Изготовлению аэросаней, о которых отправится ниже обращение, предшествовала постройка более десятка иных: одно- и двухместных; одно-, двух- и трёхлыжных схем. В большинстве случаев, эти конструкции копировались с каких-то вторых. Их предстоящая эксплуатация продемонстрировала, что не все они были успешными.
Но на протяжении использования и строительства приобретался и накапливался тот нужный опыт, что разрешал делать уже и уникальные аэросани, о которых и отправится рассказ.
Начиная разговор о конструкции, отмечу, что создавались аэросани руками участников клуба Михаила Пекина и Виктора Кузьминых и братьев Александра.
Сперва сани вспоминали как некоторый симбиоз снегоходной самолёта и машины (правильнее, экраноплана)на них предполагалось установить крыло малого удлинения, и высоты и аэродинамические рули направления.
Но, поразмыслив, решили крыло не ставить, а ограничиться хвостовым оперением с аэродинамическими рулями.
Читатели, возможно, уже додумались, что аэросани выполнены по двухлыжной схеме. Причём лыжи расположены на финишах траверсы, а не тандемом, другими словами являются неустойчивыми в продольном направлении. Исходя из этого в качестве третьей опоры в хвостовой части использован костыль (по авиационной терминологии), больше напоминающий башмак.
Но эта опора задействована лишь на стоянке либо при торможении.
Корпус аэросаней по форме, да и по конструкции напоминает плоскодонную байдарку. Его силовой комплект выполнен из прямослойных сосновых брусков сечением 25×25 мм. Комплект складывается из двух изогнутых лонжеронов (нижние продольные элементы) и пары стрингеров (верхние продольные элементы), соединённых между собой стойками и поперечинами, выполненными из сосновых брусков сечением 20×20 мм.
Аэросани с самолётным управлением:
1корпус; 2лыжа (2 шт.); 3обтекатель (стеклопластик); 4рычаг управления двигателем (РУД); 5ручка управления аэродинамическими рулями; 6сиденье; 7моторама (металлическая труба d22); 8двигатель (ИЖ СД1012); 9воздушный винт; 10вертикальная тяга руля высоты; 11руль направления (2 шт.); 12пята; 13спинка сиденья; 14стойка рулей (труба d22,2шт.); 15глушитель; 16траверса (доска 1080х160×40); 17 тяга рулей направления (труба d12); 18продольная тяга руля высоты; 19поперечина стоек с кронштейном; 20руль высоты; 21 подкос стойки рулей (труба d12, 2 шт.)
Каркас корпуса аэросаней:
1верхний брус (сосна 25×25,2 шт.); 2форштевень (сосновый брус); 3нижний брус (сосна 25×25, 2 шт.); 4стойка (сосновый брусок 20×20, 10 шт.); 5подкос (сосновый брусок 15×15, 11 шт.); 6 ахтерштевень (сосновый брус); 7косынка каркаса (фанера sЗ, 12 шт.); 8косынка шпангоута (фанера sЗ, 16 шт.); 9поперечина (сосновый брусок 20×20, 8 шт.); 10распорка (сосновый брусок 20×20, 2 шт.)
Подмоторная рама:
1 стойка (труба d22, 4 шт.); 2подкос (труба d22, 4 шт.); 3кронштейн-накладка крепления подмоторной рамы к корпусу (сталь, лист s3, 4 шт.); 4ушко для крепления площадки двигателя (уголок из стали, лист sЗ, 4 шт.); 5поперечины (труба d22)
Винтомоторная несколько:
1 двигатель; 2глушитель; 3редуктор; 4подмоторная плита; 5моторама; 6воздушный винт; 7карбюратор
Корпус аэросаней без палубы
Схема управления аэросанями:
1 ручка управления аэросанями; 2 карданный узел ручки управления; 3передняя качалка руля высоты; 4продольная тяга руля высоты; 5задняя качалка руля высоты; 6ось задней качалки руля высоты; 7вертикальная тяга руля высоты; 8кронштейн-вилка руля высоты; 9руль высоты; 10рычаг тяги руля направления; 11 тяга руля направления; 12вилка руля направления; 13кронштейн-вилка соединительной тяги (2 шт.); 14руль направления (2 шт.); 15соединительная тяга рулей направления; 16шарнир (13 шт.); 17корпус аэросаней
Узел управления аэросанями:
1ручка (труба d20); 2плечо рычага руля направления (труба 20×20); 3вертикальная ось (болт М5); 4рычаг тяги руля направления (труба 20×20); 5наконечник-вилка рычага; 6плечо рычага руля высоты (труба 20×20); 7горизонтальная ось (болт М5); 8рычаг руля высоты (труба 20×20) 9тяга руля направления (дюралюминиевая труба d10); 10тяга руля высоты (дюралюминиевая труба d10)
На корпусе расположена ручка управления аэросанями и тяги к рулям (на фото справакарданный узел управления)
Лыжа и её подвеска на траверсе:
1подошва (пластик s5); 2полоз (доска s20); 3короб (доска s20); 4нижний кронштейн шарнира (сталь, лист 53, 2 шт.); 5верхний П-образный кронштейн шарнира (сталь, лист sЗ); 6проставка (доска 180×40); 7траверса (доска 240×40); 8крепление проставки к траверсе (мебельный болт М8, 4 шт.); 9ось шарнира (шпилька М8)
Руль высоты:
1дуга рамки (труба d16); 2основание рамки (труба d16); 3поперечина (труба d16, 3 шт.); 4кронштейны-проушины шарнирного крепления руля к стойкам (сталь, лист sЗ, 2 пары); 5кронштейн тяги руля
Жёсткость каркасу корпуса снабжают подкосы, изготовленные из соснового бруска сечением 15×15 мм, и кницы, выполненные из такой же фанеры, что и обшивка, толщиной 3 мм.
