Серия «п»

«Пора моего детства пришлась на тяжёлые послевоенные годы, — начинает собственный письмо в редакцию М. И. Псарев. — Игрушки мы тогда делали себе сами. По всей видимости, это и заронило мне в душу любовь к конструированию — всю собственную жизнь я не расстаюсь с инструментами, металлом, деревом и, очевидно, бумагой и карандашом. Вот уже отправилась вторая добрая половина судьбы, а рвение к рукотворчеству не угасает, а разгорается время от времени с таковой силой, что забываешь обо всем на свете».

Большое количество любопытнейших автомобилей выстроил за собственную жизнь Михаил Игнатьевич. И любая приносила ему огромное удовлетворение как следствие овеществления плана. «Конструирование я постоянно считал лучшим отдыхом, — пишет потом М. И. Псарев, — исходя из этого фактически все свободное время посвящаю любимому делу.

Первая моя успешная конструкторская разработка — детский мотороллер с велодвигателем Д-4, выстроенный для сына. После этого автомобильчик с тем же фанерным кузовом и двигателем.

Этапным для себя считаю 1966 год — год превращения «Моделиста-конструктора» в ежемесячное издание. Как раз с этого года мое увлечение любительским конструированием поднялось на жёсткую настоящую базу, я взял возможность сравнивать личные поиски с разработками единомышленников — таких же энтузиастов, как и я, заимствовать самые интересные технические ответы.

Больше всего интересует меня снегоходная техника.

Дело в том, что я живу в городе Чайковском Пермской области. Расположен он на берегу Боткинского водохранилища. Многие у нас увлекаются подледным ловом, не являюсь исключением и я. Как специально, все рыбные места находятся на большом растоянии — за пять-десять километров.

Для начала по чертежам, размещённым в «М-К», я выстроил моторинку с двигателем Д-5. Хорошая оказалась машина, но скоро от нее было нужно отказаться: по дорогам она бегала достаточно бодро, а по рыхлому снегу передвигалась с большим трудом.

Взвесив собственные возможности, начал строить первые в жизни аэросани с двигателем ПД-10.

Сходу сообщу, что сани эти «до ума» довести не удалось — конструкция оказалась неуклюжей и громоздкой. О затраченном труде и потерянном времени я не жалею, по причине того, что без для того чтобы опыта у меня вряд ли оказались другие сани — в этом случае с двигателем Иж-49. Конструкция вышла в полной мере работоспособной и сначала кроме того удовлетворяла меня.

Ко так уж устроен человек с его вечной неудовлетворенностью — не успев как направляться обкатать эти, начал прикидывать компоновку новых саней — более легких, более эргономичных и быстроходных.

Проектировал я их под двигатель от мотоцикла «Ппанета-3». Дабы сани оказались легкими, я поставил себе задачу максимально экономно расходовать металл. И достиг цели. Аэросани вместе с двигателем весили около 80 кг, развивали хорошую скорость, да и проходимость их была в полной мере удовлетворительной.

Серия «п»

Рис. 1. Аэросани ПМ-2

В то время в «М-К» довольно часто публиковались описания мотонарт любительской постройки. Решил и я попытаться собственные силы. Снегоход мой не был похож на мотонарты в современном понимании этого слова — позади у него были две лыжи, а спереди — ведущее колесо-барабан. Два года я затратил на постройку данной автомобили, и, к сожалению, впустую. По рыхлому снегу она по большому счету не ходила, а по укатанному ползла с черепашьей скоростью. Куда ей до аэросаней!

И опять за работу.

Решил возвратиться к аэросаням, но не привычной мне уже схемы, а к снегоходу-амфибии. Двигатель сначала решил делать сам из двух модернизированных ПД-10. Дома отлил из дюралюминия картеры, цилиндры заменил на другие, от мотора Иж-ЮЗ. Но запустить двигатель не удалось. Сказался недочёт опыта, станочной базы…

Следующие аэросани я проектировал уже под двигатель от мотоцикла М-72.

Главная неприятность наряду с этим была в редукторе, но и ее удалось решить. К этому времени у нас в городе появился маленькой коллектив любителей самодеятельного аэросанестроения, и таковой редуктор был нужным многим моим товарищам. Общими усилиями было сделано пара штук.

Один из них в полной мере удачно трудится и на моих аэросанях, взявших индекс ПМ-4. Машина оказалась хорошая, с трехлопастным дюралюминиевым винтом изменяемого шага, с лыжами, каковые летом возможно заменить на колеса.

На данный момент тружусь над реализацией давешнего собственного плана — желаю выстроить аэросани-амфибию.

ПМ-2

Не обращая внимания на серийный выпуск гусеничных мотоснегоходов, аэросани так же, как и прежде привлекаютсамодеятельных конструкторов.

