Копенгаген, 1934 год. Интернациональная авиационная выставка. Среди автомобилей для освоения Севера привлекли особенное внимание аэросани ОСГА-6. Удобные и многоместные, они выгодно отличались от вторых конструкций технологичностью, успешной компоновкой.
Замечательный летный двигатель М-11 разрешал им развивать скорость до 80 км/ч.
…Путь создания ОСГА-6 был маленьким. В первой половине 30-ых годов двадцатого века по инициативе общества «Автодор» аэросанная секция при НИИ Гражданского воздушного флота была реорганизована в отдел аэросаней и опытного строительства глиссеров — ОСГА.
В течение первого же года под управлением главного конструктора М. М. Андреева спроектировали пара типов автомобилей. Уже в следующем, 1933 году аэросани ОСГА-2 принимали участие в арктическом походе ледокола «Красин». Они перевозили продукты, снаряжение и людей к местам зимовок. Вторая машина, ОСГА-4, стремительная и юркая, с мотоциклетным двигателем в 18 л. с. служила для разведывательных поездок.
Шестиместные ОСГА-6 (позднее НКЛ-6) были третьей машиной ОСГА.
Так уж оказалось, что будущее не замедлила испытать и эту конструкцию, причем в самых жёстких условиях — аэросани принимали участие в кампании по спасению челюскинцев. Машина «привыкла» к жёстким зимам, обильным снегопадам, а люди Севера привыкли к ней, связывая ее появление со свежими новостями, почтой с Громадной почвы.
Пара модернизированных кожный покров-6 продолжительное время трудились на Чукотке в районе Уэллена, обслуживали аэропорты.
Во второй половине 30-ых годов двадцатого века в войне с белофиннами на аэросанях патрулировались отдельные участки фронта, выполнялись десантные и боевые операции. Часть автомобилей вследствие этого была снабжена турельными пулеметами.
На них к передовым позициям подвозили продукты и боеприпасы, вывозили раненых.
АЭРОСАНИ ОСГА-6 — санитарный варианты и военный.
Аэросани ОСГА-6 нашли использование н в Великую Отечественную войну, в особенности в первую снежную и морозную зиму 1941/42 года. Закрепленные за штабами армий, они осуществляли сообщение с боевыми подразделениями фронта, употреблялись разведкой, взаимодействовали с лыжниками-десантниками, нежданно появляясь в тылу неприятеля.
Как же выглядят аэросани?
Корпус обтекаемой формы. Позади в виде отдельного агрегата находится винтомоторная несколько.
Это формирует хорошие условия для охлаждения цилиндров двигателя, а при ремонте снабжает вольный доступ к агрегатам.
В передней правой части автомобили находится люк с откидной складывающейся крышкой для механика и водителя. В закрытом положении крышка фиксируется посредством направляющих штырей. Закрывается она натяжным замком изнутри кабины. Около люка на борту автомобили поручень и подножка.
Дверь в пассажирский салон с левой стороны. Она крепится на петлях и снабжена пружинным замком.
Рис. 1. Аэросани ОСГА-6:
1 — кабан передней лыжи, 2 — сектор управления, 3 — корпус, 4 — рулевое колесо, 5 — лобовое стекло, 6 — откидной люк водителя, 7 — прожектор, 8 — вырез для установки турели под пулемет, 9 — подкос моторной рамы, 10 — ограждение винта, 11 — обтекатель масляного бака, 12 — выхлопные патрубки верхних цилиндров, 13 — двигатель М11, 14 — воздушный винт, 15 — моторная рама, 16 — амортизатор задней подвески лыж, 17 — тормозной рычаг, 18 — полуось, 19 — разгрузочный подкос, 20 — аккумулятор, 21 — сиденья пассажиров, 22 — бензиновый бак, 23 — горловика бензобака, 24 — сиденье водителя, 25 — узел передних подкосов, 26 — передний разгрузочный подкос
Рис.
2. Главные размеры аэросаней ОСГА-6
Каркас — древесный. Обшивка снаружи и изнутри — фанерная. В местах крепления силовых узлов — подвески шасси и моторной установки — имеются усиливающие бобышки.
Для большей жесткости корпус в местах вырезов под люк водителя и пулеметную турель усилен окантовкой.
Снаружи окрашен и отделан древесными рейками.
Изнутри салон оклеен дерматином. Стекла кабины (в пассажирском варианте) закрываются шелковыми занавесками.
