Ротор-землекоп

Конвейером под открытым небом возможно было бы по праву назвать комплекс самых разнообразных и необыкновенных автомобилей, созданных у нас за последние годы для прокладки трубопроводов в произвольных географических условиях. Новинки данной необычной техники каждый год демонстрируются на Выставке достижений народного хозяйства СССР.

Тут, в павильоне «Газовая индустрия», последовательность экспозиций посвящается особому конструкторскому бюро «Газстроймашина», где рождаются высокопроизводительные механизмы для газовых и нефтяных автострад.

Мы приглашаем моделистов, интересующихся народнохозяйственной техникой, совершить маленькое путешествие исходя из этого адресу, посоветованному выставкой. Итак, экспонент ВДНХ-74 — СКВ «Газстроймашина».

РУСЛА НЕФТЯНЫХ РЕК

СССР — страна рукотворных нефтяных рек, самых громадных нефте- и газопроводов. В соответствии с Директивам XXIV съезда КПСС протяженность магистральных газопроводов к концу девятой пятилетки достигнет 100 тыс. км.

В прошедшем сезоне вошел в строй один из наиболее значимых объектов: нефтепровод Самотлор — Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск.

Всего лишь двадцать лет назад были открыты богатейшие нефтяные месторождения на севере Тюменской области, а сравнительно не так давно тут уже добыта двухсотмиллионная тонна нефти. Новый нефтепровод прошел по территории Тюменской, Курганской, Челябинской областей, Башкирской и Татарской независимых республик.

Двигаясь через дикие, глухие места, болота, тайгу, горные перевалы Урала, строители уложили более чем 700 тыс. т металлических труб, выполнили более 12 млн.Ротор-землекоп м3 земляных работ.

Эта нефтяная магистраль — наибольшая в мире.

Рис. 1. Траншейный земснаряд ТЗР12М (вид сбоку и сверху).

А наполняет ее широкая сеть более небольших трубопроводов, проложенных по тюменским болотам.

Неспециализированная их протяженность — пара тысяч километров. Сама же магистраль проходит путь в две тысячи километров — до Альметьевска и оттуда по ранее выстроенным трубопроводам поступает на нефтехимические фабрики в Неприятном, Ярославле, Рязани, Москве. Сибирская нефтяная река подошла и к городу на Неве, она влилась в совокупность нефтепровода «Дружба» и поступает в Польшу, ГДР, Чехословакию.

Автострада трубопроводов Средняя Азия — Центр имеет неспециализированную протяженность 10 тыс. км, а до конца пятилетки она не будет прекращена еще на 2 тыс. км; в почву лягут трубы диаметром 1420 мм. На Таймыре при температуре — 50° строится газопровод Мессояха — Норильск, а несколькими тысячами километров южнее, при температуре + 50°, газопровод Наири — Хива. На севере европейской части страны строители трубопроводов преодолевают широкую Печору, на юге — горные перевалы Карпат.

А в Сибири строители магистрали Анжеро-Судженск — Красноярск проложили более 800 км труб диаметром 1220 мм. Работ для того чтобы размаха мировая практика еще не знала.

«РУКАМИ» МАШИН-ВЕЛИКАНОВ

Сейчас строительство трубопроводов одна из самые механизированных индустрии. Практически каждый третий рабочий отрасли руководит машиной, уровень механизации достигает время от времени 99,4%. Проектирует все эти автомобили, иногда очень диковинные на вид, особое конструкторское бюро «Газстроймашина».

Это большая организация с филиалами в Киеве и Ленинграде, с громадной производственной базой и научно-испытательным полигоном. Тут «рождаются» автомобили для сооружения трубопроводов от самых мелких — диаметром 89 мм, до самых громадных — диаметром 1420 мм. За девятую пятилетку СКБ «Газстроймашина» должно создать около 120 новых типов автомобилей.

Наряду с этим будут использованы достижения электротехники, гидравлики, пневматики, обширно применены новые марки отечественных тракторов и автомобилей, на базе которых и создается особая техника для трубопроводного строительства.

Землеройные автомобили — роторные бурильные установки и траншейные экскаваторы. Может показаться необычным: для чего необходимы бурильные? Так как трубопроводы находятся горизонтально, а не вертикально.

