В начале 70-х годов мне довелось быть участником зарождения в нашей стране виндсерфинга. В те годы энтузиасты парусной доски возлагали большие надежды на ее широкое и повсеместное распространение, но, к сожалению, подлинно массовым этот вид спорта не стал, хотя число приверженцев паруса значительно возросло за последние два десятилетия.
Считая себя страстным поклонником паруса, я много раз задумывался над тем, как сделать любимый вид спорта действительно массовым. И однажды натолкнулся на заметку в одном из ранних выпусков журнала «Катера и яхты» о походах на лыжах с парусом в руках. Изучая же более подробно литературу по этой проблеме, выяснил, что в Скандинавских странах довольно широко распространено катание под парусом на коньках по замерзшим водоемам.
Так, может быть, по этому пути и нужно идти в развитии массового парусного спорта! Ведь основное препятствие к этому сегодня — астрономические цены на яхты и немалые даже на парусные доски. А проблема стоянки и зимнего хранения! Так родилась идея, а далее, как говорится. дело техники. Используя последние достижения в парусном спорте, был спроектирован и изготовлен парус «Эллиптическое крыло».
Парус, который мы предлагаем вам освоить, довольно «просто изготовить самому в домашних условиях. Он может стать поистине универсальным «двигателем». С ним летом можно кататься на роликовых коньках, лыжероллерах и на скейтборде на асфальтовых площадках или на лыжепоплавках по водным просторам. Ну а зимой — на лыжах по заснеженным полям или на коньках по гладкому льду.
А недавно в прессе промелькнуло сообщение, что наиболее изощренные умельцы приспособили подобное сооружение для поездок на велосипеде.
Первые испытания были проведены на лыжах. Особенно приятными оказались прогулки под парусом в солнечные дни ранней весной, когда в утренние часы крепкий наст припорошен свежевыпавшим снежком.
Даже при умеренном ветре 5—7 м/с на галфвинде можно было легко достичь скорости 25—30 км/ч.
Катание на коньках по льду и на роликовых коньках с парусом в руках не представляет особых трудностей даже для начинающих. Сложнее освоить парусный скейтборд. Падений поначалу будет достаточно, поэтому не забывайте защищать колени наколенниками, а локти — налокотниками.
На голову лучше всего наденьте хоккейный шлем или, в крайнем случае, шапку-ушанку.
Необходимо отметить, что спортсмен, овладев искусством хождения под парусом на лыжах или на коньках, далее легче осваивает парусную доску и быстрее овладевает техникойуправления небольшими парусными судами.
А теперь расскажем об устройстве «эллиптического крыла».
Главный его элемент — полотнище паруса.
Основа — прочная жесткая мачта и два капроновых троса, идущих от галсового и фалового углов к ноку гика-распорки. К мачте, изогнутой назад этими тросами, парус прикрепляется при помощи широкого кармана-обтекателя, который устраняет вредное воздействие мачты на работу паруса.
Меняя натяжение тросов, можно регулировать прогиб мачты, а также величину и положение максимуме пуза по ширине паруса.
Величина луза регулируется также при помощи шкота, перемещающего шкотовый угол паруса вдоль гика. При такой системе регулировки пуза и жесткой (почти прямой) мачте форма паруса приближается к поверхности цилиндра. Средняя, самая широкая часть паруса работает на оптимальных углах атаки, близких к критическим; ближе к галсовому и топовому углам угол атаки постепенно уменьшается.
Благодаря этому понижается индуктивное сопротивление паруса при минимальной потере его общей тяги, что в итоге дает значительный прирост скорости лыжника при движении на острых углах к ветру.
Парус растягивается по мачте в нижнем и верхнем углах (галсовом и фаловом) с помощью тросов-растяжек. При повороте паруса на 180° при смене галса фаловый угол становится галсовым и наоборот.
Мачта сделана разборной.
В сущности, это два одинаковых деревянных стержня конической формы, соединенных отрезком дюралюминиевой трубы O 40х1,5 мм. Гик, на мачтовом конце которого также насажена дюралевая труба O 40х1,5 мм с цилиндрической прорезью под мачту, крепится к мачте болтом М6х50 мм и гайкой-«барашком» М6.
В средней части паруса можно вшить окно из прозрачной пленки.
Для уменьшения площади паруса в сильный ветер (рифления) в средней его части пришиваются с двух сторон на небольших накладках из парусной ткани отрезки капронового троса — риф-штерты.
Для уменьшения площади парус в передней части собирается в сборки около мачты и обвязывается риф-штертами вокруг нее. Латы при этом заменяются на более короткие.
Чтобы парус лучше «держал» аэродинамическую форму, на нем нашиваются лат-карманы, в которые вставляются тонкие деревянные или пластмассовые пластины-латы.
На тонкие концы мачты и гика насаживаются на клею дюралюминиевые трубы O 30х1,5 мм, в которых просверливаются отверстия O 8 мм для проводки шкотов.
По углам нашиваются боуты: два-три слоя той же ткани, из которой сшит парус.
В углах паруса, усиленных боутами, устанавливаются металлические люверсы, через которые проходят шкоты, растягивающие парус. За неимением заготовок металлических люверсов отверстия в углах паруса можно обмотать толстой капроновой нитью.
Для пошива паруса обычно используются специальные ткани, в крайнем случае их можно заменить перкалем (шириной 80 или 110 см) или наволочным тиком (шириной 62 см).
Размеры паруса, указанные на рисунке, рассчитаны на человека ростом 170 см. При меньшем или большем росте спортсмене общую высоту нужно соответственно изменить (она должна быть вдвое больше роста).
На острых курсах парус держат одной рукой за мачту, другой за гик. На фордевинде — обе руки на гике: одна у мачты, другая на расстоянии 600—800 мм от первой.
Как уже упоминалось, при смене галса крыло в отличие от традиционных парусов поворачивается не 180° и верхний конец мачты становится нижним и наоборот. В остальном управление не отличается от обычных парусов.
Парус «Эллиптическое крыло»:
1 — полотнище паруса (перкаль 3,5 м2), 2 — мачта (деревянный стержень O 40 мм, 2 шт., или труба Д16Т, O 35х1,5 мм, длина 1700 мм, 2 шт.), 3 — трос (капроновый шнур O 4 мм, 2 шт.), 4 — гик-распорка (труба Д16Т, O 35х1,5 мм, длина 1700 мм), 5 — карман-обтекатель, 6 — шкот-растяжка, 7 — трос-растяжка, 8 — соединительная труба (Д16Т, O 40х1,5 мм, длина 400 мм), 9 — болт М6х50, 10 — гайка-«барашек» М6, 11 — окно (целлулоид), 12 — риф-штертики (12 шт.), 13 — лат-карманы (4 шт.), 14 — латы (текстолит 2х40 мм, 4 шт.), 15 — боуты, 16 — люверсы.
Б — узел соединения гика с мачтой.
Н. ШЕРШАКОВ
Рандомные статьи:
Как Сделать Алые Паруса Своими Руками
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Стоит броскому весеннему солнцу согнать снег с ледяного панциря, заковавшего реки, озера и водохранилища, как на естественных ледовых автострадах тут же…
-
Желание прокатиться на лыжах «с ветерком» заставляет иногда изобретательных спортсменов выдумывать новые виды спорта: гонки на лыжах на буксире за…
-
Вопрос, вынесенный в заголовок, все еще не отыскал окончательного разрешения. Первые опыты по замене классического паруса вертикальным крылом, по…
-
В последнее десятилетие особенной популярностью у самодеятельных конструкторов пользуются моторные вездеходы на лёгких колёсах с камерами-пневматиками….