Поперечины, стойки и кницы образуют шпангоуты. Шпангоуты, в неспециализированном-то, различные, но подобные. Установлены они в том месте, где наблюдаются громаднейшие нагрузки на корпус: в местах крепления стоек моторамы, лыж, размещения сиденья.
Обшивка каркасасплошная. Лишь верхняя плоскость (палуба) сделана составнойиз нескольких страниц фанеры, являющихся любая крышкой люка для доступа вовнутрь корпуса.
Сборка подробностей каркаса осуществлена на эпоксидном клее и небольших гвоздях.
Снизу к корпусу двумя стремянками притянута траверса (доска толщиной 40 мм). По финишам траверсы через проставки подвешена на шарнирных кронштейнах пара древесных лыжшасси аэросаней. Их полозья выполнены из сосновой доски толщиной
Конструкции рулей направления и высотыоднотипные рамные.
Рамки сварены из тонкостенных металлических труб диаметром 12 мм и обтянуты узкой влагонепроницаемой тканью, надеваемой на рамки, как наволочка на подушки, и зашитой по передней кромке.
Форма всех рулей плоская полуэллиптическая. Лишь у рулей направления эллипс рассечен по малой оси, а у руля высотыпо большой.
Рули направления закреплены шарнирно на стойках, а руль высотына верхних финишах этих стоек. Стойки выполнены из металлической трубы диаметром 22 мм и закреплены на корме корпуса. Управление осуществляется от одного рычага, закреплённого на правом борту корпуса через тяги: рулём высотыотклонении рычага вперёд либо назад, а рулями направлениявправо либо влево.
Торможение также производится от этого рычага, забрав его ручку на себя либо уменьшением тяги винта (сбросом газа), в то время, когда башмак зацепляется за снег (либо лёд).
Управление двигателем осуществляется отдельным рычагом, закреплённым на левом борту через тросовую проводку в боуденовской оплётке.
Двигатель аэросаней Ид СД1012тракторный пусковой мотор мощностью 17 л.с. (3800 оборотов в 60 секунд) воздушного охлаждения. Он установлен на мотораме за спинкой сиденья пилота. Цилиндр двигателя сблокирован с понижающим редуктором с передаточным числом 1,63. Мотор запускается от рукоятки с тросом.
Двигатель трудится на бензине А-76 либо А-80. Бензобак (5-литровая канистра) устанавливается рядом с двигателем чуть выше карбюратора, и горючее в него поступает самотёком. Глушительсамодельный, из нержавеющей стали.
Винтдвухлопастный, постоянного шага 0,45 м, древесный, диаметром 1,1 м. Моторама сварена из металлических тонкостенных труб диаметром 22 мм.
Сиденьесамодельное, съёмное. Базой послужило пластмассовоеот парковой карусели. Его обложили поролоном и обтянули дерматином. При необходимости впереди него закрепляется и сиденье пассажира.
При возможности аэросани оборудуются обтекателем и обязательноремнями безопасности. пассажир и Водитель должны иметь шлемы.
Потому, что рулевые стойки не являются ограждением воздушного винта, нужно заключить винт в решётчатый кожух, что у нас в ближайших замыслах.
А.АНТОНЕНКО, г. Стародуб, Брянская обл.
Рандомные статьи:
САНЯ, ЧТО ТЫ ТВОРИШЬ ? | FUT DRAFT С САНЕЙ | FIFA 16
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Копенгаген, 1934 год. Интернациональная авиационная выставка. Среди автомобилей для освоения Севера привлекли особенное внимание аэросани ОСГА-6. Удобные…
-
В собственном письме в редакцию обитатель поселка Благовещенка Республики Алтай В.Н. Ермаков именует себя постоянным и преданным читателем отечественного…
-
Бытует вывод, что занятие парусным спортом — это удел людей с громадным достатком. Непременно, применительно к крейсерским яхтам и гоночным швертботам…
-
Пожалуй, в воспоминаниях каждого взрослого детские зимние забавы в обязательном порядке связываются с санками. И возможно с уверенностью заявить, что в…