Эти установки предназначены для прокладки тоннелей под металлическими и дорогами . Неглубоко под почвой ведутся работы, а сверху нормально движутся машины либо поезда.

Автомобили для постройки подводных переходов. Как мы знаем, что новые месторождения нефти и газа находят, в большинстве случаев, в местах необжитых, диких, глухих, отгороженных от привычных мест людской обитания могучими реками либо топкими болотами.

Исходя из этого и нужны при прокладке трубопроводов траншейные земснаряды, каковые смогут рыть канавы в дне реки; лебедки — для протаскивания трубопроводов через водоемы; вспомогательное оборудование.

Грузоподъемные и транспортные автомобили. Машины, каковые возят трубы, названы весьма совершенно верно: «плетевозы».

Образ стал термином: долгая труба вправду выглядит как плеть. А трубоукладчики — это, по существу, подъемные краны особенного типа.

Потом идут автомобили для холодного гнутья труб, сварочные, для изоляции и очистки «плетей» и другие.

Моделистам, каковые заинтересуются данной современной техникой и захотят заняться воспроизведением ее в миниатюре, следует прежде всего обратить внимание на роторные траншейные экскаваторы.

Вез них немыслимо на данный момент строительство трубопроводов; помимо этого, в конструкции этих необычных автомобилей воплощены весьма уникальные технические идеи. Наконец, демонстрация действующей модели роторного траншейного экскаватора постоянно будет приводить к восхищению мощью современной техники и, как следствие, интерес к ней.

Поставьте прекрасно выполненную модель на землю, включите механизм вращения ротора с ковшами — и скоро готовьсясоразмерная с масштабами модели «траншея». Разве это не весьма интересно: выстроить такие машины-работяги, машины-труженики?

НЕУТОМИМЫЕ ТРУЖЕНИКИ

Роторный траншейный экскаватор, как явствует из самого заглавия, отличается от простого тем, что вместо одного ковша, размещенного на стреле, тут их множество.

Они укреплены на окружности вращающегося ротора. Ковши друг за другом черпают почву, подают ее на транспортер, что отбрасывает почву в сторону, — и следом за непрерывно копающей машиной тянется готовая траншея. Какое резкое отличие от простого экскаватора, единственный ковш которого обязан совместно со стрелой повернуться, опуститься, собрать почву, встать, снова повернуться, высыпать почву.

Из множества перемещений лишь одно рабочее. А у роторного все операции рабочие, вспомогательных нет. Вот поэтому-то производительность для того чтобы экскаватора в десятки раз превосходит производительность одноковшового, и как раз роторный есть главной землеройной машиной при сооружении трубопроводов.

на данный момент Челябинский тракторный завод переходит к выпуску новой замечательной (160 л. с.) автомобили Т-130.

На базе этого трактора СКВ «Газстроймашина» создало конструкцию роторных траншейных экскаваторов ЭТР204 и ЭТР223, опытные образцы которых уже выпустили Брянский и Столичный экспериментально-механические фабрики.

Рис. 2. Экскаватор траншейный роторный ЭТР253.

Рис.

5. Экскаватор траншейный роторный ЭТР223 (вид сбоку к спереди):

1 — противовес, 2 — визир, 3 — двигатель, 4 — приборный щиток, 5 — кабина, 6 — валы промежуточные, 7 — гидросистема транспортёра рабочего и подъёма органа, 8 — рычаги управления раздаточным редуктором.

9 — рычаг включения насоса, 10 — рама тягача, 11 —механизм подъема передней части ротора, 12 — устройство управлення гидроприводом хода, 13 — механизм подъема задней части ротора, 14 — фиксатор механизма подъема передней части ротора, 15 — механизм подъема откидной части транспортера, 16 — привод ротора цепной, 17 — вал привода ротора, 18 — крепление транспортера, 19 — ролик поддерживающий, 20 — рама ротора верхняя, 21 — откосники, 22 — рама ротора нижняя, 23 — ролики направляющие, 21 — ротор, 25 — транспортер, 26 — опора задняя, 27 — цепной привод транспортера, 28 — редуктор вала привода ротора, 29 — редуктор цепного привода ротора, 30 — муфта предельного момента, 31 — кожух, 32 — гидросистема привода рабочего хода, 33 — редуктор раздаточный, 34 — кожух карданного вала, 35 — вал карданный, 30 — редуктор бортовой, 37 — рама гусеничного хода, 38 — опора подмоторной рамы, 39 — площадка обслуживания, 40 — ящик для инструмента.