В салоне три двойных сиденья с мягкими дерматиновыми подушками на шесть человек, включая водителя. Бензиновый бак размещен между спинками, сверху они соединены древесной панелью, в которой имеется отверстие для вывода горловины бака.
Проводка управления односторонняя, тросовая, проходит по корпусу через ролики.
Передняя лыжа — поворотная. Мягкий рулевой трос намотан на барабан, установленный на трубе рулевой колонки. Барабан имеет канавки для троса и зажимной ролик, предотвращающий проскальзывание.
С барабана трос через совокупность роликов подходит к ролику концевого троса, закрепленного на секторе поворотной передней колонки.
На аэросанях устанавливались лыжи двух типов: древесные каркасные, сигарообразной формы и металлические сварные, окантованные уголком и имеющие вогнутую верхнюю обшивку. Оба типа лыж — с железными металлическими либо дюралюминиевыми ходовыми подошвами, на которых по центру устанавливались подрезы-направляющие.
Рис.
3. Размещение контрольных приборов и агрегатов управления в кабине:
1 — пусковое магнето, 2 — воздушный кран, 3 — педаль газа, 4 — педаль тормоза, 5 — воздушный насос, 6 — подножка, 7 — тумблер магнето, 8 — штурвал.
Рис. 4. Ручка и замок двери кабины:
1 — ручка двери, 2 — ось, 3 — пружина. 4 — защелка, 5 — направляющая.
Рис. 5 Подножка:
1 — угольник, 2 — рифленая резина, 3 — упорная трубка.
Рис.
6. Замок откидного люка:
1 — направляющий штырь, 2 — кронштейн, 3 — скоба, 4 — натяжной замок, 5 — кронштейн оси
На передней лыже подрез пара смещался по отношению к точке подвески лыжи к ее хвостовой части. Это машинально возвращало лыжу при перемещении аэросаней в начальное положение — на протяжении продольной оси автомобили. Подрезы предотвращали и боковое скольжение автомобили, делая ее устойчивее на ходу.
На лыжах, для крепления их к подвеске аэросаней, ставились кронштейны — кабанчики.
Задняя подвеска лыж складывалась из правой и левой полуосей, прикрепленных к силовому узлу на корпусе, и двух разгрузочных подкосов. Один подкос идет от переднего узла на корпусе к ушку на шайбе, ограничивающей положение втулки кабанчика лыжи.
Второй подкос — от корня полуоси к ушку на хвостовой части лыжи. Для смягчения ударов при перемещении в подвесках установлены пружинные амортизационные стойки.
В качестве тормозов употреблялись два металлических штыря, засунутые в направляющие трубки приводных рычагов, каковые крепились на задних лыжах. Нажимая на педаль тормоза, шофер выдвигал штыри за пределы ходовой подошвы лыжи.
Двигатель установлен на съемной моторной раме, складывающейся из двух дугообразных труб, в нижней части соединенных в два прочных узла И оканчивающихся ушками. По кольцу, грамотному на передней дуге, обращенной к мотору, по оси труб привариваются втулки для крепежных болтов двигателя.
На поперечную трубку подкосов моторной рамы навешивается масляный бак.
Он имеет заправочную горловину, входной и выходной штуцеры для подсоединения труб, идущих от масляного насоса двигателя, и трубку подогрева (через нее подается теплый воздушное пространство) от двигателя. Для предохранения масла от переохлаждения бак защищен капотом обтекаемой формы.
Выхлопная совокупность двигателя для верхних трех цилиндров складывается из личных выхлопных патрубков, каковые имеют косой срез, направленный по потоку воздуха.
Это снабжает отсос выхлопных газов и облегчает наполнение цилиндров свежей рабочей смесью. Выхлопные патрубки двух нижних цилиндров проходят через кожух подогрева воздуха на входе в карбюратор. Подогрев усиливает работу двигателя на протяжении сильных морозов, предотвращает обмерзание карбюратора. От кожуха подогрева теплый воздушное пространство подается по теплоизолированной трубке для подогрева масла.
Рис.
7. Узлы аэросаней ОСГА-6:
A. Передняя амортизационная стойка и тросовая совокупность управления:
1 — вилка крепления передней лыжи, 2 — сектор управления передней стойки, 3 — верхняя неподвижная часть амортизатора, 4 — вилка крепления передней стойки, 5 — барабан для намотки троса управления, 6 — зажимной ролик, 7 — трос управления, 8 — фланцевый узел крепления рулевой трубы, 9 — осевая труба рулевого колеса, 10 — верхний бортовой ролик, 11 — нижний бортовой ролик, 12 — натяжной тандер, 13 — подвижной ролик блока, 14 — маленький трос управлення.
