В прошлой статье обращение шла об адаптации к школе. Имеется и второй ответственный фактор успешной адаптации ребёнка к школьному обучению — его психотерапевтическая готовность к школе. Психологи выделяют три её составляющие: интеллектуальную, мотивационную и поведенческую.
Интеллектуальная составляющая психотерапевтической готовности к школе
Интеллектуальная составляющая — определённый уровень развития речи, опосредованной памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, небольшой моторики пальцев. Это именно то, что в большинстве случаев контролируют при приёме в школу. Разрабатываются особые способы диагностики готовности ребёнка к школе, в каждом учебном заведении они собственные.
Детей просят выполнить разные задания: нарисовать какой-либо предмет, продолжить линии фигуры, раскрасить картину, рассортировать предметы по форме, поведать о себе и т.д.
Мотивационная составляющая готовности ребёнка к школе
Мотивационная составляющая готовности к школе — наличие у ребёнка хорошего отношения к учёбе и школе, желание ходить в школу и обучаться. Нужно заявить, что «желаю ходить в школу» и «желаю обучаться» – далеко не одно да и то же. Довольно часто видятся дети, каковые с наслаждением ходят в школу, по причине того, что в том месте большое количество друзей, в том месте преподаватели хвалят и ставят хорошие отметки, в том месте радостно, по причине того, что нравится какой-то мальчик либо девочка либо по причине того, что «желаю поскорее стать взрослым».
«Желаю обучаться» свидетельствует желание выяснять новое, покупать новые умения, знания и навыки, другими словами совершенствовать себя. Именно это желание и есть фактически познавательным, подлинным мотивом учения. Одним из показателей того, что такое желание имеется, являются слова ребёнка «Я обучился рисовать (лошадь, дерево, человечка)…», «Мы сейчас обучались решать увлекательные задачи…», «Я сейчас могу…», «Я желаю обучиться…» и тому подобные высказывания.
Но кроме того в случае если учебная мотивация организована, ребёнок неимеетвозможности одинаково прекрасно обучаться по всем предметам — это зависит и от свойств к различным видам познаватеьной деятельности, и от преподавателя, и от взаимоотношений с ним.
Ля первоклассника очень принципиально важно наличие сильной и стойкой мотивации к учёбе, потому, что именно она побуждает его преодолевать трудности, прилагать упрочнения и применять имеющийся потенциал с целью достижения цели.
Поведенческая составляющая психотерапевтической готовности к школе
Поведенческая составляющая — организованное самоконтроль и волевое поведение, другими словами умение руководить своим поведением, чувствами, двигательной активностью, подчинять собственные яркие жажды установленным правилам, к примеру:
- сидеть негромко и не ходить по классу на уроке,
- поднимать руку, а не кричать с места,
- самостоятельно садиться за домашние задания и т.д.
Иными словами, это доминирование Нужно над ЖЕЛАЮ.
Неточности своих родителей при подготовке ребёнка к школе
Так повелось, что 90% своих родителей уделяют большое количество внимания только первому из перечисленных компонентов психотерапевтической готовности к школе, обычно кроме того не подозревая, что имеется и другие. Они учат ребёнка просматривать, вычислять, занимаются с ним по всевозможным книгам, развивают интеллект, полагая, что это есть залогом успешного обучения. Но жизнь говорит о том, что развитие двух вторых составляющих есть не меньше серьёзным для обеспечения хорошего самочувствия ребёнка в школе и увеличения успеваемости.
Вспоминали ли вы о том, что больше всего замечаний и жалоб со стороны преподавателей вызывают не те дети, каковые не имеет значение обучаются, а те, каковые не подчиняются дисциплине и не делают требований преподавателя: болтают на уроках, довольно часто отвлекаются на посторонние дела, забывают дома тетради, книжки, ручки, не делают домашние задания, задирают вторых детей и т.п.?
А эти «нарушения» именно и смогут свидетельствовать о том, что у ребёнка отсутствует умение подчинять собственное «желаю» установленному «нужно».
Вот из-за чего при подготовке ребёнка к школе необходимо прежде всего обращать внимание на развитие свойства к самоконтролю и произвольности. Её наличие разрешит ребёнку легче вписаться в школьную судьбу и приспособиться к её требованиям. А это, собственную очередь, оказывает помощь предстоящему формированию интеллектуальных свойств и успешному освоению нового материала.
Галина Мошкова, психолог центра «Звёздный порт».
Газета «Звёздный порт» №17, 24 августа 2011 г.
Рандомные статьи:
Готов ли Ваш ребенок к школе?
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Адаптация ребёнка к школе: как помочь ребёнку войти в ритм
По окончании отдыха так сложно войти в рабочий ритм. Особенно детям… Сентябрь, как утверждают психологи, — самый кризисный для малышей и подростков…
-
Как повысить успеваемость ребёнка в школе
Ребенок, что обожает обучаться, удачно занимается по практически всем школьныхпредметов. Данный процесс уникально взаимосвязан – с высокими оценками…
-
Учет основных закономерностей психического развития ребенка при подготовке его к школе
Почему-то многие современные родители трехлеток максимум внимания уделяют не общему развитию и играм собственного малыша, а подготовке его к школе….
-
Что должен знать ребёнок при поступлении в школу
Ребенок, которому предстоит в скором времени пойти в первоначальный класс, должен быть подготовлен ко всем тем трудностям, каковые ожидают его в школе, в…