ЭТР204 может разрабатывать траншеи под магистральные трубопроводы диаметром до 820 мм, экскаватор ЭТР223 — под трубы диаметром 1020 мм.

А потому, что автомобили предназначены для работы в весьма жёстких условиях, они смогут прокладывать траншеи и в скальных, и в мерзлых грунтах—с глубиной промерзания до одного метра.

Новые экскаваторы весьма устойчивы. Это свойство достигнуто благодаря тому, что в гусеничный механизм базисного трактора введены четыре дополнительных опорных катка, и протяженность гусеницы увеличилась.

Конструкторы предусмотрели кроме этого и более широкие, чем на базисном тракторе, траки и расширенную колею. Это чтобы автомобили имели возможность трудиться на склонах холмов и оврагов.

В то время, когда 14 ковшей роторного экскаватора вгрызаются в почву, нагрузка, приходящаяся на машину, столь громадна, что может попросту опрокинуть ее назад.

Для уравновешивания целый тракторный силовой агрегат — двигатель, трансмиссия с коробкой передач и муфтой сцепления, и задний мост, кабина с пультом управления — вынесен если сравнивать с базой автомобили на большом растоянии вперед. Для повышения тягового упрочнения к простым бортовым тракторным редукторам добавлены дополнительные, с передаточным отношением 1 : 2.

Представим себе, что экскаватор перемещается из одного района в второй.

Он едет своим ходом, а особый механизм с гидроприводом поднимает ротор и держит его над почвой. Но вот нужно приступать к работе. Ротор опускается и опирается на предназначенную для этого стойку.

К стойке внизу приварен башмак, что может скользить по дну траншеи, в то время, когда экскаватор неспешно движется вперед. Включается двигатель; особый вал «отбирает» мощность и приводит в воздействие гидравлическую совокупность, от которой упрочнение передается на ротор. Гидравлика разрешает плаз-но изменять скорость вращения ротора, что крайне важно.

На каждом ковше имеются зубья, каковые возможно поменять: в случае если грунт мягкий, устанавливают легко металлические; в случае если же промерзший, жёсткий, используют зубья с твердосплавными пластинами.

Кабина новых экскаваторов имеет тепло- и звукоизоляцию, снабжена отоплением и вентиляцией. Экскаваторщик защищен в ней и от мороза, и от зноя. Расчетная производительность этих автомобилей — 650 м3/ч.

По всем технико-экономическим показателям — мощности двигателя, массе, габаритам, производительности, степени применения гидропривода — они не уступают лучшим мировым примерам.

Что же касается свойстве разрабатывать мерзлые грунты, и удобств для экскаваторщика, эти новые автомобили лучшие в собственном классе.

Еще более замечательные автомобили — новые экскаваторы типа ЭТР231 и ЭТР253.

Первый прокладывает траншеи для трубопроводов до 1220 мм в диаметре, второй — для трубопроводов с большим диаметром до 1420 мм.

Вазой экскаватора ЭТР231 есть особый дизель-электрический тягач мощностью 250 л. с Дизель приводит в воздействие генератор, что подает электрический ток на отдельные двигатели. Они и заставляют машину перемещаться, вращают ротор, приводят в воздействие транспортер, отбрасывающий почву.

Ротор позади опирается на пневматическое колесо. Использование электрического привода разрешает регулировать и транспортные режимы и рабочие в широких пределах.

Базой экскаватора ЭТР253 помогает серийно производимый дизель-электрический трактор ДЭТ-250.

Его конструкция существенно переработана: в машине употребляется и транспортёр привод (и электромеханический ротор), и чисто механический (для транспортного перемещения), и гидромеханический (бесступенчатое регулирование режима рабочего хода). На протяжении летних опробований опытный образец экскаватора выкапывал за сутки траншею длиной 1200 м большой глубины и ширины. Новая машина может трудиться в различных климатических условиях.