Б. Моторная рама:
1 — ушко подкоса, 2 — задняя н передняя трубчатые дуги, 3 — полукольцо, 4 — втулки под болты крепления двигателей, 5 —- поперечная труба, 6 — подкосы, 7 — ушко крепления рамы к узлу на корпусе.
B. Верхний узел крепления моторной рамы иа корпусе:
1 — ушко крепления моторной рамы, 2 — угольник, 3 — ушко крепления ограждения винта, 4 — ушко крепления задней амортизационной стойки.
Г. Задняя амортизационная стойка:
1 — регулировочная вилка, 2 — направляющая труба, 3 — кожух, 4 — подвижная труба, 5 — пружина главная, 6 — упорный фланец, 7 — пружина обратная, 8 — опорно-упорная шайба.
Д. Узел крепления полуоси:
1 — угольник, 2 — ушко крепления полуоси, 3 — ушко крепления ограждения винта.
Е. Полуось крепления задней лыжи (левая):
1 — труба полуоси, 2 — ушко крепления амортизационной стойки, 3 — колпак упорный, 4 — конусный болт, 5 — ушко крепления разгрузочного подноса.
Ж.
Узел задней подвески:
1 — подрез лыжи, 2 — диафрагма лыжи, 3 — силовая труба, 4 — кабанчик лыжи, 5 — трос тормоза, 6 — подкос разгрузочный, 7 — полуось, 8 — амортизационная стойка, 9 — втулка кабанчика, 10 — тормозный штырь, 11 — тормозные рычаги, 12 — возвратная пружина тормоза, 13 — ушко крепления пружины.
Установленный на аэросанях двигатель М-11 и его модификации (М-11В и С-11Д) имеют совокупность зажигания топливной смеси от двух магнето типа БСМ-5.
Каждое из них подает напряжение на собственный последовательность свечей (по две на каждом цилиндре). Это повышает надежность работы двигателя и усиливает его запуск при низких температурах. Однако для еще большего облегчения запуска в кабине водителя было ручное пусковое магнето.
Винт на аэросанях ОСГА-6 — толкающий, древесный, двухлопастный, левого вращения.
Он крепится на хвостовик коленчатого вала двигателя через промежуточную подробность — втулку винта. Рабочие кромки лопастей окантованы металлом. Использовались винты двух O 2,35 и 2,4 м.
Рис. 8. Бензиновый бак:
1 — сливной кран, 2 — донышко, 3 — диафрагма, 4 — горловина, 5 — обечайки.
Ограждение винта трубчатое, окрашенное в красный цвет, на финишах укреплены габаритные огни (красный и зеленый).
Для поездки ночью имелся прожектор, что питался от аккумуляторной батареи емкостью 80 А·ч. Внутреннее освещение в кабине — плафоны.
Конструкция ОСГА-6 была такой удачной, что при малых усовершенствованиях она продолжительно не устаревала.
КРАТКАЯ Характеристика
Габариты, м:
протяженность………………………………………………6,35
ширина……………………………………………2,7
высота по винту……………………………….2,8
База, м…………………………………………….3,3
Колея по задним лыжам, м……………….2,1
Диаметр воздушного винта, м……………2,35—2,4
Вес, кг:
сукой……………………………………………….700
нужная нагрузка……………………………500
Тяговое упрочнение воздушного винта, кг…320
Уровень качества аэросаней…………………………0,26
Удельное давление………………………….500
Мощность двигателя, л. с…………………100
Скорость, км/ч:
большая…………………………………80
эксппуатационная……………………………35—50
И.
ЮВЕНАЛЬЕВ
Рандомные статьи:
ЧУДО-ПЕЧЬ на санях
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Изготовлению аэросаней, о которых отправится ниже обращение, предшествовала постройка более десятка иных: одно- и двухместных; одно-, двух- и трёхлыжных…
-
В собственном письме в редакцию обитатель поселка Благовещенка Республики Алтай В.Н. Ермаков именует себя постоянным и преданным читателем отечественного…
-
Пожалуй, в воспоминаниях каждого взрослого детские зимние забавы в обязательном порядке связываются с санками. И возможно с уверенностью заявить, что в…
-
В случае если отыскать в памяти, что спортивные беговые лыжи вычислены на перемещение, по большей части, по лыжне, а широким охотничьим нипочём любой…