЮТ Горьковского авиазавода им. С. Орджоникидзе под управлением педагога Л. Н. Писаревского….
-
Среди участников классического велосмотра в городе Шяуляе данный велосипед выделялся в первую очередь собственной необычно громадной вместимостью. Еще…
-
С-6: простота и рациональность
Корпус саней полузакрытый; его образует каркас из алюминиевых профилей, обшитых дюралюминиевым страницей толщиной 0,8 мм. В задней его части…
-
Раму двухместной автомобили, взявшей наименование Мышонок, сварил из тонкостенных металлических труб. Передний мост (рис. 3) собрал из балки, двух…