ЭСТАФЕТА МЕХАНИЗМОВ

Медлительно, но безостановочно движется роторный экскаватор. И следом за ним — в болотах ли, песках, вечной мерзлоте — остается ровная широкая траншея. Но вот в первых рядах река.

В дело вступает вторая машина — землесосный боеприпас. самая производительная и современная из автомобилей этого класса — траншейный разборный земснаряд ТЗР12. Цифра тут свидетельствует, что машина может выкапывать и засыпать траншеи на дне водоемов на глубине 12 м от поверхности воды, А разборным земснаряд именуется по причине того, что корпус его складывается из отдельных понтонов, каковые несложно демонтировать и перевезти на ЖД платформе либо в кузове автомобиля.

Из рисунка видно, что инструментом для выработки грунта помогает рыхлитель, расположенный на финише грунтозаборной рамы, которая опускается и добывает до дна. Рыхлитель размещен в влагонепроницаемой капсуле, снабженной электроприводом. Разрыхленный грунт всасывается и подается на берег грунтонасосом, что приводится в воздействие дизелем. Управление всеми механизмами дистанционное.

Вот краткие технические данные автомобили: производительность — до 180 м3/ч, мощность — 300 л. с., расчетная протяженность — 18,8 м, расчетная ширина—6,3 м, высота борта на миделе — 1,5 м.

Рис. 3. Плетевоз ПВ481.

Рис. 4. Трубоукладчик Т3560А.

Рис. 6. Плетевоз ПВ301.

Траншея выкопана, нужно уложить трубу. Ясно, что простой подъемный-кран тут негоден. В воздействие вступает особая машина—трубоукладчик.

При сооружении трубопроводов диаметром 1220 мм используется трубоукладчик Т3560А (рис. 4). Из рисунка видно, как резко отличается эта конструкция от трактора Д804М, на базе которого она выполнена. Опрокидывающему моменту от трубы (большой вес — 35 т) противостоит иначе автомобили замечательный противовес. Протяженность стрелы — 7,7 м, расстояние между гусеницами — 2500 мм, между осями ведущего и натяжного колес—3800 мм, ширина гусениц — 700 мм, протяженность, высота и ширина автомобили — 5400, 4260 и 7860 мм.

Вдумайтесь в цифру: на прокладке трубопроводов перевозится за год более полутора миллионов тысячь киллограм труб. Количество громадный, а вдруг учесть, что груз особенного рода в кузов не поместишь, дорог, в большинстве случаев, нет, климат тяжелый, то светло станет, что для данной цели необходимы и конструкции совсем особые.

На базе замечательных тягачей с колесной формулой 8X8 Минского автомобильного завода СКБ «Газстроймашина» спроектировало плетевозы ПВ481.

Эти замечательные автомобили смогут перевозить трубы диаметром 1420 мм неспециализированным весом до 55 т по дорогам с жёстким покрытием а также грунтовым, если они не весьма размокли. А для перевозки таких же труб (неспециализированным весом до 30 т), но в условиях полного распутья спроектирован второй плетевоз ПВ301 на базе автомобиля «МАЗ-543». переменное давление и Колёсная формула в шинах разрешают ПВ301 преодолевать барханы, пески, болота.

Р. ЯРОВ

Рандомные статьи:

Электрокультиваторы FORTE


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Вездеход-комби

    Не так довольно часто, к сожалению, на страницах издания видятся описания самодельных конструкций, превосходящих сегодняшний уровень серийной русском, а…

  • Квадроцикл «бродяга»

    Квадроцикл сделан из тою, что было в гараже. По большому счету при постройке старался применять как возможно больше запчастей от отечественных машин. да…

  • На лыжах за парусом

    Желание прокатиться на лыжах «с ветерком» заставляет иногда изобретательных спортсменов выдумывать новые виды спорта: гонки на лыжах на буксире за…

  • Велосипед меняет форму #4

    Это очередная статья о новых вариантах применения велосипеда изобретателем В. М. Гавриловы — обитателем Железноводского района и посёлка Ставропольского…