Что ни зима — много новых легких стремительных автомобилей с воздушным винтом выходят на снежные просторы. Конструкции, о которых мы говорим сейчас в подборке «Серия «П», завлекают простотой исполнения, рациональностью ответов и хорошими эксплуатационными качествами.

Корпус этих саней несущий. Шпангоуты из сосновых реек сечением 25×45 мм, а стрингеры — из тонкостенных металлических труб O 18 мм и древесных реек сечением 18X25 мм. Снаружи корпус обшит трехмиллиметровой фанерой.

Подмоторная рама сварена из водопроводных труб O 20 и 25 мм. Лыжи древесные, с полиэтиленовой подошвой, подрессоренные амортизаторами от мотоцикла «Восход».

Двигатель от мотоцикла Иж-49. Дабы приспособить его к аэросаням, было нужно удалить часть шестерен из коробки передач, выточить вал для воздушного винта и дюралюминиевый стакан.

Сцепление и кикстартер я сохранил, что весьма удобно для надёжного запуска двигателя.

Сани эти помогали мне около двух лет, единственным их недочётом был относительно большой Центр тяжести из-за неудачно расположенного двигателя, что значительно снижало устойчивость на поворотах.

ПМ-3

Машина эта, в общем, похожа на прошлую, но устойчивость ее на поворотах выше за счет низко расположенного центра тяжести. Корпус аэросаней древесный, из сосновых фанеры и брусков. Исключение образовывает подмоторная рама, выполненная заодно с задней поперечной балкой из металлических труб.

Рис.

2. Аэросани ПМ-3:

1 — рессора, 2 — рулевая колонка, 3 — рулевая тяга, 4 — тормозная рукоятка, 5 — руль, 6 — магнето, 7 — рукоятка кикстартера, 8 — корпус подшипника 9 — вал воздушного винта, 10 — натяжной ролик, 11 — топливный бак, 12 — подмоторная рама, 13 — двигатель, 14 — ограждение винта, 15 — ведомый шкив, 16 — амортизатор (от мотоцикла «Восход»), 17 — качалка, 18 — скребковый тормоз, 19 — ведущий шкив, 20 — сосновые лонжероны рамы.

коленчатый вал и Воздушный винт двигателя связывает клиноременная передача с трехручьевыми шкивами. Передаточное отношение примерно 1:2. Двигатель от мотоцикла «Планета-3».

Лыжи из березовых досок, с полиэтиленовой подошвой. Тормоз скребкового типа. Скорость аэросаней до 60 км/ч.

ПМ-4

Данный снегоход — моя последняя разработка, в которой я попытался учесть недоработки и промахи, обнаружившиеся в прошлых конструкциях.

Аэросани ПМ-4 — двухместные, с закрытым несущим корпусом. Каркас древесный, с фанерной обшивкой.

Откидывающаяся часть фонаря выгнута из алюминиевого страницы толщиной 1 мм. Лыжи сделаны из дюралюминиевых труб O 150 мм, подошва каждой усилена дюралюминиевым двухмиллиметровым страницей и обшита полиэтиленом.

Рис.

3. Аэросани ПМ-4:

1 — бензонасос, 2 — рукоятка кикстартера, 3 — бак, 4 — аккумулятор, 5 — рукоятка сцепления, 6 — тормозная рукоятка, 7 — педаль «газа», 8 — фара, 9 — буксирная скоба, 10 — передняя вилка (от мотороллера «Вятка»), 11 — скребковый тормоз, 12 — амортизатор (от мотороллера «Вятка»)

Двигатель — от мотоцикла М-72. Установлен он через резиновые прокладки на небольшой подмоторной раме.

Коробка передач с него снята, и вместо нее задействован редуктор собственной конструкции, в два раза уменьшающий частоту вращения ведомого вала. Применение бензонасоса разрешило установить топливный бак внизу, в багажнике.

Конструкцией ходовой части предусмотрена установка вместо лыж колес от мотороллера, что разрешает эксплуатировать аэросани кроме этого и летом.

Рандомные статьи:

Чародейки 2 сезон 16 серия П значит прикрытие


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аэросани: идеи и конструкции

    Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…

  • Серия «п»: поиск продолжается

    О работах отечественного кружка технического творчества при политехникуме легкой промышленности города Чайковского уже неоднократно рассказывалось на…

  • Tales of zestiria — новая история в знакомой серии

    Tales of Zestiria — Новая история в привычной серии JRPG – жанр особый. В то время, как другие жанры смешиваются, стирая границы между различными схемами…

  • Обзор лего минифигурки серия 16

    Победитель дог-шоу весьма обожает собственного пса. Он учит его новым трюкам, смотрит за тем, дабы питомец был радостным и здоровым. Для него пес — самая…